Окружная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»
Как появились загадки,
и каковы правила их составления
Авторы:
Ильина Валерия-
учащиеся ГБОУ СОШ «ОЦ»
с. Воротнее Сергиевского р-на
Научный руководитель :
Гусева Людмила Михайловна
учитель русского языка
и литературы высшей категории
Проблема
Загадки появились очень давно, и до сих пор они интересны не только детям, но и взрослым. Но чтобы составить загадку, надо знать принципы ее построения
Цель
Изучение версий появления загадок, исследование принципов и приемов составления загадки и оформление собственной книжки- малышки «Загадки»
Задачи
1.Узнать, что такое загадка, изучить версии появления загадок и предположить свои
2. Провести исследование, как устроена загадка
3. Узнать художественные приемы составления загадок
4. Провести в классе игру «На что это похоже»
5. Результат игры использовать для составления собственных загадок и оформления книжки-малышки «Загадки»
Гипотеза
Если мы узнаем историю происхождения,
принципы и художественные приемы построения загадок,
то сможем на основе полученных знаний самостоятельно их составлять
Загадка – краткое иносказательное изображение предмета, требующее отгадки .
Слово «загадка» произошло от древнерусского слова «гадати», то есть думать, рассуждать, раскрывать тайное, сокрыто е.
Версии появления загадок
1 . В древности люди старались познать окружающий мир, разгадать те или иные явления. Так рождались загадки. Например:
« Под землей огонь горит, а снаружи дым видно» ( Морковь).
- Связана с системой запретов для древнего человека
Ворон - верховой
кошка – запеченка
корова – рыкуша
свинья – низкоглядка
Собственные версии появления загадок
1.Составляли учителя (загадки-вопросы, загадки-задачки)
« Ежик по лесу шел, на обед грибы нашел: Два – под березой, один – у осины. Сколько их будет в плетеной корзине?»
2.Составляли сами дети (шутливые, для развлечения)
Каких камней не бывает в море?
Сколько весит килограмм гвоздей?
Приемы составления загадок
- описание свойств, признаков предмета;
- замещение одного образа другим;
- описание внешнего вида и действия;
Выразительные средства
- метафора (скрытое сравнение)
Белые горошки на зеленой ножке (ландыши)
Стоят в лугах, как близнецы-сестрички :
Золотой глазок, белые реснички (ромашки)
- антитеза (противопоставление )
Как только лето настает,
Он шубу надевает .
А зима придет-
Шубу он снимает . (Лес)
Игра- эксперимент «На что это похоже?»
Шишка
Желудь
маленькая елочка
колокольчик
Ветка калины
крыжовник
конфета
сережки
ежик
звездочки
огурец
платьице
речная галька
крошечные помидорчики
хвост пуделя
грибок
слива
огонь
патрон
бусы
гномик
зонтик
пробка
домик
камень
огоньки вдалеке
крошечное дерево
драгоценные камни
глаз
мяч для регби
пожар
костер
веснушки
Алгоритм составления загадки
2. Назван другой предмет, похожий на него.
3. Указаны важные признаки предмета.
4. Есть рифма и ритм.
Вывод
Изучив основные приемы составления загадок , мы научились образно мыслить, сравнивать одни предметы с другими и создавать собственные загадки
Заключение
Мы узнали версии появления загадок, подтвердили свою гипотезу и оформили свои книжки-малышки
Книжка-малышка «Загадки»
Маленькие детки - на голове беретки. (Желудь)
Кислая, но не клюква, красная, но не вишня,
Кислые ягоды висят на ветке, как красные конфетки. (Рябина)
На ветке растет,
Беленькие мячики спрятались в чуланчике . (Горох )
Маленький Егорка, коричневая корка. (Грецкий орех)
Коричневая елочка, но без иголочек .(Шишка)
Её снегирь клюет. (Калина)
Дальнейшие исследования
Нам захотелось узнать, чем отличаются друг от друга загадки разных народов и в чем их сходство
Спасибо за внимание!