СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация интерактивного урока русского языка в 3 классе по теме «Отражение в произведении важных человеческих качеств: честности, стойкости, ответственности. На примере рассказа А. П. Платонов «Цветок на земле»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация интерактивного урока русского языка в 3 классе по теме  «Отражение в произведении важных человеческих качеств: честности, стойкости, ответственности. На примере рассказа А. П. Платонов «Цветок на земле» Презентация интерактивного урока русского языка в 3 классе по теме  «Отражение в произведении важных человеческих качеств: честности, стойкости, ответственности. На примере рассказа А. П. Платонов «Цветок на земле»

Просмотр содержимого документа
«Презентация интерактивного урока русского языка в 3 классе по теме «Отражение в произведении важных человеческих качеств: честности, стойкости, ответственности. На примере рассказа А. П. Платонов «Цветок на земле»»

«Отражение в произведении важных человеческих качеств: честности, стойкости, ответственности. На примере рассказа А. П. Платонов «Цветок на земле»

«Отражение в произведении важных человеческих качеств: честности, стойкости, ответственности. На примере рассказа А. П. Платонов «Цветок на земле»

НАЙДИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

НАЙДИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ПРОВЕРЯЕМ!

ПРОВЕРЯЕМ!

Чтобы узнать тему нашего урока, расшифруйте слова  (прочитайте слова справа налево)  котевц ан елмез

Чтобы узнать тему нашего урока, расшифруйте слова (прочитайте слова справа налево)

котевц ан елмез

Тема нашего урока:   Андрей Платонов «Цветок на земле»

Тема нашего урока:

Андрей Платонов «Цветок на земле»

Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия Климентов) родился 1 сентября 1899 года в Ямской Слободе, предместье Воронежа .

Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия Климентов) родился 1 сентября 1899 года в Ямской Слободе, предместье Воронежа .

Как старший в семье из 11 детей, с 14 лет начал работать. В 1919 начал писать стихи и прозу.  С 1939 года стал писать для детей. Среди них сборник рассказов “Июльская гроза” (1940), в который вошли “Ещё – мама”, “Железная старуха”, “Сухой хлеб”, “Неизвестный цветок”, “Цветок на земле”, “Солдатское сердце” и т.д. Платонов унаследовал от отца любовь к технике и “потной работе”, преклонение перед поэзией паровозов и иных машин и мастерством человека - рукодельца, от матери, “дочери часового мастера”, глубоко верующей женщины, - понимание души русского православного человека .

Как старший в семье из 11 детей, с 14 лет начал работать. В 1919 начал писать стихи и прозу. С 1939 года стал писать для детей. Среди них сборник рассказов “Июльская гроза” (1940), в который вошли “Ещё – мама”, “Железная старуха”, “Сухой хлеб”, “Неизвестный цветок”, “Цветок на земле”, “Солдатское сердце” и т.д.

Платонов унаследовал от отца любовь к технике и “потной работе”, преклонение перед поэзией паровозов и иных машин и мастерством человека - рукодельца, от матери, “дочери часового мастера”, глубоко верующей женщины, - понимание души русского православного человека .

А ндрей Платонович Платонов (настоящая фамилия Климентов) родился 1 сентября 1899 года в Ямской Слободе, предместье Воронежа. Его отец А ндрей Платонович Платонов был паровозный машинист. С 1906 по 1914 г. Андрей учился в церковно-приходской школе и городском училище. Как старший в семье из 11 детей, с 14 лет начал работать. В 1919 начал писать стихи и прозу. С 1939 года стал писать для детей. Среди них сборник рассказов “Июльская гроза” (1940), в который вошли “Ещё – мама”, “Железная старуха”, “Сухой хлеб”, “Неизвестный цветок”, “Цветок на земле”, “Солдатское сердце” и т.д.

А ндрей Платонович Платонов (настоящая фамилия Климентов) родился 1 сентября 1899 года в Ямской Слободе, предместье Воронежа.

Его отец А ндрей Платонович Платонов был паровозный машинист. С 1906 по 1914 г. Андрей учился в церковно-приходской школе и городском училище. Как старший в семье из 11 детей, с 14 лет начал работать.

В 1919 начал писать стихи и прозу.

С 1939 года стал писать для детей. Среди них сборник рассказов “Июльская гроза” (1940), в который вошли “Ещё – мама”, “Железная старуха”, “Сухой хлеб”, “Неизвестный цветок”, “Цветок на земле”, “Солдатское сердце” и т.д.

