Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка
Музыкальный руководитель МАДОУ детский сад № 50
Козырина Любовь Юрьевна
Индивидуальный образовательный маршрут для одаренного ребенка - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.
«Одаренность человека – это
маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
В.А. Сухомлинский
Нормативно-правовая база:
- Основные положения “Декларации прав человека”, принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;
- Основные положения “Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;
- Закон Российской Федерации “Об образовании”;
- Концепция модернизации российского образования на период до 2015 г., утвержденная распоряжением правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001 г.;
- Федеральная целевая программа “Одаренные дети”, в рамках президентской программы “Дети России”, утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.;
- Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 27.09 2012 № 02-02-82/ 5598 «Об организации системной работы с одаренными детьми»;
- Постановление правительства Свердловской области от 11.10.2010г. № 1472-ПП об утверждении областной целевой программы «Развитие образования в свердловской области («Наша новая школа») » на 2011-2015 годы.
Отличительные характеристики одаренных детей:
- активны, интересуются разными сферами жизни, задают много вопросов;
- быстро запоминают услышанное или прочитанное;
- на занятиях всё схватывают на лету;
- отличаются оригинальностью мышления, предлагают неожиданные решения;
- имеют способность к одному или нескольким видам деятельности, где достигают гораздо более высоких результатов, чем сверстники.
- легкостью и скоростью обучения по сравнению со сверстниками;
- существенно меньшим объемом помощи со стороны взрослых, повышенной самостоятельностью;
- стремлением к творчеству, к достижению высокого уровня мастерства;
- высоким уровнем познавательной мотивации, любознательности, страстным увлечением любимым делом.
Принципы выявления одаренных детей:
- комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка;
- длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
- анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;
- использование тренинговых методов;
- подключение к оценке одаренного ребенка экспертов.
Виды различий
Виды одаренности
По широте проявлений
Общая одаренность (интеллектуальная; творческая)
По типу предпочитаемой деятельности
Специальная одаренность
творческая;
По интенсивности проявлений
академическая;
По темпу психического развития
повышенная способность к обучению (способные);
С нормальным темпом психического развития;
одаренные;
психомоторная
По возрастным особенностям проявления
Со значительным опережением возрастного темпа развития
стабильная;
высокоодаренные (талантливые)
коммуникативная
приходящая (возрастная)
По степени сформированности
Форма проявления
актуальная;
явная;
потенциальная
скрытая
Виды
Составляющие
Академическая
одаренности
Как проявляются
одаренность
Мотивационно-личностные характеристики
Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому
Способности к обучению
Творческая
одаренность
Художественная одаренность
Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов
Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки)
Вокальная одаренность
Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух
Литературная одаренность
Артистическая одаренность
Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов
Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память
Конструкторская одаренность
Психомоторная
Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации
одаренность
Спортивная одаренность
Коммуникативная одаренность
Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость
Хореографическая одаренность
Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память
Социально-личностная одаренность
Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты
Лидерская одаренность
Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию
Для выявления одарённости можно использовать различные методики:
- Оценка общей одаренности А. И. Савенкова;
- «Карта одарённости» А. И. Савенкова;
- "Карта одаренности" Хаана и Каффа;
- Определение интенсивности познавательной потребности по В. С. Юркевичу;
- Методика экспертных оценок по определению одарённых детей А. А. Лосевой и другие
Определить уровень развития музыкальных способностей ребенка можно тремя способами:
- Беседа с ребенком;
- Диагностика музыкальных способностей;
- Наблюдение;
- Беседа с родителями
Беседа с ребенком должна преследовать две цели:
1) Необходимо определить эмоциональность и артистизм ребенка – насколько глубоко он может переживать художественные образы и насколько ярко, эмоционально может их передать. Эти качества одинаково важны и для поэзии, и для музыки. Поэтому, если ребенок любит и легко запоминает стихи, читает их с выражением, старается передать настроение – он уже обладает неким артистизмом и эмоциональностью. Все это является показателем того, что у ребенка есть склонность к творчеству, он легко может заниматься музыкой и добиться успехов.
