- Очень трудно вырастить хороший урожай пшеницы и ржи .
- Трактористы день и ночь пашут землю . Агрономы проверяют качество зерна . Комбайнёры убирают урожай в августе , стараясь не потерять ни одного зёрнышка .
- Хлеб – всему голова.
- На хлебозаводе выпекают пшеничный и ржаной хлеб , ароматные булочки и другие вкусные изделия из собранных колосьев , переработанных в муку .
- Необходимо бережно относиться к хлебу, уважать труд тех, кто заботится о том, чтобы ежедневно на нашем столе был теплый хлеб .
- Очень трудно вырастить хороший урожай пшеницы и ржи .
- Трактористы день и ночь пашут землю . Агрономы проверяют качество зерна . Комбайнёры убирают урожай в августе , стараясь не потерять ни одного зёрнышка .
- Хлеб – всему голова .
- На хлебозаводе выпекают пшеничный и ржаной хлеб , ароматные булочки и другие вкусные изделия из собранных колосьев , переработанных в муку .
- Необходимо бережно относиться к хлебу , уважать труд тех, кто заботится о том, чтобы ежедневно на нашем столе был теплый хлеб .
Имя существительное как часть речи.
Лексико-грамматические разряды. Постоянные и непостоянные грамматические признаки имен существительных
Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
Постоянные признаки существительного:
- а) собственное или нарицательное
Донецк, Пушкин школа, газета
- б) одушевлённое или неодушевлённое
слон, человек озеро, шахта
- в) род мужской , женский, средний , общий
дом, ромашка, окно, сластёна
- г) ______________________ склонение _____________________
І ІІ ІІІ
- Мама, дядя край, море жизнь
Непостоянные признаки существительного
- Число Падеж единственное И . КТО? ЧТО?
и множественное Р . КОГО? ЧЕГО?
Д . КОМУ? ЧЕМУ?
В . КОГО? ЧТО?
Т . КЕМ? ЧЕМ?
П . О КОМ? О ЧЁМ?
Образец письменного разбора
Ваня нашёл в лесу белые грибы.
I. Ваня – сущ., н.ф. Ваня.
II. Одуш., собств., конкр.,м.р., I скл., ед. ч., И. п.
III. Нашёл (кто?) Ваня
- I. Ваня – сущ., н.ф. Ваня. II. Одуш., собств., конкр.,м.р., I скл., ед. ч., И. п. III. Нашёл (кто?) Ваня
I. (В) лесу – сущ., н.ф. лес.
II. Неодуш., нариц., конкр., м.р., II скл., ед. ч. П. п.
III. Нашёл (где?) в . л .е. с .у.
I. Грибы – сущ., н.ф. гриб.
II. Неодуш., нариц., конкр., м.р., II скл., мн. ч., В. п.
III. Нашёл (что?) г р и б ы .
Морфологический разбор существительного
- I .Розе – сущ., н.ф. Роза.
II .Собст., одуш., конкр., ж.р., I скл. ед.ч., Д.п.
III .Подарили (кому?) Розе.
--------
- I .Роз – сущ., н.ф. роза.
II .Нариц., неодуш., конкр., ж.р., I скл., мн.ч., Р.п.
III .Букет (чего? какой?) роз.
--------
ﮧﮧﮧﮧﮧﮧﮧ
Дифференцированная работа:
- Самолёт, снег, мальчик, икона, хлеб.
- Выполнение упр. 89 (стр. 76).
Кеннинг ( kenning )
- разновидность метафоры ,представляет собой описательное поэтическое выражение, состоящее из двух существительных и применяемое для замены обычного названия какого-либо предмета или человека.
- Пример: « вепрь волн » — корабль.
Что означают кеннинги:
Создайте кеннинги к словам
- Составление синквейна о существительном или о хлебе
- «Ода существительному»
- «За что нужно уважать эту часть речи?»
Дом. задание (на выбор)
- 1. Выполнить упр.88 (стр. 75-76). Определить синтаксическую роль существительных (репродуктивное задание ).
- 2. Оформить красиво на листе А4 кластер о существительном с собственными примерами на каждую категорию (конструктивное задание).
- 3. Составить ассоциативную цепочку из 15 существительных на морально-этическую или культурно-эстетическую тему от слова ЛЮБОВЬ (творческое задание).
Рефлексия
- Чему вы научились на сегодняшнем уроке?
- Что было наиболее трудным?
- Что понравилось больше всего?
- С каким настроением вы уходите с урока?