Презентация интерактивного урока русского языка по теме«Работаем с текстами-описаниями в научном и художественном стилях. Изобразительно-выразительные средства в описательном тексте. Работа с картиной М. А. Врубеля "Царевна-Лебедь»
Хочу могу умею делаю
текст
______ марта.
Кла сс ная р а бота.
Сижу правильно,
пишу красиво!
Создавая текст, автор всегда выбирает один из типов речи,
чтобы полнее раскрыть свой замысел.
Тип речи — это способ изложения информации в логическом порядке.
- Описание — это один из типов речи, изображающий какого-либо человека, предмет, явление путём перечисления характерных признаков.
- Основные предметы описания: пейзаж; обстановка;
интерьер; портрет; процесс труда; характеристика.
НАУЧНОЕ ОПИСАНИЕ
стиль речи излагает факты, в нем отсутствует оценка автора. Основная функция научного стиля — информационная (передача информации)
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОПИСАНИЕ
- стиль речи, который применяется в художественной литературе. Текст в этом стиле воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора.
Сравним, например, описание цветов шиповника в разных стилях:
Сравним, например, описание цветов шиповника в разных стилях:
Художественный стиль
Научный стиль
По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвел таким алым и влажным огнем, что даже ранний солнечный свет, падавший на листву, рядом с цветами шиповника казался холодным и бледным. Казалось, что цветы шиповника навсегда отделились от колючих веток и висят в воздухе, как яркое маленькое пламя. Я стоял в изумлении, любуясь красотой цветущих кустов.
По К. Г. Паустовскому
Многолетнее растение шиповник цветет яркими цветами, диаметр которых может достигать 10 см. Цветы могут быть одиночными или собранными в щитковидные, метельчатые соцветия. Лепестки встречаются разных оттенков: белоснежные, жёлтые, кремовые, красные или розовые. Период цветения начинается в конце весны или начале лета, длится около трёх недель.
- Пёстрые дятлы — род птиц семейства дятловых, распространённых в Евразии и Северной Африке. Это мелкие и среднего размера птицы, ведущие преимущественно древесный образ жизни. Питаются насекомыми, которых с помощью клюва добывают из-под коры стволов деревьев. Череп дятла отличается большой величиной и крепостью. Клюв длинный, прямой и конусообразный. В качестве опоры использует клинообразный хвост. У всех видов пёстрое чёрно-белое оперение, у большинства также имеются красные и жёлтые отметины на голове и других частях тела.
нарядный красивый ярко-красная чёрные острые цепкие упругий прямой крепкий длинный и липкий белые лесной доктор
Определи какой рассказ написан в художественном стиле, а какой в
научном стиле
1. Подорожник
Подорожник всегда рос вдоль тропинок и хоженых дорог, но прежде люди не обращали внимания на его крупные листья с прожилками. Нередко звери лесные прибегали к дорогам за подорожником, чтобы свои раны им полечить…
(«Сказочный справочник здоровья» А. Лопатина, М. Скребцова)
2. Подорожник
Подорожник растёт вдоль дорог, на сорных местах, пустырях, на лугах…
Обычно листья собраны в прикорневую розетку. Цветки мелкие, невзрачные, собраны в густой колос или головку.
(«Википедия» - свободная энциклопедия).
Различия художественного и научного описания
Основная цель автора
(Зачем автор создал текст?)
Научное описание
Дать знания
Средства выражения основной мысли
Художественное описание
Отношение автора к героям и событиям
Точные факты, научные слова, термины
Вызвать чувство
Не понятно
Выразительные слова: эпитеты, метафоры, сравнения
Хорошо понятно
Изобразительно-выразительные средства языка Для более полной, точной, яркой и образной передачи своих мыслей, чувств и оценок автор текста может использовать различные средства языковой выразительности Выразительность – употребление таких языковых средств, которые позволяют усилить впечатление от высказывания, воздействуют на разум и чувства. .
