ОГЭ по информатике
Часть 2. Задание 14
Файлы, необходимые для выполнения заданий, рассмотренных в презентации, можно скачать с Яндекс Диск .
Справочная информация
В задании 14 проверяется умение проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы.
Задание выполняется на компьютере с использованием изучаемого в школе табличного процессора, например, LibreOffice Calc или Microsoft Excel.
Далее рассматриваются примеры с использованием LibreOffice Calc. Предполагается, что ученик уже имеет навыки работы с этой программой.
Максимально за это задание можно получить 3 балла.
Данное задание является довольно творческим и имеет множество различных способов решения, использующих различные средства электронных таблиц, поэтому оценивается не ход выполнения задания, а правильность полученных числовых ответов и построения диаграммы. Далее рассматривается лишь один из возможных способов решения.
Справочная информация
Критерии оценивания выполнения задания
Задание содержит три оцениваемых элемента: нужно определить два числовых значения и построить диаграмму.
Первые два элемента считаются выполненными верно, если верно найдены требуемые числовые значения.
Диаграмма считается построенной верно, если её геометрические элементы правильно отображают представляемые данные, отображаемые данные определены правильно и явно указаны на диаграмме тем или иным способом, диаграмма снабжена легендой.
Указания по оцениванию
Верно выполнены все три оцениваемых элемента
Баллы
Не выполнены условия, позволяющие поставить 3 балла. При этом верно выполнены два оцениваемых элемента
3
2
Не выполнены условия, позволяющие поставить 2 или 3 балла. При этом верно выполнен один оцениваемый элемент
Не выполнены условия, позволяющие поставить 1, 2 или 3 балла
1
Максимальный балл
0
3
Справочная информация
Встроенные функции
Для ввода функции в формулу необходимо:
- в меню выбрать команду Вставка – Функция… (или на кнопку ) ;
- в окне Мастер функций выбрать категорию и нужную функцию (можно выбрать категорию «Все» и ввести первые буквы имени функции), нажать кнопку Далее ;
- ввести значения аргументов (диапазоны, условия), нажать Ок .
Справочная информация
МИН ( диапазон ) – минимальное значение в указанных ячейках.
МАКС ( диапазон ) – максимальное значение в указанных ячейках.
Справочная информация
СЧЁТ ( диапазон ) – количество ячеек в указанном диапазоне, содержащих числа.
СУММ ( диапазон ) – сумма значений в указанных ячейках.
СРЗНАЧ ( диапазон ) – среднее арифметическое значение в указанных ячейках.
Справочная информация
ЕСЛИ ( условие; значение_истина; значение_ложь ) – определяет, какое из двух значений будет в ячейке в зависимости от условия.
Справочная информация
И ( условие1; условие2; … ) – логическая функция И, составное условие будет истинным, когда истинны все простые условия.
ИЛИ ( условие1; условие2; … ) – логическая функция ИЛИ, составное условие будет истинным, когда истинно хотя бы одно простое условие.
Справочная информация
СЧЁТЕСЛИ ( диапазон; условие ) – количество непустых ячеек в диапазоне, удовлетворяющих заданному условию.
СУММЕСЛИ ( диапазон; условие ) – сумма значений в ячейках диапазона, соответствующих заданному условию.
СРЗНАЧЕСЛИ ( диапазон; условие ) – среднее арифметическое значение в ячейках диапазона, соответствующих условию.
Справочная информация
СЧЁТЕСЛИМН ( диапазон; условие; … ) – количество непустых ячеек в диапазоне, удовлетворяющих заданному набору условий.
Справочная информация
СУММЕСЛИМН ( диапазон; диапазон_условия; условие… ) – сумма значений в ячейках диапазона, соответствующих заданному набору условий.
Справочная информация
СРЗНАЧЕСЛИМН ( диапазон; диапазон_условия; условие… ) – среднее арифметическое значение в ячейках диапазона, соответствующих условию.
