СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация исследовательская работа " Физика на кухне"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация исследовательская работа " Физика на кухне"»

  ФИЗИКА НА КУХНЕ

ФИЗИКА НА КУХНЕ

Цель работы:  исследовать явления, происходящие на кухне и выявить их взаимосвязь с физическими явлениями и законами. Задачи: Изучить и проанализировать теоретический материал по данной теме. Провести экспериментальные исследования, доказывающие взаимосвязь явлений, происходящих на кухне с физическими явлениями и законами. Составить рекомендации по проведению опытов в домашней лаборатории. Гипотеза:  многие процессы, происходящие на кухне, являются доказательством физических явлений и законов.

Цель работы: исследовать явления, происходящие на кухне и выявить их взаимосвязь с физическими явлениями и законами.

Задачи:

  • Изучить и проанализировать теоретический материал по данной теме.
  • Провести экспериментальные исследования, доказывающие взаимосвязь явлений, происходящих на кухне с физическими явлениями и законами.
  • Составить рекомендации по проведению опытов в домашней лаборатории.
  • Гипотеза: многие процессы, происходящие на кухне, являются доказательством физических явлений и законов.
Объект исследования Кухня — помещение для приготовления пищи. Предмет исследования: физические явления, происходящие на кухне.

Объект исследования

  • Кухня — помещение для приготовления пищи.

Предмет исследования: физические явления, происходящие на кухне.

Методы исследования Наблюдения Теоретические и экспериментальные исследования

Методы исследования

  • Наблюдения
  • Теоретические и экспериментальные исследования
Актуальность исследования :   1. Интерес к экспериментальной физике. 2. Применение полученных знаний на практике, в жизни. 3. Создание дидактического материала к урокам физики (компьютерные слайды, видеофрагменты, таблицы и др.). 4. Данный материал можно использовать на уроках физики, элективных курсах по физике и биологии так как он расширяет и углубляет знания учащихся.

Актуальность исследования :

  • 1. Интерес к экспериментальной физике.
  • 2. Применение полученных знаний на практике, в жизни.
  • 3. Создание дидактического материала к урокам физики (компьютерные слайды, видеофрагменты, таблицы и др.).
  • 4. Данный материал можно использовать на уроках физики, элективных курсах по физике и биологии так как он расширяет и углубляет знания учащихся.
Практическая значимость исследования Практическая значимость работы заключается в том, что изготовленный мной дидактический материал можно применять на уроках физики, на занятиях по внеурочной деятельности, а также для создания учебных проектов.

Практическая значимость исследования

  • Практическая значимость работы заключается в том, что изготовленный мной дидактический материал можно применять на уроках физики, на занятиях по внеурочной деятельности, а также для создания учебных проектов.
Новизна исследования состоит в том, что создана работа, в которой разработаны рекомендации по осуществлению домашнего эксперимента по изучению физических явлений, встречающиеся на кухне, с помощью доступного оборудования и материалов.
  • Новизна исследования состоит в том, что создана работа, в которой разработаны рекомендации по осуществлению домашнего эксперимента по изучению физических явлений, встречающиеся на кухне, с помощью доступного оборудования и материалов.
Теоретические исследования  Тепловые явления: Нагревание  – тепловой процесс, при котором возрастает амплитуда и скорость движения молекул (атомов). Теплопроводность  — это процесс переноса внутренней энергии от более нагретых частей тела к менее нагретым , осуществляемый движущимися частицами тела.  Теплопроводность материалов кухонной посуды. Металл Алюминий Коэффициент теплопроводности, Вт/м * 0 С Чугун 209,3 62,8 Нержавеющая сталь Серебро 45,4 Железо 418,7 74,4

Теоретические исследования Тепловые явления:

  • Нагревание – тепловой процесс, при котором возрастает амплитуда и скорость движения молекул (атомов).
  • Теплопроводность  — это процесс переноса внутренней энергии от более нагретых частей тела к менее нагретым , осуществляемый движущимися частицами тела.

Теплопроводность материалов кухонной посуды.

Металл

Алюминий

Коэффициент теплопроводности, Вт/м * 0 С

Чугун

209,3

62,8

Нержавеющая сталь

Серебро

45,4

Железо

418,7

74,4

Вывод: наибольшей теплопроводностью обладает алюминий и чугун. При выборе посуды нужно знать физические свойства её материала. Ручки посуды изготавливают из дерева, пластмассы, т.к. у них плохая теплопроводность.     Теоретическое исследование кухонного арсенала          Излучение  — это процесс переноса энергии от одного тела к другому с помощью тепловых (инфракрасных), видимых и других лучей. Конвекция   — вид теплопередачи, при котором внутренняя энергия передается струями и потоками. Теплопередача  (теплопроводность + конвекция) - перенос тепла от поверхности твердого тела к жидкости.