- Эпитет — определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным , но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным (вторая жизнь).
Метафора - это слово или выражение, употребленное в переносном значении. По существу, метафора – это свернутое сравнение, которое всегда можно «развернуть» в настоящий сравнительный оборот. В основу метафоризации может быть положено сходство самых разных признаков:
- Метафора - это слово или выражение, употребленное в переносном значении. По существу, метафора – это свернутое сравнение, которое всегда можно «развернуть» в настоящий сравнительный оборот. В основу метафоризации может быть положено сходство самых разных признаков:
- По расположению: на груди утеса-великана , голова и хвост поезда, подошва горы По цвету: золото волос, шоколадный загар По размеру, количеству: океан слез, гора книг, море рук По характеру звучания: дождь барабанит, визг пилы, стоны сосны, вой ветра, заржал в ответ на шутку По степени ценности: жемчужина поэзии, золотой работник, соль статьи По производимому впечатлению: теплый прием, ледяной взгляд, кислая мина, сладкие речи По форме: луковка церквей, лента дороги. Метафора делает образ неожиданным, запоминающимся
- По расположению: на груди утеса-великана , голова и хвост поезда, подошва горы
- По цвету: золото волос, шоколадный загар
- По размеру, количеству: океан слез, гора книг, море рук
- По характеру звучания: дождь барабанит, визг пилы, стоны сосны, вой ветра, заржал в ответ на шутку
- По степени ценности: жемчужина поэзии, золотой работник, соль статьи
- По производимому впечатлению: теплый прием, ледяной взгляд, кислая мина, сладкие речи
- По форме: луковка церквей, лента дороги.
- Метафора делает образ неожиданным, запоминающимся
Наша Земля – космический корабль , летящий во Вселенной.
Сопоставляемый
предмет или явление
То, с чем
сопоставляется
На основании чего
сопоставляется
Наша Земля
космический
корабль
летит
во Вселенной
СРАВНЕНИЕ
- Сравнения- это способ описания или характеристики природы, человека и т.д. через сходство. Приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.
- Сравнение приравнивает предметы и явления и присоединяется союзами «как», «будто», «словно», «как будто».
И листочки бегут по дорожке
Словно жёлтые мышки от кошки.
В.Орлов
Используя сравнения, метафоры,
эпитеты, опишите эти цветы .
Олицетворение
Олицетворение- частный случай метафоры уподобление неживого живому.
Солнышко утром в колодезь озёр
Глянуло-месяца нет…..
С.Есенин
Вокруг меня кольцо сжимается,
Неслышно подползает сон….
В.В.Ходасевич
Лексические средства
- Синонимы
- Антонимы
- Просторечные и разговорные слова
- Термины
- Лексический повтор
- Фразеологизмы
В описательном тексте говорится о чертах человека, предмета или явления. Весь текст словно отвечает на вопрос какой предмет? Описательный текст похож на статическую картину или фотографию. Вследствие этого в описательском тексте преобладают существительные и прилагательные, а глаголы уходят на второй план.
- Текст-описание обычно состоит из трёх частей:
- в первой передают общее впечатление от описываемого предмета или явления, иногда только называют, указывают предмет описания; во второй части перечисляют детали, говорят об отдельных признаках предмета описания; в третьей — подводят итог, делают обобщения, выводы.
- в первой передают общее впечатление от описываемого предмета или явления, иногда только называют, указывают предмет описания;
- во второй части перечисляют детали, говорят об отдельных признаках предмета описания;
- в третьей — подводят итог, делают обобщения, выводы.
- Составляя текст-описание предмета, следует обращать внимание на такие моменты:
- выделяйте те детали, части, из описания которых сложится общая картина (цвет, размер, вкус, запах, форма, материал, назначение, компоненты); отбирайте соответствующие средства языка (метафоры, сравнения, эпитеты для художественного описания, а для научного — слова в прямом значении, ряды однородных членов для подробного описания характеристик предмета); отбирайте признаки с учётом требований стиля (точные характеристики для научного стиля; признаки, отвечающие замыслу автора, — для художественного описания).