Справочная информация
Построение диаграмм
- выделить в таблице необходимые данные;
- в меню выбрать команду Вставка – Диаграмма ;
- в окне Мастер диаграмм выбрать Тип диаграммы ( Круговая ), при необходимости можно уточнить другие параметры диаграммы, нажать кнопку Готово ;
- для добавления числовых данных кликнуть правой кнопкой мыши на диаграмме, в контекстном меню выбрать команду Подписи данных ;
- для редактирование параметров диаграммы нужно сделать двойной клик на ней.
14-1
В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников по выбранным ими предметам.
В столбце A записан код округа, в котором учится ученик; в столбце B – код фамилии ученика; в столбце C – выбранный учеником предмет; в столбце D – тестовый балл.
Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 учеников.
Откройте файл с данной электронной таблицей задание 14.xls (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена).
На основании данных, содержащихся в этой таблице, выполните задания.
14-1
1. Сколько учеников, которые проходили тестирование по информатике, набрали более 600 баллов? Ответ запишите в ячейку H2 таблицы.
2. Каков средний тестовый балл учеников, которые проходили тестирование по информатике? Ответ запишите в ячейку H3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
3. Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение числа участников тестирования из округов с кодами «В», «Зел» и «З». Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6. В поле диаграммы должны присутствовать легенда (обозначение соответствия данных определённому сектору диаграммы) и числовые значения данных, по которым построена диаграмма.
Полученную таблицу необходимо сохранить под именем, указанным организаторами.
600") Чтобы не выделять диапазон C2:C1001, можно выделить весь столбик C щелчком на заголовке столбика, обозначается C:C. Ответ на 1 задание: 32 " width="640"
14-1
1. Сколько учеников, которые проходили тестирование по информатике , набрали более 600 баллов? Ответ запишите в ячейку H2 таблицы.
Нам нужно подсчитать количество учеников, соответствующих двум условиям , значит используем функцию СЧЁТЕСЛИМН .
В ячейку H2 вводим формулу с помощью мастера функций:
=СЧЁТЕСЛИМН(C:C; "информатика"; D:D; "600")
Чтобы не выделять диапазон C2:C1001, можно выделить весь столбик C щелчком на заголовке столбика, обозначается C:C.
Ответ на 1 задание: 32
14-1
2. Каков средний тестовый балл учеников, которые проходили тестирование по информатике ? Ответ запишите в ячейку H3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
Нам нужно найти среднее арифметическое значение ячеек, соответствующих условию , значит используем функцию СРЗНАЧЕСЛИ . В ячейку H3 вводим формулу :
=СРЗНАЧЕСЛИ(C:C; "информатика"; D:D)
Получено число 546,819444444445
С помощью кнопок Больше разрядов/Меньше разрядов устанавливаем 2 знака после запятой.
Ответ на 2 задание: 546,82
14-1
3. Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение числа участников тестирования из округов с кодами «В», «Зел» и «З». Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6. В поле диаграммы должны присутствовать легенда и числовые значения данных, по которым построена диаграмма.
В любом свободном месте построим дополнительную таблицу для подсчета количества участников по каждому из требуемых округов . Используем следующие формулы:
=СЧЁТЕСЛИ(A:A; "В")
Ответ на 3 задание:
=СЧЁТЕСЛИ(A:A; "Зел")
=СЧЁТЕСЛИ(A:A; "З")
Выделяем эти ячейки и с помощью мастера диаграмм строим круговую диаграмму.
Добавляем числовые данные и легенду.
Размещаем в указанном месте.
14-1
Вот что должно получиться в результате:
Сохраняем полученный файл под требуемым именем.
Записываем имя файла в бланк №2.
14-2
В электронную таблицу занесли результаты тестирования учащихся по различным предметам. На рисунке приведены первые строки получившейся таблицы. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 учащимся. Порядок записей в таблице произвольный. Число 0 в таблице означает, что ученик не сдавал соответствующий экзамен.
Откройте файл с данной электронной таблицей задание 14.xls .
