СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация. Использование технологии ТРИЗ в экологическом образовании.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация. Использование технологии ТРИЗ в экологическом образовании.

Просмотр содержимого документа
«Презентация. Использование технологии ТРИЗ в экологическом образовании.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «КЛУБНИЧКА» № 53» Технология ТРИЗ в экологическом образовании дошкольников Подготовила: Буравикова А.В., старший воспитатель

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «КЛУБНИЧКА» № 53»

Технология ТРИЗ в экологическом образовании дошкольников

Подготовила: Буравикова А.В., старший воспитатель

Что такое ТРИЗ? ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач. ТРИЗ – схема системного мышления, используя которую, Вы сможете вместе с детьми находить логический выход из любой житейской ситуации, а ребенок грамотно и правильно решать любые свои проблемы. Также ТРИЗ основана на принципах самостоятельного мышления, где необходимо дать возможность ребенку находить ответ самому, а не повторять заученные фразы или предложения.

Что такое ТРИЗ?

  • ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач.
  • ТРИЗ – схема системного мышления, используя которую, Вы сможете вместе с детьми находить логический выход из любой житейской ситуации, а ребенок грамотно и правильно решать любые свои проблемы. Также ТРИЗ основана на принципах самостоятельного мышления, где необходимо дать возможность ребенку находить ответ самому, а не повторять заученные фразы или предложения.
Около 50 лет назад, замечательный человек, ученый, инженер, изобретатель, писатель-фантаст, организатор и преподаватель – Генрих Саулович Альтшуллер - создал очень интересную и весьма эффективную теорию – Теорию Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ)
  • Около 50 лет назад, замечательный человек, ученый, инженер, изобретатель, писатель-фантаст, организатор и преподаватель – Генрих Саулович Альтшуллер - создал очень интересную и весьма эффективную теорию – Теорию Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ)
 Цель ТРИЗ - развитие у детей с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, нестандартность, а также поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.  Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем». ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.   “ ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер и его последователи.  

Цель ТРИЗ - развитие у детей с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, нестандартность, а также поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем».

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.  

  • “ ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер и его последователи.

 

Метод мозгового штурма Типичные приемы фантазирования Метод «Системный анализ» ТРИЗ Метод маленьких человечков Метод синектики

Метод мозгового штурма

Типичные приемы фантазирования

Метод «Системный анализ»

ТРИЗ

Метод маленьких человечков

Метод синектики

НОД  по различным областям Совместная и самостоятельная деятельность Режимные моменты Праздники ТРИЗ Работа с родителями Вечера развлечений Индивидуальная работа с детьми Физминутки

НОД

по различным областям

Совместная и самостоятельная деятельность

Режимные моменты

Праздники

ТРИЗ

Работа

с родителями

Вечера развлечений

Индивидуальная работа с детьми

Физминутки

МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМА Метод мозгового штурма (автором этого метода является Алекс Осборн)-  (мозговой штурм, мозговая атака, англ.  brainstorming ) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМА

  • Метод мозгового штурма (автором этого метода является Алекс Осборн)- (мозговой штурм, мозговая атака, англ.  brainstorming ) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
МЕТОД ФОКАЛЬ НЫХ ОБЪЕКТОВ Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой.   Например, мяч. Какой он? Смеющийся, летающий, вкусный; рассказывающий на ночь сказки . . .   Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки

МЕТОД ФОКАЛЬ НЫХ ОБЪЕКТОВ

  • Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой.  Например, мяч. Какой он? Смеющийся, летающий, вкусный; рассказывающий на ночь сказки . . .  Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки "забавные животные”, "пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию.       Например "Левообезьян”. Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева .
МЕТОД

МЕТОД "СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ”

Метод "Системный анализ” помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому подсистемному и надсистемному элементу.       Например: Система "Лягушонок”, Подсистема (часть системы) – лапки, глаза, кровеносная система, Надсистема (более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) – водоем.       Воспитатель задает вопросы: "Что было бы, если бы все лягушки исчезли?”, "Для чего они нужны?”, "Какую пользу они приносят?” (Дети предлагают варианты своих ответов, суждений). В результате приходят к выводу, что все в мире устроено системно и если нарушить одно звено этой цепочки, то непременно нарушится другое звено (другая система). 

 МЕТОД МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА   В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта. Цель этого метода - выявить все возможные факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены. Чтобы создать новый образ какого-либо объекта, нужно выделить как можно большее количество критериев и характеристик этого объекта по каждому из критериев. Как показывает практика, лучше всего начинать работу по методу морфологического анализа со сказочных образов. Например, необходимо создать новый образ Ивана-царевича.

МЕТОД МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

  • В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.
  • Цель этого метода - выявить все возможные факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены.
  • Чтобы создать новый образ какого-либо объекта, нужно выделить как можно большее количество критериев и характеристик этого объекта по каждому из критериев. Как показывает практика, лучше всего начинать работу по методу морфологического анализа со сказочных образов. Например, необходимо создать новый образ Ивана-царевича.

МЕТОД КАТАЛОГА   Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Метод каталога был разработан в 20-х годах XX века профессором Берлинского университета Э. Кунце. Этот метод успешно адаптирован к работе с дошкольниками. Для работы понадобится любая детская книга с минимальным количеством иллюстраций. Главное здесь - грамотно составить вопросы и расположить их в нужной последовательности.  Последовательность вопросов может быть следующей: О ком сочиняем сказку? Он добрый или злой герой? Какое добро (зло) он делал? С кем он дружил? Кто им мешал? Каким образом? Как добрый герой боролся со злом? Чем всё закончилось?

МЕТОД КАТАЛОГА

  • Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Метод каталога был разработан в 20-х годах XX века профессором Берлинского университета Э. Кунце. Этот метод успешно адаптирован к работе с дошкольниками.
  • Для работы понадобится любая детская книга с минимальным количеством иллюстраций. Главное здесь - грамотно составить вопросы и расположить их в нужной последовательности.
  • Последовательность вопросов может быть следующей:
  • О ком сочиняем сказку?
  • Он добрый или злой герой? Какое добро (зло) он делал?
  • С кем он дружил?
  • Кто им мешал? Каким образом?
  • Как добрый герой боролся со злом?
  • Чем всё закончилось?
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ХОД ДЕЙСТВИЯ СКАЗКИ: 1. Жил-был… 2. И был он какой?. 3. Умел делать что?. 4. Делал он это, потому что… 5. Но в это время жила-была… 6. Она была… 7. Однажды между ними случилось… 8. Им помогла… 9. Сделала она это, чтобы… и т.д.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ХОД ДЕЙСТВИЯ СКАЗКИ:

  • 1. Жил-был…
  • 2. И был он какой?.
  • 3. Умел делать что?.
  • 4. Делал он это, потому что…
  • 5. Но в это время жила-была…
  • 6. Она была…
  • 7. Однажды между ними случилось…
  • 8. Им помогла…
  • 9. Сделала она это, чтобы… и т.д.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс