Главное богатство – люди!
Главный художник МИД СССР
Средняя общеобразовательная школа при Посольстве России в Бразилии
2018 г.
г. Бразилиа
Люди – это богатство страны.
Мы расскажем об одном очень интересном человеке, творчество которого связано с Посольством России в Бразилии, а на Родине вызывает горячие споры. Но это лишь означает, что он сам и его деятельность небезразличны людям.
Мы не станем сразу раскрывать имя нашего героя, а будем постепенно, рассказывая о нём и его делах, снимать с его личности покров тайны.
А вы попробуйте угадать ещё до окончания нашего повествования, кого называли «главный художник МИД».
Творчество нашего героя очень многогранно. Называть этого чело-века только художником несправед-ливо. Поэтому до поры до времени будем именовать его Мастер .
Мастер прошёл хорошую школу в годы хрущёвской Отте-пели. Это было время существенных изменений в духовной жизни общества, переоценки ценностей, оживления во всех областях творческой деятельности.
Мастер выбрал для себя путь художника-монументалиста. Он охотно и много экспериментировал.
В 1964 г. Мастер побывал во Франции, где общался с выда-ющимися художниками П.Пикассо и М.Шагалом, что сильно повлияло на нашего героя.
В 60-е гг. он работает на Кавказе. Оформляет кинотеатры, санатории и даже… автобусные остановки.
Мастера заметили, его творчество понравилось, он был необычен.
И вот в начале 1970-х гг. ему дают Государственное Задание. Он летит в Южную Америку, чтобы офор-мить Посольство СССР в новой столице Бразилии.
Мастер : «Я не знаю, почему меня выбрали, но я про-шёл хорошую школу, может, поэтому. Школу син-теза архитектуры и монументального искусства! У меня были хорошие учителя».
Посольство СССР (России) в Бразилии
Бразилиа, спланированный Л. Костой и оформленный гениальным О. Нимей-ером, потряс Мастера. Город всегда по-трясает больше всего именно деятелей искусства, которые, в отличие от простых людей, видят в нём прежде всего вопло-щение творческих идей. Все новое, что могла себе позволить архитектура сере-дины XX в., нашло здесь себе место.
Мастер : Он (Нимейер) построил очень хороший город Бразилиа! В нем нет пробок, потому что планировка правильная! Я был счастлив научиться чему-то в Бразилии, пройти эту школу. Я каждый день работал, писал лю-дей, натюрморты и так далее .
Но главное для Мастера в Бразилиа – это интерьеры Посольства.
В одном из буклетов, посвященных Мастеру , вся работа в Посольстве умести-лась в нескольких строках:
"Бразилия — общее решение интерьера, чеканка по металлу, чеканка и травка по цветному металлу, хрустальная люстра, витражи".
Коротко, сухо, прозаично. А у нас есть возможность это увидеть и рассмотреть внимательно.
Парадные залы
Стену парадного зала заполнила панорама Московского Кремля. Мастер применил чеканку и гравировку по золотистому металлу. Создавая образ Кремля, следовал традиции академии — верности натуре, реализму.
Парадные залы
Панно
Мастер разработал приемы, позво-ляющие создавать крупные горе-льефы. Выколотка по металлу здесь была недостаточна, так как не обеспечивала необходимой высоты рельефов. Он нашел особый прием…
Парадные залы
Панно
Нарисованный на листовой меди рельеф выколачивался, а затем все его фигуры вырезались и выдвига-лись вперёд, привариваясь к листо-вой медной основе с помощью вер-тикальных стенок. Рельеф становил-ся крупномасштабным и хорошо вос-принимался с большого расстояния.
Парадные залы
Панно
Парадные залы
Панно
На противоположной стене парадного пространства картина творилась уже по законам парижской школы: воображе-нием и фантазией. В центре медного панно светит диск солнца.
Солнце – это знание, это устремлённая в будущее мысль человека, это светлое завтра.
Парадные залы.
Решётка и витражи
Парадное пространство Посольства разделено на три части: два различ-ных по площади представительских зала и холл, в котором начинает свой спуск очень красивая лестница.
Залы разделены бронзовыми решет-ками, служащими оправой ярких витражей. Десятки чеканных клейм, как на старинных иконах, иллюс-трируют историю Советского Союза.
Парадный зал и холл освеща-ются хрустальными люстрами, выполненными по эскизам художника, сыгравшего роль дизайнера. С этой ролью Мастер сроднился на всю жизнь.
Парадные залы.
Люстры
Бразилия стала первой зару-бежной страной, где Мастеру пришлось долго жить и рабо-тать, поэтому она ему особенно дорога.
Мастер : «Если бы меня спро-сили, куда бы я хотел вер-нуться, так это в Бразилию, в город Бразилиа. Там я не только советское посольство делал. Там веселился на карна-вале, занимался карате, встречался с Пеле, который рассказывал интересные истории».
Русские народные мотивы помогли создать стальной фриз, огибающий фойе клуба. Темой стало народное празд-ничное гуляние. Увековечен праздник гравировкой на стали.
Клуб
На этом торжестве жизни пляшут русские парни в косо-воротках и сапожках. Деко-рацией сцены служат само-вары, расписные тарелки и печатные пряники, атрибуты старинного русского быта.
Клуб
В посольском саду пролегла до-рожка, ведущая к мозаикам, где дана воля цвету. Мозаика совсем небольшая, ею выложено дно прудика. Вода делает краски сочнее, и за полвека мозаика не потеряла своей жизнерадостности и ощущения бразильского карнавала.
Сад
Второй зарубежной командировкой Мастера стала страна в Старом Свете – Португалия. С того времени, по словам Мастера , он стал служить "главным художником МИДа". Так назвал его министр иностранных дел СССР. С тех пор МИД поручал оформлять посольские здания и помещения по всему миру — в Сирии, Японии, США.
Наверное, те из вас, кто сейчас работает и учится в этих странах, уже поняли, кто скрывается под псевдонимом «Мастер».
После окончания работ по по-ручениям МИДа Мастер соз-даст за границами СССР и Рос-сии ещё много произведений.
Его работы находятся во мно-гих музеях и на самых видных местах в разных городах.
В 1990-е гг. он очень много ра-ботает над внешним обликом Москвы. Наверное, слишком много… Это стало вызывать зависть, а где-то и справед-ливую критику.
Но Мастер работает и поныне. Его творчество обсуждается, а что может быть лучшим дока-зательством того, что твоё дело трогает людей.
Музеи собирают картины, города ставят на площадях памятники, туристы увле-чённо фотографируют всю эту красоту. И почти всегда мы не знаем тех, кто всё это богатство создаёт.
А создают его ЛЮДИ, и, зна-чит, главное богатство любой страны - это её граждане.
И имена этих людей знать не только любопытно, но и обязательно – это дань ува-жения к своей стране, граж-данами которой мы явля-емся.
Люди – наше богатство
Наш герой, наш Мастер – это Зураб Константинович Церетели.
Итак, пришло время раскрыть имя человека, который так оформил интерьеры нашего Посольства в г. Бразилиа, что любой иностранец, взглянув на кремлёвские башни панно, без труда поймёт, что он находится в дипломатическом представительстве Российской Федерации.
Люди – наше богатство
Работа подготовлена ученицей 11 класса средней общеобразовательной школы при Посольстве России в Бразилии Очневой Марией и учителем истории и обществознания
Очневым И.В.