Коммуникативные функции общения, тренинги, упражнения.
Выполнила педагог дополнительного образования
Попова О.В.
План: 1. Цель и задачи тренинга. 2. Понятие коммуникация. 3. Компоненты коммуникативного общения. 4. Коммуникативный стиль общения. 5. Понятие и виды коммуникативного барьера. 6. Правила тренинга. 7. Коммуникативные упражнения .
Цель занятия - тренинга: повышение социально-психологической компетентности участников и развитие их способности эффективно взаимодействовать с окружающими
Задачи:
Воспитательная:
- Сплочение коллектива на основе сотрудничества, проявления уважения друг к другу, доброжелательности, взаимного доверия.
Развивающая:
- Развитие активной социальной позиции, чувства уверенности, самостоятельности.
- Развитие коммуникативных навыков взаимодействия со сверстниками.
Обучающая:
- Овладение приемами межличностного взаимодействия для повышения его эффективности.
- Развитие коммуникативных навыков, формирование взаимного доверия друг другу, выстраивание отношений на основе сотрудничества в совместной деятельности.
- Владение навыками саморегуляции, умение адекватно выражать свои чувства и понимать выражения чувств других;
Коммуникация ( от лат. сommunication- сообщение)- это процесс передачи осмысленной информации, ее эмоционального и интеллектуального содержания от отправителя к получателю. Коммуникация отличается от общения следующим: -информация направления от источника сведений к слушателю; -присутствует конкретная цель разговора; -нет никаких эмоциональных связей, отсутствуют личностные реакции между участниками разговора.
В структуре коммуникативного общения есть такие важные компоненты как : 1.источник сведений — субъект взаимодействия, который собирается делиться имеющейся у него информацией; 2. передатчик — обозначает способ передачи (речь, письмо); 3. канал связи — путь, который информация преодолевает до восприятия субъектом (личное общение, письмо, газета); 4. приемник — расшифровывает информацию в понятные мозгу сигналы, под приемником понимается зрение, слух и мышление; 5. получатель — человек, который должен получить информацию. Также стоит понимать, что коммуникативное общение может быть не только деловым, но и повседневным. К первому можно отнести и профессиональное, которое серьезно подвержено влиянию различных ритуалов и традиций.
Коммуникативному стилю общения присущи следующие черты : -правильная речь, - без обилия слов-паразитов; -мягкость тона; -лаконичность, -корректность и тактичность по отношению к собеседнику; -отсутствие критики, упреков и обвинений; ненавязчивые комплименты, похвала.
Коммуникативные барьеры – это форма психологической защиты. То есть, коммуникативные барьеры как бы защищают нас от постороннего психического воздействия, возникающего в процессе обмена информацией между участниками общения. Специалисты выделяют следующие виды коммуникационных барьеров. 1. Межличностные барьеры. К ним относят: а) Барьеры восприятия -люди реагируют не на события, которые действительно происходят, а на то, что воспринимается как происходящее. Это связано с тем, что имеет место избирательность источников информации, избирательное внимание, искажение, запоминание. Возникают так называемые барьеры восприятия. Это: первое впечатление (внешность, речь, манера поведения и т. п.); предубеждение в отношении себя и других (недооценка или переоценка);стереотипы; эффект проекций.
б) Семантические барьеры - возникает при вербальной форме общения (устной и письменной речи). Этот язык выработан человеком при общественно-социальном развитии. в) Невербальные преграды - мимика, позы, экспрессия движений и т. п. Невербальные коммуникации в большинстве случаев имеют бессознательную основу и свидетельствуют о действительных эмоциях участников коммуникаций. Ею трудно манипулировать и трудно скрывать в любой межличностной коммуникации. г) Плохая обратная связь - это реакция на ту или иную информацию. Ограничителем эффективности межличностного общения может быть отсутствие обратной связи. Обратная связь важна, поскольку дает возможность установить адекватность (правильность) восприятия вашего сообщения.
д) Неумение слушать - Эффективная коммуникация возможна, когда человек одинаково точен, отправляя и принимая информацию. Эффективное слушание является важнейшим качеством хорошо работающего менеджера. Мало воспринимать факты, нужно прислушиваться к чувствам подчиненного. Правила эффективного слушания: перестаньте говорить, невозможно слушать разговаривая; помогите говорящему раскрепоститься; покажите готовность слушать; устраните раздражающие моменты; сопереживайте говорящему; сдерживайте свой характер, рассерженный человек придает неверный смысл словам; не допускайте спора или критики; не перебивайте; задавайте вопросы. 2. Технические барьеры Технический барьер состоит в том, что те или иные явления мешают найти и получить нужную информацию. К техническим барьерам относятся «шумы» и «помехи».
3. Межъязыковые барьеры Участники коммуникации говорят на разных языках и не могут найти понимания в общении. 4. Социальные барьеры. Барьер связан с разными положениями в обществе и разным социальным группам. Социальный барьер делится еще на барьеры: Барьер разного уровня жизни; Барьер национальных культур; Барьер лжи и обмана. 5. Психологические барьеры В качестве психологических барьеров могут выступать некоторые психические состояния (индифферентность, безразличие, апатия и даже депрессия) и психические свойства личности (замкнутость, застенчивость, стыдливость). Психологические барьеры выполняют две основные функции: функция психологического препятствия; функция психологической защиты.
Для того чтоб тренинг принес пользу и нам было интересно, необходимо ввести некоторые правила
Правила работы группы:
1. Говорить по одному.
2. Все внимательно слушают говорящего не перебивая.
3. Для вступления в разговор вне очереди необходимо поднять руку.
