СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация интерактивного урока по литературному чтению в 3 классе на тему «Средства художественной выразительности (эпитет, сравнение) в лирических произведениях поэтов. На примере произведения Саши Чёрного «Воробей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация интерактивного урока по литературному чтению в 3 классе на тему «Средства художественной выразительности (эпитет, сравнение) в лирических произведениях поэтов. На примере произведения Саши Чёрного «Воробей»»

«Средства художественной выразительности (эпитет, сравнение) в лирических произведениях поэтов. На примере произведения Саши Чёрного «Воробей»

«Средства художественной выразительности (эпитет, сравнение) в лирических произведениях поэтов. На примере произведения Саши Чёрного «Воробей»

– Прочитайте скороговорки по слогам.  – Прочитайте с удивлением.  – Прочитайте с печальной интонацией.   • Сорок сорок в короткий срок съели сырок. • Воробей влетел в веранду и выхватил у Вари вареник. • Свиристель свиристит свирелью. • Страус на стратостате осваивал стратосферу. Отгадайте загадку Здесь под крышей обитаю. Чик-чирик! Не робей! Я бывалый... (воробей) .

Прочитайте скороговорки по слогам. – Прочитайте с удивлением. – Прочитайте с печальной интонацией.

Сорок сорок в короткий срок съели сырок.

Воробей влетел в веранду и выхватил у Вари вареник.

Свиристель свиристит свирелью.

Страус на стратостате осваивал стратосферу.

Отгадайте загадку

Здесь под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый...

(воробей) .

Типы средств художественной выразительности Эпитет  — образное определение, которое описывает человека, предмет, событие, явление. Например: добрый молодец. Олицетворение  — приём, когда предметы, явления природы, неживые объекты, животные ведут себя как люди: говорят, думают, чувствуют. Например: месяц смотрит. Сравнение  — приём, когда сравниваются два понятия, предмета, объекта или состояния. Они должны иметь общий признак. Например: луна, как бледное пятно.

Типы средств художественной выразительности

Эпитет  образное определение, которое описывает человека, предмет, событие, явление.

Например: добрый молодец.

Олицетворение  — приём, когда предметы, явления природы, неживые объекты, животные ведут себя как люди: говорят, думают, чувствуют.

Например: месяц смотрит.

Сравнение  — приём, когда сравниваются два понятия, предмета, объекта или состояния. Они должны иметь общий признак.

Например: луна, как бледное пятно.

Закружилась листва  золотая  В  розоватой  воде на пруду,  Словно бабочек  легкая  стая  С замираньем летит на звезду. Эпитеты Сравнение Олицетворение

Закружилась листва  золотая В  розоватой  воде на пруду, Словно бабочек  легкая  стая С замираньем летит на звезду.

Эпитеты

Сравнение

Олицетворение

Закружилась листва золотая  В розоватой воде на пруду,  Словно бабочек легкая стая  С замираньем летит на звезду. Эпитеты Сравнение Олицетворение

Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду.

Эпитеты

Сравнение

Олицетворение

Деревья проснулись , трава шепчет , страх подкрался. Эпитеты Сравнение Олицетворение

Деревья проснулись , трава шепчет , страх подкрался.

Эпитеты

Сравнение

Олицетворение

Деревья проснулись , трава шепчет , страх подкрался. Эпитеты Сравнение Олицетворение

Деревья проснулись , трава шепчет , страх подкрался.

Эпитеты

Сравнение

Олицетворение

Вот парк с пустынными опушками, Где сонных трав печальна зыбь, Где поздно вечером с лягушками Перекликаться любит выпь. Эпитеты Сравнение Олицетворение

Вот парк с пустынными опушками,

Где сонных трав печальна зыбь,

Где поздно вечером с лягушками

Перекликаться любит выпь.

Эпитеты

Сравнение

Олицетворение

Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков , казалось, ожидали солнца… Эпитеты Сравнение Олицетворение

Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков , казалось, ожидали солнца…

Эпитеты

Сравнение

Олицетворение

Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная, боязлива , Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой. Эпитеты Сравнение Олицетворение

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная, боязлива ,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Эпитеты

Сравнение

Олицетворение

Белей чем горы снеговые , идут на запад облака. Эпитеты Сравнение Олицетворение

Белей чем горы снеговые , идут на запад облака.

