ДЕТСКИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ.
СПАССКОЕ-ЛУТОВИНОВО В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПИСАТЕЛЯ.
ЦЕЛИ УРОКА:
- Познакомить учащихся с детством Тургенева.
- Показать значение Спасского-Лутовинова в жизни и творчестве писателя.
- Показать своеобразие Тургенева-повествователя.
- Познакомить с обстоятельствами, объясняющими появление рассказа «Муму».
Словарная работа
- Крепостничество
- Дворовые
- Челядь
- Дворецкий
- Ключник
- Целковый
План урока:
- Слово о Тургеневе. Заочное путешествие в Спасское-Лутовиново.
- Детство Тургенева (сообщение ученика)
- Сообщение о начале литературной деятельности
- История создания рассказа «Муму»
- Информация о прототипах рассказа (сообщение ученика)
- Знакомство с героями
- Обобщение по уроку
У счастья нет завтрашнего дня… У него есть настоящее – и то не день – а мгновенье.
И.С.Тургенев
Иван Сергеевич Тургенев вырос в богатой помещичьей семье. Писателю не было четырех лет, как родители повезли его за границу. Это путешествие едва не стоило жизни Ивану Сергеевичу. В Швейцарии, в Берне, он чуть-чуть не упал в яму с медведями и спасся благодаря тому, что отец успел вовремя схватить ребёнка. Шести-семилетним мальчуганом представили его почтенному старцу, известному баснописцу И.И.Дмитриеву, и заставили прочитать перед ним одну из его басен. Но представьте себе весь ужас его матери, когда ребёнок так прямо и брякнул: «Твои басни хороши, а Ивана Андреевича Крылова гораздо лучше». За такую дерзость последовало и возмездие – мать рассердилась так, что пребольно его высекла. Гувернеров-иностранцев перешло через дом отца Тургенева количество изрядное, но учителем, который впервые заинтересовал ребёнка русской литературой, был дворовый грамотный человек… Уводил этот дворовый мальчика в глушь сада и здесь читал ему старинную, написанную тяжелыми стихами поэму поэта екатерининского времени Хераскова «Россиаду», описывающую завоевание Иоанном Грозным Казани. Каждый стих дворовый читал сначала скороговоркой, начерно, а затем тот же стих читал набело, нараспев, громогласно и торжественно.
Интерес к литературному творчеству формируется у Тургенева ещё в детстве. Образование будущий писатель получал сначала в Московском, затем в Петербургском университетах. Первый большой литературный опыт – не опубликованная при жизни автора драматическая поэма (1834), тогда же были напечатаны в «Современнике» два стихотворения Тургенева. По возвращении из-за границы (обучение в Германии) Тургенев, начав службу в Министерстве, бросает её и целиком отдаётся литературному творчеству. Раннее творчество – это стихотворения, поэмы, несколько повестей и пьес. В конце 40-х годов Тургенев – довольно известный писатель. Но настоящий успех пришел вместе с публикацией рассказов «Записки охотника». Уже первый очерк из этого сборника «Хорь и Калиныч»(1847) удостоился высокой оценки читателей. В.Г.Белинский писал, что «в ней автор зашел к народу с такой стороны, с какой до него еще никто не заходил». Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев дал Аннибалову клятву. «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примеряться… Это была моя Аннибаловская клятва». «Записки охотника», рассказ «Муму» (1852) – вот первые произведения, в которых осуществляется данный молодым писателем обет.
Из истории создания рассказа «Муму»
В 1852 году умирает Н.В.Гоголь. Тургенев тяжело пережил смерть писателя. Рыдая , составлял некролог. Но власти запретили упоминать имя Гоголя в печати. А за напечатанную в «Московских ведомостях» статью царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Под арестом «на съезжей, помещении при полиции для арестованных», Тургенев жил по соседству с экзекуционной, где секли присылаемых владельцами крепостных слуг. Хлёст розог и крики крестьян, наверное вызывали в памяти и соответствующие впечатления детства. В таких условиях и был написан рассказ «Муму».
Почти каждое лето Варвара Петровна (мать Тургенева) отправлялась по деревням. Поездки были продолжительны и длились иногда целый месяц. Однажды, подъезжая к деревне Сычево, она была поражена необыкновенным ростом одного пашущего в поле крестьянина. Варвара Петровна велела остановить карету и подозвать этого великана. Долго звали его издалека, наконец подошли к нему ближе, и на все слова и знаки, которые к нему относились, он отвечал каким-то мычанием. Оказалось, что это был глухонемой от рождения. Призванный сычевский староста объявил, что немой Андрей трезвый, работящий и необыкновенно во всем исправный мужик, несмотря на свой природный недостаток. Варвара Петровна тут же распорядилась, чтобы этого немого отправили в Москву, и определила ему быть дворником. С этого дня он получил имя Немой.
Иван Сергеевич не раз видел, как в дальнем углу их московского двора, обнесенного глухим забором, среди лопухов лежал немой, уткнувшись лицом в землю и обхватив голову руками. Немой тосковал в Москве. Как-то он подобрал маленькую собачонку – дворняжку, белую с коричневыми пятнами, и поселил её у себя в коморке. Эта собачонка была единственным живым существом, искренне привязанным к нему. Может быть, она чем-то напоминала ему деревню, его прежнюю жизнь.
Однажды собачонка попалась на глаза Варваре Петровне и зарычала на неё. Участь бедной дворняжки была решена. «Чтоб её сегодня же здесь не было», – приказала Варвара Петровна. Ослушаться приказа барыни никто не смел. И любимец Андрей тоже. Собаку он утопил… Замечательно, что после трагического конца своей любимицы он ни одной собаки никогда не приласкал.
ЗНАКОМСТВО С ГЕРОЯМИ
– С какими героями мы знакомимся в начале произведения?
– Что мы узнаем о барыне? В каких словах чувствуем отношение к ней писателя?
– Почему знакомству с ней посвящён только 1 абзац, а потом автор переходит к истории Герасима?
– Чем среди крестьян выделялся Герасим?
– Какие слова передают отношение автора к герою?
– Почему «не полюбилась» ему сначала жить в городе?
– Герасим немой, и рассказать о себе сам не может. Какие сравнения и как помогают нам понять внутреннее состояние Герасима?
– Как относился Герасим к своим обязанностям?
– Как относились к нему окружающие люди?
– Как описание каморки Герасима дополняет наше представление о его характере?
Обобщение по уроку
- Знакомство с Герасимом показало нам натуру трудолюбивую, сильную, независимую, но одинокую и трагичную. Автор симпатизирует своему герою и подталкивает к этому читателя.
- Домашнее задание.
Внимательно перечитать рассказ, подготовиться к подробной беседе по тексту.