С октября 1942 года и до конца войны Платонов – фронтовой корреспондент газеты “Красная звезда”. Работать Андрей Платонович не переставал до конца. Он скончался 5 января 1951 года в Москве. Воронеж

С октября 1942 года и до конца войны Платонов – фронтовой корреспондент газеты “Красная звезда”. Работать Андрей Платонович не переставал до конца. Он скончался 5 января 1951 года в Москве.

Воронеж

Познакомься с выставкой книг А.Платонова

Познакомься с выставкой книг А.Платонова

    Милые сердцу места  Родиной мы зовем.  Это моя семья,  Это мой отчий дом

Милые сердцу места Родиной мы зовем. Это моя семья, Это мой отчий дом

Постановка целей урока Подумайте, о чем мы будем читать и говорить на уроке?

Постановка целей урока

Подумайте, о чем мы будем читать и говорить на уроке?

А. Платонов «Цветок на земле»

А. Платонов

«Цветок на земле»

Словарная работа уморились устали нынче сегодня закрывать осерчал рассердился

Словарная работа

уморились

устали

нынче

сегодня

закрывать

осерчал

рассердился

Русская печь – большая квадратная кирпичная печь с широким полукруглым  жерлом и верхней лежанкой.

Русская печь – большая квадратная кирпичная печь с широким полукруглым жерлом и верхней лежанкой.

Созвучные слова   Нынче  – теперь, сейчас. Уморились  – устали. Глаза смежать  – закрывать. Испить  – попить, выпить. Осерчать  – рассердиться. Глаза жмурятся  – сужаются веки.

Созвучные слова

 

  • Нынче  – теперь, сейчас.
  • Уморились  – устали.
  • Глаза смежать  – закрывать.
  • Испить  – попить, выпить.
  • Осерчать  – рассердиться.
  • Глаза жмурятся  – сужаются веки.
Прочитайте по слогам Про-сы-па-ет-ся Рав-но-душ-но Де-ре-вян-но-го Жал-конь-кий Под-ка-ра-у-ли-вать Не-по-нят-ли-вый

Прочитайте по слогам

Про-сы-па-ет-ся

Рав-но-душ-но

Де-ре-вян-но-го

Жал-конь-кий

Под-ка-ра-у-ли-вать

Не-по-нят-ли-вый

 Физкультминутка    Это легкая забава- Повороты влево-вправо. Нам известно всем давно- Там стена, а там окно. (повороты туловища вправо и влево) Приседаем быстро, ловко. Здесь видна уже сноровка.

Физкультминутка

Это легкая забава-

Повороты влево-вправо.

Нам известно всем давно-

Там стена, а там окно. (повороты туловища вправо и влево)

Приседаем быстро, ловко.

Здесь видна уже сноровка.

Понравился ли вам рассказ ? Чем?  Как Афоня относился к своему дедушке ?  Почему Афоне стало скучно жить на свете?

Понравился ли вам рассказ ? Чем? Как Афоня относился к своему дедушке ? Почему Афоне стало скучно жить на свете?

Афоне было скучно: дома был только спящий дед, а мальчику было нечем заняться. Афоня пытается узнать у дедушки, прожившего долгую жизнь, «что есть самое главное на свете?»

Афоне было скучно: дома был только спящий дед, а мальчику было нечем заняться. Афоня пытается узнать у дедушки, прожившего долгую жизнь, «что есть самое главное на свете?»

Дед отве­чает, но не сразу. Он хочет, чтобы внук сам пришел к ответу на этот вечный вопрос, показать ему на примере, наглядно, что «есть самое главное». Дедушка Тит ведет Афоню на паст­бище и показывает на голубой цветок, растущий не из земли, а из мелкого чистого песка.

Дед отве­чает, но не сразу. Он хочет, чтобы внук сам пришел к ответу на этот вечный вопрос, показать ему на примере, наглядно, что «есть самое главное». Дедушка Тит ведет Афоню на паст­бище и показывает на голубой цветок, растущий не из земли, а из мелкого чистого песка.

«Тут самое главное тебе и есть, - говорит дед. - Ты видишь: песок мертвый лежит, он каменная крошка, а более нет ничего, а камень не живет и не дышит, он мертвый прах».  Он спрашивает внука, понял ли тот, почему он показывает ему этот цветок. Но Афоня не понимает. И то­гда дед терпеливо разъясняет «непонятливому» внуку: «Ну, не понял, так чего ж тебе надо, раз... А цветок, ты видишь, жалконький такой, а он живой, и тело себе он сделал из мертво­го праха. Стало быть, он мертвую сыпучую землю обращает в живое тело и пахнет от него чистым духом. Вот тебе и есть самое главное на белом свете, вот тебе и есть, откуда все берется.

