СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Инновационная мастерская логопеда с детьми дошкольного возраста: артикуляционная и дыхательная гимнастика"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедия, как и все современное образование не стоит на месте, она стремительно развивается. Появляются новые формы и инновационные технологии. В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё большее значение.

vОни способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей. vСлужат для создания благоприятного эмоционального фона. v Способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопеды используют в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, инновационные для неё технологии, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда.

Любая инновация, используемая в логопедической практике, относится к так называемым «микроинновациям», поскольку её использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует её методическую составляющую.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Инновационная мастерская логопеда с детьми дошкольного возраста: артикуляционная и дыхательная гимнастика"»

Инновационная мастерская логопеда  в работе с детьми дошкольного возраста: артикуляционная и дыхательная гимнастика Учитель – логопед: МБДОУ № 25 р.п. Переяславка Прищепа О.Н.

Инновационная мастерская логопеда в работе с детьми дошкольного возраста: артикуляционная и дыхательная гимнастика

Учитель – логопед:

МБДОУ № 25 р.п. Переяславка

Прищепа О.Н.

Логопедия, как и все современное образование не стоит на месте, она стремительно развивается. Появляются новые формы и инновационные технологии.  В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё большее значение.  Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей. Служат для создания благоприятного эмоционального фона.  Способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопеды используют в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, инновационные для неё технологии, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда. Любая инновация, используемая в логопедической практике, относится к так называемым «микроинновациям», поскольку её использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует её методическую составляющую.

Логопедия, как и все современное образование не стоит на месте, она стремительно развивается. Появляются новые формы и инновационные технологии. В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё большее значение.

  • Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей.
  • Служат для создания благоприятного эмоционального фона.
  • Способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопеды используют в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, инновационные для неё технологии, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда.

Любая инновация, используемая в логопедической практике, относится к так называемым «микроинновациям», поскольку её использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует её методическую составляющую.

Инновационные технологии в логопедической практике   это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи);  - новые и обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога;  - новые способы взаимодействия педагога и ребёнка;  - новые стимулы, служащие для создания благоприятного эмоционального фона, способствующие включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка.  Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения. 

Инновационные технологии в логопедической практике  

  • это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи); - новые и обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога; - новые способы взаимодействия педагога и ребёнка; - новые стимулы, служащие для создания благоприятного эмоционального фона, способствующие включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка. 

Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения. 

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.  Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические . Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Во-первых, название вызывает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, так как не нужно всякий раз объяснять способы выполнения.

Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические . Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Во-первых, название вызывает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, так как не нужно всякий раз объяснять способы выполнения.

Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, а правильный подбор и качество выполнения. Для каждого ребенка комплекс составляется индивидуально с учетом его компенсаторных возможностей. Важно научить ребенка правильно выполнять артикуляторные упражнения: отработать чистоту, четкость движений; их плавность, силу, темп; точность движений при смене одного движения другим, что особенно важно при произношении слогов, слов, в спонтанной речи, в процессе общения.

Точность движения речевого органа определяется правильностью конечного результата, что может быть оценено местоположением и формой этого органа.

Плавность и легкость движения предполагают отсутствие толчков, подергиваний, дрожания органа. Напряженность мышцы всегда нарушает плавность и мягкость; движение должно выполняться без вспомогательных или сопутствующих движений других органов.

Темп это скорость движения. Вначале, на стадии овладения, допустим несколько замедленный темп, затем он регулируется при помощи отбивания ритма рукой, счета вслух. Важно отработать произвольную регуляцию темпа (быстро или медленно).

Устойчивост ь означает, что положение речевого органа произвольно удерживается без изменений довольно долго.

Переход к другому движению или положению должен осуществляться плавно и достаточно быстро.

Проводится гимнастика в эмоциональной, игровой форме.

  • В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с интервалами, паузами перед каждым новым движением, что позволяет взрослому проконтролировать качество движения, а ребенку — ощутить, осознать и запомнить свои действия.
  • Сначала упражнения выполняются в несколько замедленном темпе обязательно перед зеркалом с целью зрительного самоконтроля. Как только ребенок овладевает движениями, зеркало убирается, контроль осуществляется с помощью собственных кинестических ощущений ребенка (ощущения движения, положения органов речевого аппарата). Наводящие вопросы помогают ребенку определить, что делает его язык (губы), где он находится (за нижними зубами, за верхними), какой он (широкий, узкий). Это вызывает интерес к упражнениям, повышает их эффективность, осмысленность.
  • Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием придумывается игровой образ. Так, например, движения широкого кончика языка за верхние и нижние зубы называются «Качели». К этому упражнению подбирается картинка-образ, которая удерживает внимание ребенка, делает его выполнение более качественным.
  • Важно научить ребенка не только внимательно выслушивать задание , но и понимать, точно выполнять его, запоминать последовательность движений.

Закрепление любого навыка требует кропотливой работы, систематического повторения, поэтому проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, желательно по два-три раза в день, с целью автоматизации движений. Важно избегать переутомления, так как это негативно отражается на качестве выполнения движений.

Дозировка (количество повторений) одного и того же упражнения строго индивидуальна для каждого ребенка. На первых занятиях в связи с повышенной утомляемостью упражняемой мышцы иногда приходится ограничиваться двукратным выполнением упражнений.

