Подготовила :
Софиенко С.И.
Учитель-дефектолог
МБДОУ « Детский сад № 460
г.Челябинска
Использование коврографа В. В. Воскобовича в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
Главная задача ДОУ состоит в том, чтобы ребёнок рос здоровым,
жизнерадостным, развитым и деятельным.
ФГОС ДО определяет ребѐнка дошкольника, как «человека играющего».
Игра – в свете ФГОС выступает как форма социализации ребёнка. Игра – особый метод вовлечения детей в творческую деятельность,
метод стимулирования их активности.
Игры В.В.Воскобовича являются очень результативными в развитии ребенка, их интересно использовать и взрослым и детям, как дома, так и в детском саду .
Вячеслав Вадимович Воскобович – изобретатель, который придумал более 50-ти пособий для развития умственных и творческих способностей ребенка.
Первые разработки Воскобовича носили конструктивный характер – это был поиск какой-то изюминки. Понимая, что задания и упражнения не так интересны детям как игра, подошел к делу творчески и соединил свои идеи с игровыми моментами, создав универсальные игры, которые можно неоднократно творчески использовать.
Чуть позже был создан центр ООО «Развивающие игры Воскобовича» по разработке, производству, внедрению и распространению методик, развивающих и коррекционных игр. В настоящее время центр имеет региональных представителей и тьюторов практически во всех регионах России.
Развивающие игры Воскобовича
- включают в себя 5 блоков:
- Сенсорное развитие (цвет, форма, величина)
- Интеллектуальное развитие (на основе наглядно – действенного мышления)
- Творческое (воображение, творчество)
- Математическое развитие (количество, счет, пространственные отношения, форма, размер)
- Обучение чтению, развитие речи
- Игровые средства технологии:
- Образные средства (сказочные герои, сказочные сюжеты)
- Фронтальные средства (коврограф)
- Универсальный материал (приложения к коврографу можно использовать и на ковролине и на магнитной доске)
- Творческие средства (альбомы)
- Графические средства (игровизор, геовизор, трафареты)
Особенности игр
- 1 . Многофункциональность.
- В каждой игре можно решать большое количество образовательных и воспитательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
- 2. Широкий возрастной диапазон участников игр
- Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет, а иногда даже учеников средней школы. Это возможно потому, что в ней есть как упражнения в одно-два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.
- 3. Сказочная «огранка»
- Сказочный сюжет для детей – это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Ребята с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка, не осваивают отношения целого и части, а разгадывают вместе с Малышом Гео секреты Чудо-Цветика. Новое, необычное всегда привлекает внимание малышей и лучше запоминается.
- 4. Творческий потенциал.
- Игры дают ребенку возможность воплощать задуманное в действительность. Много интересного можно сделать из деталей «Чудо-головоломок», разноцветных «паутинок» «Геоконта», гибкого «Игрового квадрата». Машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы – целый сказочный мир! Игры дают возможность проявлять творчество не только детям, но и взрослым.
- 5. Конструктивные элементы.
- Каждая игра отличается своеобразными конструктивными элементами. В «Геоконте» - это динамичная «резинка», в «Игровом квадрате» - жесткость и гибкость одновременно, в «Прозрачном квадрате» - прозрачная пластинка с непрозрачной частью, а в «Шнуре-затейнике» - шнурок и блочка.
Основные принципы технологии
Первым принципом технологии "Сказочные лабиринты игры" является игровое обучение детей дошкольного возраста. Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка. "Сказочные лабиринты игры" — это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в содержание игры.
Дополнительную игровую мотивацию создают и методические сказки. В их сюжеты органично вплетается система вопросов, задач, упражнения, заданий. Очень удобно — взрослый читает сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания.
Второй принцип технологии Воскобовича — построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр ("по спирали") позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то "предметного" результата.
- Третий принцип "Сказочных лабиринтов игры" — раннее творческое развитие дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.
Игры В.В.Воскобовича в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
- Развивается мелкая моторика;
- Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность;
- Исчезает негативизм, связанный с многократным повторением речевого материала;
- Включение развивающих игр в процесс логопедической работы содействует обучению чтению, а также закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания лексико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания;
- Игровые графические тренажеры подготавливают ребенка к письму.
Игры «Геоконт»
Игры "Геоконт" развивают сенсорику, мелкую моторику, логику, фантазию, учит силуэтному конструированию, совершенствует интеллект и развивает творческие и логические способности ребенка. Согласно определенным заданиям, ребенок натягивает резинки на гвоздики так, что создает предметные силуэты, геометрические фигуры, узоры, цифры и буквы.
Игры серии «Шнур-грамотей»
Снеговик Шнур-затейник Ромашка Яблонька
«Забавные буквы»
Карточки с изображениями гласных букв русского алфавита в виде шутов-акробатов: первый шут изогнулся как буква А и зовут его Арлекин, другой шут скрутился буквой О и его имя – Орлекин, У – представляется Урлекином, также существуют Ярлекин, Ырлекин, Юрлекин и т.д. Играя с карточками и пропевая
имена шутов, ребенок
знакомится с буквами,
упражняется в звуковом
анализе слов;
развивает внимание,
память, мышление,
воображение и речь.
«Складушки»
Воскобович переработал идею складов Зайцева, создавшего кубики со складами. Пособие выполнено в виде книжки, на каждой странице яркая картинка и стихотворная подписью с выделенными складами. Так же имеется CD-диск с озвученными складовыми песенками, например, одна из них:
Гусь с гусынею гусяток Насчитали лишь десяток. Гусь с гусыней обсчитались Все на месте оказались.