- выделяйте те детали, части, из описания которых сложится общая картина (цвет, размер, вкус, запах, форма, материал, назначение, компоненты);
- отбирайте соответствующие средства языка (метафоры, сравнения, эпитеты для художественного описания, а для научного — слова в прямом значении, ряды однородных членов для подробного описания характеристик предмета);
- отбирайте признаки с учётом требований стиля (точные характеристики для научного стиля; признаки, отвечающие замыслу автора, — для художественного описания).
- При описании героя следует отметить, что показать можно не только внешность, но и внутреннее настроение, состояние. Иногда нужно лишь составить портрет, и тогда фокус внимания на фигуре, отличительных особенностях, одежде, деталях гардероба, состоянии внешности. При более подробной характеристике можно сделать акцент на мимике, позе.
- Описание чаще встречается в научном и художественном стилях. Для научного стиля нужны точные, объективные характеристики, а для художественного — эмоциональные, конкретные.
Физкультминутка!
За морем царевна есть,
что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
И сама-то величава,
выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
(А.С.Пушкин)
Из какой сказки этот отрывок?
О каком персонаже здесь рассказывается ?
Царевна-Лебедь
Работа по репродукции картины М. А. Врубеля «Царевна – Лебедь»
Картина «Царевна -Лебедь» написана Михаилом Александровичем Врубелем в 1900 году маслом на холсте.
Третьяковская галерея (Москва)
Михаил Александрович Врубель
(1856 – 1910)
Увлёкся рисованием ещё в детстве, писал иконы и фрески, работал с мозаикой и рисовал эскизы театральных костюмов, создавал декорации и огромные живописные полотна.
Автопортрет
«Сирень» (1900 г.)
«К ночи» (1900 г.)
Девочка на фоне персидского ковра. 1886. Холст, масло.
Муза. 1896. Холст, масло.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия
М. А. Врубель - график
Писал картины и делал наброски простыми графитовыми карандашами.
«Роза в стакане» (1904 г.)
Графика М. А. Врубеля
Жена художника
Картина «Царевна - Лебедь» Михаила Врубеля посвящена персонажу оперы композитора Николая Римского - Корсакова «Сказка о царе Салтане» (по одноимённой сказке Пушкина).
На картине художник запечатлел превращение царевны в лебедя. Девушка входит в море. Она оглянулась посмотреть на родной берег. Ещё немного и её руки превратятся в большие белоснежные крылья.
М. А. Врубель «Царевна - Лебедь»
Прообразом Царевны – Лебеди для художника послужила его жена - оперная певица Надежда Забела, которая исполняла партию Царевны в опере Римского - Корсакова «Царевна-лебедь».
Жена - Надежда Ивановна Забела, обладала необыкновенным по красоте голосом и пела в Московской частной опере.
М. А. Врубель и жена художника Н. И. Забела
Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит,
Глядь: поверх плакучих вод
Лебедь белая плывет…
Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась;
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает словно пава;
А как речь-то говорит;
Словно реченька журчит.
А.С.Пушкин
Работаем с текстом!
- Чем интересен этот текст?
- Выскажите мнение, почему в тексте очень много прилагательных?
с. 70 упр. 122
- Что о художнике картины можно узнать из текста автора?
Замечательный мастер русской живописи
Работаем с текстом!
- Как в тексте автора названа главная героиня картины?
Сказочная девушка -птица
- Какие прилагательные помогают представить лицо Царевны - Лебеди?
Милое, прекрасное, загадочное
Работаем с текстом!
- Какие прилагательные в тексте автора описывают глаза, брови Царевны - Лебеди?
Широко открытые и немного печальные глаза
Собо́льи брови
Широкие, густые и тёмные брови, сравнивают с мехом соболя.
Работаем с текстом!
