СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Иван Тургенев - детские впечатление в творчестве"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Иван Тургенев - детские впечатление в творчестве"»

ДЕТСКИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ. СПАССКОЕ-ЛУТОВИНОВО В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПИСАТЕЛЯ.

ДЕТСКИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ.

СПАССКОЕ-ЛУТОВИНОВО В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПИСАТЕЛЯ.

ЦЕЛИ УРОКА: Познакомить учащихся с детством Тургенева. Показать значение Спасского-Лутовинова в жизни и творчестве писателя. Показать своеобразие Тургенева-повествователя. Познакомить с обстоятельствами, объясняющими появление рассказа «Муму».

ЦЕЛИ УРОКА:

  • Познакомить учащихся с детством Тургенева.
  • Показать значение Спасского-Лутовинова в жизни и творчестве писателя.
  • Показать своеобразие Тургенева-повествователя.
  • Познакомить с обстоятельствами, объясняющими появление рассказа «Муму».
Словарная работа Крепостничество Дворовые Челядь Дворецкий Ключник Целковый

Словарная работа

  • Крепостничество
  • Дворовые
  • Челядь
  • Дворецкий
  • Ключник
  • Целковый
План урока: Слово о Тургеневе. Заочное путешествие в Спасское-Лутовиново. Детство Тургенева (сообщение ученика) Сообщение о начале литературной деятельности История создания рассказа «Муму» Информация о прототипах рассказа (сообщение ученика) Знакомство с героями Обобщение по уроку

План урока:

  • Слово о Тургеневе. Заочное путешествие в Спасское-Лутовиново.
  • Детство Тургенева (сообщение ученика)
  • Сообщение о начале литературной деятельности
  • История создания рассказа «Муму»
  • Информация о прототипах рассказа (сообщение ученика)
  • Знакомство с героями
  • Обобщение по уроку
У счастья нет завтрашнего дня…  У него есть настоящее – и то не день – а мгновенье.  И.С.Тургенев

У счастья нет завтрашнего дня… У него есть настоящее – и то не день – а мгновенье.

И.С.Тургенев

Иван Сергеевич Тургенев вырос в богатой помещичьей семье. Писателю не было четырех лет, как родители повезли его за границу. Это путешествие едва не стоило жизни Ивану Сергеевичу. В Швейцарии, в Берне, он чуть-чуть не упал в яму с медведями и спасся благодаря тому, что отец успел вовремя схватить ребёнка. Шести-семилетним мальчуганом представили его почтенному старцу, известному баснописцу И.И.Дмитриеву, и заставили прочитать перед ним одну из его басен. Но представьте себе весь ужас его матери, когда ребёнок так прямо и брякнул: «Твои басни хороши, а Ивана Андреевича Крылова гораздо лучше». За такую дерзость последовало и возмездие – мать рассердилась так, что пребольно его высекла. Гувернеров-иностранцев перешло через дом отца Тургенева количество изрядное, но учителем, который впервые заинтересовал ребёнка русской литературой, был дворовый грамотный человек… Уводил этот дворовый мальчика в глушь сада и здесь читал ему старинную, написанную тяжелыми стихами поэму поэта екатерининского времени Хераскова «Россиаду», описывающую завоевание Иоанном Грозным Казани. Каждый стих дворовый читал сначала скороговоркой, начерно, а затем тот же стих читал набело, нараспев, громогласно и торжественно.

Интерес к литературному творчеству формируется у Тургенева ещё в детстве. Образование будущий писатель получал сначала в Московском, затем в Петербургском университетах. Первый большой литературный опыт – не опубликованная при жизни автора драматическая поэма (1834), тогда же были напечатаны в «Современнике» два стихотворения Тургенева. По возвращении из-за границы (обучение в Германии) Тургенев, начав службу в Министерстве, бросает её и целиком отдаётся литературному творчеству. Раннее творчество – это стихотворения, поэмы, несколько повестей и пьес. В конце 40-х годов Тургенев – довольно известный писатель. Но настоящий успех пришел вместе с публикацией рассказов «Записки охотника». Уже первый очерк из этого сборника «Хорь и Калиныч»(1847) удостоился высокой оценки читателей. В.Г.Белинский писал, что «в ней автор зашел к народу с такой стороны, с какой до него еще никто не заходил». Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев дал Аннибалову клятву. «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примеряться… Это была моя Аннибаловская клятва». «Записки охотника», рассказ «Муму» (1852) – вот первые произведения, в которых осуществляется данный молодым писателем обет.

Из истории создания рассказа «Муму»  В 1852 году умирает Н.В.Гоголь. Тургенев тяжело пережил смерть писателя. Рыдая , составлял некролог. Но власти запретили упоминать имя Гоголя в печати. А за напечатанную в «Московских ведомостях» статью царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Под арестом «на съезжей, помещении при полиции для арестованных», Тургенев жил по соседству с экзекуционной, где секли присылаемых владельцами крепостных слуг. Хлёст розог и крики крестьян, наверное вызывали в памяти и соответствующие впечатления детства. В таких условиях и был написан рассказ «Муму».

Из истории создания рассказа «Муму»

В 1852 году умирает Н.В.Гоголь. Тургенев тяжело пережил смерть писателя. Рыдая , составлял некролог. Но власти запретили упоминать имя Гоголя в печати. А за напечатанную в «Московских ведомостях» статью царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Под арестом «на съезжей, помещении при полиции для арестованных», Тургенев жил по соседству с экзекуционной, где секли присылаемых владельцами крепостных слуг. Хлёст розог и крики крестьян, наверное вызывали в памяти и соответствующие впечатления детства. В таких условиях и был написан рассказ «Муму».