Вывод: наибольшей теплопроводностью обладает алюминий и чугун. При выборе посуды нужно знать физические свойства её материала. Ручки посуды изготавливают из дерева, пластмассы, т.к. у них плохая теплопроводность.

Теоретическое исследование кухонного арсенала

  • Излучение — это процесс переноса энергии от одного тела к другому с помощью тепловых (инфракрасных), видимых и других лучей.
  • Конвекция   — вид теплопередачи, при котором внутренняя энергия передается струями и потоками.
  • Теплопередача (теплопроводность + конвекция) - перенос тепла от поверхности твердого тела к жидкости.
Сохранение тепла .  Термос – это сосуд для длительного хранения содержимого при постоянной температуре. Длительное сохранение температуры объясняется: Законом сохранения энергии. Законом сохранения массы. При испарении температура жидкости понижается, но в изолированной системе процессы испарения и конденсации  равновесны, поэтому температура жидкости остается длительное время неизменной.

Сохранение тепла .

Термос – это сосуд для длительного хранения содержимого при постоянной температуре.

Длительное сохранение температуры объясняется:

  • Законом сохранения энергии.
  • Законом сохранения массы.
  • При испарении температура жидкости понижается, но в изолированной системе процессы испарения и конденсации

равновесны, поэтому температура жидкости остается длительное время неизменной.

Изменение агрегатных состояний вещества  Кипение жидкости  - процесс парообразования, происходящий по всему объёму жидкости при постоянной температуре. Испарение  - парообразование, происходящее с поверхности жидкости.

Изменение агрегатных состояний вещества

  • Кипение жидкости - процесс парообразования, происходящий по всему объёму жидкости при постоянной температуре.
  • Испарение - парообразование, происходящее с поверхности жидкости.
Эффект МПЕМБЫ Горки зимой заливают горячей, а не холодной водой. Специалисты советуют автомобилистам заливать зимой в бочок омывателя холодную, а не горячую воду.

Эффект МПЕМБЫ

  • Горки зимой заливают горячей, а не холодной водой. Специалисты советуют автомобилистам заливать зимой в бочок омывателя холодную, а не горячую воду.
Диффузия.  Диффузия - это процесс выравнивания концентраций, обусловленный переносом вещества посредством молекулярного движения.

Диффузия.

  • Диффузия - это процесс выравнивания концентраций, обусловленный переносом вещества посредством молекулярного движения.
Поверхностное натяжение.  Смачивание. Капиллярность. Поверхностное натяжение  – это явление молекулярного давления на жидкость, вызванное притяжением молекул поверхностного слоя к молекулам внутри жидкости. Смачивание  – это искривление поверхности жидкости у поверхности твёрдого тела в результате взаимодействия молекул жидкости с молекулами твёрдого тела.  Капиллярность  – это явление подъёма или опускания жидкости в капиллярах.

Поверхностное натяжение. Смачивание. Капиллярность.

  • Поверхностное натяжение – это явление молекулярного давления на жидкость, вызванное притяжением молекул поверхностного слоя к молекулам внутри жидкости.
  • Смачивание – это искривление поверхности жидкости у поверхности твёрдого тела в результате взаимодействия молекул жидкости с молекулами твёрдого тела.
  • Капиллярность – это явление подъёма или опускания жидкости в капиллярах.
Экспериментальные исследования  Опыт 1.  Исследование процесса нагревания воды при разных условиях .   Условия нагревания воды Время нагревания, с С закрытой крышкой Масса воды, г С открытой крышкой 300 410 250 При постоянном помешивании 250 710 250  Вывод:  При вынужденной конвекции время нагревания больше, чем при естественной конвекции. В закрытой кастрюле вода нагревается и доходит до кипения быстрее, чем в открытой. Это объясняется тем, что в открытой кастрюле происходят потери тепла за счет парообразования и теплопереноса на границе вода — воздух.

Экспериментальные исследования Опыт 1. Исследование процесса нагревания воды при разных условиях .

Условия нагревания воды

Время нагревания, с

С закрытой крышкой

Масса воды, г

С открытой крышкой

300

410

250

При постоянном помешивании

250

710

250

  • Вывод: При вынужденной конвекции время нагревания больше, чем при естественной конвекции. В закрытой кастрюле вода нагревается и доходит до кипения быстрее, чем в открытой. Это объясняется тем, что в открытой кастрюле происходят потери тепла за счет парообразования и теплопереноса на границе вода — воздух.
Опыт 2. Исследование скорости нагревания воды в сосуде, если на поверхность воды налить тонкий слой масла.   Объём масла, см 3 1 Время нагревания, с Скорость нагревания воды, см 3 /c 2 180 3 0.006 130 0.015 110 4 0.03 90 0.04  Вывод:  Плёнка масла играет роль крышки в сосуде. При наличии плёнки давление насыщенного пара возрастает с увеличением температуры жидкости, поэтому жидкость нагревается быстрее. Постные (не жирные) щи быстрее остывают, так как на поверхности имеется жирная плёнка.

