ФИЗИКА НА КУХНЕ
Цель работы: исследовать явления, происходящие на кухне и выявить их взаимосвязь с физическими явлениями и законами.
Задачи:
- Изучить и проанализировать теоретический материал по данной теме.
- Провести экспериментальные исследования, доказывающие взаимосвязь явлений, происходящих на кухне с физическими явлениями и законами.
- Составить рекомендации по проведению опытов в домашней лаборатории.
- Гипотеза: многие процессы, происходящие на кухне, являются доказательством физических явлений и законов.
Объект исследования
- Кухня — помещение для приготовления пищи.
Предмет исследования: физические явления, происходящие на кухне.
Методы исследования
- Наблюдения
- Теоретические и экспериментальные исследования
Актуальность исследования :
- 1. Интерес к экспериментальной физике.
- 2. Применение полученных знаний на практике, в жизни.
- 3. Создание дидактического материала к урокам физики (компьютерные слайды, видеофрагменты, таблицы и др.).
- 4. Данный материал можно использовать на уроках физики, элективных курсах по физике и биологии так как он расширяет и углубляет знания учащихся.
Практическая значимость исследования
- Практическая значимость работы заключается в том, что изготовленный мной дидактический материал можно применять на уроках физики, на занятиях по внеурочной деятельности, а также для создания учебных проектов.
- Новизна исследования состоит в том, что создана работа, в которой разработаны рекомендации по осуществлению домашнего эксперимента по изучению физических явлений, встречающиеся на кухне, с помощью доступного оборудования и материалов.
Теоретические исследования Тепловые явления:
- Нагревание – тепловой процесс, при котором возрастает амплитуда и скорость движения молекул (атомов).
- Теплопроводность — это процесс переноса внутренней энергии от более нагретых частей тела к менее нагретым , осуществляемый движущимися частицами тела.
Теплопроводность материалов кухонной посуды.
Металл
Алюминий
Коэффициент теплопроводности, Вт/м * 0 С
Чугун
209,3
62,8
Нержавеющая сталь
Серебро
45,4
Железо
418,7
74,4
Вывод: наибольшей теплопроводностью обладает алюминий и чугун. При выборе посуды нужно знать физические свойства её материала. Ручки посуды изготавливают из дерева, пластмассы, т.к. у них плохая теплопроводность.
Теоретическое исследование кухонного арсенала
- Излучение — это процесс переноса энергии от одного тела к другому с помощью тепловых (инфракрасных), видимых и других лучей.
- Конвекция — вид теплопередачи, при котором внутренняя энергия передается струями и потоками.
- Теплопередача (теплопроводность + конвекция) - перенос тепла от поверхности твердого тела к жидкости.
Сохранение тепла .
Термос – это сосуд для длительного хранения содержимого при постоянной температуре.
Длительное сохранение температуры объясняется:
- Законом сохранения энергии.
- Законом сохранения массы.
- При испарении температура жидкости понижается, но в изолированной системе процессы испарения и конденсации
равновесны, поэтому температура жидкости остается длительное время неизменной.
Изменение агрегатных состояний вещества
- Кипение жидкости - процесс парообразования, происходящий по всему объёму жидкости при постоянной температуре.
- Испарение - парообразование, происходящее с поверхности жидкости.
Эффект МПЕМБЫ
- Горки зимой заливают горячей, а не холодной водой. Специалисты советуют автомобилистам заливать зимой в бочок омывателя холодную, а не горячую воду.
Диффузия.
- Диффузия - это процесс выравнивания концентраций, обусловленный переносом вещества посредством молекулярного движения.
Поверхностное натяжение. Смачивание. Капиллярность.
- Поверхностное натяжение – это явление молекулярного давления на жидкость, вызванное притяжением молекул поверхностного слоя к молекулам внутри жидкости.
- Смачивание – это искривление поверхности жидкости у поверхности твёрдого тела в результате взаимодействия молекул жидкости с молекулами твёрдого тела.
- Капиллярность – это явление подъёма или опускания жидкости в капиллярах.
Экспериментальные исследования Опыт 1. Исследование процесса нагревания воды при разных условиях .
Условия нагревания воды
Время нагревания, с
С закрытой крышкой
Масса воды, г
С открытой крышкой
300
410
250
При постоянном помешивании
250
710
250
- Вывод: При вынужденной конвекции время нагревания больше, чем при естественной конвекции. В закрытой кастрюле вода нагревается и доходит до кипения быстрее, чем в открытой. Это объясняется тем, что в открытой кастрюле происходят потери тепла за счет парообразования и теплопереноса на границе вода — воздух.
Опыт 2. Исследование скорости нагревания воды в сосуде, если на поверхность воды налить тонкий слой масла.