Итак, можно определить эмоциональность и артистизм ребенка, просто попросив его рассказать любимое стихотворение.
2) Определить интерес ребенка к музыке и творчеству:
• Что он знает о музыке, хотел бы он ею заниматься?
• Что ему больше нравится – петь или играть на каком-нибудь инструменте?
• Узнать у ребенка, какая музыка по характеру ему больше нравится (или конкретнее: из какого мультфильма или фильма)?
• Какие мультфильмы или фильмы он любит смотреть и почему?
• Какие книги, про что ему больше нравится читать или слушать?
• Есть ли у него любимые песни? Попросить его напеть одну из них.
Так можно определить склонность ребенка к музыке, а также узнать, что ему интересно в жизни, понять, надо ли ему заниматься музыкой более серьезно, идти в музыкальную школу или достаточно посещать музыкально-танцевальный кружок.
Для того чтобы определить интерес ребенка к музыке, важно не столько то, что он ответит (у большинства детей одинакового возраста ответы, как правило, очень похожи), сколько то, как он отвечает на ваши вопросы. Важна некая определенность ребенка в своих вкусах. Если ему все равно, и музыка не вызывает у него особого энтузиазма, вам следует задуматься, нужно ли музыкальное обучение самому ребенку (музыкальные занятия могут увлечь его, «раскрыть», но могут и отторгнуть – здесь все будет зависеть от самого ребенка и от умения преподавателя).
Если он может сказать более или менее точно, что ему нравится музыка веселая, активная, как в таком-то мультике; что он любит петь, танцевать. Есть все основания полагать, что ребенку понравится заниматься музыкой и он сможет достигнуть определенных успехов.
О наличии у ребенка склонности к музыке и развитых от рождения музыкальных способностях может свидетельствовать следующее:
• повышенное внимание ребенка к любому звучащему фону;
• явное проявление интереса к звучанию музыки;
• яркое эмоциональное проявление радости во время звучания любимой музыки (некоторые дети начинают пританцовывать, даже не научившись ходить, сидя в кроватке);
• ребенок любит слушать разную музыку, не только детские песни.
Важно для достижения успеха:
• интерес, склонность ребенка к определенной сфере деятельности, которая позволяет развивать способности в этой сфере быстрее, нежели это могут сделать другие. В большинстве случаев, это и есть секрет таланта, одаренности одних людей и кажущейся бездарности и «отсутствия способностей» других.
Склонность к определенной сфере деятельности обычно проявляется достаточно рано. Музыкальность ребенка можно обнаружить уже в возрасте одного года, если уже в этом возрасте он проявляет явный интерес к звучанию музыки.
Определение музыкальности у детей в дошкольном возрасте
Что же является показателями музыкальности и наличия способностей у детей в возрасте 4-7 лет.
1) Сохранение интереса к музыке, проявленного еще в раннем детстве:
• Если ребенок прерывает свои дела и прислушивается к внезапно зазвучавшей музыке; Если он любит слушать различную музыку, не обязательно только детские песни, но и хорошую эстрадную музыку, классику, пытается подпевать или начинает танцевать под музыку – все это говорит о музыкальности ребенка.
2) Ребенок легко и надолго запоминает понравившиеся ему песни.
• Более или менее «чисто» поет, любит «сочинять» – компилирует какие-то свои песни из известных ему слов и мелодий (при этом может выйти некое «попурри», или нечто совершенно невероятное).
• Сочиняет (точнее импровизирует «на ходу») свои стихи и песни – в зависимости от того, насколько они получаются яркими и выразительными (конечно, только эмоционально, а не по смыслу) – можно судить об одаренности ребенка и наличии таланта.
Все это говорит о развитых от природы музыкальных и творческих способностях.