«Тут самое главное тебе и есть, - говорит дед. - Ты видишь: песок мертвый лежит, он каменная крошка, а более нет ничего, а камень не живет и не дышит, он мертвый прах». Он спрашивает внука, понял ли тот, почему он показывает ему этот цветок. Но Афоня не понимает. И то­гда дед терпеливо разъясняет «непонятливому» внуку: «Ну, не понял, так чего ж тебе надо, раз... А цветок, ты видишь, жалконький такой, а он живой, и тело себе он сделал из мертво­го праха. Стало быть, он мертвую сыпучую землю обращает в живое тело и пахнет от него чистым духом. Вот тебе и есть самое главное на белом свете, вот тебе и есть, откуда все берется.

Какие полевые цветы вы знаете?

Какие полевые цветы вы знаете?

МАРЬЯНИК  ГЕРАНЬ ЛУГОВАЯ ВЬЮНОК КИПРЕЙ КЛЕВЕР ЛАВАНДА

МАРЬЯНИК

ГЕРАНЬ ЛУГОВАЯ

ВЬЮНОК

КИПРЕЙ

КЛЕВЕР

ЛАВАНДА

Тайна жизни и смерти Цветок - символ непрерывности бытия. Но Афоня хочет знать больше; он задумывается над этим чудом: как из неживого происходит живое - вот в чем тайна жизни. Афоня уверяет своего любимого деда, что, когда он вырастет, он узнает у молчаливых цветков об этой тайне, самой большой тайне на земле, и хочет он это узнать для того, чтобы на земле не было смерти, чтобы подарить своему дедушке бессмертие. В рассказе жизнь противопоставлена смерти. Любознатель­ный Афоня, узнав, что самым большим благом на земле являет­ся жизнь, ставит перед собой целью открыть тайну жизни, тем самым косвенно победить самое большое зло - смерть, подарить своему любимому дедушке вечную жизнь.

Тайна жизни и смерти

Цветок - символ непрерывности бытия. Но Афоня хочет знать больше; он задумывается над этим чудом: как из неживого происходит живое - вот в чем тайна жизни.

Афоня уверяет своего любимого деда, что, когда он вырастет, он узнает у молчаливых цветков об этой тайне, самой большой тайне на земле, и хочет он это узнать для того, чтобы на земле не было смерти, чтобы подарить своему дедушке бессмертие.

В рассказе жизнь противопоставлена смерти. Любознатель­ный Афоня, узнав, что самым большим благом на земле являет­ся жизнь, ставит перед собой целью открыть тайну жизни, тем самым косвенно победить самое большое зло - смерть, подарить своему любимому дедушке вечную жизнь.

Как вы понимаете смысл таких слов :  «Дед … погладил головку внука и посмотрел на него, как на цветок, растущий в земле».  О чём подумал дед ?  Какие жёлтые цветы собрал и отнёс в аптеку Афоня ?

Как вы понимаете смысл таких слов : «Дед … погладил головку внука и посмотрел на него, как на цветок, растущий в земле». О чём подумал дед ?

Какие жёлтые цветы собрал и отнёс в аптеку Афоня ?

Зверобой  Зверобой — идеальное средство для укрепления нервной системы, является природным антидепрессантом.  Детям и взрослым, которые не могут сосредоточиться и сконцентрировать внимание, поможет чай из зверобоя и мелиссы. Эта смесь, приятная на вкус, является идеальным чаем к завтраку, перед занятиями или экзаменом.

Зверобой

Зверобой — идеальное средство для укрепления нервной системы, является природным антидепрессантом.

Детям и взрослым, которые не могут сосредоточиться и сконцентрировать внимание, поможет чай из зверобоя и мелиссы. Эта смесь, приятная на вкус, является идеальным чаем к завтраку, перед занятиями или экзаменом.

Целительные свойства зверобоя человек заметил в стародавние времена. Казахские целители хорошо знали зверобой, и ученые считают, что называли эту траву «целитель ран», по-казахски «джеробой». Отсюда и берет начало более понятное русскому человеку слово «зверобой».  Но возможен и другой вариант. Славянские ведуны тоже использовали зверобой в лечебных целях. Его считали средством от 99 болезней и приписывали ему магические свойства: это была одна из главных колдовских трав.

