Информационные ресурсы проектной и исследовательской деятельности
Учитель: Кайгородова Наталья Евгеньевна
Виды информационных источников
- обзорный (вторичный) обзор научных материалов;
- реферативный, что содержится в описаниях прототипов научных задач;
- реферативный (вторичный), что содержится в аннотациях, резюме, рефератах;
- справочный (вторичный) - систематизированные краткие сведения в любой отрасли знаний.
Все источники информации для проведения исследования можно разделить на несколько типов:
Источники информации
Первичные
Вторичные
Отчеты
Газеты
Диссертации
Третичные
Рефераты
Правительственные публикации
Книги
Журналы
Энциклопедии
Рукописи
Словари
Интернет
Библиографии
- Первичная информация - это те документы и издания, в которых отражены новые научные сведения или новое осмысление известных идей и фактов. Она необходима, когда анализ вторичных сведений не дает нужной информации.
- Первичная информация - это исходная информация, которая является результатом непосредственных социологических экспериментальных исследований, изучение практического опыта (это фактические данные, собранные исследователем, их анализ и проверка).
Трудности:
- Для их поиска и анализа требуется большое количество времени,
- Некоторые данные могут быть не получены (закрытая информация, доступ к сбору ограничен).
- Вторичная и третичная информация - это данные, собранные ранее для целей, отличных от связанных с решением исследовательской проблемы. Этот вид информации наиболее часто используется, так как:
- более доступна, чем первоисточники
- удобство и простота в использовании по сравнению с первоисточниками
Трудности:
- может быть старой или устаревшей
- обладает наименьшим уровнем доказательности по сравнению с первоисточником.
- Вторичная информация - это результат аналитической обработки и публикации информации по теме исследования (это опубликованы документы, обзор информации по теме). Это:
- информационные издания (сигнальная информация, реферативные журналы, экспрессинформация, обзоры);
- справочная литература (энциклопедии, словари);
- каталоги и картотеки;
- библиографические издания
Эта информация служит теоретическим и экспериментальным фундаментом, основой проведения научного исследования, является доказательством научной обоснованности ее работы, достоверности и новизны.
- Достоверность - это достаточная правильность, доказательство того, что названный результат (закон, совокупность фактов) является истинным, правильным. Достоверность результатов и выводов обосновывается экспериментом, логическим доказательством, анализом литературных и архивных источников, проверенных на практике.
Группы методов
Аналитические Экспериментальные подтверждения практики.
- К важнейшим методам научного познания принадлежат аналитические методы. Их суть доказательство результата через логические, математические преобразования, анализ статистических данных, опубликованных и неопубликованных документов (учетных, плановых, аналитических, анкетных).
- В процессе эксперимента проводятся научные исследования сравниваются теоретические и экспериментальные результаты. При сопоставлены научного результата с практикой необходимо совпадение теоретических положений с явлениями, которые наблюдаются в практических ситуациях. Поэтому для изучения теоретических основ темы исследования требуется глубокая проработка источников информации
Сбор информации
- Качество и результаты реализации исследовательской задачи зависят от выбора и применения методов сбора и анализа данных (методы исследования). К традиционным методам исследования относятся:
- эмпирические - предполагает проведение собственных наблюдений и экспериментов;
- теоретические – совершаются в уме, когда объект исследования (умственный образ) ставится в различные мысленные условия и анализируется его возможное поведение на основе логических рассуждений.
В зависимости от метода исследования выбирают методы (способы) сбора информации:
Методы сбора информации
Теоретическое исследование
Эмпирическое исследование
конспектирование — выделение главных идей и положений работы;
наблюдение (самонаблюдение ) -
аннотирование — краткая запись общего содержания книги или статьи;
характеризуется прямой регистрацией фактов в момент совершения конкретных действий;
эксперимент (лабораторный и естественный): процедура проверки гипотез, когда конечный результат неизвестен;
реферирование — сжатое изложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике;
тестирование : метод измерения и оценки различных качеств и состояния объекта;
цитирование — дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике;
опрос (анкетирование, интервью, беседа): получение ответов на задаваемые вопросы – письменно, устно;
составление библиографии — перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой
проблемой
моделирование (математическое, кибернетическое, имитационное и т.д.): изучение объекта путем создания и анализа его модели
Алгоритм работы с литературой
Продумать порядок поиска.
Составить список литературных источников по теме.
Хорошо составленный список даже при беглом обзоре заглавий источников позволяет охватить тему в целом. На его основе возможно уже в начале исследования уточнить цели. Просмотру, должны быть подвергнуты все виды источников, содержание которых связано с темой работы.
Литературные источники
- Монография - это научный труд одного или нескольких придерживающихся единой точки зрения авторов, в котором содержится всестороннее теоретическое исследование одной проблемы или темы.
- Брошюра - непериодическое печатное издание небольшого объема, как правило, научно-популярного характера.
- Сборник научных статей - издание произведений одного или нескольких авторов, которые одну научную проблему рассматривают часто с различных точек зрения.
- Журнальная статья - научное произведение небольшого размера, в котором проблема рассматривается с обоснованием ее актуальности, теоретического и прикладного значения, с описанием методики и результатов проведенного исследования.
- Диссертация - научное произведение, выполненное в форме рукописи, научного доклада, опубликованной монографии или учебника и служит в качестве квалификационной работы на соискание ученой степени.
- Автореферат диссертации - научное издание в виде брошюра, содержащее составленный автором реферат проведенного им исследования, представляемого на соискание ученой степени.
- Рецензия - критический разбор одного или нескольких научных произведений, где дается анализ важности, актуальности представленных исследований, оценивается качество изложения, приводятся отзывы специалистов.
- Аннотации - краткая характеристика книги, статьи, рукописи. В ней излагается основное содержание данного произведения, даются сведения о том, для какого круга читателей оно предназначено.
Этапы изучения научных публикаций
Изучение научных публикаций желательно проводить по этапам:
- общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению;
- беглый просмотр всего содержания;
- чтение в порядке последовательности расположения материала;
- выборочное чтение какой-либо части произведения;
- выписка представляющих интерес материалов;
- критическая оценка записанного, его редактирование и «чистовая» запись как фрагмент текста будущей дипломной работы.
Задание- ответить на вопросы:
- Какие два способа составления конспектов существует?
- Что такое конспект?
- Какую структуру имеет аннотация?
- Какие способы запоминания Вы знаете?
- Что необходимо сделать с информацией в первую очередь?
Ответы на вопросы записать в тетрадь.