Просмотр содержимого документа
«Презентация "Инклюзивное образование детей с нарушениями речи"»
Инклюзивное образование детей с нарушениями речи
Выполнила:
Учитель-логопед
Анисимова Е. В.
Изучаемые вопросы:
1. Психолого-педагогические основы организации инклюзивного образования детей с нарушениями речи.
2. Условия эффективной реализации инклюзивного образования детей с нарушениями речи.
3. Модели и формы инклюзивного образования детей с нарушениями речи.
4. Примеры конкретных учреждений, реализующих на практике инклюзивное образование детей с нарушениями речи.
1. Психолого-педагогические основы организации инклюзивного образования детей с нарушениями речи.
Дети с нарушениями речи - это такая категория детей с сохранным слухом и первично сохранным интеллектом, которые из-за сложных нарушений в речевом и соответственно психическом развитии не имеют возможности жить полноценной жизнью.
Многочисленную группу детей с ОВЗ составляют дошкольники с нарушениями речи, поскольку речевые нарушения являются самой распространённой патологией психофизического развития (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.)
Психолого-педагогическая характеристика детей с недостатками речи представлена в трудах:
-Р.Е.Левиной,
-Т.Б.Филичевой,
-Г. В. Чиркиной,
-О. Е. Грибовой и др.
К тяжелым принято относить такие речевые дефекты, при которых страдает экспрессивная (внешняя) речь, в результате чего затруднены контакты ребенка с окружающим миром.
Правильно организованный процесс дошкольной образовательной инклюзии значительно уменьшит процент детей младшего школьного и школьного возраста со сложными отклонениями в развитии, в том числе с тяжелыми нарушениями речи.
2. Условия эффективной реализации инклюзивного образования детей с нарушениями речи.
Специальные образовательные условия обучения, воспитания и развития детей с ТНР:
- раннее выявление детей с речевой патологией и организация логопедической помощи;
- систематическая коррекционно-логопедическая помощь в раннем, дошкольном возрасте;
- взаимосвязь и преемственность содержания и методов логопедической работы в ДОУ и в школе;
- возможность обучаться на дому и/или дистанционно;
- взаимодействие и координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия;
- наличие адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи;
- реализация индивидуального дифференцированного подхода к обучению ребенка с ТНР;
- выбор индивидуального темпа обучения;
- объективная оценка результатов освоения ООП обучающимися;
- щадящий, здоровьесберегающий, комфортный режим обучения и нагрузок.
3. Модели и формы инклюзивного образования детей с нарушениями речи.
Для работы с детьми с нарушениями речи в условиях ДОУ создаются группы компенсирующей и комбинированной направленности.
- В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
- В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Основной формой коррекционного обучения в детском саду являются
логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе.
Фронтальные (подгрупповые) - позволяют эффективно решать те задачи развития речи и коррекции ее недостатков, которые являются приоритетными для всех или большинства воспитанников группы.
Индивидуальные занятия составляют существенную часть рабочего времени
учителя-логопеда в течение каждого дня. Они позволяют осуществлять коррекцию речевых и иных недостатков психофизического развития, глубоко индивидуальных для каждого воспитанника.
4. Примеры конкретных учреждений, реализующих на практике инклюзивное образование детей с нарушениями речи.
На сегодняшний день большинство образовательных учреждений
осуществляют инклюзивное образование для детей с нарушениями речи-
это детские сады комбинированной и компенсирующей направленности,
общеобразовательные школы.