«Отражение в произведении важных человеческих качеств: честности, стойкости, ответственности. На примере рассказа А. П. Платонов «Цветок на земле»
НАЙДИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ПРОВЕРЯЕМ!
Чтобы узнать тему нашего урока, расшифруйте слова (прочитайте слова справа налево)
котевц ан елмез
Тема нашего урока:
Андрей Платонов «Цветок на земле»
Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия Климентов) родился 1 сентября 1899 года в Ямской Слободе, предместье Воронежа .
Как старший в семье из 11 детей, с 14 лет начал работать. В 1919 начал писать стихи и прозу. С 1939 года стал писать для детей. Среди них сборник рассказов “Июльская гроза” (1940), в который вошли “Ещё – мама”, “Железная старуха”, “Сухой хлеб”, “Неизвестный цветок”, “Цветок на земле”, “Солдатское сердце” и т.д.
Платонов унаследовал от отца любовь к технике и “потной работе”, преклонение перед поэзией паровозов и иных машин и мастерством человека - рукодельца, от матери, “дочери часового мастера”, глубоко верующей женщины, - понимание души русского православного человека .
А ндрей Платонович Платонов (настоящая фамилия Климентов) родился 1 сентября 1899 года в Ямской Слободе, предместье Воронежа.
Его отец А ндрей Платонович Платонов был паровозный машинист. С 1906 по 1914 г. Андрей учился в церковно-приходской школе и городском училище. Как старший в семье из 11 детей, с 14 лет начал работать.
В 1919 начал писать стихи и прозу.
С 1939 года стал писать для детей. Среди них сборник рассказов “Июльская гроза” (1940), в который вошли “Ещё – мама”, “Железная старуха”, “Сухой хлеб”, “Неизвестный цветок”, “Цветок на земле”, “Солдатское сердце” и т.д.
С октября 1942 года и до конца войны Платонов – фронтовой корреспондент газеты “Красная звезда”. Работать Андрей Платонович не переставал до конца. Он скончался 5 января 1951 года в Москве.
Воронеж
Познакомься с выставкой книг А.Платонова
Милые сердцу места Родиной мы зовем. Это моя семья, Это мой отчий дом
Постановка целей урока
Подумайте, о чем мы будем читать и говорить на уроке?
А. Платонов
«Цветок на земле»
Словарная работа
уморились
устали
нынче
сегодня
закрывать
осерчал
рассердился
Русская печь – большая квадратная кирпичная печь с широким полукруглым жерлом и верхней лежанкой.
Созвучные слова
- Нынче – теперь, сейчас.
- Уморились – устали.
- Глаза смежать – закрывать.
- Испить – попить, выпить.
- Осерчать – рассердиться.
- Глаза жмурятся – сужаются веки.
Прочитайте по слогам
Про-сы-па-ет-ся
Рав-но-душ-но
Де-ре-вян-но-го
Жал-конь-кий
Под-ка-ра-у-ли-вать
Не-по-нят-ли-вый
Физкультминутка
Это легкая забава-
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно-
Там стена, а там окно. (повороты туловища вправо и влево)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Понравился ли вам рассказ ? Чем? Как Афоня относился к своему дедушке ? Почему Афоне стало скучно жить на свете?
Афоне было скучно: дома был только спящий дед, а мальчику было нечем заняться. Афоня пытается узнать у дедушки, прожившего долгую жизнь, «что есть самое главное на свете?»
Дед отвечает, но не сразу. Он хочет, чтобы внук сам пришел к ответу на этот вечный вопрос, показать ему на примере, наглядно, что «есть самое главное». Дедушка Тит ведет Афоню на пастбище и показывает на голубой цветок, растущий не из земли, а из мелкого чистого песка.
«Тут самое главное тебе и есть, - говорит дед. - Ты видишь: песок мертвый лежит, он каменная крошка, а более нет ничего, а камень не живет и не дышит, он мертвый прах». Он спрашивает внука, понял ли тот, почему он показывает ему этот цветок. Но Афоня не понимает. И тогда дед терпеливо разъясняет «непонятливому» внуку: «Ну, не понял, так чего ж тебе надо, раз... А цветок, ты видишь, жалконький такой, а он живой, и тело себе он сделал из мертвого праха. Стало быть, он мертвую сыпучую землю обращает в живое тело и пахнет от него чистым духом. Вот тебе и есть самое главное на белом свете, вот тебе и есть, откуда все берется.
Какие полевые цветы вы знаете?
МАРЬЯНИК
ГЕРАНЬ ЛУГОВАЯ
ВЬЮНОК
КИПРЕЙ
КЛЕВЕР
ЛАВАНДА
Тайна жизни и смерти
Цветок - символ непрерывности бытия. Но Афоня хочет знать больше; он задумывается над этим чудом: как из неживого происходит живое - вот в чем тайна жизни.
Афоня уверяет своего любимого деда, что, когда он вырастет, он узнает у молчаливых цветков об этой тайне, самой большой тайне на земле, и хочет он это узнать для того, чтобы на земле не было смерти, чтобы подарить своему дедушке бессмертие.
В рассказе жизнь противопоставлена смерти. Любознательный Афоня, узнав, что самым большим благом на земле является жизнь, ставит перед собой целью открыть тайну жизни, тем самым косвенно победить самое большое зло - смерть, подарить своему любимому дедушке вечную жизнь.
