СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словообразование наречий

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-конспект в 5классе ФГОС. На основе русского языка с переводом на родной (ханты) язык .Работа в таблицах , различные задания.

учитель родного (ханты) языка: Сметанина Лидия Анатольевна

Тема: Число имен существительных. (Закрепление) 3кл фгос

Цели:

Обучающая  Научить изменять существительные по числам, определять начальную форму имен существительных

Развивающая Развитие орфографической зоркости, логического мышления, познавательных способностей, самостоятельности, воли.

Воспитательная Воспитывать культуру поведения, привитие любви к родному языку;  прививать любовь к природе, беречь и охранять природу, знать традиции своего народа.

Оборудование: Карточки с опорными словами по теме “Имя существительное”; презентация к уроку, экран, проектор.  

Ход урока:

I. Организационный момент.

Но сначала повернись, друг другу улыбнись,  Оланна лын куталн ванталн

Пожелайте друг другу успехов в работе на уроке! Яма урокн  рупитаты

Подумайте, какие качества нужны для успешной  работы, чтобы для всех урок стал полезным? (внимание, активность, старание, сообразительность …)

Возьмите карточку личных достижений и отметьте знаком "+" , чего бы ты хотел достичь на уроке.

Я  хотел бы  достичь     Ма ялап  номас верлам                                             

У меня получилось       Ямас тыял рупатаям

Работать старательно и активно  Яма япсыя рупитлам

Выполнить записи в тетради аккуратно и без ошибок  Тетрадьна яма хашлам ат сюратлам

Узнать что – то новое самостоятельно  Ялап номас верлам

Порадоваться за товарища   Пилем рупатаем аматлам

Получить «5»     Оценка «5» шитлам

II. Повторение изученного материала. Актуализация знаний.

1.Презентация о нашем крае в слайдах . Какой праздник у нас приближается? 85 лет Ямало-Ненецкому округу. На нашей северной земле есть поэты   ( 2 слайда)Урок  начнём со стихотворения северного поэта Р.Р.Ругина  «Берёза»

Всех деревьев ты нарядней                              Мет хорасан хорам юхат кутан, В шали нежно-золотой,                                     Сорнен  ернас  лумтман  нох. Всех красивей, всех приглядней                     Мет хорасан, лойлан  унтан, На ветру шумишь листвой.                               Нёхтаманшак  нохлы  ох. Ведь недаром, в самом деле,                         Тунты  эвалт онтап  верман, Предки наши столь мудры –                              Хантэт, танха,тайсат аш. Стали делать колыбели                                       Матты сумтэн хорам кертам Из березовой коры.                                              Сита  потса, ватты  каш. Я б тебя укрыл, береза,                                        Си урана, мосан,похал Белоствольная сестра,                                          Сумтат пела, умсьман ин, От метели, от мороза,                                          Ат нёхталлы нови  сохал, От шального топора.                                             Тутан  нёл  ат китал  ил.

Ин па число хаслув Девятое декабря. Классна рупата.

2. Эвие нынын  задание тус Первое задание.Повторение словарных слов (работа с классом) У доски: (1 человек)

Прочитайте слова. На какие вопросы они отвечают? (Кто? Что?)

Скамейка,чайник,кофта,шапка,кровать,чашка,мальчик,шубка,отец,девочка,олень,собака.

В первый столбик запишите слова, отвечающие на вопрос Кто?, во второй – что?

                Кто?                                 Что?                          Хой? Кто?         Муй? Мола? Что?                                                                                   

        Мальчик                         Скамейка                         Няврем                      Калан                                 

         Человек                             Чайник                            Хоят                        Апсии                                    

          Отец                                     Кофта                            Аси                          Амп                                      

          Девочка                           Шапка                              Эви                             Порах                                  

          Олень                               Кровать                                                                 Мил                                  

          Медведь                                                                                                        Норы                                   

           Собака               

Лаваты мола вопрос таял имя сущ-ое?

Рус.яз.                                                                  Ханты яс.

Кто? Что?                                                     Хой? Мола?(муй?)

