Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Арзамасский коммерческо-технический техникум»
Современные образовательные технологии.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХРИИ НА ЗАНЯТИХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он будет только подражать, копировать»
Выполнил:
Преподаватель русского языка и литературы
ГБПОУ АКТТ
Ратанов М.Н .
г. Арзамас 2023 г.
Современные образовательные технологии
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего и среднего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности обучающегося. Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создает условия для смены видов деятельности обучающихся, позволяет реализовать принципы здоровьесбережения.
Технология– это каркас, методика – оболочка, форма деятельности педагога. Функция технологии – в построении образовательного процесса, обеспечивающего заданный результат.
Педагогическая технология-это…
1 . Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса;
2. Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;
3. Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).
Педагогические технологии:
Технология проблемного обучения – развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся через поисковые методы, постановку познавательных задач.
Технология модульного обучения – обеспечение гибкости учения, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки через использование самостоятельной работы обучающихся с индивидуальной учебной программой.
Технология развивающего обучения – развитие личности и способностей через вовлечение обучаемых в различные виды деятельности, ориентацию учебного процесса на потенциальные возможности человека.
Педагогические технологии:
Технология дифференцированного обучения – создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов учащихся через применение методов индивидуального обучения.
Активное (контекстное) обучение – такая организация активности обучаемых, при которой активно используется моделирование предметного и социального содержания учебной деятельности.
Игровое обучение – обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений через использование игровых методов, позволяющих вовлечь обучаемых в творческую деятельность.
Обучение развитию критического мышления – обеспечение развития критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс с использованием интерактивных методов обучения, вовлечение учащихся в различные виды деятельности, соблюдение трех этапов реализации технологии.
Из опыта работы использования хрии на занятиях по русскому языку и литературе
Хрия – это краткое рассуждение, модель доказательства тезиса (афоризма), в котором развитие мысли происходит в определённом порядке. Этот метод рассуждения призван дисциплинировать ум через упорядочение речи.
Порядок строгой хрии:
1. Приступ (вступление).
2. Определение (парафразис).
3. Причина.
4. Опровержение.
5. Сравнение.
6. Пример.
7. Свидетельство.
8. Заключение.
Вопросы для письменного экзамена по русскому языку (Часть 2):
Какую роль играет искусство в жизни человека и общества?
Что такое нравственный выбор?
Как война влияет на судьбы людей?
Какова ценность человеческой жизни?
Как человек влияет на окружающую среду?
Почему важно сохранить русский язык?
Как человек влияет на окружающую среду?
Почему важно воспитывать языковую культуру?
Тематика творческих работ и сочинений-рассуждений по литературе профессиональной направленности:
«Что значит быть мастером своего дела?» . Знакомство с хрией, составление плана рассуждения-речи, написать сочинение на тему «Что значит быть мастером своего дела».
Современные профессиональные стереотипы. Подготовить сообщение на тему «Моя будущая профессия», используя хрию.
«Каждый должен быть величествен в своем деле». Написать сочинение-рассуждение на тему «Каждый должен быть в своей профессии», используя хрию. Роль профессии в положении человека в социуме. Написать резюме, используя хрию.
Роль поэзии в жизни человека любой профессии. Подготовить сообщение на тему «Роль поэзии в профессии», используя хрию.
«Прогресс – это форма человеческого существования»: профессии в мире НТП». Написать сочинение-рассуждение на тему «Моя профессия в современном мире», используя хрию.
Хрия «Не позволяй твоему языку опережать твою мысль»
Приступ может быть таким: эта мысль принадлежит знаменитому греческому поэту Хилону. Он имел представление о людях и знал о том, что зачастую они говорят прежде, чем думают.
Парафразис: поэт поднимал важную тему взаимодействия людей друг с другом. Чтобы проблем в общении не возникало, он предложил использовать простую тактику - думать, перед тем как что-либо сказать. Причина: утверждение верно, так как люди не смогут долго общаться, если не будут продумывать свои слова и действия по отношению к другим.
Хрия «Не позволяй твоему языку опережать твою мысль»
Противное: возможно, правильно и говорить все, о чем думаешь, чтобы не казаться скрытным. Но разве это может впоследствии не нанести вред моральному состоянию человека? Многие мысли лучше держать при себе. Пример: схожая ситуация происходила в жизни Печорина в произведении "Герой нашего времени", где он не скрывал своего мнения о людях или своих кардинальных взглядов на жизнь, но в итоге Печорина это привело к полной сломленности, отсутствию любимых и друзей. Свидетельство: даже семейные узы распались бы, если бы наши мысли были написаны у нас на лбу (Мария Эбнер Эшенбах). Заключение: такая точка зрения близка мне, поэтому я ее разделяю. Действительно, человек может потерять многое из-за одного неправильного слова. Язык нам дан для составления красивых и ярких речей, которые будут радовать, а не приносить разочарование.
Спасибо за внимание !!!