Эпитеты

Сравнение

Олицетворение

В каждом дворе Есть птичка на радость детворе. Ты её не бей! Это птичка …

В каждом дворе

Есть птичка на радость детворе.

Ты её не бей!

Это птичка …

 Воробей – самая распространённая птица на земле.

Воробей – самая распространённая птица на земле.

Воробей – небольшая птица коричневого оперения, размером до 18 см, весом не более 35 г.

Воробей – небольшая птица коричневого оперения,

размером до 18 см, весом не более 35 г.

Домо́вый воробе́й  — наиболее распространённый вид из семейства воробьиных. Одна из самых известных птиц, обитающих по соседству с жилищем человека и хорошо узнаваемых как по внешнему виду, так и по характерному чириканью.

Домо́вый воробе́й  —

наиболее

распространённый

вид из семейства

воробьиных.

Одна из самых

известных птиц,

обитающих

по соседству с

жилищем человека

и хорошо узнаваемых

как по внешнему виду,

так и по характерному

чириканью.

Длина тела составляет 14—18 см, масса — 21—37 г. Оперение — сверху коричневато-бурое, ржавчинного цвета с чёрными пятнами, снизу беловатая или серая. Щёки белые, ушная область бледно-серая.  Крылья  с желтовато-белой поперечной полосой.  У самца большое чёрное пятно, охватывающее подбородок, горло, зоб и верхнюю часть груди, а также тёмно-серый верх головы. У самки голова и горло серые, а над глазом имеется бледная серо-жёлтая полоса

Длина тела составляет 14—18 см, масса — 21—37 г.

Оперение — сверху коричневато-бурое, ржавчинного цвета с чёрными пятнами, снизу беловатая или серая. Щёки белые, ушная область бледно-серая.  Крылья  с желтовато-белой поперечной полосой. 

У самца большое чёрное пятно, охватывающее подбородок, горло, зоб и верхнюю часть груди, а также тёмно-серый верх головы. У самки голова и горло серые, а над глазом имеется бледная серо-жёлтая полоса

Питается в основном растительной пищей, лишь весной цветочными почками, частично насекомыми, которыми также вскармливает птенцов. В рацион воробья входят семена сельскохозяйственных культур, отбросы различных продуктов, которые он подбирает в человеческих поселениях, хлебные злаки, ягоды вишни, смородины, винограда, семена дикорастущих трав.

Питается в основном растительной пищей, лишь весной цветочными почками, частично насекомыми, которыми также вскармливает птенцов.

В рацион воробья входят семена сельскохозяйственных культур, отбросы различных продуктов, которые он подбирает в человеческих поселениях, хлебные злаки, ягоды вишни, смородины, винограда, семена дикорастущих трав.

Гнездится воробей отдельными парами, но иногда и  колониями , поселяясь непосредственно у жилья человека. Гнёзда устраивает в разнообразных местах — в щелях строений, в норах глинистых и меловых оврагов, в стенках гнёзд крупных птиц, в дуплах деревьев, может занимать  скворечники  и норы береговых ласточек. Гнездо, в постройке которого участвуют оба пола, представляет собой грубое сооружение из соломинок, мочалок, сухих травинок, пёрышек, с небольшим углублением посредине.

Гнездится воробей отдельными парами, но иногда и  колониями , поселяясь непосредственно у жилья человека.

Гнёзда устраивает в разнообразных местах — в щелях строений, в норах глинистых и меловых оврагов, в стенках гнёзд крупных птиц, в дуплах деревьев, может занимать  скворечники  и норы береговых ласточек.

Гнездо, в постройке которого участвуют оба пола, представляет собой грубое сооружение из соломинок, мочалок, сухих травинок, пёрышек, с небольшим углублением посредине.

В год воробьи размножаются не один раз, а два или три, в зависимости от ареала обитания. В Африке, например, они обычно обзаводятся потомством трижды за год.