Как вы понимаете смысл таких слов : «Дед … погладил головку внука и посмотрел на него, как на цветок, растущий в земле». О чём подумал дед ?
Какие жёлтые цветы собрал и отнёс в аптеку Афоня ?
Зверобой
Зверобой — идеальное средство для укрепления нервной системы, является природным антидепрессантом.
Детям и взрослым, которые не могут сосредоточиться и сконцентрировать внимание, поможет чай из зверобоя и мелиссы. Эта смесь, приятная на вкус, является идеальным чаем к завтраку, перед занятиями или экзаменом.
Целительные свойства зверобоя человек заметил в стародавние времена. Казахские целители хорошо знали зверобой, и ученые считают, что называли эту траву «целитель ран», по-казахски «джеробой». Отсюда и берет начало более понятное русскому человеку слово «зверобой».
Но возможен и другой вариант. Славянские ведуны тоже использовали зверобой в лечебных целях. Его считали средством от 99 болезней и приписывали ему магические свойства: это была одна из главных колдовских трав.
Автор называет Афоню добрым внуком, а вы как считаете? Расскажите о своих бабушке или дедушке. Какие они?
Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл.
- До шестнадцати лет кровь греет, до семидесяти – шуба, а дальше-то уж и не знаю что.
- И старость не страшна, коли молодые помогут.
- Молодость летает пташкой, а старость ползает черепашкой.
- Не обижай малого, уважай старшего – сам в почёте будешь.
Ответь на вопросы устно.
1 ) - Почему Афоне стало “скучно жить на свете”?
- Сколько лет было деду Титу?
- Сколько лет было Афоне?
- От чего у деда глаза слабые стали?
2) - Как вы понимаете выражение “глаза смотрели равнодушно”?
3) - Почему Афоне опять стало скучно жить на свете?
4) - Посмотрите внимательно на текст на следующей странице. Как называется такой вид текста?
- Как вы думаете, кто с кем там говорит?
- Давайте прочитаем диалог по ролям.
- Что же хотел узнать Афоня у деда, когда тот проснулся ненадолго?
- А какие вопросы вы задаёте своим дедушкам?
- Будет ли Афоня будить деда дальше?
5) - Как заснул Афоня возле деда?
- Перечитайте ещё раз последнее предложение первого абзаца.
- Почему автор пишет, что грудь деда пахла тёплой землёю.
- Удалось ли Афоне разбудить деда?
6) - Зачем Афоня остановил часы?
- Зачем же пошли дед с внуком наружу из избы?
- Как вы это понимаете?
- Как вы думаете, узнает сейчас Афоня от своего деда “про всё”?
7) - Что значит осерчал?
- О каком удивительном чуде узнал Афоня от своего деда?
- Прочитайте эти главные слова в тексте.
- Скажите, понял ли внук своего деда. Что главное?
- А как это дедушка будет жить опять из своего праха?
- Как вы думаете, чем займётся Афоня в поле?
Расскажите: “Какой он есть” – дед Тит.
добрый
старый
отзывчивый
большие руки
трудолюбивый пахарь
как цветок много земли испахал
святой труженик
советчик
учитель
Подберите строчки из
рассказа к иллюстрациям.
Определите, какая же главная мысль рассказа.
Цветок этот – самый труженик, он из смерти работает жизнь. Люди – пахари, хлебу помогают расти. Труд делает жизнь, создаёт её.
Главная мысль рассказа
Показывая своему внуку голубой цветок, растущий не из земли, а из мелкого песка, Тит даёт ему ценнейший урок: «Цветок этот — самый святой труженик, он из смерти работает жизнь».
В рассуждениях деда заключено множество идей. Каждое живое существо имеет своё значение и предназначение на Земле. Даже маленький цветок, вырастая на земельном прахе, даст целебные цветы. Так и человек не должен растрачивать свою жизнь напрасно, а должен нести свою пользу в общество.
Осознав услышанное, Афоня с вдохновением задумывается о том, как подарить любимому дедушке бессмертие. Эта наивная детская мысль только вызывает у Тита «невидимую» улыбку.
Старшее поколение передает новому поколению свои знания , свой опыт, свою мудрость- взращивает семена. Молодое поколение впитывает все, набирается мудрости, чтобы семена дали крепкие ростки необходим труд.
Жизнь человека – это напряженный труд души и тела во имя будущих поколений.
Цветок - безмолвный труженик, который борется за своё место под солнцем. Растение является наглядным примером нашей жизни. Не всегда у нас все гладко. Нам приходится преодолевать сложные препятствия и решать навалившиеся проблемы. Но это того стоит.
Составь синквейн о цветке
- пятистрочная стихотворная форма.
Синквейн.Цветок.
1.Цветок.
2.Красивый, яркий.
3.Растет, радует, цветет.
4.Цветет на земле.
5.Радует все живое.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ- РАССКАЗ Андрея Платонова «Цветок на земле» читать и пересказывать
Закрепление (базовый уровень)
*скрин рабочего листа во всю белую область*
- Почему рассказ назван “Цветок на земле”?
- Чему научил вас этот рассказ?
- Почему этот рассказ отнесли к теме “Собирай по ягодке – наберешь кузовок”?
- Что вам особенно понравилось?
-Что нового, интересного вы узнали на уроке?
Спасибо за внимание!