Презентация интерактивного урока литературного чтения в 3 классе по теме
«Создание образа Родины в произведениях писателей. Произведения по выбору, например, И. С. Никитин «Встреча зимы»»
ДЕВИЗ УРОКА:
«Мы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться.
Только тот , кто много знает
В жизни что-то достигает.
Не страшны нам любые испытания, Вперёд, друзья, откроем новые знания!»
Речевая разминка
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была.
- - Какую картину вы представили?
падает
вьюга
снег
СНЕГАВМПАДАЕТГЬВЬЮГАЫЖЗИМАМОРОЗАЛЁДВОТЬ
зима
мороз
лёд
«Встреча зимы»
И.С.Никитин
Иван Саввич Никитин родился 21 сентября 1824 года в Воронеже.
Отец его был торговцем - владел свечным заводом и лавкой.
Дом-музей
И. Никитина
в Воронеже
Иван Никитин учился в Воронежском духовном училище, затем в семинарии. С детства занимался самообразованием: изучал иностранные языки, читал, сочинял стихи.
Здание
(семинария),
где учился
И.С. Никитин
Первым произведением Ивана Никитина, которое напечатали в Воронежской газете «Губернские новости», стало стихотворение «Русь». После этого поэт проснулся знаменитым. Его стихи начали печатать даже в столичных изданиях. Начали издаваться сборники стихов.
Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средств. впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку.
Дети с удовольствием читают такие стихотворения И.С. Никитина как: "Дитяти", " Дедушка", "Когда один, в минуты размышленья..." и многие другие.
Всю свою жизнь поэт прожил в родном городе. Похоронен Никитин в Воронеже рядом со своим великим земляком поэтом А. В. Кольцовым.
Воронежский литературный
некрополь
рядом со зданием
Воронежского цирка
В СССР была выпущена почтовая марка с изображением
И.С.Никитина.
Памятник Никитину в Воронеже .
Более 60 романсов и песен на стихи Никитина И.С. живут в народной памяти.
Замела я всё вокруг, Прилетев из царства вьюг. Осень, лучшую подружку, Я отправила на юг. Я морозна и бела И надолго к вам пришла.
Иван Никитин
Встреча зимы
Историческая справка
- – Знаете ли вы, что на Руси был праздник встречи зимы? Это 14 октября – Покров. Выпадал первый снег, укрывал (покрывал) землю, заснувшую до весны. Дети в этот день пели заклички снегу, который сохраняет тепло земли. Земля – матушка отдыхает от трудов, а с нею и все крестьяне. В сельских школах только в эту пору начинались занятия, в сёлах играли свадьбы.
- - Почему русский народ не боится зимы?
- - Как вы понимаете три последних строки стихотворения?
14 октября весь православный мир отмечает большой праздник- Покрова Пресвятой Богородицы . Этот день знаменует уход осени и встречу зимы. Само название народные верования связывали с первым инеем, который “покрывал” землю, указывая на близость зимних холодов. «Покров зиму встречает» — гласит народная мудрость.
Словарная работа
СУМРАЧНЫЙ- угрюмый, печальный.
ИСКОНИ – издавна, с незапамятных времён.
РАЗДОЛЬЕ- простор, открытая местность.
КОЛЫБЕЛЬ- подвесная или качающаяся детская кроватка.
НЕПОГОДА -плохая погода, ненастье.
ХМЕЛЬНОЙ- пьяный, нетрезвый.
ПОЛОЗЬЯ – гладкие, скользящие загнутые спереди брусья или пластины
Какие чувства у тебя вызвало стихотворение?
Памятка «Как читать выразительно»
1. Правильно ставь ударения.
2. Соблюдай паузы.
3. Выбери силу голоса (громко, тихо).
4. Определи темп (быстро, медленно).
5. Читай эмоционально.
6. Покажи интонацией свое отношение к произведению.
Правила выразительного чтения:
- - читать надо медленно, вдумываясь в значение слов.
- - после каждой строчки надо обязательно делать короткую паузу,
- - чётко и ясно проговаривать слова,
- - постараться передать настроение автора и свои чувства.
Памятка для анализа стихотворения .
1. Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал стихотворение?
2. Что, по-твоему, послужило толчком для создания этого стихотворения?
3. В каких строчках заключена главная мысль стихотворения?
4. Какие строчки показались тебе наиболее образными?
5. Какие рифмы показались самыми необычными?
6. Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении. Какова их роль?
7. Как ты думаешь при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого стихотворения?
