СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Из опыта работы по формированию естественнонаучной грамотности на уроках биологии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Из опыта работы по формированию естественнонаучной грамотности на уроках биологии"»

«Формирование естественно-научной грамотности на уроках биологии» Учитель биологии: Котова Ирина Николаевна

«Формирование естественно-научной грамотности на уроках биологии»

Учитель биологии:

Котова Ирина Николаевна

« Функционально грамотный человек — это человек, который способен  использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания,  умения и навыки для решения максимально широкого диапазона  жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности,  общения и социальных отношений »  А.А. Леонтьев

« Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений » А.А. Леонтьев

Международные сопоставительные исследования качества образования в области естественнонаучного образования. Позиция РФ в рейтинге стран TIMSS-2019 , естествознание, 4 классы Средний балл 3 TIMSS-2019 , естествознание, 8 классы 5 567 PISA-2018 , естественно-научная грамотность 543 33 478 Задача  учителя – как минимум удержать предметные результаты (удержать  позиции в TIMSS!) и усилить работу по формированию естественнонаучной грамотности (поднять результаты в PISA!)

Международные сопоставительные исследования качества образования в области естественнонаучного образования.

Позиция РФ в рейтинге стран

TIMSS-2019 , естествознание, 4 классы

Средний балл

3

TIMSS-2019 , естествознание, 8 классы

5

567

PISA-2018 , естественно-научная грамотность

543

33

478

Задача учителя – как минимум удержать предметные результаты (удержать позиции в TIMSS!) и усилить работу по формированию естественнонаучной грамотности (поднять результаты в PISA!)

Компетенции   Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями. Научно объяснять явления Понимать основные особенности естественно-научного исследования Интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов Компетенции ЕНГ в связке формируются при  изучении всех предметов естественнонаучного цикла!

Компетенции

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями.

Научно объяснять явления

Понимать основные особенности естественно-научного исследования

Интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов

Компетенции ЕНГ в связке формируются при изучении всех предметов естественнонаучного цикла!

Естественно-научная грамотность и требования ФГОС ООО к результатам освоения основных образовательных программ По сути, все компетенции ЕНГ полностью пересекаются с  требованиями ФГОС ООО к предметным, метапредметным и личностным  результатам. Мы можем найти мотивационный момент в требованиях к  личностным результатам (понимание ценности научного познания) и  перечисление всех компетенций естественно-научной грамотности в  требованиях к предметным и метапредметным результатам (распознавание,  описание и объяснение явлений и процессов, освоение методов научного  познания, работа с информацией научного содержания) Какой вывод для учителя? Так как требования к ЕНГ являются  составляющей требований ФГОС, то формирование естественно-научной  грамотности является обязательным массовым результатом освоения  образовательных программ! Все компетенции ЕНГ полностью пересекаются с  требованиями ФГОС ООО к предметным, метапредметным и личностным  результатам.

Естественно-научная грамотность и требования ФГОС ООО к результатам освоения основных образовательных программ

По сути, все компетенции ЕНГ полностью пересекаются с требованиями ФГОС ООО к предметным, метапредметным и личностным результатам. Мы можем найти мотивационный момент в требованиях к личностным результатам (понимание ценности научного познания) и перечисление всех компетенций естественно-научной грамотности в требованиях к предметным и метапредметным результатам (распознавание, описание и объяснение явлений и процессов, освоение методов научного познания, работа с информацией научного содержания)

Какой вывод для учителя? Так как требования к ЕНГ являются составляющей требований ФГОС, то формирование естественно-научной грамотности является обязательным массовым результатом освоения образовательных программ!

Все компетенции ЕНГ полностью пересекаются с требованиями ФГОС ООО к предметным, метапредметным и личностным результатам.

Компетенция: «Научное объяснение явлений» В основе развития компетенции «Научное объяснение явлений» лежат знания о научных методах исследования, о приборах и инструментах, используемых в наблюдениях и экспериментальных работах.

