СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Господа Головлёвы. Духовная и физическая деградация помещиков в семейной хронике"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Господа Головлёвы. Духовная и физическая деградация помещиков в семейной хронике"»

ГОСПОДА ГОЛОВЛЁВЫ Духовная и физическая деградация помещиков в семейной хронике

ГОСПОДА ГОЛОВЛЁВЫ

Духовная и физическая деградация помещиков

в семейной хронике

Время, описанное в романе События романа происходят до и после крестьянской реформы 1861 года. Как только заканчивалось первичное накопление капитала, последующие поколения ремесленных, торговых и дворянских фамилий безудержно его проматывали . Именно такую историю рассказал в романе «Господа Головлевы» Салтыков-Щедрин. РОМАН – социально-психологический

Время, описанное в романе

События романа происходят до и после крестьянской реформы 1861 года.

Как только заканчивалось первичное накопление капитала, последующие поколения ремесленных, торговых и дворянских фамилий безудержно его проматывали . Именно такую историю рассказал в романе «Господа Головлевы» Салтыков-Щедрин.

РОМАН – социально-психологический

Прототипы.  Автобиографические мотивы. Семья была дикая и нервная, отношения между членами её отличались какой-то звериной жестокостью, чуждой всяких тёплых родственных сторон. Об этих отношениях можно отчасти судить по повести

Прототипы. Автобиографические мотивы.

Семья была дикая и нервная, отношения между членами её отличались какой-то звериной жестокостью, чуждой всяких тёплых родственных сторон. Об этих отношениях можно отчасти судить по повести "Семейство Головлёвых", где Салтыков воспроизвёл некоторые типы своих родственников.

Образ тургеневской усадьбы, как правило, «овеян поэзией природы и искусства». В описании гончаровских усадеб превалирует «патриархальная мудрость». Усадьбы в изображении Льва Толстого — это в основном «здоровая сельская жизнь»  Усадьба Головлёвых «несёт запах тлена, разорения жизни». Головлёво воспринимается Степаном, возвращающимся в родной дом, как конец пути: «дальше идти уже некуда», «теперь всё кончено»
  • Образ тургеневской усадьбы, как правило, «овеян поэзией природы и искусства».
  • В описании гончаровских усадеб превалирует «патриархальная мудрость».
  • Усадьбы в изображении Льва Толстого — это в основном «здоровая сельская жизнь»

Усадьба Головлёвых «несёт запах тлена, разорения жизни». Головлёво воспринимается Степаном, возвращающимся в родной дом, как конец пути: «дальше идти уже некуда», «теперь всё кончено»

 Главой семьи является богатая и властная помещица Арина Петровна Головлёва. Она успешно ведет свое большое хозяйство. Арина Петровна уже 40 лет состоит в браке с нелюбимым мужем. У супругов 4 детей: Степан, Анна, Порфирий (Иудушка) и Павел. Старуха воспитывает двух внучек-сироток Анниньку и Любиньку, оставшихся после смерти дочери Анны. При этом Арина Петровна считает своих детей и внуков обузой.

Главой семьи является богатая и властная помещица Арина Петровна Головлёва. Она успешно ведет свое большое хозяйство. Арина Петровна уже 40 лет состоит в браке с нелюбимым мужем. У супругов 4 детей: Степан, Анна, Порфирий (Иудушка) и Павел. Старуха воспитывает двух внучек-сироток Анниньку и Любиньку, оставшихся после смерти дочери Анны. При этом Арина Петровна считает своих детей и внуков обузой.

Арина Петровна Живёт как будто для семьи . Однако её заботы о близких — видимость; все устремления ее сосредоточены вокруг « фантастической погони за „благоприобретением “». В конце жизни Арина Петровна сама приходит к пониманию, что « служила призракам » — нет у неё ни семьи, ради которой она « одних казнила, других награждала », ни собственности. При этом она выглядит в романе едва ли не единственным здравым человеком Умерла.