Из выполняемых упражнений новыми могут быть не более одной трети. Две трети остаются для повторения. Если какое-то упражнение выполняется недостаточно качественно, то новое упражнение не вводится. Продолжаем отрабатывать повторный материал, используя для его закрепления новые игровые приемы, образы.

Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размещать детей надо так, чтобы они хорошо видели лицо взрослого, которое должно быть хорошо освещено. Необходимо следить за качеством выполняемых ребенком движений, в противном случае результативность гимнастики будет низкой.

Важно поощрять успехи ребенка, систематически показывать ему его достижения, подбадривать. Негативные замечания могут привести к отказу от выполнения движений.

Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики требует от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий, времени и терпения. Эффективность коррекционной работы по совершенствованию артикуляционной моторики в значительной мере определяется активностью самого ребенка, его инициативой, выносливостью, сосредоточенностью, работоспособностью. Автоматизация любого навыка требует систематического повторения. Чтобы не пропал интерес к выполняемой работе, гимнастика не должна проводиться шаблонно, скучно; необходимо создать благоприятные условия, положительный эмоциональный настрой.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.  2. Взрослый показывает выполнение упражнения. 3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.  Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.  4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).  5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески. 

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений. 

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА Дыхательная гимнастика -  залог правильной и красивой речи ребенка. Она способствует формированию правильного речевого дыхания. Дыхательная гимнастика является неотъемлемой частью оздоровительного режима, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Использование разнообразных дыхательных тренажёров, игр и игрушек по развитию речевого дыхания позволяет сделать занятия с детьми более увлекательными и интересными.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Дыхательная гимнастика -  залог правильной и красивой речи ребенка. Она способствует формированию правильного речевого дыхания.

Дыхательная гимнастика является неотъемлемой частью оздоровительного режима, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха.

Использование разнообразных дыхательных тренажёров, игр и игрушек по развитию речевого дыхания позволяет сделать занятия с детьми более увлекательными и интересными.

Все дыхательные упражнения проводятся плавно, под счёт или музыку, в хорошо проветренном помещении.

  • Можно предложить  игру: заставить кружиться бумажную мельницу, задуть свечу, задуть  мяч в ворота. Детей очень веселят мыльные пузыри –  полезное занятие для развития правильного дыхания. 
  • Можно дуть на одуванчики, сдувать пёрышки с ладошки.
  • Очень полезная для развития лёгких игрушка – свисток, тем более что разновидностей свистков существует великое множество, так что ребёнок не заскучает.
  • Очень увлекательная игра, если дуть через трубочку для коктейля в стакан с водой. Ребёнок дует, вода пузырится – весело и полезно, не только для укрепления дыхательных путей, но и для развития речевого аппарата.
  • Деткам постарше можно надувать воздушные шарики.

Необходимо помнить, что дыхательные упражнения очень утомляют и могут вызвать головокружения, поэтому не стоит их выполнять более 5 – 10 минут. Каждое упражнение выполняется 4-6 раз. Если ребенок устает, необходимо делать небольшие перерывы между упражнениями.

Заниматься полноценной дыхательной гимнастикой детям рекомендуется с пяти лет. В этом возрасте ребенок начинает контролировать свое дыхание, оценивать свое самочувствие. Но даже в этом возрасте выполнять упражнения он должен под присмотром логопеда или родителей. 

Существует небольшой список рекомендаций по занятиям дыхательной гимнастикой с детьми: ребенок обязательно должен быть спокоен, не рассержен; упражнения нужно выполнять в спокойном темпе, чтобы малыш не переусердствовал, и вы всегда могли контролировать его состояние; во время занятий нельзя делать резких выдохов; плечи и шея малыша должны оставаться в спокойном состоянии. Нужно следить, чтобы он не напрягал их и не принимал неудобных поз.  При дыхательной гимнастике не следует переутомлять ребёнка.

Существует небольшой список рекомендаций по занятиям дыхательной гимнастикой с детьми:

  • ребенок обязательно должен быть спокоен, не рассержен;
  • упражнения нужно выполнять в спокойном темпе, чтобы малыш не переусердствовал, и вы всегда могли контролировать его состояние;
  • во время занятий нельзя делать резких выдохов;
  • плечи и шея малыша должны оставаться в спокойном состоянии. Нужно следить, чтобы он не напрягал их и не принимал неудобных поз.

При дыхательной гимнастике не следует переутомлять ребёнка.

Обязательно прекратить выполнение, если: ребенок часто дышит, резко побледнел или покраснел; началось головокружение; ребенок жалуется, что у него онемели руки или ноги; у ребенка начали дрожать кисти рук. Перед началом занятий попросите ребенка рассказывать о своем самочувствии и сразу же предупреждать, если он вдруг почувствует недомогание.

Обязательно прекратить выполнение, если:

  • ребенок часто дышит, резко побледнел или покраснел; началось головокружение;
  • ребенок жалуется, что у него онемели руки или ноги;
  • у ребенка начали дрожать кисти рук.
  • Перед началом занятий попросите ребенка рассказывать о своем самочувствии и сразу же предупреждать, если он вдруг почувствует недомогание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!