В год воробьи размножаются не один раз, а два или три, в зависимости от ареала обитания. В Африке, например, они обычно обзаводятся потомством трижды за год.

Продолжительность жизни воробья не очень длинная: хотя отмечали и 9-, и 11-летних воробьёв, большинство их не доживает и до 4 лет. Много молодых птиц гибнет ещё в первую зиму, так что средняя продолжительность жизни воробьёв составляет 9—21 месяц

Продолжительность жизни воробья не очень длинная: хотя отмечали и 9-, и 11-летних воробьёв, большинство их не доживает и до 4 лет. Много молодых птиц гибнет ещё в первую зиму, так что средняя продолжительность жизни воробьёв составляет 9—21 месяц

Зимой птицам приходится тратить много сил и энергии на поиски пищи. Если птица не сможет найти себе еды в течении короткого зимнего дня, это сможет привести её к гибели. Особенно трудно приходится маленьким птичкам, им требуется больше  пищи, чтобы восстановить свою энергию. К тому же маленькие птички питаются мелким кормом, который в первую  очередь покрывается снегом и льдом. Кормушки помогут сохранить птицам драгоценную энергию. Главное, чтобы кормушки пополнялись кормом регулярно. Воробьи любят пшено, охотно поедают семена подсолнечника. Нельзя давать солёные или сладкие семена. Корм должен быть ближе к естественному рациону.

Зимой птицам приходится тратить много сил и энергии на поиски пищи.

Если птица не сможет найти себе еды в течении короткого зимнего дня,

это сможет привести её к гибели.

Особенно трудно приходится маленьким птичкам, им требуется больше

пищи, чтобы восстановить свою энергию.

К тому же маленькие птички питаются мелким кормом, который в первую

очередь покрывается снегом и льдом.

Кормушки помогут сохранить птицам драгоценную энергию.

Главное, чтобы кормушки пополнялись кормом регулярно. Воробьи любят

пшено, охотно поедают семена подсолнечника. Нельзя давать солёные или

сладкие семена.

Корм должен быть ближе к естественному рациону.

Одна пара птиц уничтожает за месяц до 3 кг вредителей.

Одна пара птиц уничтожает за месяц до 3 кг вредителей.

Интересные факты Первый памятник воробью за его борьбу с насекомыми-вредителями был возведён в США, в Бостоне, в XIX веке. Это произошло вскоре после того, как воробьи были завезены в США  для борьбы с гусеницами.

Интересные факты

Первый памятник воробью

за его борьбу

с насекомыми-вредителями

был возведён в США, в

Бостоне, в XIX веке.

Это произошло вскоре после того, как воробьи были

завезены в США

для борьбы с гусеницами.

В 60-х годах прошлого века в Китае было уничтожено несколько миллиардов воробьёв, так как считалось, что они вредят посевам. Это послужило причиной экологической катастрофы, так как из-за поредевшего поголовья воробьёв бесконтрольно расплодившиеся насекомые уничтожили гораздо больше посевов, чем птицы.  В результате разразился голод, а воробьёв Китаю пришлось закупать за границей.

В 60-х годах прошлого века в Китае было уничтожено несколько миллиардов воробьёв, так как считалось, что они вредят посевам. Это послужило причиной экологической катастрофы, так как из-за поредевшего поголовья воробьёв бесконтрольно расплодившиеся насекомые уничтожили гораздо больше посевов, чем птицы.

В результате разразился голод, а воробьёв Китаю пришлось закупать за границей.

Воробьи любят купаться в песке. На самом деле они так очищают перья. Зимой они нередко купаются в снегу.

Воробьи любят купаться в песке. На самом деле они так очищают перья. Зимой они нередко купаются в снегу.

Во время полёта сердце воробья совершает до тысячи ударов в минуту. Воробей не может находиться в воздухе без отдыха  более четверти часа.

Во время полёта

сердце воробья

совершает

до тысячи

ударов в минуту.

Воробей не может

находиться

в воздухе

без отдыха

более четверти часа.

Назовите антоним слова белый ,  и вы узнаете фамилию поэта,  с произведением которого  мы будем сегодня работать . Черный

Назовите антоним слова белый , и вы узнаете фамилию поэта, с произведением которого мы будем сегодня работать .