3) Ребенок любит выступать на публике, любит принимать активное участие в утренниках и праздниках; любит заниматься творчеством в любом виде – петь, танцевать, рисовать, лепить из пластилина. У него хорошее воображение, он любит выдумывать – все это является хорошим показателем наличия способностей к творчеству и музыке.
Индивидуальный образовательный маршрут одарённых детей должен строиться на следующих принципах:
- обучать на более высоком уровне трудности, на занятиях давать более сложные задания, чем остальным детям;
- не наставлять, а помогать;
- поощрять проявление инициативы;
- учить анализировать и самостоятельно решать проблемы;
- учить использовать межпредметные связи для решения задач;
- создавать обогащённую предметную и образовательную среду;
- обеспечивать ребёнку психолого-педагогическую поддержку;
- применять новые образовательные технологии
ЭТАПЫ ИОМ:
Этап наблюдения
Диагностический этап
Этап разработки (конструирования )
Этап реализации
Этап диагностики
Индивидуальный образовательный маршрут
для музыкально одарённого ребёнка (вокал)
1 . Титульный лист :
ФИО ребенка. Иванова Аня
Возраст ребенка (год, месяц).
2 . Характеристика ребёнка , включая черты характера, сведения о семье, медицинское заключение.
3 . Диагностика одаренности:
по широте проявлений: специальная одаренность
по типу предпочитаемой деятельности: творческая (вокальная)
по интенсивности проявлений: повышенная способность к обучению (способная)
по темпу психического развития: с нормальным темпом психического развития
по возрастным особенностям проявления: стабильная
по степени сформированности: актуальная
форма проявления: явная
4. Результаты психологической диагностики.
5. Результаты педагогической диагностики.
У девочки ярко выражены музыкальные способности. Она любит музыку, артистична, быстро отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко запоминает, сочиняет свои мелодии. Девочка свободно воспроизводит мелодию голосом, точно её интонирует, подбирает по слуху на музыкальном инструменте. Когда она поет, то вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение. Её речь грамматически правильна, выразительна и эмоциональна: она с легкостью изменяет силу голоса, темп, тембр, высоту, динамику. Девочка отличается высокой любознательностью и наблюдательностью, способностью отслеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Она легко устанавливает контакт с собеседником.
Умения в вокальной деятельности:
Критерии
Особенности голоса
Показатели
Уровень
Сила звука
Голос не очень сильный, но может петь непродолжительное время достаточно громко
Особенности тембра
Голос звонкий
Певческий диапазон
Развитие дыхания
Диапазон в пределах возрастной нормы
Продолжительность дыхания (на звук -м-)
13-15 сек.
Задержка дыхания на вдохе
Развитие звуковысотного слуха
14-15 сек.
Точность интонирования
Вокально-хоровые навыки
Различение звуков по высоте
Чисто поет отдельные фрагменты мелодии на фоне общего направления движения мелодии
Различает по высоте в пределах 6 и 5
Певческая установка
Удерживает правильную позу без напоминания
Звуковедение
Поет естественным голосом, без напряжения
Дикция
Достаточно четкое произношение согласных и правильное формирование гласных, но неумение их правильно произносить при пении.
Дыхание
Дыхание произвольное, не всегда берется между фразами
Умение петь в ансамбле
Старается петь вместе с товарищами, быстро реагирует на замечания. Не выкрикивает.
Выразительность
Старается петь выразительно, но на лице мало эмоций, чувствуется небольшая зажатость
6. Цель и задачи ИОМ :
Конкретный ИОМ создан для ребёнка с высоким уровнем развития вокальных навыков и певческих умений, высоким уровнем развития музыкальности.
Цель индивидуального образовательного маршрута
Интенсификация развития вокальных навыков и певческих умений, поддержка интереса ребёнка к пению, развитие музыкальных (певческих) способностей.
