Актуализация знаний Подготовка к первичному восприятию | - Мы с вами продолжаем работать с произведениями авторов нашего учебника, вспомните, в какой роли мы с вами выступаем. - Мы уже можем ответить на этот вопрос, кто такой собеседник? Сегодня на уроке мы с вами участвуем в роли собеседников. Мы ведем беседу между собой, с учителем и автором. Вспомним, какие значения имеет слово язык? язык Слайд №1 Есть еще значение слова ЯЗЫК – кушанье, приготовленное из такого мышечного органа ( обычно коровьего или свиного) Сегодня на уроке мы продолжим работу над темой «Волшебные превращения слова», откроем новые тайны слова. Слайд №2 Сегодня на урок мы познакомимся с Притчей об Эзопе Вспомните, определение ПРИТЧИ. Притча об Эзопе. В Древней Греции Эзоп- раб философа Ксанфа. Открыто сказать людям об их недостатках он не мог, поэтому и писал произведения, в которых высмеивал человеческие пороки. Эзоп – полулегендарный древнегреческий баснописец. Считалось, что все басенные рассказы, которые потом на разный лад пересказывались в течение многих веков, впервые были придуманы Эзопом. Слайд №3 Схема, с помощью которой мы будем анализировать произведение. Чтение притчи учителем, учащиеся следят за чтением по учебнику. Ребята, сейчас я прочитаю притчу, вашей задачей будет внимательно слушать, чтобы ответить на вопрос: Как вы думаете, в каком значении выступает слово ЯЗЫК? Опишите ситуацию… - Что почувствовали, когда слушали? Какие чувства переживали? - О чем эта притча? - Что вы представляли? Слайд №4 В первый день приготовлен язык и во второй день приготовлен язык. Блюда одинаковые, приготовленные из одного и того же языка. Но почему Эзоп говорит об языке по - разному? Слайд №5 Работаем в группах по алгоритму. Нужно определить в притче поучение - Почему он считает, что нет ничего хуже языка? - А почему нет ничего лучше языка? Смысл в притче зашифрован, чтобы его разгадать, нужно внимательно, медленно читать притчу. Автор думает об одном, но почему-то прячет свои мысли совершенно в других словах. Слайд 6 Обращаем внимание на схему и проговариваем поучения. Как вы думаете, в каком случае слово выступает в прямом, а каком в переносном значении? Слово обладает огромной силой! В этой притче рассказали нам о том, как они понимают слово и какое значение оно имеет для человека. Они постарались показать его необычность, значимость в жизни каждого человека. И мы узнали, что у слова есть свои секреты, оно не всегда их так-то просто разгадать. У каждого слова есть значение. Это значение может выступать как в прямом, так и в переносном значении. Заполняем « Блюдо» словами в значении худшего языка. И в значении лучшего языка. В группах подберите доказательства, что язык может сделать плохое для человека, что – хорошее. Можно привести свои примеры значения языка. Слайд 7 Наш язык - важнейшая часть нашего общего проведения в жизни. Сегодня мы продолжим говорить о слове, его значении для нас, обратим пристальное внимание к слову, чтобы увидеть то, что хочет до нас донести автор. Прошло много времени, но все также слово остается важным в жизни человека. В настоящее время слово может быть как худшим, так и лучшим. Сейчас, мы в группах докажем влияние языка на жизненные ситуации. Слайд 8 Каждой группе предлагается вариант ситуации из школьной жизни: В класс пришел новый ученик. Ученику нужно найти кабинет в образовательном учреждении. Подружки поссорились из- за отметок. Задача: Как можно разрулить данные ситуации с помощью языка? Слайд 9 Каждой группе подобрать соответствующую пословицу для данной ситуации. Слайд 10 Рефлексия Задание для групп Составить для себя и своего друга совет. ( карточки со словами для команд) Подведение итогов -Какую тайну языка открыли? -Для чего нам нужен язык? - Какая должна быть наша речь? -А какой не должна? - В каком произведении об этом узнали? | - собеседники Собеседник - это тот, кто участвует в беседе. Орган в полости рта; Часть обуви у ботинок, покрывающих подъем стопы; Язык пламени; Металлический стержень в колоколе или колокольчике, который ударяясь о стенку, производит звон; Пленный; Учебный предмет (русский или английский язык; Слово ЯЗЫК -многозначно Притча- короткий житейский рассказ со скрытым смыслом, содержащий поучение. Слово выступает в прямом значении, когда оно точно указывает на блюдо , приготовленное в первый и второй день. переносном значении слово обозначает скрытый смысл, над которым нужно подумать. Работа в группах Нет ничего хуже языка Нет ничего лучше языка Притча – поучительный рассказ. Прямое- блюдо, кушанье Переносное- слова, которые употребляем в речи. Доказательство из текста Язык – это средство общения людей между собой и поведения в обществе. Работа в группах Составление с использованием слов из словаря вежливых слов. Где слова привета, там улыбка для ответа. Язык и до Киева доведет. Ласковым словом и камень растопишь. Думай о том, ЧТО. ЗАЧЕМ и КАК сказать. | Личностные: Осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывают успехи с усилием и внимательностью. Коммуникативные: Умение выразить свои чувства, мысли Познавательные: Умение понимать, осмысливать текст. Выявление сущности, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные: умение слушать друг друга. Познавательные: - извлечение необходимой информации из представленного на слайде текста. - обогащение словарного запаса. Коммуникативные: Умение выразить свои чувства, мысли Познавательные: - извлечение необходимой информации из прослушанного текста. - обогащение словарного запаса. Регулятивные: проверка первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Коммуникативные: Умение выразить свои чувства, мысли. Познавательные: — смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели. Познавательные: выявление сущности, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные: Участие в коллективной дискуссии. Выдвижение гипотез, формулирование аргументов, контраргументов. Умение оформлять свои мысли в устной форме. |