Черный

«Это ваш слуга покорный,  он зовется «Саша Черный»»  (13.10.1880-05.08 1932)  ( Александр Михайлович Гликберг) У всех, кто носит имя человека,  И был, и будет жгучий стыд за тех,  Кто в темной чаще заливал просеки  Кровавой грязью, под безумный смех… Саша Черный русский поэт Серебряного века, прозаик, журналист, получивший широкую известность как автор популярных лирико-сатирических стихотворных фельетонов.

«Это ваш слуга покорный, он зовется «Саша Черный»» (13.10.1880-05.08 1932) ( Александр Михайлович Гликберг)

У всех, кто носит имя человека, И был, и будет жгучий стыд

за тех, Кто в темной чаще заливал просеки Кровавой грязью, под безумный смех…

Саша Черный

русский поэт Серебряного века, прозаик, журналист, получивший широкую известность как автор популярных лирико-сатирических стихотворных фельетонов.

Саша Чёрный – ( Александр Михайлович Гликберг ) Псевдоним «Саша Черный» возник спонтанно. В семье, где родился Гликберг Александр Михайлович, было пятеро детей. Двоих из них звали Сашами. Один был блондином, а другой – брюнетом. Чтобы не возникало путаницы, их стали звать, соответственно, Саша Белый и Саша Черный. Так что Александр не долго придумывал себе творческое имя. Саша Черный родился 1 октября. А тогда на календаре было 13 октября, в 1880 г. В городе Одессе в еврейской семье управляющего аптекой. Чтобы дать Саше возможность поступить в гимназию, родители крестили его. В гимназии Александр проучился недолго. Мальчик бежал из дома и стал нищим попрошайкой. Поэт Саша Черный жил в самом начале 20-го века. Он написал много стихов для взрослых. Но эти стихи такие же веселые и смешные, как и те, которые были созданы специально для детей.

Саша Чёрный – ( Александр Михайлович Гликберг )

Псевдоним «Саша Черный» возник спонтанно. В семье, где родился Гликберг Александр Михайлович, было пятеро детей. Двоих из них звали Сашами. Один был блондином, а другой – брюнетом. Чтобы не возникало путаницы, их стали звать, соответственно, Саша Белый и Саша Черный. Так что Александр не долго придумывал себе творческое имя.

Саша Черный родился 1 октября. А тогда на календаре было 13 октября, в 1880 г. В городе Одессе в еврейской семье управляющего аптекой.

Чтобы дать Саше возможность поступить в гимназию, родители крестили его. В гимназии Александр проучился недолго. Мальчик бежал из дома и стал нищим попрошайкой.

Поэт Саша Черный жил в самом начале 20-го века. Он написал много стихов для взрослых. Но эти стихи такие же веселые и смешные, как и те, которые были созданы специально для детей.

Становится известным как детский писатель: книги «Тук-Тук», «Живая азбука» и другие .

Становится известным как детский писатель: книги «Тук-Тук», «Живая азбука» и другие .

Саша Чёрный – ( Александр Михайлович Гликберг ) Он побывал во многих городах. Человеку, в силу различных обстоятельств, порой приходится менять не только город, но и страну. Не смотря на трудности эмиграции, он делал все, чтобы дети ценили русскую литературу, чтобы они почувствовали всю красоту русской культуры. Даже вдали от родины, которую он очень любил, Саша Черный продолжал писать для детей. Его произведения были написаны не только для детей России, но и для детей других стран. Он хотел, чтобы дети на земле были счастливы, и делал все, что было в его силах. В эмиграции он выступал на детских утренниках. Он скончался от сердечного приступа 5 июля 1932 года. Рискуя жизнью, он помогал в тушении пожара на соседней ферме. Придя домой, слег и больше не поднялся. Похоронен на кладбище во Франции.