На основании данных, содержащихся в этой таблице, выполните задания.
14-2
1. Сколько учеников сдали экзамен по математике на отметку 5 баллов, а на экзамене по иностранному языку получили отметку 2 балла? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H2 таблицы.
2. Каков средний балл учеников 11 класса по русскому языку? Учтите, что некоторые ученики не сдавали этот экзамен. Ответ с точностью до двух знаков после запятой запишите в ячейку HЗ таблицы.
3. Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение числа участников экзамена из 5, 10 и 11 классов. Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6.
14-2
1. Сколько учеников сдали экзамен по математике на отметку 5 баллов , а на экзамене по иностранному языку получили отметку 2 балла ? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H2 таблицы.
Нам нужно подсчитать количество учеников, соответствующих двум условиям , значит используем функцию СЧЁТЕСЛИМН .
В ячейку H2 вводим формулу с помощью мастера функций:
=СЧЁТЕСЛИМН(D:D; 5; F:F; 2)
Ответ на 1 задание: 27
14-2
2. Каков средний балл учеников 11 класса по русскому языку ? Учтите, что некоторые ученики не сдавали этот экзамен. Ответ с точностью до двух знаков после запятой запишите в ячейку HЗ таблицы.
Нам нужно найти среднее арифметическое значение ячеек, соответствующих двум условиям , значит используем функцию СРЗНАЧЕСЛИМН . В ячейку H3 вводим формулу :
=СРЗНАЧЕСЛИМН(E:E; C:C; 11; E:E; "0")
Получено число 3,0285…
С помощью кнопок Больше разрядов/Меньше разрядов устанавливаем 2 знака после запятой.
Ответ на 2 задание: 3,03
14-2
3. Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение числа участников экзамена из 5, 10 и 11 классов . Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6.
Построим дополнительную таблицу для подсчета количества участников по каждому из классов . Используем следующие формулы:
=СЧЁТЕСЛИ(C:C; 5)
Ответ на 3 задание:
=СЧЁТЕСЛИ(C:C; 10)
=СЧЁТЕСЛИ(C:C; 11)
Выделяем эти ячейки и с помощью мастера диаграмм строим круговую диаграмму.
Добавляем числовые данные и легенду.
Размещаем в указанном месте.
14-2
Вот что должно получиться в результате:
Сохраняем полученный файл под требуемым именем.
Записываем имя файла в бланк №2.
14-3
В электронную таблицу занесли результаты тестирования учащихся по физике и информатике. На рисунке приведены первые строки получившейся таблицы.
В столбце А указаны фамилия и имя учащегося; в столбце В — округ учащегося; в столбцах С, D —баллы, полученные, соответственно, по физике и информатике. По каждому предмету можно было набрать от 0 до 100 баллов. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 266 учащимся. Порядок записей в таблице произвольный.
Откройте файл с данной электронной таблицей задание 14.xls .
На основании данных, содержащихся в этой таблице, выполните задания.
14-3
1. Чему равна наименьшая сумма баллов по двум предметам среди учащихся округа «Центральный»? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку G1 таблицы.
2. Сколько процентов от общего числа участников составили ученики, получившие по физике меньше 70 баллов? Ответ с точностью до одного знака после запятой запишите в ячейку G3 таблицы.
3. Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение учеников из округов «Восточный», «Центральный» и «Южный». Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6.
14-3
1. Чему равна наименьшая сумма баллов по двум предметам среди учащихся округа «Центральный» ? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку G1 таблицы.
Чтобы найти наименьшую сумму баллов по двум предметам, нужно сначала вычислить эти суммы для округа «Центральный» с использованием вспомогательного столбика и функции ЕСЛИ() . Для других округов значение оставляем пустым . В ячейку E2 вводим формулу:
=ЕСЛИ(B2="Центральный"; C2+D2; "")
Двойным щелчком на маркере выделения (в правом нижнем углу ячейки) копируем эту формулу до конца нужного нам диапазона.