Задачи индивидуального образовательного маршрута
1. На основе изучения детских песен, разных вокальных произведений, современных эстрадных песен расширять знания ребёнка о певческой культуре, вокальном разнообразии, обогащать слуховой опыт.
2. Развивать в комплексе музыкальные способности: эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.
3. Освоить основы исполнительской выразительности, вокальной выразительности, сценической культуры, пения в коллективе.
4. Развивать индивидуальные творческие способности ребёнка на основе исполняемых произведений. Использовать различные приёмы вокального исполнения.
5. Обеспечить потребность в вокальной музыке. Создать атмосферу радости, значимости, увлечённости, успешности и самореализации для ребёнка.
8. Формы и методы работы
Побуждать к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждение безобразного в окружающем мире; приучать посильно преобразовывать окружающее, совершенствовать культуру своего поведения; создавать ситуации, побуждающие к творческим проявлениям и практическим действиям.
9. Средства обучения
Музыкально-дидактические игры; вокальные упражнения; чистоговорки; репертуар, подобранный в соответствии с физическими и психическими особенностями ребёнка; элементы костюмов; фортепиано; музыкальный синтезатор; музыкальный центр; шумовые инструменты; микрофоны; CD диски.
Отбор произведений осуществляется с учётом доступности, необходимости, художественной выразительности и событийности песенного репертуара. Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках индивидуальных занятий. Имеет место широкое варьирование. (Указывается основной репертуар для пения.)
Маршрут рассчитан на два года.
Возраст ребёнка: 5–7 лет.
Нагрузка: один раз в неделю, продолжительность 25 минут.
Форма: индивидуальные занятия (могут приобретать разнообразные форматы).
10. Планируемый результат
Повышенный интерес к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению: пение соло, участие в концертах.
Владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата.
Проявление навыков вокально-хоровой деятельности: вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, чётко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении.
Участие в конкурсах и концертах, способность двигаться под музыку.
Умение исполнять длительные и ритмические рисунки: ноты с точкой, пунктирный ритм.
Выразительно передавать эмоции через песни, попевки, инсценировки, музыкальные игры.
Самостоятельно давать оценку качеству пения.
Умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.
Долгосрочная цель сопровождения:
- создание оптимальных условий для развития и реализации музыкальных способностей ребёнка с учетом его возрастных и индивидуальных психологических особенностей; формирование успешности, креативности в разных видах музыкальной деятельности; формирование исполнительских навыков в области пения, музицирования, развитие творческих проявлений.
Задачи:
- научить выразительному пению без лишнего напряжения мышц – петь свободно, легким подвижным звуком (с «движением вперед»), петь плавным напевным звуком (ощущение полной свободы голосового аппарата).
- научить правильно брать дыхание перед началом пения (фиксированный короткий вдох), между музыкальными фразами, удерживать дыхание до конца музыкальной фразы.
- максимально расширить диапазон посредством упражнений.
- научить петь в ансамбле
- развитие музыкальных способностей ребенка;
- совершенствование и расширение системы дополнительного образования;
- вовлечение в конкурсы на различном уровне;
- создание насыщенной предметно-развивающей музыкальной среды
- совместно с родителями разработать план сопровождения для возможных перспектив в развитии способностей и поддержки сильных сторон личности ребенка;
- повышение самооценкии уверенности в себе.
11. Субъекты воспитательно-образовательного процесса, задействованных в реализации ИОМ.
Определение функций и содержания работы каждого субъекта программы сопровождения
(логопед, психолог, инструктор по физической культуре, родители).
Музыкальный руководитель
Содержание работы
- Составление перспективного планирования.
Формы работы
- Организация участия в конкурсах и праздниках.
Индивидуальные и групповые занятия
Родители
Сроки проведения
Планирование, дополнительно 1 раз в неделю
Содержание работы
- Диагностика развития музыкальных способностей.
Формы работы
- Работа с родителями.
- поддержка интересов ребенка
Ребенок
- создание индивидуальных условий для творчества
- Постановка целей и задач на следующий год.