Саша Чёрный – ( Александр Михайлович Гликберг )

Он побывал во многих городах. Человеку, в силу различных обстоятельств, порой приходится менять не только город, но и страну. Не смотря на трудности эмиграции, он делал все, чтобы дети ценили русскую литературу, чтобы они почувствовали всю красоту русской культуры. Даже вдали от родины, которую он очень любил, Саша Черный продолжал писать для детей. Его произведения были написаны не только для детей России, но и для детей других стран. Он хотел, чтобы дети на земле были счастливы, и делал все, что было в его силах. В эмиграции он выступал на детских утренниках.

Он скончался от сердечного приступа 5 июля 1932 года. Рискуя жизнью, он помогал в тушении пожара на соседней ферме. Придя домой, слег и больше не поднялся. Похоронен на кладбище во Франции.

Писатель написал много стихов адресованные детям: « Кто храбрее всех », « Дневник Фокса Микки », « Вечерний хоровод », « Библейские сказки », « Кошки - мышки », « Кошачья санатория »

Писатель написал много стихов адресованные детям: « Кто храбрее всех », « Дневник Фокса Микки », « Вечерний хоровод », « Библейские сказки », « Кошки - мышки », « Кошачья санатория »

Детский писатель Корней Чуковский и Саша Черный были близкими друзьями. Однажды Корней Чуковский сказал, что “читатель, купив свежий номер журнала, первым делом ищет в нём именно его стихи”. После смерти товарища Чуковский опубликовал 2 сборника его стихов

Детский писатель Корней Чуковский и Саша Черный были близкими друзьями.

Однажды Корней Чуковский сказал, что “читатель, купив свежий номер журнала, первым делом ищет в нём именно его стихи”.

После смерти товарища Чуковский опубликовал 2 сборника его стихов

Саша Чёрный – ( Александр Михайлович Гликберг ) Отгадайте загадку в пословицах. О ком идёт речь? Против сотки их довольно одного ястреба? Он землю видит, когда ест, небо - когда пьёт? Он под кровлю, а сова на ловлю?

Саша Чёрный – ( Александр Михайлович Гликберг )

Отгадайте загадку в пословицах. О ком идёт речь?

Против сотки их довольно одного ястреба?

Он землю видит, когда ест, небо - когда пьёт?

Он под кровлю, а сова на ловлю?

Саша Чёрный «Воробей»

Саша Чёрный

«Воробей»

Саша Чёрный  Александр Михайлович Гликберг «Никогда не обижай живое существо, пусть это таракан или бабочка. Люби и уважай их жизнь, они созданы, как и ты сам, для жизни и радости». Саша Чёрный

Саша Чёрный Александр Михайлович Гликберг

«Никогда не обижай живое существо,

пусть это таракан

или бабочка.

Люби и уважай

их жизнь,

они созданы,

как и ты сам,

для жизни и радости».

Саша Чёрный

Эти маленькие пташки  В серых будничных рубашках  Всё клюют, чем угощают, Даже крохи подбирают. — Чик-чирик, – везде свои, Непоседы…    Подбери однокоренные слова

Эти маленькие пташки

В серых будничных рубашках

Всё клюют, чем угощают, Даже крохи подбирают. — Чик-чирик, – везде свои, Непоседы…

Подбери однокоренные слова

Подбери рифму: Воробьишка…  малышка коротышка крышка вспышка вспышка

Подбери рифму:

Воробьишка…

малышка

коротышка

крышка

вспышка

вспышка

Б и сер - мелкие разноцветные стеклянные бусины с отверстиями. Вь ю шка – печная заслонка. устанавливается в дымоходе кирпичной печи для его открывания и закрывания. 

Б и сер - мелкие разноцветные стеклянные бусины с отверстиями.

Вь ю шка печная заслонка. устанавливается в дымоходе кирпичной печи для его открывания и закрывания. 

Саша Чёрный « Воробей » Словарная работа Объясните, как вы понимаете устойчивые словосочетания. Юркий   - быстрый, увертливый. Бисер - мелкие стеклянные цветные бусинки, зернышки со сквозным отверстием. Врозь   - отдельно, не вместе. Вкось   - Не прямо. Пичужка   - птичка.   Найдите значение слова “вьюшка” в словаре учебника. Вьюшка   - крышка, которая закрывает печную трубу для сохранения тепла.

