СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Игротерапия как средство формирования фонематических процессов у дошкольников с недостатками речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игротерапия как средство формирования фонематических процессов у дошкольников с недостатками речи

Фонематический слух включает в себя:

       1. Способность слышать есть данный звук в слове или нет. 

2. Способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности.

3. Способность различать близко звучащие, но разные по значению слова. 

Фонематические представления включают в себя:

1. Придумывание слов из определенного количества звуков.

2. Нахождение картинок, в которых 3, 4, 5 звуков.

3. Придумывание слов, начинающихся на звук …

4. Составление слов из звуков (с-о-к).

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Игротерапия как средство формирования фонематических процессов у дошкольников с недостатками речи"»

Игротерапия как средство формирования фонематических процессов у дошкольников с недостатками речи Учитель – логопед: Дудникова Е.А.

Игротерапия как средство формирования фонематических процессов у дошкольников с недостатками речи

Учитель – логопед:

Дудникова Е.А.

(Вступили в силу: 1 января 2014 г.) Целевые ориентиры дошкольного образования по ФГОС    ребенок овладевает основными культурными способами деятельности  проявляет инициативу, самостоятельность, любознательность  обладает установкой положительного отношения к миру  активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми  обладает развитым воображением  достаточно хорошо владеет устной речью  может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности  у ребенка развита крупная и мелкая моторика  ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения  может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены  обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире  знаком с произведениями детской литературы

(Вступили в силу: 1 января 2014 г.)

Целевые ориентиры дошкольного образования по ФГОС

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности
  • проявляет инициативу, самостоятельность, любознательность
  • обладает установкой положительного отношения к миру
  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми
  • обладает развитым воображением
  • достаточно хорошо владеет устной речью
  • может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения
  • может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены
  • обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире
  • знаком с произведениями детской литературы
Фонематические процессы включают в себя:    Фонематический слух Фонематические представления Фонематическое  восприятие

Фонематические процессы включают в себя:

Фонематический слух

Фонематические представления

Фонематическое восприятие

 Л.С. Выготский.  «Фонематический слух» включает в себя:     1 . Способность слышать есть данный звук в слове или нет.   2. Способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности.  3. Способность различать близко звучащие, но разные по значению слова. 

Л.С. Выготский. «Фонематический слух» включает в себя:

1 . Способность слышать есть данный звук в слове или нет. 

2. Способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности.

3. Способность различать близко звучащие, но разные по значению слова. 

 Д.Б. Эльконин.  «Фонематическое восприятие» включает в себя:        1. Умение определять линейную последовательность звуков в слове.  2. Умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу.  3. Осознание или подсчет количества звуков в слове.  

Д.Б. Эльконин. «Фонематическое восприятие» включает в себя:  

1. Умение определять линейную последовательность звуков в слове.

2. Умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу.

3. Осознание или подсчет количества звуков в слове.  

Л.И. Лалаева, Л.Н.Смирнова  «Фонематические представления» включают в себя: 1. Придумывание слов из определенного количества звуков. 2. Нахождение картинок, в которых 3, 4, 5 звуков. 3. Придумывание слов, начинающихся на звук … 4. Составление слов из звуков (с-о-к).

Л.И. Лалаева, Л.Н.Смирнова «Фонематические представления» включают в себя:

1. Придумывание слов из определенного количества звуков.

2. Нахождение картинок, в которых 3, 4, 5 звуков.

3. Придумывание слов, начинающихся на звук …

4. Составление слов из звуков (с-о-к).

Диагностическая карта уровня развития фонематических процессов  (Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова) Что изучается? Критерии оценки 1. Повторение слоговых рядов 2. Выделение звука в слове на слух 1 балл – не может повторить слоговые ряды, найти картинку с заданным звуком, не выделяет звук из слова, не повторяет слова-паронимы 2 балла – слоговые ряды повторяет с ошибками, не всегда находит картинку с заданным звуком, первый ударный гласный в слове выделяет, а согласный – затрудняется 3. Нахождение картинки с заданным звуком 4. Придумывание слов с заданным звуком 3 балла – выполняет задания в полном объеме 5. Выделение начального ударного гласного из слова 6. Выделение первого и последнего согласного из слова 7. Повторение слов-паронимов  Высокий уровень: 15 – 21 баллов Средний: 8 – 14 баллов Низкий: 1 – 7 баллов

Диагностическая карта уровня развития фонематических процессов (Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова)

Что изучается?

Критерии оценки

1. Повторение слоговых рядов

2. Выделение звука в слове на слух

1 балл – не может повторить слоговые ряды, найти картинку с заданным звуком, не выделяет звук из слова, не повторяет слова-паронимы

2 балла – слоговые ряды повторяет с ошибками, не всегда находит картинку с заданным звуком, первый ударный гласный в слове выделяет, а согласный – затрудняется