Целительные свойства зверобоя человек заметил в стародавние времена. Казахские целители хорошо знали зверобой, и ученые считают, что называли эту траву «целитель ран», по-казахски «джеробой». Отсюда и берет начало более понятное русскому человеку слово «зверобой».

Но возможен и другой вариант. Славянские ведуны тоже использовали зверобой в лечебных целях. Его считали средством от 99 болезней и приписывали ему магические свойства: это была одна из главных колдовских трав.

Автор называет Афоню добрым внуком, а вы как считаете?  Расскажите о своих бабушке или дедушке. Какие они?

Автор называет Афоню добрым внуком, а вы как считаете? Расскажите о своих бабушке или дедушке. Какие они?

Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл.  До шестнадцати лет кровь греет, до семидесяти – шуба, а дальше-то уж и не знаю что. И старость не страшна, коли молодые помогут. Молодость летает пташкой, а старость ползает черепашкой. Не обижай малого, уважай старшего – сам в почёте будешь.

Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл.

  • До шестнадцати лет кровь греет, до семидесяти – шуба, а дальше-то уж и не знаю что.
  • И старость не страшна, коли молодые помогут.
  • Молодость летает пташкой, а старость ползает черепашкой.
  • Не обижай малого, уважай старшего – сам в почёте будешь.
Ответь на вопросы устно. 1 ) - Почему Афоне стало “скучно жить на свете”? - Сколько лет было деду Титу? - Сколько лет было Афоне? - От чего у деда глаза слабые стали? 2) - Как вы понимаете выражение “глаза смотрели равнодушно”? 3) - Почему Афоне опять стало скучно жить на свете? 4) - Посмотрите внимательно на текст на следующей странице. Как называется такой вид текста?   Как вы думаете, кто с кем там говорит? Давайте прочитаем диалог по ролям. - Что же хотел узнать Афоня у деда, когда тот проснулся ненадолго? - А какие вопросы вы задаёте своим дедушкам? - Будет ли Афоня будить деда дальше?

Ответь на вопросы устно.

1 ) - Почему Афоне стало “скучно жить на свете”?

- Сколько лет было деду Титу?

- Сколько лет было Афоне?

- От чего у деда глаза слабые стали?

2) - Как вы понимаете выражение “глаза смотрели равнодушно”?

3) - Почему Афоне опять стало скучно жить на свете?

4) - Посмотрите внимательно на текст на следующей странице. Как называется такой вид текста?  

  • Как вы думаете, кто с кем там говорит?
  • Давайте прочитаем диалог по ролям.

- Что же хотел узнать Афоня у деда, когда тот проснулся ненадолго?

- А какие вопросы вы задаёте своим дедушкам?

- Будет ли Афоня будить деда дальше?

5) - Как заснул Афоня возле деда? Перечитайте ещё раз последнее предложение первого абзаца. Почему автор пишет, что грудь деда пахла тёплой землёю. - Удалось ли Афоне разбудить деда? 6) - Зачем Афоня остановил часы? - Зачем же пошли дед с внуком наружу из избы? - Как вы это понимаете? - Как вы думаете, узнает сейчас Афоня от своего деда “про всё”? 7) - Что значит осерчал? - О каком удивительном чуде узнал Афоня от своего деда? - Прочитайте эти главные слова в тексте. - Скажите, понял ли внук своего деда. Что главное? - А как это дедушка будет жить опять из своего праха? - Как вы думаете, чем займётся Афоня в поле?

5) - Как заснул Афоня возле деда?

  • Перечитайте ещё раз последнее предложение первого абзаца.
  • Почему автор пишет, что грудь деда пахла тёплой землёю.

- Удалось ли Афоне разбудить деда?

6) - Зачем Афоня остановил часы?

- Зачем же пошли дед с внуком наружу из избы?

- Как вы это понимаете?

- Как вы думаете, узнает сейчас Афоня от своего деда “про всё”?

7) - Что значит осерчал?

- О каком удивительном чуде узнал Афоня от своего деда?

- Прочитайте эти главные слова в тексте.

- Скажите, понял ли внук своего деда. Что главное?

- А как это дедушка будет жить опять из своего праха?

- Как вы думаете, чем займётся Афоня в поле?

   Расскажите: “Какой он есть” – дед Тит. добрый старый отзывчивый большие руки трудолюбивый пахарь как цветок много земли испахал святой труженик советчик учитель

  Расскажите: “Какой он есть” – дед Тит.