Главная тема стихотворения
Зима – на пороге, а жизнь продолжается. Вопреки всем сложностям, которые препятствуют людям в дороге сквозь заснеженные леса и поля, гостья-зима становится настоящим праздником для них. Даже дети, которым вьюга поёт свои песни, и те привыкли к суровому времени года. А немилосердная природа, несмотря на то, что может быть жёсткой, защищает Русь от врагов. Мы видим в произведении писателя создание образа нашей Родины.
Словарно – лексическая работа ПРИ ЧТЕНИЕ ВЫДЕЛИ ПОДЧЕРКНУТУЮ БУКВУ
ПОУТР У ВЧЕРА ДОЖДЬ ;
В П О ЛДЕНЬ ДОЖДЬ ПЕРЕСТАЛ;
НЕТ НИГДЕ ОБЛАЧК А ;
НАШЕЙ Р У СИ СВЯТОЙ
Соедините
« белый пушок» лёд на реках
«волнистые ковры» снежинки
«дворцы изо льда» сугробы
«мосты ледяные» снег на солнце
«алмазы, жемчуг, серебро» верхушки деревьев в снегу»
«белая косынка»
Подберите синонимы
Сумрачный
Хмельной
Облака
Безлюдный
Побелевший
хмурый
пьяный
тучи
одинокий
светлый
СИНОНИМЫ
- Сумрачный - Тёмный
- Раздолье - Ширь, простор
- Искони - С давних пор, времен
- Подчас - Сейчас, тотчас
- Хмельной - Пьяный
Физкультминутка!
Беседа по содержанию
- Какой поре посвящается стихотворение?
- Какие части можно выделить?
- Какие картины нарисовал поэт?
- Почему людей радует первый снег?
Детальный анализ стихотворения (устно)
- Что происходило утром? в полдень? ночью? на рассвете?
- Перечитайте приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? Зачем он это делает?
- Любил ли поэт русскую зиму?
Деление текста на части
В первой части описывается природа. Во время прочтения строк представляются бесконечные дали, засыпанные снегом. Он искрится на солнце, окутывая мир хрустальным сиянием. После бури в лесу царит безмолвие и тишина.
– Перечитайте приветствие зиме.
- Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? – Ребята, любил ли поэт русскую зиму? – А как он относился к русским людям, к простому человеку?
Деление текста на части
Вторая часть начинается ярко и торжественно: «Здравствуй, гостья-зима!». Здесь автор подробно описывает, почему русский народ не боится зимы. Обращаясь к этой поре года, он просит защиты от врагов страны.
В. Г. Цыплаков "Мороз и солнце"
А. А. Пластов
"Первый снег"
И. Шишкин
"Зима в лесу
(Иней)"
И. Шишкин "Зима"
И. Э. Грабарь
"Февральская лазурь"
Васнецов А. М. Зимний сон (Зима). 1908-1914
В ы р а з и т е л ь н ы е с р е д с т в а р е ч и :
- Сравнение
- Олицетворение
- Эпитет
Средства выразительности
капли, как алмазы
снежок, что белый пушок
и растет богатырь, что под бурями дуб
Эпитеты
сумрачный лес
жгучий холод
воздух легок и чист
Олицетворение
дождь стучал
туман вставал
смотрит лес
веял холод
зима поёт песни, гуляет, расстилает ковры
Сравнение
Прочитай и определи, где ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, СРАВНЕНИЕ И ЭПИТЕТ?
- 1._________________________туман облаками вставал, снег лежит полотном, как алмазы горят капли слёз, растёт богатырь, что под бурями дуб.
- 2._________________________угрюмые небеса, воздух лёгок и чист, в чистом поле весна золотая,
- Русь святая, гость незваный, на сторонке чужой, безлюдный простор.
- 3._________________________плакал лес, начал падать снежок, замёрзла река, горят капли слёз, смотрит весело лес, мороз трещит, кровь горит, метель крутит и мутит, вьюга поёт.
- 1._________________________туман облаками вставал, снег лежит полотном, как алмазы горят капли слёз, растёт богатырь, что под бурями дуб.
- 2._________________________угрюмые небеса, воздух лёгок и чист, в чистом поле весна золотая,
- Русь святая, гость незваный, на сторонке чужой, безлюдный простор.
- 3._________________ плакал лес, начал падать снежок, замёрзла река, горят капли слёз, смотрит весело лес, мороз трещит, кровь горит, метель крутит и мутит, вьюга поёт.
СРАВНЕНИЕ
ЭПИТЕТ
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
-С творчеством какого поэта познакомились на уроке?
-Как называются его стихотворения?
-С какими средствами выразительности речи мы сегодня работали? – Поделитесь своими впечатлениями от знакомства с данным стихотворением. – Каковы основные мысли стихотворения?
-Помогают ли последние строчки стихотворения понять отношение поэта к природе?
Молодцы!
ВЫ СПРА́ВИЛИСЬ!