2 числа ед.ч,мн.ч.                                     3 числа –ед.ч. и мн.ч.

- Русь ясанна сущ-ой таял окончания, а ханты ясанна?

- Ханты ясанна  существительной таял суффиксат.

3.Физминутка. Физминутка.  Юхат уллат  унат, Юхат уллат  айит.Юхат уллат унат,унат.  (слайды с картинками деревьев)

 

4.Игра «Угадай»    Ма предмет лавлам нын туна лавалан. па яснат в Ед.ч. Дв.ч. и Мн.ч. хансалан.  Лув хоятна тайла, лув хот савиял.  (Амп)

Ма тата урок верлам.(Пасан).Лув хоятна тайла ,ур хотна.(Пеши)

Вопрос: Там яснат мола хорпет? В чём различие? Мола суффикс?  Какая часть слова изменяется в х.яз.,когда изменяем сущ-ые по числам? А в родном языке?

Хой правило лавал ? И гласной соханты сущ-ой лаваты. Ы  гласной соханты сущ-ой. Твёрдой согласной сущ-оит суффикс ат.

5. Обобщение.

У. Мола сущ-ое уллат х.ясанна?

Д. Имя существительное – это часть речи.

– Отвечает на вопросы Хой? Мола? Сит предмет назовите – Х.яс.сущ-ое изменяются по числам: бывают ед. дв. и мн. числа.

III. Работа по теме.

1. Проблемная ситуация.

Сегодня потренируемся в изменении имен существительных по числам.

Второе задание эвие тус.Проблемный вопрос Как изменяются имена сущ-ые в х.яс. Перевести слова с русского на родной язык и изменять по числам.  Сумат, юх,ернас,онтап,нёл.

IV. Итог урока.

У. Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок.

– Что было главным на уроке?

Подведем  итог  урока.

Вспомните цели, которые  ставили в начале урока. Достигли мы этих целей?

Какое задание было самым трудным?

V .Рефлексия.

Возьмите карточку личных достижений и отметьте знаком "+" (в графе у меня  получилось). Расскажи, что   его тебе   удалось достичь за урок. Что не получилось?

Д.З  на выбор:. Можно сделать карточки рус. и х.яз. или нарисовать рисунок по изменениям числительных. Н: одна бабочка, две бабочки, и много бабочек. но вы делаете свой рисунок. Ребята теперь Вы , закончите  наш урок словами хантыйского поэта, Алексей  Сенгепов «Родной язык»

 

Просмотр содержимого документа
«Словообразование наречий»

учитель родного языка: Сметанина Лидия Анатольевна

Конспект урока родного языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе

 по теме: «Словообразование наречий»



Тип урока: Введение нового знания

Технология: Деятельностный метод обучения.

Основные цели:

1)  формирование  представления о разделе языка – словообразование  и   основных способах образования новых слов;

2)  формирование навыка определять способ образования слов на основе знаний наречий образование с помощью морфологически и синтаксически ;

3)  закрепление знаний этапов учебной деятельности и их содержания;   тренировка  умений   самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя.

ХОД УРОКА:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

1

Организационный момент

Учитель приветствует учащихся.  Объявляет о начале урока. Начнём стих-я Р.П.Ругина «Ханты явсан»

Учащиеся приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку учебных принадлежностей.

2

Постановка учебной задачи.

 Результатом этого этапа будет определение учебной задачи. Это этап мотивации и целеполагания.

 УУД: личностные, коммуникативные.

Слова для самостоятельной работы записаны в конверте:



Задание: запишите слова, распределяя по вопросам.


Вопросы:  

- А можете ли вы сказать: слова какой частью речью являются?

- Каким признакам можно определить что это наречия?

- Сделайте вывод: какие разряды наречий есть?(Слайд)

Учитель обращает внимание учащихся на открывшуюся тему урока«Словообразование наречий».

СЛАЙД

Вопросы:  

- Найдите ключевые слова темы.   

СЛАЙД

- Сформулируйте цели на  сегодняшний урок.

СЛАЙД.

Задание: запишите  число, тему урока в конспект  и тетрадь.