4. Говорить откровенно: что ты чувствуешь и думаешь в данный момент.
5. Никого не оскорблять: оценивать только поступок, а не человека .
Упражнение «Имя + что обо мне никто не знает»
Цель: формирование взаимного доверия
Инструкция:
- Сейчас тот у кого в руках мячик должен назвать свое имя и то, что о нем никто не знает, и перекинуть мячик любому участнику. Все остальные должны внимательно слушать и запоминать что говорят. Пример: « Я Анастасия, никто не знает что я…..»
- 2часть: А теперь мы с вами делаем наоборот, тот у кого мячик кидает его любому участнику и называет его имя и то что о нем узнал. Например : Ваня, я узнала что ты…»
Упражнение «Продолжи фразу»
Цель: способствовать умению высказывать свою точку зрения
Инструкция. Сейчас по кругу, я буду передавать фразу. Ваша задача не задумываясь продолжить ее. Пример: «Особенно мне нравиться, когда люди, окружающие меня…. (мне улыбаются)» Следующая фраза в другом направлении.
- Фразы:
- - Особенно мне нравиться, когда люди, окружающие меня …
- -Особенно меня раздражает, что я…
- - Мне бывает стыдно, когда я….
- - Верю что я…
- - Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это….
- - Иногда люди не понимают меня, потому что я….
Коммуникативное упражнение «Передать одним словом» Цель: упражнение помогает подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации. Описание. Тренер раздает группе карточки, на которых написаны названия эмоций, и просит не показывать их другим участникам. Далее тренер просит каждого по очереди произнести только одно слово: «Ага», «Алло» или «Здравствуйте!» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на карточке участника. Вся группа отгадывает, какую эмоцию пытался изобразить участник. Вопросы для обсуждения: Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям? В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник? Было ли так, что, позвонив в организацию, вы по интонации первых слов понимали, что вам здесь не рады? Насколько безупречно ваше собственное телефонное общение? Вариант. Можно предложить рассказать короткий стишок типа «уронили мишку на пол». Список эмоций: радость, удивление, сожаление, разочарование, подозрительность, грусть, веселье, холодное равнодушие, спокойствие, заинтересованность, уверенность, желание помочь, усталость, волнение, энтузиазм.
Коммуникативное упражнение «Испорченный телефон» Цель: показать участникам важность активного слушания, важность задавания уточняющих вопросов. Описание. Тренер просит выйти 7–10 добровольцев, которые будут принимать участие в упражнении, после объясняет правила: 6–9 человек выходят за двери, одному (тот, кто остался) тренер зачитывает текст. Задача слушавшего: передать то, что он запомнил следующему участнику. Участники заходят по очереди — слушают и передают полученную информацию следующему участнику. Примеры текстов: Исполнительный директор ОАО «Косметикс трейдинг групп» Ираида Генриховна Оюшминальд просила сообщить всем акционерам общества, что собрание акционеров, посвященное переизбранию членов правления, в связи с тяжёлым финансовым положением общества переносится со вторника, 19 сентября в 17–00 на четверг, 22 сентября в 16–00. Место проведения собрания изменилось с актового зала Оперного театра на Зал заседаний ДК «Шинник».
Коммуникативное упражнение «Знаменитости» Цель: упражнение тренирует коммуникативные навыки, умение задавать вопросы, невербальную коммуникацию, умение разрешать проблемы. Описание . Участники распределяются по парам. Каждому участнику на спину прикрепляется листок бумаги с именем знаменитости (певца, политика и т. д. ). После этого группа получает следующую инструкцию: У вас на спине прикреплен листок бумаги с именем знаменитости. Вам нужно, не снимая и не читая, что у вас там написано, угадать, о ком идет речь. Вы не можете сами посмотреть написанное имя, но это может сделать ваш партнер. Ваша задача — узнать у него это имя, задавая ему вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет», например «Это женщина?», «Это политик?» и т. д. Нельзя задавать никаких других вопросов, кроме вопросов, на которые можно ответить «да» и «нет»".
Упражнение «Встреча взглядами» Описание упражнения. Участники сидят или стоят в кругу, опустив глаза. По команде ведущего они одновременно поднимают головы, их задача — встретиться с кем-нибудь взглядом. Чтобы придать игре оттенок соревновательности, можно ввести дополнительное правило — кому удалось выполнить задание, покидают круг, оставшиеся продолжают выполнение. Возможна и противоположная постановка задачи — подняв глаза, ни с кем не встретиться взглядом. Психологический смысл упражнения. Игра развивает навыки межличностного восприятия, эмпатии, наблюдательности.
Проанализируйте, пожалуйста, свои чувства, мысли и ответьте на вопросы:
- Что Вы сегодня получили в ходе занятия?
- Что бы Вы хотели пожелать друг другу?
Спасибо за внимание
Литература:
1.Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. – М. : Совершенство, 1998. 2..Григорьева, Т. Г. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов / Т. Г. Григорьева, Л. В. Линская, Т. П. Усольцева. – Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1999. 3.Практическая психология образования: Учебное пособие для вузов / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Н. И. Гуткина и др. ; Под ред. И.В. Дубровиной. – М. : Просвещение, 2003. 4.Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении/ Н.П.Слободяник.-М.: Айрис-пресс, 2006 5.Психолого-педагогический анализ личности учащегося.- Методические рекомендации. М., 1990. 6.Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений.-М.: ТЦ Сфера, 2006 7.Федоренко, Л. Г. Секреты общения / Л. Г. Федоренко. – СПб. : КАРО, 2003.