Саша Чёрный « Воробей »

Словарная работа

Объясните, как вы понимаете устойчивые словосочетания.

Юркий

  - быстрый, увертливый.

Бисер

- мелкие стеклянные цветные бусинки, зернышки со сквозным отверстием.

Врозь  

- отдельно, не вместе.

Вкось  

- Не прямо.

Пичужка  

- птичка.

 

Найдите значение слова “вьюшка” в словаре учебника.

Вьюшка  

- крышка, которая закрывает печную трубу для сохранения тепла.

Слова для справок Врозь, вкось ( лапки) – в разные стороны. Злюка - тот, кто испытывает злость. Накрошить – измельчить на маленькие кусочки (крошки). Пич у жка – птичка маленького размера. Сыпать – опускать , ронять что-то мелкое. Юркий – быстрый, ловкий.

Слова для справок

Врозь, вкось ( лапки) – в разные стороны.

Злюка - тот, кто испытывает злость.

Накрошить – измельчить на маленькие кусочки

(крошки).

Пич у жка – птичка маленького размера.

Сыпать – опускать , ронять что-то мелкое.

Юркий – быстрый, ловкий.

Саша Черный Воробей Воробей мой, воробьишка! Серый-юркий, словно мышка. Глазки - бисер, лапки - врозь, Лапки - боком, лапки - вкось... Прыгай, прыгай, я не трону - Видишь, хлебца накрошил... Двинь-ка клювом в бок ворону, Кто ее сюда просил? Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка, Так, вот так, еще чуть-чуть... Ветер сыплет снегом, злюка, И на спинку, и на грудь. Подружись со мной, пичужка, Будем вместе в доме жить, Сядем рядышком под вьюшкой, Будем азбуку учить... Ближе, ну еще немножко... Фурх! Удрал... Какой нахал! Съел все зерна, съел все крошки И спасибо не сказал.

Саша Черный

Воробей

Воробей мой, воробьишка!

Серый-юркий, словно мышка.

Глазки - бисер, лапки - врозь,

Лапки - боком, лапки - вкось...

Прыгай, прыгай, я не трону -

Видишь, хлебца накрошил...

Двинь-ка клювом в бок ворону,

Кто ее сюда просил?

Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка,

Так, вот так, еще чуть-чуть...

Ветер сыплет снегом, злюка,

И на спинку, и на грудь.

Подружись со мной, пичужка,

Будем вместе в доме жить,

Сядем рядышком под вьюшкой,

Будем азбуку учить...

Ближе, ну еще немножко...

Фурх! Удрал... Какой нахал!

Съел все зерна, съел все крошки

И спасибо не сказал.

Беседа по прочитанному – Понравилось произведение? Выразите свое мнение о произведении одним словом. – Чему учит это произведение? – От чьего лица ведется рассказ? Назовите героев произведения. – Прочитайте стихотворение «Воробей» про себя. – Какой рассказ напоминает вам ситуация, описанная в стихотворении? – Как относится автор стихотворения к воробью?  – Какое время года описано в стихотворении? – Подтвердите свое мнение строками текста. – Как можно помочь воробью?

Беседа по прочитанному

Понравилось произведение? Выразите свое мнение о произведении одним словом.

Чему учит это произведение?

От чьего лица ведется рассказ? Назовите героев произведения.

Прочитайте стихотворение «Воробей» про себя.

Какой рассказ напоминает вам ситуация, описанная в стихотворении?

Как относится автор стихотворения к воробью?

 – Какое время года описано в стихотворении?

Подтвердите свое мнение строками текста.

Как можно помочь воробью?

Воробей мой, воробьишка! Серый-юркий, словно мышка. Глазки - бисер, лапки - врозь, Лапки - боком, лапки - вкось...

Воробей мой, воробьишка!

Серый-юркий, словно мышка.

Глазки - бисер, лапки - врозь,

Лапки - боком, лапки - вкось...

Каким вы представили себе воробья? Помогли ли вам в этом выразительные слова (эпитеты) «серый», «юркий» и сравнение «словно мышка»? Как вы понимаете слова «глазки-бисер»?