Учащиеся записывают слова в тетрадь. Слова разбивают по вопросам. Ищут перевод в словарике.













Учащиеся легко находят переводят слова и говорят, что слова являются частью речью наречия

Вывод:

Слова могут быть образованы от части речи наречие

Учащиеся отмечают, что  в наречие делятся на разряды. Времени Хун?когда? Хоты?как?етн,талн,хун,ин,юхат,

Места Хота?Холта?холща?

Учащиеся формулируют:

-узнать, что такое словообразование;

-понять, как образуются слова в родном языке;

-запомнить, какие способы образования слов  основные;

Учащиеся делают опорную запись в конспекте.

2

 «Открытие нового знания».

 Результатом этого этапа будет формирование ориентировочной основы действий.

 Способы: диалог, парная работа.

УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности, развитие монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

1) Задание по таблице: понаблюдайте за строением  слов 


- Запишите слова, найдите те слова, от которых образованы данные слова.

СЛАЙД

Появляется новое, что необходимо выяснить. Обращение к материалу учебника. Просмотровое самостоятельное чтение. Поиск ответа на свой вопрос.

Вопросы:

- Что нового узнали о способах образования слов в родном языке из статьи учебника?

- Какой нового узнали о наречиях? Как образуется наречие?


1) Учащиеся приходят к выводу, что слова наречия образуются морфологически и синтаксически.

2) Читают учебный материал на стр. 61. Об основных способах образования слов (морфологически - с помощью словообразовательных суффиксов: синтаксически – путём сочетания различных разрядов самостоятельных и служебных слов).

Называют способы. Отмечают, что исходная основа с помощью морфемы образует новое слово.

Делают самостоятельный вывод.

Составляют краткую запись в опорном конспекте и подбирают примеры.  

3

Этап первичного закрепления.

Результатом этого этапа будет комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание нового знания, запись в виде алгоритма.

  Задание стр 61»Хантыйский в таблицах»:

 Учащиеся, работая в парах,  образуют слова по заданным моделям, определяют исходное слово. Называют способ образования слов. Самостоятельно  подбирают слова. Выборочно комментируют ход рассуждения и действий.

4

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 Результатом этого этапа будет самоконтроль и самооценка, каждый для себя делает вывод, что он уже умеет. Ученик проговаривает алгоритм действия «про себя».

  Задание:Физминутка Ёсат нох,ил.Манлув еллы ,ёхллы,сора шушлув.

Уч-ся находят исходные слова. Записывают пару. Определяют способ образования слов. Проверяют себя по словарику, ищут наречия.

5

Тренировочные упражнения.

 Результатом этого этапа будет отработка и закрепление изученного материала, выведение на уровень автоматизированного умственного действия.

 Сообщение дополнительного материала по данной теме на опережающее обучение.

1)Задание: закончить загадки и угадать.(в конверте)

2)Индивидуальное задание для сильных ребят.

-

Составить шуточное стихотворение с наречиями.


Работа для отработки умения и навыка определять само исходное слово и способ его образования слова. (СЛОЖЕНИЕ)

2) Исследуют слова. Находят исходные. Определяют, что не все слова образованы известными способами, которые есть в учебнике. (приставочно-суффиксальный). У доски высказывают своё предположение. Вывод о новом способе уч-ся заносят в конспект. Оценивают выполнение индивидуальных заданий.  

6

Рефлексия Результатом этого этапа будет самооценка своих новых знаний и умений. Выставление оценок вместе с учителем и поощрение работы.

- Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите. Оцените свою деятельность и своих одноклассников.

-Оцените своё эмоциональное состояние и работу на уроке.

Рефлексия

Продолжите предложение:

Я научился

Я узнал на уроке

Мне было трудно,когда

Мне было интересно

Оценил свою работу на …

Учащиеся отмечают достигнутые результаты,  высказывают мнение и оценивают своих одноклассников, которые отвечали на уроке.

7

Домашнее задание:

1) теорию опорного конспекта выучить

2) составить рассказ про наречие на русс. и х.яз.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!