В ячейку G1 вводим формулу
=МИН(E:E)
Ответ на 1 задание: 68
14-3
2. Сколько процентов от общего числа участников составили ученики, получившие по физике меньше 70 баллов ? Ответ с точностью до одного знака после запятой запишите в ячейку G3 таблицы.
Чтобы найти проценты от общего количества (266 учеников), необходимо сначала найти количество учеников , получивших по физике меньше 70 баллов . Для этого во вспомогательную ячейку F3 вводим формулу :
=СЧЁТЕСЛИ(C:C; "
Получено число 240.
В ячейку G3 вводим формулу :
Получено число 90,225…
=F3/266*100
С помощью кнопок Больше разрядов/Меньше разрядов устанавливаем 1 знак после запятой.
Ответ на 2 задание: 90,2
14-3
3. Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение учеников из округов «Восточный», «Центральный» и «Южный» . Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6.
Построим дополнительную таблицу для подсчета количества учеников по каждому из округов . Используем следующие формулы:
Ответ на 3 задание:
=СЧЁТЕСЛИ(B:B; "Восточный")
=СЧЁТЕСЛИ(B:B; "Центральный")
=СЧЁТЕСЛИ(B:B; "Южный")
Выделяем эти ячейки и с помощью мастера диаграмм строим круговую диаграмму.
Добавляем числовые данные и легенду.
Размещаем в указанном месте.
14-3
Вот что должно получиться в результате:
Сохраняем полученный файл под требуемым именем.
Записываем имя файла в бланк №2.
14-4
В электронную таблицу занесли результаты тестирования учащихся по географии и информатике. На рисунке приведены первые строки получившейся таблицы.
В столбце А указаны фамилия и имя учащегося; в столбце В — номер школы учащегося; в столбцах С, D — баллы, полученные, соответственно, по географии и информатике. По каждому предмету можно было набрать от 0 до 100 баллов. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 272 учащимся. Порядок записей в таблице произвольный.
Откройте файл с данной электронной таблицей задание 14.xls .
На основании данных, содержащихся в этой таблице, выполните задания.
14-4
1. Сколько учащихся школы № 2 набрали по информатике больше баллов, чем по географии? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку F3 таблицы.
2. Сколько процентов от общего числа участников составили ученики, получившие по географии больше 50 баллов? Ответ с точностью до одного знака после запятой запишите в ячейку F5 таблицы.
3. Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение учеников из школ «1», «3» и «4». Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6.
C2); 1; "") Двойным щелчком на маркере выделения копируем эту формулу до конца нужного нам диапазона. Затем подсчитаем количество единиц в этом столбике. В ячейку F3 вводим формулу =СУММ(E:E) Ответ на 1 задание: 37 " width="640"
14-4
1. Сколько учащихся школы № 2 набрали по информатике больше баллов, чем по географии ? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку F3 таблицы.
Чтобы сравнить баллы учащихся школы №2 по двум предметам, нужно построить вспомогательный столбик . Если составное условие с функцией И() выполняется, в ячейку выводим 1 , в противном случае значение оставляем пустым . В ячейку E2 вводим формулу:
=ЕСЛИ(И(B2=2; D2C2); 1; "")
Двойным щелчком на маркере выделения копируем эту формулу до конца нужного нам диапазона.
Затем подсчитаем количество единиц в этом столбике.
В ячейку F3 вводим формулу
=СУММ(E:E)
Ответ на 1 задание: 37
50") Получено число 203. В ячейку F5 вводим формулу : Получено число 74,632… =G5/272*100 С помощью кнопок Больше разрядов/Меньше разрядов устанавливаем 1 знак после запятой. Ответ на 2 задание: 74,6 " width="640"
14-4
2. Сколько процентов от общего числа участников составили ученики, получившие по географии больше 50 баллов ? Ответ с точностью до одного знака после запятой запишите в ячейку F5 таблицы.