3. Нахождение картинки с заданным звуком

4. Придумывание слов с заданным звуком

3 балла – выполняет задания в полном объеме

5. Выделение начального ударного гласного из слова

6. Выделение первого и последнего согласного из слова

7. Повторение слов-паронимов

Высокий уровень: 15 – 21 баллов Средний: 8 – 14 баллов Низкий: 1 – 7 баллов

Фонематические процессы   Дата проведения диагностики: ______ - ______ учебный год  № Фамилия, имя вопросы 1 н к 2 н к 3 н к 4 н к 5 н к 6 н к 7 Итого н баллов к Уровень н развития к н к Результаты диагностики: Начало года:  высокий ___ детей ___ %  средний ___ детей ___ % низкий ___ детей ___ % Конец года: высокий ___ детей ___ %  средний ___ детей ___% низкий ___ детей __ _%

Фонематические процессы

Дата проведения диагностики: ______ - ______ учебный год

Фамилия, имя

вопросы

1

н

к

2

н

к

3

н

к

4

н

к

5

н

к

6

н

к

7

Итого

н

баллов

к

Уровень

н

развития

к

н

к

Результаты диагностики:

Начало года: высокий ___ детей ___ % средний ___ детей ___ % низкий ___ детей ___ %

Конец года: высокий ___ детей ___ % средний ___ детей ___% низкий ___ детей __ _%

«Фонематическая лесенка» VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа V этап – дифференциация фонем IV этап – дифференциация слогов III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз I этап – узнавание неречевых звуков

«Фонематическая лесенка»

VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа

V этап – дифференциация фонем

IV этап – дифференциация слогов

III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу

II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз

I этап – узнавание неречевых звуков

 Исследователи:  Л.С.Выготский А.Н.Леонтьев Д.Б.Эльконин С.А.Миронова В.И.Селиверстов Т.Б.Филичева Т.А.Ткаченко Е.А.Пожиленко Дидактические Подвижные Творческие Виды игр:

Исследователи:

  • Л.С.Выготский
  • А.Н.Леонтьев
  • Д.Б.Эльконин
  • С.А.Миронова
  • В.И.Селиверстов
  • Т.Б.Филичева
  • Т.А.Ткаченко
  • Е.А.Пожиленко

Дидактические

Подвижные

Творческие

Виды игр:

Задачи игротерапии: развитие фонематического восприятия, фонематических представлений закрепление уровня фонематического анализа и синтеза развитие умения различать и сопоставлять систему дифференциальных (акустико-артикуляционных) признаков звуков

Задачи игротерапии:

  • развитие фонематического восприятия, фонематических представлений
  • закрепление уровня фонематического анализа и синтеза
  • развитие умения различать и сопоставлять систему дифференциальных (акустико-артикуляционных) признаков звуков
«Чей голосок?» Узнавание неречевых звуков

«Чей голосок?»

Узнавание неречевых звуков

 «Звуковая шкатулка» Различение речевых звуков

«Звуковая шкатулка»

Различение речевых звуков

«Три медведя» Высота голоса и сила голоса

«Три медведя»

Высота голоса и сила голоса

«Правильно – неправильно» «Робот – инопланетянин» Дифференциация слогов Дифференциация слов

«Правильно – неправильно»

«Робот – инопланетянин»

Дифференциация слогов Дифференциация слов

«Мышка и мишка» «Кошка и собака»  Свистящий - шипящий Твердый - мягкий

«Мышка и мишка»

«Кошка и собака»

Свистящий - шипящий Твердый - мягкий

«Четвертый лишний» Навыки звукового анализа

«Четвертый лишний»

Навыки звукового анализа

«В гости» Дифференциация звуков в предложении

«В гости»

Дифференциация звуков в предложении

«Обезьянка Чи-Чи» Язык вверх – ша-ша-ша,  Кашка, пышка и лапша. Язык вниз – са-са-са,  Масло, суп и колбаса. Язык вверх – ша-ша-ша,  Уши, шея и душа.  Язык вниз – са-са-са,  Глазки, спинка и коса.  Дифференциация звуков в чистоговорках

«Обезьянка Чи-Чи»

  • Язык вверх – ша-ша-ша,

Кашка, пышка и лапша.

  • Язык вниз – са-са-са,

Масло, суп и колбаса.

  • Язык вверх – ша-ша-ша,

Уши, шея и душа.

  • Язык вниз – са-са-са,

Глазки, спинка и коса.

Дифференциация звуков в чистоговорках

«Каркушины скороговорки» Лара любит мармелад, а Клара шоколад. У орла крыло, а у лошади седло. У слесаря сверло, а у столяра стекло. Журавли курлыкают, а кошечки мурлыкают. Дифференциация звуков в потоке речи 10

«Каркушины скороговорки»

  • Лара любит мармелад, а Клара шоколад.
  • У орла крыло, а у лошади седло.
  • У слесаря сверло, а у столяра стекло.
  • Журавли курлыкают, а кошечки мурлыкают.

Дифференциация звуков в потоке речи

10

Результативность игротерапии: Различает на слух и в произношении все фонемы родного языка Владеет навыками звукового анализа и синтеза Слоговая структура не нарушена Четкая и выразительная речь Свободно общается со сверстниками и взрослыми Улучшается внимание, мышление и память Развивается творческое воображение

Результативность игротерапии:

  • Различает на слух и в произношении все фонемы родного языка
  • Владеет навыками звукового анализа и синтеза
  • Слоговая структура не нарушена
  • Четкая и выразительная речь
  • Свободно общается со сверстниками и взрослыми
  • Улучшается внимание, мышление и память
  • Развивается творческое воображение
Литература:

Литература:

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание