Презентация интерактивного урока литературного чтения в 3 классе по теме
«Наблюдение за описанием зимнего пейзажа. На примере стихотворения С.Д. Дрожжина
«Зимний день»»
ДЕВИЗ УРОКА:
«Мы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться.
Только тот , кто много знает
В жизни что-то достигает.
Не страшны нам любые испытания, Вперёд, друзья, откроем новые знания!»
Замела я всё вокруг, Прилетев из царства вьюг. Осень, лучшую подружку, Я отправила на юг. Я морозна и бела И надолго к вам пришла.
Речевая разминка
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была.
- - Какую картину вы представили?
падает
вьюга
снег
СНЕГАВМПАДАЕТГЬВЬЮГАЫЖЗИМАМОРОЗАЛЁДВОТЬ
зима
мороз
лёд
«Зимний наборщик»
амзи дохол внокгеси
кинса ромзо кенжос
логодёл каёл елметь
Иван Никитин
Встреча зимы
И. И. Шишкин . «Зима»
И. Шишкин "Зима в лесу (Иней)"
И. Э. Грабарь «Зимний пейзаж»
И. Э. Грабарь "Февральская лазурь"
А. А. Пластов. Первый снег»
Васнецов А. М. Зимний сон (Зима). 1908-1914
В. И. Суриков. «Взятие снежного городка»
С. Д. Дрожжин 1848-1930
Спиридон Дрожжин родился 6 декабря 1848 г. (18 декабря по н. с.) в деревне Низовка Городненской волости Тверского уезда Тверской губернии в семье крепостных крестьян помещика М. Г. Безобразова. По другим данным местом рождения поэта-самоучки является деревня Пугино, расположенная неподалеку от Низовки. Семья жила очень бедно. С ранних лет Спиридона окружала беспросветная нужда.
Мальчик воспитывался в традиционной патриархальной атмосфере.
Обучение в школе
В 1858 году Спиридона отдали в школу к местному дьячку, где он проучился «две неполные зимы». .
Здесь будущий поэт два года обучался счету и письму. Спиридон Дмитриевич Дрожжин с благодарностью вспоминал эти дни.
Им посвящено его стихотворение 1905 года "В школе у дьячка".
На этом обучение Спиридона Дмитриевича было завершено – зимой 1860 года будущий поэт отправился в Петербург на заработки.
Дьяк – это церковнослужитель низшего разряда
Скитания по стране, самообразование
В конце 1860 г. по причине крайней нужды родители отправили сына в Петербург на заработки. Свою жизнь в столице Спиридон начал с должности мальчика-полового в грязном трактире «Капказ» при гостинице «Европа». Затем, пытаясь выбраться из нищеты, Дрожжин сменил множество занятий: был чернорабочим, приказчиком в мелких лавочках, продавцом книжного магазина, помощником буфетчика, лакеем в помещичьем доме, доверенным по доставке дров, агентом пароходного общества.
На протяжении 35 лет поэт скитался в поисках заработка, переезжая с места на место: жил в Петербурге, Москве, Харькове, Ташкенте, в Ярославской и Новгородских губерниях.
Юноше нередко приходилось закладывать одежду и ночевать на улице, но несмотря на это Дрожжин усиленно занимался самообразованием. В 1863 г. поэт познакомился с творчеством Н. А. Некрасова, а в 1866 г. записался в Императорскую Публичную библиотеку и увлекся чтением произведений А. В. Кольцова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Гончарова, В. Г. Белинского, И. С. Никитина, Т. Г. Шевченко. В круг его чтения входили также запрещённые произведения Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. В 1867 г. Спиридон Дмитриевич начал дневник, который вёл до конца своих дней.
Собственная библиотека и первое стихотворение
- Экономя в одежде и пище, Спиридон Дмитриевич Дрожжин собрал свою библиотеку. В нее вошли произведения, созданные его любимыми авторами: М. Ю. Лермонтовым и А. С. Пушкиным, Никитиным и Толстым Н. П.
- Дрожжин интересовался также "запрещенной" литературой. В возрасте 17 лет он создал первое свое стихотворение. С этого времени Спиридон Дрожжин не прекращал писать стихи. Первые записи в его дневнике появились 10 мая 1867 года. Он вел его до конца жизни.
Литературный дебют состоялся в 1873 г. – газета «Грамотей» опубликовала одно из стихотворений молодого поэта. С этого времени произведения Дрожжина стали часто появляться на страницах разных журналов, таких как «Дело», «Семейные вечера», «Слово», «Пробуждение», «Русское богатство», «Тверской вестник» и др.
Огромное влияние на духовное и творческое развитие поэта оказал православный литератор и педагог Н. А. Соловьёв-Несмелов, знакомство с которым состоялось в феврале 1878 г. При его посредничестве Спиридон Дмитриевич стал сотрудничать с журналами «Луч», «Родник», «Детское чтение», «Ребус», «Воспитание и обучение». В 1879 г. завязалась переписка с И. З. Суриковым. В 1880–1881 г. г. Дрожжин совместно с Соловьёвым-Несмеловым и несколькими другими литераторами организовал «Пушкинский кружок», из-за участия в котором попал под негласный полицейский надзор.
В начале октября 1875 г. во время поездки в Низовку он встретил будущую супругу. Ею стала Мария Афанасьевна Чуркина, дочь крестьянина из села Новое Клинского уезда Московской губернии. 12 октября 1875 г. молодые люди поженились.
В 1884 г. журнал «Русская старина» опубликовал автобиографическое повествование С. Дрожжина, написанное по заказу редактора издателя М. И. Семеновского, а в 1889 г. вышла в свет первая книга поэта. Несмотря на явные успехи материальное положение молодой семьи оставалось бедственным. Из-за проживания в холодных, сырых квартирах два сына Спиридона Дмитриевича умерли в младенчестве от болезней. На этом беды не закончились. В 1894 г. дом Дрожжина в Низовке с его библиотекой и всеми рукописями сгорел.
В браке с Марией Афанасьевной у них родились дети:
Дарья (08.03.1878 — ?)
Алексей (29.02.1880 — 26.06.1880)
Алексей (03.06.1882 — 30.11.1882)
Анна (25.07.1883 — январь 1955)
Зинаида (13.07.1886 — ?)
В 1896 г. поэт под влиянием встреч с Л. Н. Толстым окончательно перебрался с семьей (к тому времени у Дрожжиных было уже 3 дочери) в Низовку. Теперь занятия творчеством он совмещал с сельским трудом. Переезд в деревню ничуть не отдалил Спиридона Дмитриевича от общероссийской культурной жизни: он ведёт активную переписку, завязывает новые знакомства с издателями и редакторами, принимает гостей. В 1900 г. в Низовке Дрожжина посетил известный немецкий поэт Р. М. Рильке, который впоследствии перевел несколько стихотворений русского деревенского самоучки на язык Шиллера и Гейне.
Начальные годы скитаний, петербургские (1860-1871 гг.), – время, отмеченное не только полуголодным нищенским существованием, но также и активным самообразованием Дрожжина. Первые четыре года, проведенные в столице, он работал в трактире "Кавказ" половым. В это время Спиридон Дмитриевич Дрожжин жадно, хотя и бессистемно, читал литературу, зачастую низкого качества. Однако через некоторое время Спиридон Дмитриевич познакомился с произведениями И.С. Никитина, А.В. Кольцова и Н.А. Некрасова. Он с увлечением читал журнал "Искра". Спиридон Дмитриевич с 1866 года начал регулярно бывать в Публичной библиотеке.
Произведения С. Д. Дрожжина
- Пользовались большой популярностью.
- Включались в школьные хрестоматии.
- Издавались для детского чтения.
Последние годы жизни Спиридон Дмитриевич Дрожжин провел в Низовке. Продолжал выступать в местной периодике. Скончался поэт 24 декабря 1930 г. в возрасте 82 лет. Был похоронен в селе Шоша. В 1937 г. в связи с заполнением Иваньковского водохранилища его прах и последний дом перенесли в поселок Новозавидовский (Конаковский район, Тверская область). Сейчас здесь находится Дом-Музей С. Д. Дрожжина.
Физкультминутка!
Спиридон Дмитриевич Дрожжин
«Зимний день»
По задворью злится И трещит мороз, Иней серебристый На ветвях берез.
Край небес алеет утренней зарей, Божий храм белеет на горе крутой.
Край небес алеет Утренней зарей, Божий храм белеет на горе крутой.
В улице немая Тишина кругом, Только галок стая Вьётся над селом .
Словарная работа:
Задворье – задний двор,
место позади двора.
Божий храм – церковь.
- Какие чувства у тебя
- вызвало стихотворение?
Памятка для анализа стихотворения .
1. Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал стихотворение?
2. Что, по-твоему, послужило толчком для создания этого стихотворения?
3. В каких строчках заключена главная мысль стихотворения?
4. Какие строчки показались тебе наиболее образными?
5. Какие рифмы показались самыми необычными?
6. Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении. Какова их роль?
7. Как ты думаешь при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого стихотворения?
Беседа по содержанию
- Какой поре посвящается стихотворение?
- Какие части можно выделить?
- Какие картины нарисовал поэт?
Красота родной природы и сельской жизни, возвеличивание человека труда – основные темы творчества поэта. Стихотворение «Зимний день» не является исключением. Оно относится к жанру пейзажной лирики.
Пейзаж
(фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная либо в той или иной степени преображённая человеком природа.
Средства художественной выразительности:
? – «злится, трещит мороз», «на горе крутой», «галок стая», которая дает возможность выдержать стихотворный размер;
олицетворение – «мороз злится, трещит»,
«немая тишина», «стая вьется» – делают
речь живой и образной, а явления
природы и птиц – полноценными
персонажами стихотворения;
ряд однородных членов предложения –
«злится, трещит» – подчеркивает
контраст – несмотря на то, что мороз
крепок, в крестьянских домах тепло и
уютно;
метафора – «алеет зарей»;
лексика высокого стиля – «небеса»;
религиозная лексика – «божий храм», она обозначает неразрывную связь материального и духовного аспектов жизни;
диалектизм – «задворье», это слово обозначает задний двор – пространство вне интересов, забот человека, территорию, которую не обихаживают.
Произведение описывает зиму – любимую русским человеком пору года, время относительного затишья полевых работ, позволяющую труженику немного отдохнуть от дел и подумать о вечном. Стихотворение пронизано умиротворением, покоем, так как ничто не нарушает привычного порядка вещей. Неспешное повествование, несмотря на обилие глаголов, позволяет читателю представить статичную картину раннего зимнего утра. Все замерло перед пробуждением, и люди, вероятно, наслаждаются последними минутами сна. Безмятежность обстановки нарушает только суета птиц – они словно стремятся погреться, кружась над спящим селом. Но и они не смеют нарушить висящую над домами тишину.
Упоминание о храме – косвенная отсылка к нравственному восхождению, христианским добродетелям. Произведение создает акцент на сезонных метаморфозах и отражает кроткий настрой автора, его внимание к деталям, воспитывает любовь к родному краю. Предельная простота и ясность изложения, состоящего из простых предложений, делает стихотворение легким для заучивания и идеальным материалом для пополнения детской библиотеки.
Как время суток описывает поэт?
Утро
Найдите строки, в которых автор описывает наступление утра.
Край небес алеет
Утренней зарёй…
3
Сколько строк в одной строфе?
4
Церковь
Что такое «Божий храм»?
Злится и трещит мороз
Божий храм белеет
Иней серебрится
Зимний день
Зимний день
Край неба алеет
Кругом немая тишина
Стая галок вьется над селом
Памятка «Как читать выразительно»
1. Правильно ставь ударения.
2. Соблюдай паузы.
3. Выбери силу голоса (громко, тихо).
4. Определи темп (быстро, медленно).
5. Читай эмоционально.
6. Покажи интонацией свое отношение к произведению.
– Перечитайте стихотворение выразительно .
- Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? – Ребята, любил ли поэт русскую зиму?
-С творчеством какого поэта познакомились на уроке?
-Как называются его стихотворения?
-С какими средствами выразительности речи мы сегодня работали? – Поделитесь своими впечатлениями от знакомства с данным стихотворением. – Каковы основные мысли стихотворения?
-Помогают ли последние строчки стихотворения понять отношение поэта к природе?
Домашнее задание:
выучить стихотворение
Спиридона Дмитриевича Дрожжина
«Зимний день»
Молодцы!
ВЫ СПРА́ВИЛИСЬ!