Чтобы найти проценты от общего количества (272 ученика), необходимо сначала найти количество учеников , получивших по географии больше 50 баллов . Для этого во вспомогательную ячейку G5 вводим формулу :
=СЧЁТЕСЛИ(C:C; "50")
Получено число 203.
В ячейку F5 вводим формулу :
Получено число 74,632…
=G5/272*100
С помощью кнопок Больше разрядов/Меньше разрядов устанавливаем 1 знак после запятой.
Ответ на 2 задание: 74,6
14-4
3. Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение учеников из школ «1», «3» и «4» . Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6.
Построим дополнительную таблицу для подсчета количества учеников по каждой из школ . Используем следующие формулы:
Ответ на 3 задание:
=СЧЁТЕСЛИ(B:B; "1")
=СЧЁТЕСЛИ(B:B; "3")
=СЧЁТЕСЛИ(B:B; "4")
Выделяем эти ячейки и с помощью мастера диаграмм строим круговую диаграмму.
Добавляем числовые данные и легенду.
Размещаем в указанном месте.
14-4
Вот что должно получиться в результате:
Сохраняем полученный файл под требуемым именем.
Записываем имя файла в бланк №2.
14-5
В электронную таблицу занесли информацию численность населения городов разных стран.
На рисунке приведены первые строки получившейся таблицы.
В столбце A указано название города; в столбце B – численность населения (тыс. чел.); в столбце C – название страны. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 городов. Порядок записей в таблице произвольный.
Откройте файл с данной электронной таблицей задание 14.xls .
На основании данных, содержащихся в этой таблице, выполните задания.
14-5
1. Какова суммарная численность населения в приведённых в таблице городах России? Ответ на этот вопрос с точностью до одного знака после запятой (в тыс. чел.) запишите в ячейку E2.
2. Сколько городов среди представленных в таблице имеют население не менее миллиона человек? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку E3 таблицы.
3. Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение количества городов Испании, Италии и Франции, представленных в таблице. Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки F6.
14-5
1. Какова суммарная численность населения в приведённых в таблице городах России ? Ответ на этот вопрос с точностью до одного знака после запятой ( в тыс. чел. ) запишите в ячейку E2.
Ответ на этот вопрос можно получить, построив вспомогательный столбик . В ячейку D2 вводим формулу, которая выведет численность населения , если страна Россия , или 0 :
=ЕСЛИ(C2="Россия"; B2; 0)
Двойным щелчком на маркере выделения копируем эту формулу до конца нужного нам диапазона. В ячейке E2 вычисляем сумму чисел в столбике D:
=СУММ(D:D)
Но можно обойтись без вспомогательного столбика , используя функцию СУММЕСЛИ .
Воспользуемся этим способом. В ячейку E2 вводим формулу:
=СУММЕСЛИ(C:C; "Россия"; B:B)
Ответ на 1 задание: 67887,1
=1000") Ответ на 2 задание: 42 " width="640"
14-5
2. Сколько городов среди представленных в таблице имеют население не менее миллиона человек? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку E3 таблицы.
Нам нужно найти количество ячеек , соответствующих условию « население больше либо равно 1000 (в тыс. чел.) », значит используем функцию СЧЁТЕСЛИ . В ячейку E3 вводим формулу :
=СЧЁТЕСЛИ(B:B; "=1000")
Ответ на 2 задание: 42
14-5
3. Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение количества городов Испании, Италии и Франции , представленных в таблице. Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки F6.
Построим дополнительную таблицу для подсчета количества городов этих стран , представленных в таблице. Используем следующие формулы:
=СЧЁТЕСЛИ(C:C; "Испания")
Ответ на 3 задание:
=СЧЁТЕСЛИ(C:C; "Италия")
=СЧЁТЕСЛИ(C:C; "Франция")
Выделяем эти ячейки и с помощью мастера диаграмм строим круговую диаграмму.
Добавляем числовые данные и легенду.
Размещаем в указанном месте.
14-5
Вот что должно получиться в результате:
Сохраняем полученный файл под требуемым именем.
Записываем имя файла в бланк №2.