- Как в тексте автора говорится о головном уборе Царевны - Лебеди?
Венец - кокошник
Головной убор в виде короны
- Что является украшением кокошника Царевны - Лебеди?
Камни
Словарная работа
- Пόднизь – нить или сетка с жемчугом, бисером (на старинном женском головном уборе).
- Кокошник – нарядный женский головной убор с разукрашенной и высоко поднятой надо лбом передней частью.
- Какими по цвету камнями украшен кокошник Царевны - Лебеди?
бирюзо́вые, голубые, изумру́дные
с. 71
- Какими по цвету камнями украшен кокошник Царевны - Лебеди?
бирюзо́вые, голубые, изумру́дные
с. 71
Работаем с текстом!
- О каких предметах внешнего вида главной героини картины ещё говорит автор?
Огромные белоснежные крылья
- Какой цвет излучают крылья Царевны - Лебеди?
Перламу́тровый, жемчу́жный цвет
Перламу́тровый, жемчу́жный цвет
с. 71
Работаем с текстом!
- О каких предметах внешнего вида главной героини картины ещё говорит автор?
Полувоздушная белая фата́
Лёгкое женское покрывало из кисеи, шёлка, кружев, закрывающее голову и верхнюю часть тела
Работаем с текстом!
- Как автор текста описывает задний план картины?
Волнуется море
Чудесный остров
Багровые, алые приветливые волшебные огни
Вечерняя заря
Поделимся своими впечатлениями о картине: запишем текст!
- Определите, сколько частей будет в тексте?
1. Вступление
О художнике и его картине
2. Основная часть
Описание картины
3. Концовка
Моё отношение к картине
Оформляем текст по частям!
1. Вступление
Передо мной к а ртина … .
Я см о трю на к а ртину … .
Это маст е р ру сс кой ж и вописи.
1 – 2 предложения
Оформляем текст по частям!
2. Основная часть
На к а ртине из о бр а ж е на … . У неё …, …, … лицо, … глаза, … брови, губы … . На голове Царевны – Лебеди … . На нём мерцают …, …, … камни. … крылья излучают …, … цвет. На плечах девушки держится … … фата. За спиной героини … . … … .
7 – 8 предложений
Оформляем текст по частям!
3. Концовка
Мне п о нрав и лась к а ртина … , тем что … .
2 - 3 предложения
Подведём итоги работы!
- Какой вид работы выполняли сегодня на уроке?
- Что узнали о картине и художнике?
Проверяем работу!
- Прочитайте написанное, получился ли у вас текст?
- Проверьте количество частей. Каждая часть текста написана с красной строки.
- Проверьте написание слов с орфограммами с опорой на текст учебника. Другие орфограммы постарайтесь проверить сами.
- Работа оформлена аккуратно.
Благодарю за работу!
Настроение после урока
С каким настроением заканчиваем урок?
МОЛОДЦЫ!
Интернет источники
Презентация Вастьяновой Л. Л., учителя начальных классов МБОУ «Мамонтовская СОШ» Мамонтовского района Алтайского края
- https://foxford.ru/wiki/russkiy-yazyk/opisatelnyj-tekst-opisanie-predmeta-mesta-ili-geroya?srsltid=AfmBOooWNLNdBM_ZOiy8p_AuavE_YF6bZPfPDAs9j6n12fgdwLq-8ow0&utm_referrer=https%3A%2F%2Fwww.google.com%2F
- https :// gdz-raketa.ru/russkiy-yazyk/3-klass/uchebnik-kanakina/2-chast-stranitsa- 70 /
- culture.ru
- muzei-mira.com
- https://www.chitalnya.ru/work/3255667/
- http://www.newart.ru/painters/art10.htm?ysclid=lt9qx1c6ep938215470
- https://videouroki.net/video/02-mihail-aleksandrovich-vrubel.html
- retyakovgallerymagazine.ru
- top-fon.com
- klike.net
- mykaleidoscope.ru