Арина Петровна

Живёт как будто для семьи . Однако её заботы о близких — видимость; все устремления ее сосредоточены вокруг « фантастической погони за „благоприобретением “». В конце жизни Арина Петровна сама приходит к пониманию, что « служила призракам » — нет у неё ни семьи, ради которой она « одних казнила, других награждала », ни собственности. При этом она выглядит в романе едва ли не единственным здравым человеком

Умерла.

Степан  Стёпка-балбес  Старший сын, 40-летний Степан Головлев по прозвищу

Степан Стёпка-балбес

Старший сын, 40-летний Степан Головлев по прозвищу "балбес", давно не живет дома и ведет распутную жизнь. В конце концов он растрачивает весь свой капитал, впадает в нищету и возвращается в Головлево к ненавистной ему матери. Старуха холодно принимает непутевого сына и держит его в суровых условиях. Степан замыкается в себе, тоскует и спивается, а мать как будто не замечает его страданий. Вскоре Степан умирает.

Степан  Стёпка-балбес « Не оказывал ни малейшего позыва к труду » - автор прямо указывает на господский склад жизни как «главный источник гибели Степана». Салтыков-Щедрин показывает « процесс постепенного омертвления жизни ».

Степан Стёпка-балбес

« Не оказывал ни малейшего позыва к труду » - автор прямо указывает на господский склад жизни как «главный источник гибели Степана». Салтыков-Щедрин показывает « процесс постепенного омертвления жизни ».

Павел Головлёв Анна Головлёва Человек , «лишённый поступков». Он не делал ни зла, ни добра, никого не обижал и никому не помогал, огрызался против матери и одновременно боялся её. Сбежала с гусаром, обвенчалась с ним без родительского благословения. Вернулась.

Павел Головлёв Анна Головлёва

Человек , «лишённый поступков». Он не делал ни зла, ни добра, никого не обижал и никому не помогал, огрызался против матери и одновременно боялся её.

Сбежала с гусаром, обвенчалась с ним без родительского благословения. Вернулась.

Аннинька и Любенька Вырвались из проклятого родного гнезда, мечтая о служении высокому искусству. Но сестры не были подготовлены для суровой жизненной борьбы ради высоких целей. Отвратительная, циничная провинциальная среда поглотила и погубила их.

Аннинька и Любенька

Вырвались из проклятого родного гнезда, мечтая о служении высокому искусству. Но сестры не были подготовлены для суровой жизненной борьбы ради высоких целей. Отвратительная, циничная провинциальная среда поглотила и погубила их.

Порфирий Головлёв «Иудушка», «кровопивушка», «откровенный мальчик »

Порфирий Головлёв «Иудушка», «кровопивушка», «откровенный мальчик »

Иудушка живет в Головлеве. Он все время чем-то занят, но по сути ничего не знает о своем хозяйстве. Один из сыновей Иудушки,  Володенька , кончает жизнь самоубийством.  Тем временем сиротки Аннинька и Любинька присылают бабушке письмо. Они сообщают, что стали актрисами и работают в театре в Харькове. Сестры развлекаются с богатыми мужчинами и неплохо живут за их счет.  К Иудушке приезжает сын  Петенька , служащий офицером в Петербурге. Молодой человек растратил служебные деньги и должен их вернуть. Он просит помощи у бабушки, но та не имеет денег. Иудушка тоже отказывает сыну. Арина Петровна проклинает Иудушку, надеясь, что тот сжалится над сыном. 
  • Иудушка живет в Головлеве. Он все время чем-то занят, но по сути ничего не знает о своем хозяйстве. Один из сыновей Иудушки,  Володенька , кончает жизнь самоубийством. Тем временем сиротки Аннинька и Любинька присылают бабушке письмо. Они сообщают, что стали актрисами и работают в театре в Харькове. Сестры развлекаются с богатыми мужчинами и неплохо живут за их счет. 
  • К Иудушке приезжает сын  Петенька , служащий офицером в Петербурге. Молодой человек растратил служебные деньги и должен их вернуть. Он просит помощи у бабушки, но та не имеет денег. Иудушка тоже отказывает сыну. Арина Петровна проклинает Иудушку, надеясь, что тот сжалится над сыном. 