Каким вы представили себе воробья? Помогли ли вам в этом выразительные слова (эпитеты) «серый», «юркий» и сравнение «словно мышка»? Как вы понимаете слова «глазки-бисер»?

что обозначает слово «ритм» Ритм – чередование ударных и безударных слогов. Ритм придает музыкальность стихам. – Еще раз прочитайте стихи, прислушайтесь к звучанию. Помогает ли ритм стихотворения представить, как скачет воробей? – Как поэт относится к воробью? Обратите внимание, как он называет его. «воробей мой», «воробьишка», «пичужка».

что обозначает слово «ритм»

  • Ритм – чередование ударных и безударных слогов. Ритм придает музыкальность стихам.

Еще раз прочитайте стихи, прислушайтесь к звучанию. Помогает ли ритм стихотворения представить, как скачет воробей?

Как поэт относится к воробью? Обратите внимание, как он называет его.

  • «воробей мой», «воробьишка», «пичужка».
Выборочное чтение. Беседа. — Перечитайте первые четыре строчки стихотворения «Воробей». — Каким вы представили себе воробья? (маленький, серенький, юркий). — С кем его сравнивает автор?  (с мышкой). (Маленькие, блестящие). — Как понимаете выражение “глазки – бисер”? — Как поэт относится к воробью? Докажите. (Поэт относится к воробью с нежностью, любовью. Он называет его “воробей мой”, “воробьишка”). — Прочитайте стихотворение выразительно так, как будто каждый из вас сам разговаривает с воробьём. — Можно ли воробья назвать беззащитным? В какое время года птицам как никогда нужна наша помощь? Как вы им помогаете в зимний период времени? (делаем кормушки, устраиваем зимние столовые, подкармливаем птиц).

Выборочное чтение. Беседа.

Перечитайте первые четыре строчки стихотворения «Воробей».

Каким вы представили себе воробья?

(маленький, серенький, юркий).

С кем его сравнивает автор?

(с мышкой).

(Маленькие, блестящие).

Как понимаете выражение “глазки – бисер”?

Как поэт относится к воробью? Докажите.

(Поэт относится к воробью с нежностью, любовью. Он называет его “воробей мой”, “воробьишка”).

Прочитайте стихотворение выразительно так, как будто каждый из вас сам разговаривает с воробьём.

Можно ли воробья назвать беззащитным? В какое время года птицам как никогда нужна наша помощь? Как вы им помогаете в зимний период времени?

(делаем кормушки, устраиваем зимние столовые, подкармливаем птиц).

Выборочное чтение. Беседа. - Перечитайте второе четверостишие . - Какую картину вы себе представили? Какое чувство автор выражает в первых двух строчках? (просьба) - А почему он предлагает двинуть клювом ворону?  не хочет, чтобы вороне достались все крошки) Меняется ли настроение автора? Какое чувство автор выражает в последних двух строчках? (досада) Прочитайте это четверостишие, передав все чувства, которые испытывал автор. И чувство просьбы, и некоторую досаду, что не всё достанется воробью. - Прочитайте третье четверостишие . Какую картину вы себе представили? Какое чувство в первых двух строчках? (просьба) Изменяется ли настроение автора, когда мы читаем следующие две строчки? (появляется недовольство)

Выборочное чтение. Беседа.

- Перечитайте второе четверостишие .

- Какую картину вы себе представили? Какое чувство автор выражает в первых двух строчках?

(просьба)

- А почему он предлагает двинуть клювом ворону? 

не хочет, чтобы вороне достались все крошки)

Меняется ли настроение автора? Какое чувство автор выражает в последних двух строчках?

(досада)

Прочитайте это четверостишие, передав все чувства, которые испытывал автор. И чувство просьбы, и некоторую досаду, что не всё достанется воробью.

- Прочитайте третье четверостишие .

Какую картину вы себе представили?

Какое чувство в первых двух строчках?

(просьба)

Изменяется ли настроение автора, когда мы читаем следующие две строчки?