Почти каждое лето Варвара Петровна (мать Тургенева) отправлялась по деревням. Поездки были продолжительны и длились иногда целый месяц. Однажды, подъезжая к деревне Сычево, она была поражена необыкновенным ростом одного пашущего в поле крестьянина. Варвара Петровна велела остановить карету и подозвать этого великана. Долго звали его издалека, наконец подошли к нему ближе, и на все слова и знаки, которые к нему относились, он отвечал каким-то мычанием. Оказалось, что это был глухонемой от рождения. Призванный сычевский староста объявил, что немой Андрей трезвый, работящий и необыкновенно во всем исправный мужик, несмотря на свой природный недостаток. Варвара Петровна тут же распорядилась, чтобы этого немого отправили в Москву, и определила ему быть дворником. С этого дня он получил имя Немой.

Почти каждое лето Варвара Петровна (мать Тургенева) отправлялась по деревням. Поездки были продолжительны и длились иногда целый месяц. Однажды, подъезжая к деревне Сычево, она была поражена необыкновенным ростом одного пашущего в поле крестьянина. Варвара Петровна велела остановить карету и подозвать этого великана. Долго звали его издалека, наконец подошли к нему ближе, и на все слова и знаки, которые к нему относились, он отвечал каким-то мычанием. Оказалось, что это был глухонемой от рождения. Призванный сычевский староста объявил, что немой Андрей трезвый, работящий и необыкновенно во всем исправный мужик, несмотря на свой природный недостаток. Варвара Петровна тут же распорядилась, чтобы этого немого отправили в Москву, и определила ему быть дворником. С этого дня он получил имя Немой.

Иван Сергеевич не раз видел, как в дальнем углу их московского двора, обнесенного глухим забором, среди лопухов лежал немой, уткнувшись лицом в землю и обхватив голову руками. Немой тосковал в Москве. Как-то он подобрал маленькую собачонку – дворняжку, белую с коричневыми пятнами, и поселил её у себя в коморке. Эта собачонка была единственным живым существом, искренне привязанным к нему. Может быть, она чем-то напоминала ему деревню, его прежнюю жизнь.  Однажды собачонка попалась на глаза Варваре Петровне и зарычала на неё. Участь бедной дворняжки была решена. «Чтоб её сегодня же здесь не было», – приказала Варвара Петровна. Ослушаться приказа барыни никто не смел. И любимец Андрей тоже. Собаку он утопил… Замечательно, что после трагического конца своей любимицы он ни одной собаки никогда не приласкал.

Иван Сергеевич не раз видел, как в дальнем углу их московского двора, обнесенного глухим забором, среди лопухов лежал немой, уткнувшись лицом в землю и обхватив голову руками. Немой тосковал в Москве. Как-то он подобрал маленькую собачонку – дворняжку, белую с коричневыми пятнами, и поселил её у себя в коморке. Эта собачонка была единственным живым существом, искренне привязанным к нему. Может быть, она чем-то напоминала ему деревню, его прежнюю жизнь.

Однажды собачонка попалась на глаза Варваре Петровне и зарычала на неё. Участь бедной дворняжки была решена. «Чтоб её сегодня же здесь не было», – приказала Варвара Петровна. Ослушаться приказа барыни никто не смел. И любимец Андрей тоже. Собаку он утопил… Замечательно, что после трагического конца своей любимицы он ни одной собаки никогда не приласкал.

ЗНАКОМСТВО С ГЕРОЯМИ – С какими героями мы знакомимся в начале произведения? – Что мы узнаем о барыне? В каких словах чувствуем отношение к ней писателя? – Почему знакомству с ней посвящён только 1 абзац, а потом автор переходит к истории Герасима? – Чем среди крестьян выделялся Герасим? – Какие слова передают отношение автора к герою? – Почему «не полюбилась» ему сначала жить в городе? – Герасим немой, и рассказать о себе сам не может. Какие сравнения и как помогают нам понять внутреннее состояние Герасима? – Как относился Герасим к своим обязанностям? – Как относились к нему окружающие люди? – Как описание каморки Герасима дополняет наше представление о его характере?

ЗНАКОМСТВО С ГЕРОЯМИ

С какими героями мы знакомимся в начале произведения?

Что мы узнаем о барыне? В каких словах чувствуем отношение к ней писателя?

Почему знакомству с ней посвящён только 1 абзац, а потом автор переходит к истории Герасима?

Чем среди крестьян выделялся Герасим?

Какие слова передают отношение автора к герою?

Почему «не полюбилась» ему сначала жить в городе?

Герасим немой, и рассказать о себе сам не может. Какие сравнения и как помогают нам понять внутреннее состояние Герасима?

Как относился Герасим к своим обязанностям?

Как относились к нему окружающие люди?

Как описание каморки Герасима дополняет наше представление о его характере?

Обобщение по уроку Знакомство с Герасимом показало нам натуру трудолюбивую, сильную, независимую, но одинокую и трагичную. Автор симпатизирует своему герою и подталкивает к этому читателя. Домашнее задание.  Внимательно перечитать рассказ, подготовиться к подробной беседе по тексту.

Обобщение по уроку

  • Знакомство с Герасимом показало нам натуру трудолюбивую, сильную, независимую, но одинокую и трагичную. Автор симпатизирует своему герою и подталкивает к этому читателя.
  • Домашнее задание.

Внимательно перечитать рассказ, подготовиться к подробной беседе по тексту.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!