Игротерапия как средство формирования фонематических процессов у дошкольников с недостатками речи
Учитель – логопед:
Дудникова Е.А.
(Вступили в силу: 1 января 2014 г.)
Целевые ориентиры дошкольного образования по ФГОС
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности
- проявляет инициативу, самостоятельность, любознательность
- обладает установкой положительного отношения к миру
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми
- обладает развитым воображением
- достаточно хорошо владеет устной речью
- может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения
- может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены
- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире
- знаком с произведениями детской литературы
Фонематические процессы включают в себя:
Фонематический слух
Фонематические представления
Фонематическое восприятие
Л.С. Выготский. «Фонематический слух» включает в себя:
1 . Способность слышать есть данный звук в слове или нет.
2. Способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности.
3. Способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
Д.Б. Эльконин. «Фонематическое восприятие» включает в себя:
1. Умение определять линейную последовательность звуков в слове.
2. Умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу.
3. Осознание или подсчет количества звуков в слове.
Л.И. Лалаева, Л.Н.Смирнова «Фонематические представления» включают в себя:
1. Придумывание слов из определенного количества звуков.
2. Нахождение картинок, в которых 3, 4, 5 звуков.
3. Придумывание слов, начинающихся на звук …
4. Составление слов из звуков (с-о-к).
Диагностическая карта уровня развития фонематических процессов (Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова)
Что изучается?
Критерии оценки
1. Повторение слоговых рядов
2. Выделение звука в слове на слух
1 балл – не может повторить слоговые ряды, найти картинку с заданным звуком, не выделяет звук из слова, не повторяет слова-паронимы
2 балла – слоговые ряды повторяет с ошибками, не всегда находит картинку с заданным звуком, первый ударный гласный в слове выделяет, а согласный – затрудняется
3. Нахождение картинки с заданным звуком
4. Придумывание слов с заданным звуком
3 балла – выполняет задания в полном объеме
5. Выделение начального ударного гласного из слова
6. Выделение первого и последнего согласного из слова
7. Повторение слов-паронимов
Высокий уровень: 15 – 21 баллов Средний: 8 – 14 баллов Низкий: 1 – 7 баллов
Фонематические процессы
Дата проведения диагностики: ______ - ______ учебный год
№
Фамилия, имя
вопросы
1
н
к
2
н
к
3
н
к
4
н
к
5
н
к
6
н
к
7
Итого
н
баллов
к
Уровень
н
развития
к
н
к
Результаты диагностики:
Начало года: высокий ___ детей ___ % средний ___ детей ___ % низкий ___ детей ___ %
Конец года: высокий ___ детей ___ % средний ___ детей ___% низкий ___ детей __ _%
«Фонематическая лесенка»
VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа
V этап – дифференциация фонем
IV этап – дифференциация слогов
III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу
II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз
I этап – узнавание неречевых звуков
Исследователи:
- Л.С.Выготский
- А.Н.Леонтьев
- Д.Б.Эльконин
- С.А.Миронова
- В.И.Селиверстов
- Т.Б.Филичева
- Т.А.Ткаченко
- Е.А.Пожиленко
Дидактические
Подвижные
Творческие
Виды игр:
Задачи игротерапии:
- развитие фонематического восприятия, фонематических представлений
- закрепление уровня фонематического анализа и синтеза
- развитие умения различать и сопоставлять систему дифференциальных (акустико-артикуляционных) признаков звуков
«Чей голосок?»
Узнавание неречевых звуков
«Звуковая шкатулка»
Различение речевых звуков
«Три медведя»
Высота голоса и сила голоса
«Правильно – неправильно»
«Робот – инопланетянин»
Дифференциация слогов Дифференциация слов
«Мышка и мишка»
«Кошка и собака»
Свистящий - шипящий Твердый - мягкий
«Четвертый лишний»
Навыки звукового анализа
«В гости»
Дифференциация звуков в предложении
«Обезьянка Чи-Чи»
Кашка, пышка и лапша.
Масло, суп и колбаса.
Уши, шея и душа.
Глазки, спинка и коса.
Дифференциация звуков в чистоговорках
«Каркушины скороговорки»
- Лара любит мармелад, а Клара шоколад.
- У орла крыло, а у лошади седло.
- У слесаря сверло, а у столяра стекло.
- Журавли курлыкают, а кошечки мурлыкают.
Дифференциация звуков в потоке речи
10
Результативность игротерапии:
- Различает на слух и в произношении все фонемы родного языка
- Владеет навыками звукового анализа и синтеза
- Слоговая структура не нарушена
- Четкая и выразительная речь
- Свободно общается со сверстниками и взрослыми
- Улучшается внимание, мышление и память
- Развивается творческое воображение
Литература:
Спасибо за внимание