Презентация интерактивного урока русского языка по теме «Составление текста-описания в научном стиле».
Изучение русского языка
Нелегко нам даётся пока,
Но идёт по земле новый век,
Должен грамотным быть
человек!
______ марта.
Кла сс ная р а бота.
Сижу правильно,
пишу красиво!
Что такое текст?
Текст - это 2 или более предложения, связанные по смыслу.
1.Белая ромашка – многолетнее травянистое растение. Оно имеет прямостоячий стебель, продолговатые листья, цветки жёлтые в середине, а белые по краям.
2.Около тропинки росла белая ромашка. Мама приготовила вкусный ужин. Скоро будет дождь. Ребята весело играли во дворе.
Создавая текст, автор всегда выбирает один из типов речи,
чтобы полнее раскрыть свой замысел.
Тип речи — это способ изложения информации в логическом порядке.
- Описание — это один из типов речи, изображающий какого-либо человека, предмет, явление путём перечисления характерных признаков.
- Основные предметы описания: пейзаж; обстановка;
интерьер; портрет; процесс труда; характеристика.
Типы текстов
Текст-повествование
(что? где? когда? с кем? произошло)
Текст-рассуждение
( как? зачем? почему?)
Текст-описание
( какой? какая? какое? какие?)
В заголовке назван предмет описания.
В первом предложении назван предмет описания.
Далее перечисляются признаки предмета описания.
В текст нельзя вставить слова «потом», «затем».
К тексту можно нарисовать только одну картинку.
Текст заканчивается выводом.
Слово стиль происходит от лат. stylus – остроконечная палочка. В древности оно обозначало заостренную с одного конца и закругленную с другого палочку, стержень, из дерева, металла, кости. Острым концом писали, а другим – в виде лопатки – стирали неудачно написанное, чтобы писать снова.
Слово стиль стало обозначать уже качество написанного. В этом суть стилистики – умение выразить свою мысль по-разному, различными языковыми средствами, что и отличает один стиль от другого.
Стили речи
книжные
разговорный
официально-деловой
научный
публицистический
художественный
Научный стиль
цель употребления
- сообщение научных сведений;
сфера употребления
речевые жанры
- научная статья, учебная литература;
- термины, сложные предложения, вводные слова;
языковые средства
- логичность, объективность, точность, отвлеченность, обобщенность
стилевые черты
Художественный стиль
цель употребления
- изображение и воздействие;
сфера употребления
- художественная литература;
- роман, повесть, рассказ, стихотворение, поэма, драма, трагедия, комедия;
речевые жанры
- использование всех богатств лексики, использование средств выразительности;
языковые средства
стилевые черты
- эмоциональность, образность, конкретность
Сравним, например, описание цветов шиповника в разных стилях:
Сравним, например, описание цветов шиповника в разных стилях:
Художественный стиль
Научный стиль
По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвел таким алым и влажным огнем, что даже ранний солнечный свет, падавший на листву, рядом с цветами шиповника казался холодным и бледным. Казалось, что цветы шиповника навсегда отделились от колючих веток и висят в воздухе, как яркое маленькое пламя. Я стоял в изумлении, любуясь красотой цветущих кустов.
По К. Г. Паустовскому
Многолетнее растение шиповник цветет яркими цветами, диаметр которых может достигать 10 см. Цветы могут быть одиночными или собранными в щитковидные, метельчатые соцветия. Лепестки встречаются разных оттенков: белоснежные, жёлтые, кремовые, красные или розовые. Период цветения начинается в конце весны или начале лета, длится около трёх недель.
Различия художественного и научного описания
Основная цель автора
(Зачем автор создал текст?)
Научное описание
Дать знания
Средства выражения основной мысли
Художественное описание
Отношение автора к героям и событиям
Точные факты, научные слова, термины
Вызвать чувство
Не понятно
Выразительные слова: эпитеты, метафоры, сравнения
Хорошо понятно
Текст 1
Долгий осенний закат догорел. Погасла последняя багровая, узенькая, как щель, полоска, рдевшая на самом краю горизонта, между сизой тучей и землей. Уже не стало видно ни земли, ни деревьев, ни неба.
Учебно — научный
Он адресован студентам и ученикам. Главная цель заключается в обучении новым знаниям и материалам. В учебно — научном стиле используются специальные термины и определения.
Описание подснежника в научном стиле можно сделать так:
Научное название подснежника - Галантус. Это целый род многолетних трав, которые расцветают ранней весной, как только в лесах начинает сходить снег. В России произрастает 12 различных видов подснежника.
Название подснежник происходит из-за необыкновенно раннего цветения растения. А латинское название Галантус означает молочный цветок, что связано с цветом его лепестков.
Подснежник - луковичное растение. Его цветок имеет три крупных наружных лепестка нежно белого цвета и три более мелких внутренних лепестка. Плод - коробочка.
Растет подснежник в европейской части России, в основном вдоль побережья Черного моря. Растение это медонос. Многие виды занесены в красную книгу.
Определите, какой текст относится к научному стилю
Подорожник
Подорожник всегда рос вдоль тропинок и хоженых дорог, но прежде люди не обращали внимания на его крупные листья с прожилками. Нередко звери лесные прибегали к дорогам за подорожником, чтобы свои раны им полечить…
Подорожник
Подорожник растёт вдоль дорог, на сорных местах, пустырях, на лугах…
Обычно листья собраны в прикорневую розетку. Цветки мелкие, невзрачные, собраны в густой колос или головку.
План
1.Почему растение так названо.
2. Внешний вид.
3. Использование человеком.
1. В основе появления названий у многих растений лежит какая–то причина.
а) внешний вид
б) место произрастания
в) время или особенность появления
2. При описании растения мы должны, как бы зрительно разделить его на части.
Описывая каждую часть растения, нам нужно выделить такие свойства или признаки, которые бы отличили наше описываемое растение от остальных, т.е. отличительные признаки .
Отличительные признаки могут отражать как важные для нас свойства предметов , так и неважные.
Задание: Выберите важные, для нашего описания признаки
Цветок: крупный, ароматный, замечательный , собранный в цветочную корзинку, белый.
Листья: душистые, плотные, с зазубренными краями, резные, продолговатые, зелёные..
Стебель: прямостоячий, стройный , шершавый , покрытый волосками, твёрдый .
3. Где могут использоваться растения человеком?
а) в пищу человека;
б) на корм животным;
в) в медицинских целях;
г) для получения масла;
д) в строительстве;
е) для озеленения и украшения клумб;
ё) в косметологии;
ж) медоносы;
з) для строительства.
Напиши текст - описание в научном стиле о подсолнечнике по плану.
Внимательно прочитай записи на следующих слайдах. Они помогут тебе составить правильный и подробный текст.
План
1.Почему растение так названо.
2. Внешний вид.
3. Использование человеком.
.
Применение подсолнечника