Опыт 2. Исследование скорости нагревания воды в сосуде, если на поверхность воды налить тонкий слой масла.

Объём масла, см 3

1

Время нагревания, с

Скорость нагревания воды, см 3 /c

2

180

3

0.006

130

0.015

110

4

0.03

90

0.04

  • Вывод: Плёнка масла играет роль крышки в сосуде. При наличии плёнки давление насыщенного пара возрастает с увеличением температуры жидкости, поэтому жидкость нагревается быстрее. Постные (не жирные) щи быстрее остывают, так как на поверхности имеется жирная плёнка.
Опыт 3. Как сохранить тепло?   Сосуд Начальная температура воды, 0 С Открытый стакан Закрытый стакан Температура через 15 минут 80 Термос 80 53 59 80 76 Вывод: Чтобы дольше сохранить пищу тёплой, нужно посуду обернуть хлопчатобумажной, меховой тканью или держать её в термосе.

Опыт 3. Как сохранить тепло?

Сосуд

Начальная температура воды, 0 С

Открытый стакан

Закрытый стакан

Температура через 15 минут

80

Термос

80

53

59

80

76

  • Вывод: Чтобы дольше сохранить пищу тёплой, нужно посуду обернуть хлопчатобумажной, меховой тканью или держать её в термосе.
Опыт 4. Наблюдение эффекта Мпембы .   Вывод: Холодная вода начинает замерзать сверху, а горячая вода начинает замерзать снизу. Действительно, горячая вода замерзает быстрее, чем холодная.

Опыт 4. Наблюдение эффекта Мпембы .

  • Вывод: Холодная вода начинает замерзать сверху, а горячая вода начинает замерзать снизу. Действительно, горячая вода замерзает быстрее, чем холодная.
Опыт 5 . Исследование нагревания жидкости .   Время, мин Температура воды, 0 С 0 Температура масла, 0 С 20 2 3 20 67 Молоко, 0 С 4 90 83 20 5 106 92 70 97 6 113 88 97 115 95 115 96 96   Вывод:  температура нагревания и кипения жидкости зависит от рода жидкости. У подсолнечного масла температура кипения выше, чем у воды и молока.

Опыт 5 . Исследование нагревания жидкости .

Время, мин

Температура воды, 0 С

0

Температура масла, 0 С

20

2

3

20

67

Молоко, 0 С

4

90

83

20

5

106

92

70

97

6

113

88

97

115

95

115

96

96

  • Вывод: температура нагревания и кипения жидкости зависит от рода жидкости. У подсолнечного масла температура кипения выше, чем у воды и молока.
Опыт 6. Исследование остывания воды.   Температура, 0 С Остывание воды без внешних воздействий Начальная температура Остывание воды при помешивании ложкой 70 Температура через 5 мин 60 70 56 Вывод:  вода быстрее остывает при помешивании её ложкой, так как испарение происходит быстрее. При испарении жидкости температура понижается (часть молекул покидает жидкость). Остывшие слои перемешиваются с более горячими (вынужденная конвекция).

Опыт 6. Исследование остывания воды.

Температура, 0 С

Остывание воды без внешних воздействий

Начальная температура

Остывание воды при помешивании ложкой

70

Температура через 5 мин

60

70

56

  • Вывод: вода быстрее остывает при помешивании её ложкой, так как испарение происходит быстрее. При испарении жидкости температура понижается (часть молекул покидает жидкость). Остывшие слои перемешиваются с более горячими (вынужденная конвекция).
Опыт 7 . Исследование нагревания воды в кастрюлях из разного материала.    Кастрюля Алюминиевая Время, необходимое для закипания воды, с 300 Металлическая с покрытием эмали 340 Чугунная 470 С тефлоновым покрытием 310 Из нержавеющей стали 330 Вывод:   Вода закипела быстрее в алюминиевой кастрюле, так как у алюминия теплопроводность выше, чем у чугуна и металла с эмалью.

Опыт 7 . Исследование нагревания воды в кастрюлях из разного материала.