(появляется недовольство)

Выборочное чтение. Беседа. - Прочитайте последнее четверостишие. Какую картину вы себе представили? - Какое здесь чувство выражает автор? (досаду, недовольство. Воробей съел все крошки и даже спасибо не сказал)  - Как автор называет воробья? (нахал) - Он серьезно его так называет или с юмором? - А есть ли здесь буквосочетание, которое передает звук, который издают крылья при взлете птицы? (Фурх!)   - Прочитайте это четверостишие, передав все эмоции автора. - Понравилось ли вам это стихотворение? Чем?

Выборочное чтение. Беседа.

- Прочитайте последнее четверостишие. Какую картину вы себе представили?

- Какое здесь чувство выражает автор?

(досаду, недовольство. Воробей съел все крошки и даже спасибо не сказал) 

- Как автор называет воробья?

(нахал)

- Он серьезно его так называет или с юмором?

- А есть ли здесь буквосочетание, которое передает звук, который издают крылья при взлете птицы?

(Фурх!)  

- Прочитайте это четверостишие, передав все эмоции автора.

- Понравилось ли вам это стихотворение? Чем?

- Перечитайте трнтье четверостишие . - Какую картину вы себе представили? В какое время года воробью накрошили хлебных крошек? Прочитайте. Прочитайте стихотворение выразительно, так, будто вы сами разговариваете с воробышком

- Перечитайте трнтье четверостишие .

- Какую картину вы себе представили? В какое время года воробью накрошили хлебных крошек? Прочитайте.

Прочитайте стихотворение выразительно, так, будто вы сами разговариваете с воробышком

Найдите значение слова «вьюшка».    Каким вы представили себе воробья? Какие слова, эпитеты помогли вам в этом?     Прочитайте стихи «жужжащим чтением», прислушайтесь к их звучанию. Помогает ли ритм стихотворения представить, как скачет воробей? ВЬЮШКА — в деревенском доме крышка, которая закрывает печную трубу для сохранения тепла. Эпитеты: серый, юркий, сравнение - точно мышка.  Он такой же маленький, серенький, юркий. Да, ритм такой, как будто воробей скачет: Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка, Так, вот так, еще чуть-чуть... Ветер сыплет снегом, злюка, И на спинку, и на грудь. Как поэт относится к воробью? Докажите. Поэт относится к воробью с нежностью, с любовью. Он называет его  «воробей мой», «воробьишка», «пичужка». «Какой нахал!» Прочитайте стихотворение выразительно

Найдите значение слова «вьюшка».

Каким вы представили себе воробья? Какие слова, эпитеты помогли вам в этом?

Прочитайте стихи «жужжащим чтением», прислушайтесь к их

звучанию. Помогает ли ритм стихотворения представить, как

скачет воробей?

ВЬЮШКА — в деревенском доме крышка, которая закрывает печную трубу для сохранения тепла.

Эпитеты: серый, юркий, сравнение - точно мышка.

Он такой же маленький, серенький, юркий.

Да, ритм такой, как будто воробей скачет:

Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка, Так, вот так, еще чуть-чуть...

Ветер сыплет снегом, злюка, И на спинку, и на грудь.

Как поэт относится к воробью? Докажите.

Поэт относится к воробью с нежностью, с любовью. Он называет его

«воробей мой», «воробьишка», «пичужка». «Какой нахал!»

Прочитайте стихотворение выразительно

Рефлексия – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Каким вы представляете себе поэта, написавшего такие добрые стихи? – Чему нас учат стихи Саши Черного? Хотите ли вы познакомиться с другими его произведениями?

Рефлексия

Что особенно заинтересовало вас во время урока?

Что нового узнали на уроке?

С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

Каким вы представляете себе поэта, написавшего такие добрые стихи?

Чему нас учат стихи Саши Черного? Хотите ли вы познакомиться с другими его произведениями?

Домашнее задание: Подготовить выразительное чтение; выучить наизусть ( по желанию). Составить словарик сравнений и эпитетов по произведениям Саши Черного.

Домашнее задание:

Подготовить выразительное чтение; выучить наизусть ( по желанию).

Составить словарик сравнений и эпитетов по произведениям Саши Черного.

Молодцы!  Спасибо за урок.

Молодцы! Спасибо за урок.