Беседы
Сроки проведения
Совместная деятельность
В течение года
Содержание работы
- помощь в подготовке к конкурсам, пошив костюмов,
Формы работы
- участие в праздниках и развлечениях
- посещение театров, выставок, концертов
- участие в конкурсах
Индивидуально
Сроки проведения
Специалисты
- дополнительное образование – танцевальная студия.
- выступление в танцевальной и вокальной студии
В течение года
12. Проектирование индивидуальной образовательной траектории
Основные направления развития ребёнка
Формы, приёмы и методы работы
Развитие и совершенствование звуковысотного, тембрового и динамического слуха, чувства ритма.
Предполагаемый результат
Совершенствование умения слушать и осмысливать музыку и собственные чувства и переживания в процессе восприятия музыки, определять средства музыкальной выразительности, создающие образ.
Игры - упражнения на развитие музыкального слуха, развитие вокальных данных;
Совершенствование певческих способностей, формирование правильного дыхания, дикции, артикуляции в пении; выразительность движений.
Наличие интереса к вокальному искусству; Стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
Дидактические игры;
сроки
В течение года
Проявление навыков вокальной деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
Индивидуальные упражнения по работе над звуковедением, над дыханием; над ансамблем; над дикцией;
Уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
Распевки;
Стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
Пальчиковые и подвижные игры;
Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;
Умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски.
Пение в ансамбле.
Организация праздников , музыкальных развлечений, досугов;
Подготовка к вокальным конкурсам;
Организация сольного выступления в рамках мероприятий с родителями;
Индивидуальные консультации для родителей;
Совместное проведение мастер-классов для родителей;
13. Календарно-тематический план
месяц
сентябрь
Этапы работы
Содержание
1. Подбор диагностических методик.
Октябрь
Дыхательные упражнения без звука, звуковые.
2. Изучение индивидуаль-
Ноябрь
- Расширять диапазон и силу звучания голоса. Тренировать свободу звучания с мягкой атакой.
- работа над певческой дикцией и артикуляцией;
-Выступление на осеннем утреннике
- Игра «звукоподражания»
Фонопедические упражнения
ных особенностей и интересов дошкольника.
- Участие в конкурсе «Звездочки »
Прохлопывание ритма
- работа над чувством ритма
3. Отслеживание эмоционального настроя ребенка на НОД.
Артикуляционная гимнастика
- Работа над выдохом (бесшумный, со звуком, шипящий и т.д.)
-Выступление на конкурсе «А ну-ка,девочки»
4. Знакомство с певческой установкой.
- Знакомство с нюансами и динамикой
Узнавание попевок по графическому изображению
Игры с пением
- Анкета для родителей
Музыкально - ритмические движения
5. Развитие певческого дыхания
- Фонопедические упражнения В.Емельянова
Пение по ритмическим картинкам
- Консультация для родителей «Одаренный ребенок в семье»
Ритмический аккомпанемент
6. Работа над правильным звукообразованием
Песня «Пешки-ложки» Сл. В. Приходько Муз. Ю. Турнянского
- Детский фольклор
7. Овладение навыками пения легато.
- музыкальные игры и загадки.
Артикуляционная гимнастика
8. Подготовка буклета «Способные дети – особое внимание!»
- Презентация «Календарные песни »
Пальчиковая гимнастика
Игра «Чики-чики-чикалочки»
- Песня «Осенняя песенка» Т.Агафонова
Инсценирование песни
- Упражнения «Волна», «От шёпота до крика», «А!!!», «Крик – вой»
Песня: «Дочки и сыночки» ,автор неизвестен
14. Достигнутые результаты за всё время действия программы
- показ достижений;
- выставка работ;
- участие в концерте, театрализованной постановке, утреннике;
- тест;
- конкурсы и фестивали различных уровней;
- создание портфолио достижений ребёнка;
- открытое занятие.
Спасибо за внимание!