Кастрюля

Алюминиевая

Время, необходимое для закипания воды, с

300

Металлическая с покрытием эмали

340

Чугунная

470

С тефлоновым покрытием

310

Из нержавеющей стали

330

  • Вывод: Вода закипела быстрее в алюминиевой кастрюле, так как у алюминия теплопроводность выше, чем у чугуна и металла с эмалью.
Опыт 8 . Исследование физических свойств стеклянной посуды.   Вывод:  Стеклянная посуда лопается из-за резкой смены температуры. Металлическая ложка обладает хорошей проводимостью тепла и забирает часть тепла от горячей воды, а от теплой, остывшей воды, банка не лопнет.

Опыт 8 . Исследование физических свойств стеклянной посуды.

Вывод: Стеклянная посуда лопается из-за резкой смены температуры. Металлическая ложка обладает хорошей проводимостью тепла и забирает часть тепла от горячей воды, а от теплой, остывшей воды, банка не лопнет.

Опыт 9. Наблюдение явления диффузии .

Опыт 9. Наблюдение явления диффузии .

Опыт 10 . Наблюдение за процессом мытья посуды.   Образующиеся при мытье посуды мыльные пузыри создают поверхностное натяжение молекул за счет мощных сил межмолекулярного взаимодействия. За счёт проникновения огромного количества пузырьков в жир, современные моющие средства (FAIRY) действительно удаляют жир даже в холодной воде. .

Опыт 10 . Наблюдение за процессом мытья посуды.

  • Образующиеся при мытье посуды мыльные пузыри создают поверхностное натяжение молекул за счет мощных сил межмолекулярного взаимодействия. За счёт проникновения огромного количества пузырьков в жир, современные моющие средства (FAIRY) действительно удаляют жир даже в холодной воде.
  • .
Опыт 11 . Наблюдение за процессом впитывания жидкости различной кухонной утварью.   Материал, из которого изготовлена тряпка Впитываемость (условная оценка) Лён Хорошая Хлопок Отличная Синтетика Очень плохая Хлопчатобумажная ткань (тряпка) Очень отличная Поролон Хорошая

Опыт 11 . Наблюдение за процессом впитывания жидкости различной кухонной утварью.

Материал, из которого изготовлена тряпка

Впитываемость (условная оценка)

Лён

Хорошая

Хлопок

Отличная

Синтетика

Очень плохая

Хлопчатобумажная ткань (тряпка)

Очень отличная

Поролон

Хорошая

Выводы:  Кухонная тряпка – это капиллярный насос. Жидкость в капиллярах поднимается вверх, пока разность давлений не уравновесится. Полотенца (тряпки) из хлопчатобумажной или льняной ткани, хорошо смачиваются, капиллярный эффект у них выше. Лучше впитывают жидкость влажные тряпки.
  • Выводы: Кухонная тряпка – это капиллярный насос. Жидкость в капиллярах поднимается вверх, пока разность давлений не уравновесится. Полотенца (тряпки) из хлопчатобумажной или льняной ткани, хорошо смачиваются, капиллярный эффект у них выше. Лучше впитывают жидкость влажные тряпки.
Опыт 12. Наблюдение явления плавания тел.   Вывод : картофель тонет, так как плотность воды меньше плотности картофеля; картофель плавает внутри жидкости, так как плотность соляного раствора равна плотности картофеля; картофель всплывает, так как плотность соляного раствора больше плотности картофеля.

Опыт 12. Наблюдение явления плавания тел.

  • Вывод : картофель тонет, так как плотность воды меньше плотности картофеля; картофель плавает внутри жидкости, так как плотность соляного раствора равна плотности картофеля; картофель всплывает, так как плотность соляного раствора больше плотности картофеля.
Основные выводы:     В ходе исследовательской работы я изучила и проанализировала теоретический материал по данной теме. Я провела экспериментальные исследования, доказывающие взаимосвязь явлений, происходящих на кухне с физическими явлениями и законами. Моя гипотеза подтвердилась. Я составила рекомендации по проведению опытов в домашних условиях без специальных физических приборов и оборудования. Полученный материал можно использовать на уроках физики, на элективных курсах по физике, на занятиях по внеурочной деятельности, а также для создания учебных проектов. В качестве дальнейших исследований я планирую продолжить работу по данной теме и провести еще ряд теоретических и экспериментальных исследований.

Основные выводы:

  • В ходе исследовательской работы я изучила и проанализировала теоретический материал по данной теме.
  • Я провела экспериментальные исследования, доказывающие взаимосвязь явлений, происходящих на кухне с физическими явлениями и законами. Моя гипотеза подтвердилась.
  • Я составила рекомендации по проведению опытов в домашних условиях без специальных физических приборов и оборудования.
  • Полученный материал можно использовать на уроках физики, на элективных курсах по физике, на занятиях по внеурочной деятельности, а также для создания учебных проектов.
  • В качестве дальнейших исследований я планирую продолжить работу по данной теме и провести еще ряд теоретических и экспериментальных исследований.