Урок математики в 5 классе. Тема урока «Смешанные числа»
Учитель математики: Яковлева И.В.
Тип урока: урок изучения нового материала. |
Целеполагание для ученика | Целеполагание для учителя |
Предметные: Читать и записывать смешанные числа. Переводить неправильную дробь в смешанное число. Углубить и развивать представления о дробных числах. Метапредметные: Видеть математическую задачу в окружающей жизни; Самостоятельно определять цель своего обучения; Осуществлять контроль своей деятельности по эталону; Строить логические рассуждения. Личностные: Ответственно относиться к учению; Усилить мотивацию к обучению; Проявлять инициативу при выполнении заданий; Осознать значимость смешанных чисел в практической жизни. Ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, исправлять и дополнять ответы других учащихся. | Образовательная цель. Расширить понятийную базу за счет включения в нее новых элементов: ввести определение смешанных чисел; научить переводить неправильную дробь в смешанное число; усилить практическую направленность обучения. Деятельностная цель Формировать у учащихся способности к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации: мыслительную деятельность учащихся, самостоятельность, внимательность; умение рационально планировать работу; осуществлять контроль за своей деятельностью. Воспитательная цель Формировать устойчивую мотивацию и интерес к учению; учить ясно и точно выражать свои мысли; проводить рефлексию деятельности ребенка. |
Опорные понятия, термины | Новые понятия, термины |
Обыкновенная дробь, числитель, знаменатель. правильная дробь, неправильная дробь, деление и дроби. | Смешанное число, его целая и дробная части, выделение целой части. |
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная. |
Оборудование: мультимедиа-проектор, презентация Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Н.Я. Виленкин, В. И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. |
Домашнее задание: п.28 № 1109, №1110 . Творческое задание. Придумать задачу по теме урока и к ней нарисовать рисунок. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Дидактическое обеспечение |
Мотивация к учебной деятельности Цель: создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока Записывают число и «классная работа» в рабочей тетради | |
Актуализация знаний и умений Актуализация опорных знаний и способов действий | Учитель предлагает всем вместе прочитать стихотворение (слайд2) Ответить на вопросы (слайд3) Разбейте на 2 группы (Слайд 4).
I - натуральные числа; II - дробные числа
Чем натуральные числа отличаются от дробных?
Что означает черта в дроби? | Читают хором стихотворение Отвечают на вопросы В тетрадях записывают числа, разбив их на две группы. Обмениваются тетрадями и делают взаимопроверку по эталону (Слайд 5) Целые числа обозначают целые единицы, а дробные – части единиц Черта означает знак деление | (Слайд 2). – Каждый может за версту Видеть дробную …(черту), Над чертой – …(числитель), знайте Под чертою – …(знаменатель). Дробь такую непременно Надо звать …(обыкновенной.) (Слайд 3). – Какая дробь называется правильной? – Какая дробь называется неправильной? – Может ли правильная дробь быть больше 1? – Всегда ли неправильная дробь больше, чем 1? Слайд 4 Слайд 5 |
Целеполагание и мотивация Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока | Формирует проблемную ситуацию 1) К какой группе вы отнесли число 5 ? 2)Что заметили интересного? 3)А мы знаем как такие числа называются? 4)Какая же цель нашего урока?
Предлагаю вам разгадать ребус, чтобы узнать тему нашего урока. (Слайд 6) Запишем в тетради тему урока «Смешанные числа» | Учащиеся отвечают на вопросы, формируют цель урока. Состоит из целой части и дробной части Узнать как называются такие числа; как читаются, записываются числа; какие действия можно осуществлять с ними. Учащиеся разгадывают ребус и дают название числам и тему урока. (Слайд №6) | Слайд 6 |
Первичное усвоение новых знаний Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: определения смешанного числа | Определение смешанных чисел - Какие числа называют смешанными?
Запись смешанных чисел 1) (обратить внимание на верную запись; целая часть, дробная черта) 2 – целая часть - дробная часть Пример: (принято записывать короче) 2) Приведите свой пример по одному смешанному числу, прочитайте соседу и пусть он его запишет.
Перевод из неправильной дроби в смешанное число
А встречались ли нам с вами неправильные дроби в начале урока? А как вы думаете, что с ними можно сделать? Чему мы должны научиться?
Представим неправильную дробь в виде смешанного числа Что предлагаете?
Делить столбиком. А как? К чему мы можем обратиться для уточнения своих предположений? На стр. 168 прочитайте правило и рассмотрите способ выделения целой части из неправильной дроби (примере 1). Выделите целую часть из , применяя правило. Задача № 1: Два груши нужно разделить поровну между тремя детьми. Сколько должен получить один ребенок? Как сделать так чтобы каждый получил свою долю? Задача № 2: Пять одинаковых груш нужно поровну разделить между тремя детьми. Сколько должен получить один ребенок? Сколько целых груш получит каждый ребёнок? Задача № 3: Придумайте свою задачу и предложите её решить соседу. | Смешанными числами называются числа, состоящие из целой и дробной частей.
1)Записывают в тетрадях.
2) Приводят примеры, работая в парах. Записывают в тетрадях.
Да
Выделять целую часть
Научиться записывать неправильную дробь в виде смешанного числа
Записать дробь в виде частного и найти ответ
К тексту учебника
Показывают способ деления. Проверяют по эталону.
Нужно количество груш разделить на количество детей.
Каждый получит по 1 целой груши и груши.
Работают в парах. | Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 |
Физкультминутка | | Выполняют упражнения | Слайд 10 |
Первичное закрепление | Предлагает выполнить совместно задания с УМК №1084, 1085,1086, контролирует деятельность учащихся, при необходимости консультирует в появившихся вопросах. | Выполняют задания с учебника возле доски поочередно или по желанию, при необходимости обращаются к учителя по возникшим затруднениям | |
Организация первичного контроля Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков | Самостоятельная работа А сейчас выполните небольшую самостоятельную работу. (Слайд 11) | Выполняют задания. Обмениваются тетрадями и делают взаимопроверку (Слайд №12) | Слайд 11 Слайд 12 |
Подведение итогов урока Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых | Что изучали сегодня на уроке? Какие же числа называются смешанными? - что это за числа? Прочитайте их. Назовите целую и дробную части данных чисел. Выставляет оценки за урок. | Отвечают на вопросы. | Слайд 13 |
Информация о домашнем задании Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | п.28 № 1109, №1110. Творческое задание. Придумать задачу по теме урока и к ней нарисовать рисунок. Поясняет выполнение заданий. | Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы. | Слайд 14 |
Рефлексия (подведение итогов) Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе | Было трудно … Было интересно … Я научился … Меня удивило … У меня……….настроение? |
Учащиеся отвечают на вопросы. Высказывают свои мнения. | Слайд 15 |