добрый

старый

отзывчивый

большие руки

трудолюбивый пахарь

как цветок много земли испахал

святой труженик

советчик

учитель

Подберите строчки из рассказа к иллюстрациям.

Подберите строчки из

рассказа к иллюстрациям.

Определите, какая же главная мысль рассказа. Цветок этот – самый труженик, он из смерти работает жизнь. Люди – пахари, хлебу помогают расти. Труд делает жизнь, создаёт её.

Определите, какая же главная мысль рассказа.

Цветок этот – самый труженик, он из смерти работает жизнь. Люди – пахари, хлебу помогают расти. Труд делает жизнь, создаёт её.

Главная мысль рассказа Показывая своему внуку голубой цветок, растущий не из земли, а из мелкого песка, Тит даёт ему ценнейший урок: «Цветок этот — самый святой труженик, он из смерти работает жизнь». В рассуждениях деда заключено множество идей. Каждое живое существо имеет своё значение и предназначение на Земле. Даже маленький цветок, вырастая на земельном прахе, даст целебные цветы. Так и человек не должен растрачивать свою жизнь напрасно, а должен нести свою пользу в общество.  Осознав услышанное, Афоня с вдохновением задумывается о том, как подарить любимому дедушке бессмертие. Эта наивная детская мысль только вызывает у Тита «невидимую» улыбку.

Главная мысль рассказа

Показывая своему внуку голубой цветок, растущий не из земли, а из мелкого песка, Тит даёт ему ценнейший урок: «Цветок этот — самый святой труженик, он из смерти работает жизнь».

В рассуждениях деда заключено множество идей. Каждое живое существо имеет своё значение и предназначение на Земле. Даже маленький цветок, вырастая на земельном прахе, даст целебные цветы. Так и человек не должен растрачивать свою жизнь напрасно, а должен нести свою пользу в общество.

Осознав услышанное, Афоня с вдохновением задумывается о том, как подарить любимому дедушке бессмертие. Эта наивная детская мысль только вызывает у Тита «невидимую» улыбку.

Старшее поколение передает новому поколению свои знания , свой опыт, свою мудрость- взращивает семена. Молодое поколение впитывает все, набирается мудрости, чтобы семена дали крепкие ростки необходим труд.

Старшее поколение передает новому поколению свои знания , свой опыт, свою мудрость- взращивает семена. Молодое поколение впитывает все, набирается мудрости, чтобы семена дали крепкие ростки необходим труд.

Жизнь человека – это напряженный труд души и тела во имя будущих поколений. Цветок - безмолвный труженик, который борется за своё место под солнцем. Растение является наглядным примером нашей жизни. Не всегда у нас все гладко. Нам приходится преодолевать сложные препятствия и решать навалившиеся проблемы. Но это того стоит.

Жизнь человека – это напряженный труд души и тела во имя будущих поколений.

Цветок - безмолвный труженик, который борется за своё место под солнцем. Растение является наглядным примером нашей жизни. Не всегда у нас все гладко. Нам приходится преодолевать сложные препятствия и решать навалившиеся проблемы. Но это того стоит.

Составь синквейн о цветке

Составь синквейн о цветке

- пятистрочная стихотворная форма.

- пятистрочная стихотворная форма.

Синквейн.Цветок. 1.Цветок. 2.Красивый, яркий. 3.Растет, радует, цветет. 4.Цветет на земле. 5.Радует все живое.

Синквейн.Цветок.

1.Цветок.

2.Красивый, яркий.

3.Растет, радует, цветет.

4.Цветет на земле.

5.Радует все живое.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ- РАССКАЗ Андрея Платонова «Цветок на земле» читать и пересказывать  Закрепление (базовый уровень) *скрин рабочего листа во всю белую область*

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ- РАССКАЗ Андрея Платонова «Цветок на земле» читать и пересказывать

Закрепление (базовый уровень)

*скрин рабочего листа во всю белую область*

    - Почему рассказ назван “Цветок на земле”? - Чему научил вас этот рассказ? - Почему этот рассказ отнесли к теме “Собирай по ягодке – наберешь кузовок”? - Что вам особенно понравилось? Что осталось непонятным? -Что нового, интересного вы узнали на уроке?

   

- Почему рассказ назван “Цветок на земле”?

- Чему научил вас этот рассказ?

- Почему этот рассказ отнесли к теме “Собирай по ягодке – наберешь кузовок”?

- Что вам особенно понравилось?

  • Что осталось непонятным?

-Что нового, интересного вы узнали на уроке?

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!