Автор: учитель начальных классов МБОУ «СОШ с. Широкий Карамыш Лысогорского р-на Саратовской области» О.В. Дышлевая.
Конспект урока русского языка во 2 классе. 3 четверть. УМК «Школа России»
Тема: Имя существительное (обобщение)
Цели: создание условий для обобщения знаний обучающихся об имени существительном как части речи; развивать умение распознавать в речи имена существительные, классифицировать одушевленные и неодушевленные , собственные и нарицательные имена существительные, изменять имена существительные по числам; развивать орфографическую зоркость.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: распознавать в речи имена существительные, классифицировать одушевленные и неодушевленные , собственные и нарицательные имена существительные, изменять имена существительные по числам.
УУД:
Регулятивные: осуществлять пошаговый контроль по результату, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы; учитывать правило в планировании и контроле способа решения.
Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку), высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.
Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания, аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.
Личностные результаты: Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Ход урока.
Орг. момент. Создание мотивации на учебную деятельность.
Чтобы наш урок начать,
Всем сначала нужно встать,
Подравняться, подтянуться
И друг другу улыбнуться.
Прозвенел уже звонок.
Начинаем наш урок.
Аутогенная тренировка.
- Теперь закройте глаза и мысленно повторяйте со мной:
«У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым и терпеливым. Я успею сделать все! Я буду предельно внимателен на уроке.
- Пусть урок принесет вам радость!
- Сядьте на стул удобно. Сделайте вдох и медленный выдох.
Вспомним, как ученик сидит за партой? ( слайд № 3)
Каллиграфическая разминка: пропишем сегодня букву М( слайд). Запишите 3 слова, в состав которых входи эта буква. Запишем слово МОРОЗ. ?) Сколько слогов в слове? Сколько звонких согласных звуков? Сколько глухих звуков? Как проверить написание согласного, в котором происходи оглушение?( проверочное слово-МОРОЗЫ) .
Самоопределение.
Учитель:
Всему название дано и зверю и предмету,
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету,
И всё, что может видеть глаз, -
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас, -
Означено словами.
Учитель: О какой части речи это стихотворение? В гостях у нас сегодня Имя существительное!
Что вы знаете об имени существительном?( слайд_4)
Дети: Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предметы, события, явления природы.
Учитель: Для чего следует изучать имена существительные?
Дети: Имена существительные надо изучать, чтобы уметь их правильно писать и употреблять в своей речи.
Учитель: Итак, вперёд! Задание №1 ( слайд_5-9_) Вам нужно отгадать загадки и записать в тетрадь отгадки в 2 столбика в зависимости от вопроса. Каждый столбик нужно озаглавить правильно.
?) К какой части речи относятся слова, которые мы записали?
?) Как нужно озаглавить группы слов? ( Проверка слайд__)
Вывод: имена сущ с вопросом КТО? –одушевл., с вопросом ЧТО?- неодушевленные.
Задание №2. Зрительный диктант. Это задание вы будете выполнять в группах. 1 вариант- запоминают и выписывают одушевленные сущ., 2 вариант-неодушевленные. Советуйтесь и помогайте друг другу.
Проверим: слайд№ ____
Задание№3
Подумай и определи, по какому признаку существительные распределены на группы: ( слайд__) Ответ: собственные и нарицательные.
Вспомним, по каким признакам мы относим сущ. К собственным и нариц. , каковы правила их правописания. ( слайд____)
Задание №4. Списать предложение , выбрав нужный вариант написания буквы. Прочитать, объяснить свой выбор.( слайд_______)
Задание №5. Карточки. Работаем в парах. После выполнения задания зачитывают свои ответы.
Задание №6. Какое слово лишнее и почему? ( слайд___) Что показывает число имени существительного?
Задание № 7. (Слайд____) Комментированное письмо.
Записать сущ. во множеств. числе. Какие изученные орфограммы вы обнаружили? В каком сущ. такая замена невозможна? О чём это говорит?
ВЫВОД (слайд № ____) не все имена сущ. изменяются по числам.
Задание №8. Мы вспомнили основные морфологические признаки имени существительного. Теперь предлагаю вам потренировать себя в употреблении сущ. в речи. Попробуйте составить из данных слов предложения. Не забудьте, что первое слово в предложении пишется с заглавной буквы! ( слайд____)
Проверка( слайд___)
Во 2-м предложении подчеркните грамматическую основу( что это? Как подчеркив. подлежащее, сказуемое?). Какая часть речи играет роль подлежащего? А остальные сущ. ( назовите их) какими членами предложения будут?
ВЫВОД( слайд____)
Задание №9. Дать морфологическую характеристику слова ПТИЦЫ( разбор под цифрой 3) –работаем коллективно.
ОБОБЩЕНИЕ. Сегодня на уроке мы выполнили много заданий. Повторили, закрепили знания об имени существительном. Теперь настал момент собрать всю информацию об имени существительном в одном «шкафчике», а назовём мы его новым для вас словом КЛАСТЕР. Что это такое спросите вы? Слово кластер означает
« пучок, созвездие, гроздь» В этом созвездии мы поместим всю изученную информацию об имени существительном. Итак, будем учиться составлять кластер!
( слайды_________________) вот такой удобный маршрут по всему разделу у нас получился. Даю каждому из вас его на память( раздаю в печатном варианте каждому ученику)
Наш урок подходит к завершению и каждый из вас может дать оценку собственным успехам или неудачам на этом занятии .( рефлексия) Прошу вас оценить свою работу с помощью сигналов светофора.
Слайд______
И ответить на вопросы( слайд________)
Молодцы! Оценки……..
Дома вы проверите свои знания по теме «Имя существительное» индивидуально , выполнив задания в контрольных карточках .
4