Тем временем незаконная сожительница Иудушки, экономка Евпраксинья, ждет ребенка. Иудушка не хочет этого ребенка. Он боится, что люди узнают о его прелюбодействии. Евпраксинья рожает ребенка. Иудушка не хочет даже его видеть. Малыша называют Владимиром. Иудушка приказывает служанке отвезти новорожденного в Москву в воспитательный дом (приют).

Иудушка спокойно переносит проклятье матери и не придает ему значения. Он провожает Петеньку, так и не дав ему денег. После этого Арина Петровна уезжает к себе, почти ничего не ест и тает на глазах. Через месяц она умирает.

Иудушка хоронит мать. Вскоре Иудушка узнает, что умер его сын Петенька: за растрату денег молодой человек был сослан в Сибирь, но в пути заболел и скончался.

После рождения ребенка Евпраксия начинает бунтовать против подлеца Иудушки. Она упрекает его за то, что тот отдал в приют сына, что не покупает ей дорогие платья и т.д. В конце концов Евпраксия, как экономка, перестает как следует прислуживать Иудушке. Остальные слуги также ведут себя все более вольно. Оставшись без внимания Евпраксиньи, Иудушка дичает и опускается. Он начинает жить в своем вымышленном мире. Он мысленно разговаривает с матерью, крестьянами. В своих мыслях он мстит всем тем, кто его обидел.

 Умирающая от чахотки Аннинька приезжает к дяде Иудушке в Головлево. Она выглядит больной, постаревшей и

Умирающая от чахотки Аннинька приезжает к дяде Иудушке в Головлево. Она выглядит больной, постаревшей и "потрепанной". Аннинька говорит дяде, что приехала сюда умирать. Аннинька и ее дядя Иудушка начинают вместе пьянствовать. Во время этих посиделок Аннинька упрекает дядю в том, что он виновен во многих бедах семьи Головлевых. Эти разговоры приводят к тому, что у Иудушки наконец просыпается совесть, хотя это уже никому не нужно. Иудушка осознает, что он подло поступил с матерью, когда выжил ее из имения. Среди ночи Иудушка идет на могилу матери, чтобы проститься с ней. В пути он замерзает и умирает. Тем временем Аннинька лежит в горячке и, судя по всему, скоро умрёт.

Наступила агония раскаяния, душевная смута, возникло острое чувство своей виновности перед людьми, появилось ощущение, что все окружающее враждебно противостоит ему, а потом созрела и идея о необходимости «насильственного саморазрушения», самоубийства Но в заключительной главе Щедрин показывает, как в Иудушке проснулась одичалая, загнанная и позабытая совесть . Она осветила ему весь ужас его предательской жизни, всю безвыходность.

Наступила агония раскаяния, душевная смута, возникло острое чувство своей виновности перед людьми, появилось ощущение, что все окружающее враждебно противостоит ему, а потом созрела и идея о необходимости «насильственного саморазрушения», самоубийства Но в заключительной главе Щедрин показывает, как в Иудушке проснулась одичалая, загнанная и позабытая совесть . Она осветила ему весь ужас его предательской жизни, всю безвыходность.

 Даже в самом отвратительном и опустившемся человеке возможно пробуждение совести и стыда , осознание пустоты, несправедливости и бесплодности своей жизни. Образ Иудушки Головлева стал мировым типом предателя, лгуна и лицемера.

Даже в самом отвратительном и опустившемся человеке возможно пробуждение совести и стыда , осознание пустоты, несправедливости и бесплодности своей жизни.

Образ Иудушки Головлева стал мировым типом предателя, лгуна и лицемера.

Финал романа  «Тогда снарядили нового верхового и отправили его в Горюшкино к

Финал романа

«Тогда снарядили нового верхового и отправили его в Горюшкино к "сестрице" Надежде Ивановне Галкиной , которая уже с прошлой осени зорко следила за всем, происходившим в Головлеве».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!