Зачем ты мнишь, что ты - малый сосуд?
Ведь в тебе сокрыт великий мир.
Именно эти слова можно сказать и о нашем земляке, уроженце села Ики-Бухус Мало-Дербетовского района Калмыкии, Эрдниеве Пюрве Мучкаевиче
Он относится к яркой плеяде ученых, которые составляют гордость и славу Калмыкии и России. Вся его долгая, удивительная жизнь и плодотворная научная деятельность целиком и полностью отдана важному, трудному и благородному делу – науке и образованию.
Просмотр содержимого документа
«Презентация "Герой нашего времени". Руководитель: Музаева Баир Эрдниевна учитель математики МКОУ "ЦНСОШ им. Н. М. Санджирова"»
Подготовила Борлыкова Алтына Базыровна, обучающаяся 8-го класса МКОУ «Цаган-Нурская сош им. Н.М.Санджирова»
Руководитель Музаева Баир Эрдниевна, учитель математики
Именно эти слова можно сказать и о нашем земляке, уроженце села Ики-Бухус Мало-Дербетовского района Калмыкии, Эрдниеве Пюрве Мучкаевиче
Академик РАО, профессор, доктор педагогических наук Пюрвя Мучкаевич Эрдниев.
В 1921 году 15 октября в селе Ики-Бухус родился один из величайших умов человечества. Как говорил Писарев Д.И.:
«Ничто так не расширяет горизонт наших понятий о природе и о человеческой жизни, как близкое знакомство с величайшими умами человечества»
В 1938 г. закончил сельскую школу в Малых Дербетах. В 1939-1940 годах учился в Астраханском педагогическом училище. Учебу совмещал с работой учителя неполной средней школы. В 1940 году призван в ряды Красной Армии. Рядовым, сержантом, младшим лейтенантом прошел всю войну. Награжден орденами Отечественной войны I и II степени, медалями.
- После демобилизации в 1945 году поступил на физико-математический факультет Барнаульского педагогического института, окончив который в 1949 году стал работать заведующим учебной частью Несунаевской семилетней школы Алтайского края. С 1955 по 1957 год учился в аспирантуре Академии педагогических наук СССР, по окончании которой работал ассистентом, старшим преподавателем, доцентом Ставропольского педагогического института. С 1964 года и по настоящее время работает в Калмыцком государственном университете.
- В 1972 году защитил диссертацию доктора педагогических наук по методике преподавания математики. В 1989 году избран академиком Российской академии образования.
- В 1989 году выиграл грант Президиума Академии педагогических наук СССР, по которому разработал и издал в Москве альтернативные учебники математики для учеников 1-8 классов российской средней школы. Завершающие учебники этой серии (для 9 класса) были изданы в Элисте в 2009г.
- В 1998 году удостоен премии Президента Российской Федерации за разработку "Новаторской и высокоэффективной технологии математического образования укрупнением дидактических единиц (УДЕ)". Технология УДЕ является самобытным, конкурентоспособным открытием, являющимся приложением закономерностей условного рефлекса (И.П. Павлова) и обратной связи (П. К. Анохин) к практике массовой школы.
- «…Высокая эффективность технологии УДЕ как неизвестного ранее психофизиологического феномена, подтвержденная многократно в практике массовых учебных заведений города и села, имеет глубинной причиной особую перестройку структуры мышления. Объяснительным фактором здесь выступает то, что теория УДЕ в своих научных истоках восходит к учению И.П.Павлова об условных рефлексах (Нобелевская премия,1904) и к теории обратных афферентаций П.К.Анохина (Ленинская премия,1974). Факт признания технологии УДЕ как научным сообществом, так и в практике педагогов различных стран, означает – и это главное! – доказательство наличия великих духовных ресурсов российской науки, говоря точнее, научного потенциала нашей страны. Учение Павлова-Анохина позволило нам найти решение одной из неотложных государственных задач, важность и актуальность которой стала понятной именно в настоящее время». «…Я – оптимист. Я верю в россиян, в то, что они найдут выход из любого трудного положения. И это меня окрыляет, это придает мне силы и веру в востребованность УДЕ. Надеюсь, оно поможет людям раздвинуть границы познания самих себя»
Укрупненная дидактическая единица — это локальная система понятий, объединенных на основе их смысловых логических связей и образующих целостно усваиваемую единицу информации.
Автором 55–летнего исследования по укрупнению дидактических единиц является действительный член Академии педагогических наук Российской Федераций, заслуженный деятель России и Калмыкии профессор Эрдниев Пюрвя Мучкаевич.
- - применять обобщения в текущей учебной работе на каждом уроке;
- - устанавливать больше логических связей в материале;
- - выделять главное и существенное в большой дозе материала;
- - понимать значение материала в общей системе ЗУН;
- - выявить больше межпредметных связей;
- - более эмоционально подать материал;
- - сделать более эффективным закрепление материала .
- По уровню применения: общепедагогическая.
- По основному фактору развития: социогенная.
- По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная с элементами поэтапной интериоризации.
- По ориентации на личностные структуры: информационная с элементами операционной.
- По характеру содержания: обучающая, светская, технократическая, общеобразовательная.
- По типу управления: система малых групп.
- По организационным формам: классно-урочная, академическая, групповая -индивидуальная.
- По подходу к ребенку: дидактоцентрическая.
- По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная.
- По направлению модернизации: дидактическое реконструирование.
- По категории обучаемых: массовая + продвинутая.
- • Достижение целостности математических знаний как главное условие развития и саморазвития интеллекта учащихся.
- • Создание информационно более совершенной последовательности разделов и тем школьных предметов, обеспечивающее их единство и целостность.
- • Сверхзадача: вооружить девятилетнюю школу страны едиными учебниками математики (на базе рационального синтеза учебников алгебры, геометрии и черчения).
- Л.В.Горбанева, заслуженный учитель РФ, отличник народного просвещения: «УДЕ – это загадка, которую можно постичь, работая долго и систематически. Зная идею УДЕ, можно применять ее на любом уроке, на любом предмете. Но чтобы это сделать правильно, надо глубоко понять суть идеи, в чем она заключается. Идея УДЕ дает возможность применять на разных уроках эту систему (технологию): русский язык, чтение, природоведение, рисование. На любом уроке развивать речь детей, логику, мышление, учить применять, находить дополнительный материал и не просто говорить, а объяснять, доказывать, рассуждать, сравнивать»…
Пюрвя Мучкаевич Эрдниев воистину достоин звания учителя учителей.
- П. М. Эрдниев - Заслуженный деятель науки РСФСР (1981 г.), Заслуженный деятель науки Калмыцкой АССР (1972 г.), Почетный гражданин Республики Калмыкия (1995 г.), лауреат премии Президента РФ(1998г.). Награжден орденом "Знак Почета" (1964 г.), орденом Дружбы (2002г.).
- На фото П.М. Эрдниев и его супруга Бадмаева Б.Б.
Пюрвя Мучкаевич Эрдниев - основатель известной учительской династии, достойными представителями которой являются сыновья - Батыр Пюрвеевич, Очир Пюрвеевич и внук Арслан Батырович. В 2005 году семья Эрдниевых стала лауреатом премии «Семья России» в номинации «Династия».
- Пюрвя Мучкаевич с правнучками