Объём масла, см 3
1
Время нагревания, с
Скорость нагревания воды, см 3 /c
2
180
3
0.006
130
0.015
110
4
0.03
90
0.04
- Вывод: Плёнка масла играет роль крышки в сосуде. При наличии плёнки давление насыщенного пара возрастает с увеличением температуры жидкости, поэтому жидкость нагревается быстрее. Постные (не жирные) щи быстрее остывают, так как на поверхности имеется жирная плёнка.
Опыт 3. Как сохранить тепло?
Сосуд
Начальная температура воды, 0 С
Открытый стакан
Закрытый стакан
Температура через 15 минут
80
Термос
80
53
59
80
76
- Вывод: Чтобы дольше сохранить пищу тёплой, нужно посуду обернуть хлопчатобумажной, меховой тканью или держать её в термосе.
Опыт 4. Наблюдение эффекта Мпембы .
- Вывод: Холодная вода начинает замерзать сверху, а горячая вода начинает замерзать снизу. Действительно, горячая вода замерзает быстрее, чем холодная.
Опыт 5 . Исследование нагревания жидкости .
Время, мин
Температура воды, 0 С
0
Температура масла, 0 С
20
2
3
20
67
Молоко, 0 С
4
90
83
20
5
106
92
70
97
6
113
88
97
115
95
115
96
96
- Вывод: температура нагревания и кипения жидкости зависит от рода жидкости. У подсолнечного масла температура кипения выше, чем у воды и молока.
Опыт 6. Исследование остывания воды.
Температура, 0 С
Остывание воды без внешних воздействий
Начальная температура
Остывание воды при помешивании ложкой
70
Температура через 5 мин
60
70
56
- Вывод: вода быстрее остывает при помешивании её ложкой, так как испарение происходит быстрее. При испарении жидкости температура понижается (часть молекул покидает жидкость). Остывшие слои перемешиваются с более горячими (вынужденная конвекция).
Опыт 7 . Исследование нагревания воды в кастрюлях из разного материала.
Кастрюля
Алюминиевая
Время, необходимое для закипания воды, с
300
Металлическая с покрытием эмали
340
Чугунная
470
С тефлоновым покрытием
310
Из нержавеющей стали
330
- Вывод: Вода закипела быстрее в алюминиевой кастрюле, так как у алюминия теплопроводность выше, чем у чугуна и металла с эмалью.
Опыт 8 . Исследование физических свойств стеклянной посуды.
Вывод: Стеклянная посуда лопается из-за резкой смены температуры. Металлическая ложка обладает хорошей проводимостью тепла и забирает часть тепла от горячей воды, а от теплой, остывшей воды, банка не лопнет.
Опыт 9. Наблюдение явления диффузии .
Опыт 10 . Наблюдение за процессом мытья посуды.
- Образующиеся при мытье посуды мыльные пузыри создают поверхностное натяжение молекул за счет мощных сил межмолекулярного взаимодействия. За счёт проникновения огромного количества пузырьков в жир, современные моющие средства (FAIRY) действительно удаляют жир даже в холодной воде.
Опыт 11 . Наблюдение за процессом впитывания жидкости различной кухонной утварью.
Материал, из которого изготовлена тряпка
Впитываемость (условная оценка)
Лён
Хорошая
Хлопок
Отличная
Синтетика
Очень плохая
Хлопчатобумажная ткань (тряпка)
Очень отличная
Поролон
Хорошая
- Выводы: Кухонная тряпка – это капиллярный насос. Жидкость в капиллярах поднимается вверх, пока разность давлений не уравновесится. Полотенца (тряпки) из хлопчатобумажной или льняной ткани, хорошо смачиваются, капиллярный эффект у них выше. Лучше впитывают жидкость влажные тряпки.
Опыт 12. Наблюдение явления плавания тел.
- Вывод : картофель тонет, так как плотность воды меньше плотности картофеля; картофель плавает внутри жидкости, так как плотность соляного раствора равна плотности картофеля; картофель всплывает, так как плотность соляного раствора больше плотности картофеля.
Основные выводы:
- В ходе исследовательской работы я изучила и проанализировала теоретический материал по данной теме.
- Я провела экспериментальные исследования, доказывающие взаимосвязь явлений, происходящих на кухне с физическими явлениями и законами. Моя гипотеза подтвердилась.
- Я составила рекомендации по проведению опытов в домашних условиях без специальных физических приборов и оборудования.
- Полученный материал можно использовать на уроках физики, на элективных курсах по физике, на занятиях по внеурочной деятельности, а также для создания учебных проектов.
- В качестве дальнейших исследований я планирую продолжить работу по данной теме и провести еще ряд теоретических и экспериментальных исследований.