Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №1 имени Героя Советского Союза Евгения Дикопольцева г. Комсомольска-на-Амуре
«Использование методических приемов технологии формирующего оценивания
на уроках китайского языка на ступени основного общего образования»
Кубарь Мария Андреевна,
учитель китайского языка,
1квалификационная категория
«Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера»
Джон Дьюи, американский философ и педагог
ОЦЕНИВАНИЕ
ФОРМИРУЮЩЕЕ
СУММАТИВНОЕ
- ПО ХОДУ ОБУЧЕНИЯ
- ДАЕТ ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ
- ПОМОГАЕТ УЧЕНИКАМ СКОРРЕКТИРОВАТЬ СВОЮ РАБОТУ
- ПОМОГАЕТ УЧИТЕЛЯМ СПЛАНИРОВАТЬ ДАЛЬНЕЙШЕЕ ОБУЧЕНИЕ
- ОБЫЧНО В КОНЦЕ ТЕМЫ, РАЗДЕЛА
- ДАЕТ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ СУЖДЕНИЯ
- ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ УЧЕНИКАМ ПОКАЗАТЬ, ЧЕМУ СМОГЛИ НАУЧИТЬСЯ
ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ
Вопросам формирующего оценивания посвящены научные и практические работы российских ученых и педагогов
И.М. Улановская
М.А. Пинская
А.А. Буркитова
Р.Х. Шакиров
О.И. Дудкина
Н.И. Запрудский
Цель работы:
Обоснование целесообразности использования методических приемов технологии формирующего оценивания в рамках реализации требований ФГОС ООО
ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ
ЭТАПЫ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ:
1 . Планирование достижения образовательных результатов по темам.
2. Формулировка цели урока как условия достижения образовательных результатов деятельности обучающихся
3. Формулировка задач урока как последовательности шагов деятельности учащихся
4. Определение конкретных критериев оценивания деятельности обучающихся на уроке
5. Оценивание деятельности обучающихся в соответствии с критериями
6. Осуществление обратной связи
7. Сравнение результатов обучающихся с предыдущим уровнем их достижений
8. Определение места обучающегося на пути достижения цели
9. Корректировка образовательного маршрута обучающегося
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ
- разработка рабочей программы педагога
- планирование образовательных результатов учащихся по учебных темам
ШАГ 1
Планирование образовательных результатов учащихся по темам
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ
Чтобы цель обучения была диагностируемой, она должна быть сформулирована с точки зрения деятельности ученика, а не учителя
ШАГ 2
Планирование цели урока как образовательного результата деятельности учащихся
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ
- трансформирование цели в задачи урока
- решение всех задач урока должно привести к достижению цели
ШАГ 3
Формирование задач урока как шагов деятельности учащихся
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ
Характеристики критериев оценивания:
ШАГ 4
Формулирование критериев оценивания деятельности учащихся на уроке
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ
Оценка деятельности учащихся в соответствии с критериями после их формулировки
ШАГ 5
Оценивание деятельности учащихся по критериям
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ
Условия организации:
- получение учащимися отклика от учителя
- осмысление ошибок учащихся и выработка рекомендаций по их предотвращению
ШАГ 6
Осуществление обратной связи
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ
- сравнение образовательных результатов с предыдущим уровнем достижений
- данное сравнение должно быть отражено в отметке учащегося
ШАГ 7
Определение личного «образовательного прогресса» каждого учащегося
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ
Цель данного этапа:
- определить скорость достижения образовательных целей учащимися
- сделать прогноз роста их знаний и умений
- определить возможность достижения поставленных образовательных целей в заданный промежуток времени
ШАГ 8
Определение места учащегося на пути достижения цели
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ
- различный темп выполнения задания
- выбор направлений внеурочной деятельности
ШАГ 9
Корректировка образовательного маршрута учащегося
Технология формирующего оценивания
Группа приемов
Прием
Заметка
Карты приложения, недельный отчет
Высказывания
Индекс-карточки, квадраты,
Матрицы. Алгоритмы.
топ-3, правильные вопросы, ученик-репортер
Карты
Матрица запоминания,
Таблица оценивания
рассуждение по алгоритму
Аффективный опросник (опросник отношений), матрица наблюдений
Ученик в роли учителя
Вопросы для тестов, две звезды и желание, поиск ошибки, классификация ошибок
Методический прием «Светофор»
Изучения текста в 9 классе
«Праздник середины осени»
Индекс-карточки
Изучении темы «Китайский гороскоп. Животные» в 5 классе
«Недельные отчёты»
Изучения темы «Модальные глаголы»
6 класс
«Топ 3»
Изучение темы «Счетные слова» в 5 классе
Рубрики по теме «Предложения с глагольным сказуемым»
Критерий
Высокий уровень
Умение найти связку и глагольное сказуемое
Безошибочно выполнил задание
Средний уровень
Умение соблюдать порядок слов в предложении
Умение самостоятельно составить предложение с глагольным сказуемым
Низкий уровень
Допустил 2 ошибки
Безошибочно выполнил задание
Безошибочно выполнил задание
Допустил 3 ошибки и более
Допустил 2 ошибки
Допустил 3 ошибки и более
Допустил 2 ошибки
Допустил 3 ошибки и более
«Две звезды и одно желание»
Групповая работа в 7 классе по теме
«Новый год в Китае»
Анализ диагностических карт формирования УУД 5-6 классы
динамика успеваемости и качества обучения
Результаты успеваемости показывают стабильное усвоение программы за год и положительную динамику качества обучения
Участие обучающихся в различных видах урочной и внеурочной деятельности
Результаты анкетирования учащихся
Вопрос
1. Тебе стало интереснее учиться с использованием данных приемов?
Результаты % (да)
2. Тебе стало легче учиться с использованием данных приемов?
91%
83%
«Умственное развитие ребенка в школе осуществляется учителем не только через предмет и методы обучения, но и посредством оценки, которая представляет собой факт самого непосредственного руководства учеником»
Б. Г. Ананьев