«Теремки Воскобовича»
Пособие для обучения чтению на наглядной основе.
Игра состоит из 12 деревянных кубиков–теремков разного цвета с согласными буквами на гранях, а так же 12 картонных кубиков–сундучков с гласными на гранях, которые вкладываются в кубики-теремки, чтобы получались слоги. А из нескольких "теремков" можно составить слово.
- На первом этапе игры ребенок знакомится со звуками и буквами. На гранях первого кубика белого цвета живут буквы Б, П, В и Ф . Ребенок поворачивает кубик разными сторонами и называет звуки. Затем придумывает, какие животные могли бы поселиться в этом теремке: бабочка, попугай, волк, филин и т.д. Далее подключаются кубики-вкладыши с гласными-шутами. В синем кубике живут А, О, У, Э, Ы(гласные, показывающие твердость звука), в зеленом – Я, Ё, Ю, И, Е (гласные, показывающие мягкость гласного звука).
- На втором этапе учимся составлять слоги. Вкладываем в первый
"терем" кубик с буквой А и читаем получившийся слог: "Па".
- На третьем этапе можно составлять и читать простые слова. Устройство кубиков-теремков позволяет превратить процесс обучение чтению в серию игр. Например, игра в «превращалки», где «дом» легко станет «дым»ом, а «лёд» в «мёд»ом.
Освоить орфографические исключения помогает игра «Да-Нет», составление слов – игры «Паровоз, вагончики», «Перевертыши», «Заменялки» и др.
«Игровые графические тренажеры»
- Игровизор : На специальный картонный лист Игровизора нанесена сетка, с помощью которой ребенок рисует любые фигуры, переносит изображения по клеточкам, выполняет графические диктанты на ориентировку в пространстве листа.
- Геовизор : Многофункциональное игровое пособие, на котором ребенок
маркером отмечает точки координатной сетки, соединяет их линией на пленке
или листе бумаги и создает предметные силуэты, геометрические фигуры, цифры, узоры, буквы по образцу, словесному алгоритму и собственному замыслу.
«Сказочные лабиринты»
Методические сказки, которые содержат сюжеты о превращениях и приключениях веселых героев и одновременно логические вопросы, задания и упражнения по моделированию, преобразованию предметов. Эту авторскую игровую технологию Вячеслав Воскобович назвал «Сказочные лабиринты ».
Основной принцип реализации технологии развивающих игр В.В.Воскобовича
В отношениях "взрослый-ребенок" не предполагается положение взрослого над ребенком, только партнерские отношения. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой
Коврограф Ларчик
- Цветные карточки
- Кохле
- Охле
- Желе
- Зеле
- Геле
- Селе
- Фи
Каждому гному свой колпак
Гномы перепутали колпаки
Проведи дорожки к гномам
Цифроцирк
Мотивация
Сказка — это мотивация, способ заинтересовать ребёнка. Технология действует практически безотказно — взрослый читает ребёнку сказку и задаёт ему по ходу чтения вопросы, ребёнок отвечает на эти вопросы, а так же выполняет задания и решает поставленные задачи в ходе игры. Игры Воскобовича не зря называются Лабиринтами. Все они постепенно усложняются, поддерживая детскую деятельность и интерес. Каждая игра направлена на получение конкретного результата, который ребёнок имеет возможность наблюдать, гордиться им в конце игры.
Дополнительная
мотивация -
внедрение
сказочных героев
Работа с детьми с ОВЗ,
требует специальной
подготовки в виде
совместных действий.
Подгрупповая и индивидуальная работа
Закрепление пройденного материала
Чехарда
Кораблик «Брызг-брызг» Ларчик
Мачты можно сравнивать по высоте: какая самая высокая, самая низкая, средняя? А какая выше средней, но ниже самой высокой? Надевая флажки на мачты, малыш познакомится также
с составом числа. Например,
в одном из заданий ему
предстоит отсчитать 9 флажков и
повесить их на 3 мачты. Сколько
флажков окажется на
каждой из них? Или отсчитать
10 флажков и полностью закрыть
ими 3 мачты. Какие это будут
мачты по высоте? А по номеру?
Коврограф Ларчик
Развитие у ребенка с ОВЗ познавательного интереса и исследовательской деятельности Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества
Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.- Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях.
Развитие мелкой моторики.
Занимаясь с такими игровыми пособиями дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности.
Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений.
Занимаясь даже с одним игровым пособием, ребенок имеет возможность проявлять свое творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач (знакомиться с цифрами или буквами, цветом или формой, счетом и т. д.).
- Развивающие игры Воскобовича можно и нужно использовать в совместной групповой, подгрупповой и индивидуальной деятельности с воспитанниками, также помогать организовывать самостоятельную деятельность детей с играми. Использовать методические рекомендации автора, а также не бояться экспериментировать .
С мамой и папой
Дома можно и нужно создавать развивающую среду, и не обязательно в виде Фиолетового Леса. Можно ли играть в эти игры без авторских сказок? Конечно, можно. Взрослым просто нужно придумать свой способ привлечь внимание ребенка к игре. Сегодня с логотипом "Развивающие игры Воскобовича" предлагаются десятки игр, пособий, игровых развивающих комплексов. В нынешнем году Вячеслав Вадимович и его коллеги планируют выпустить "родительский" вариант технологии "Сказочные лабиринты игры".
Спасибо за внимание!