Компетенция: «Научное объяснение явлений»

В основе развития компетенции «Научное объяснение явлений» лежат знания о научных методах исследования, о приборах и инструментах, используемых в наблюдениях и экспериментальных работах.

Развитие компетенции: «Научное объяснение явлений» Тема: Царство вирусов (5 класс). Вирус табачной мозаики  Вирус табачной мозаики - возбудитель мозаичной болезни, поражающей растения. Инфекция среди растений распространяется при повреждении покровов листьев необработанным садовым инвентарем, а также через огородных вредителей, которые питаются соками растений. У заболевших растений наблюдается рисунок из размытых желтых пятен, неровности и бугорки на поверхности листа, а сами они отстают в росте и развитии, уменьшают отдачу урожая в несколько раз, а при сильном поражении погибают. Через какой недезинфицированный садовый инвентарь человек может передавать растению возбудителя табачной мозаики?    Правильный ответ: 135

Развитие компетенции: «Научное объяснение явлений»

Тема: Царство вирусов (5 класс).

Вирус табачной мозаики Вирус табачной мозаики - возбудитель мозаичной болезни, поражающей растения. Инфекция среди растений распространяется при повреждении покровов листьев необработанным садовым инвентарем, а также через огородных вредителей, которые питаются соками растений. У заболевших растений наблюдается рисунок из размытых желтых пятен, неровности и бугорки на поверхности листа, а сами они отстают в росте и развитии, уменьшают отдачу урожая в несколько раз, а при сильном поражении погибают.

Через какой недезинфицированный садовый инвентарь человек может передавать растению возбудителя табачной мозаики?

Правильный ответ: 135

Развитие компетенции: «Научное объяснение явлений» Тема: Воздушное питание растений (6 класс) Опыт Д. Пристли Возьмем двух мышек и накроем их колпаками, с одной мышкой поставим растение.

Развитие компетенции: «Научное объяснение явлений»

Тема: Воздушное питание растений (6 класс)

Опыт Д. Пристли

Возьмем двух мышек и накроем их колпаками, с одной мышкой поставим растение.

Поднимите один из колпаков. Какой колпак нужно поднять и почему ? Одна из мышек может погибнуть

Поднимите один из колпаков.

Какой колпак нужно поднять и почему ?

Одна из мышек может погибнуть

Вы спасли мышку!

Вы спасли мышку!

Почему погибла мышка?

Почему погибла мышка?

Компетенция: «Понимание особенностей естественно-научного исследования В основе развития компетенции «Понимание особенностей естественно-научного исследования» лежат знания о структуре естественно-научного исследования.

Компетенция: «Понимание особенностей естественно-научного исследования

В основе развития компетенции «Понимание особенностей естественно-научного исследования» лежат знания о структуре естественно-научного исследования.

Развитие компетенции: «Понимание особенностей естественно-научного исследования» Тема: Корень, его строение и значение (6 класс) Шестиклассники изучали явление геотропизма. Для  наблюдения за растением горшок с ним аккуратно повернули на бок. Рассмотрите рисунок, опишите изменения, которые произошли с органами растения за 4 дня. Какую гипотезу (предположение) проверяли школьники в этом эксперименте?  На направление роста корней влияет сила тяжести.   При попытке провести такой эксперимент дома, Валерия столкнулась с невозможностью рассмотреть изменения, которые произошли с корнями. Какое условие проведения опыта необходимо было предусмотреть заранее, чтобы наблюдать за изменениями в ходе опыта. Условием проведения эксперимента должна быть  прозрачная емкость.

Развитие компетенции: «Понимание особенностей естественно-научного исследования»

Тема: Корень, его строение и значение (6 класс)

Шестиклассники изучали явление геотропизма. Для наблюдения за растением горшок с ним аккуратно повернули на бок. Рассмотрите рисунок, опишите изменения, которые произошли с органами растения за 4 дня. Какую гипотезу (предположение) проверяли школьники в этом эксперименте?

На направление роста корней влияет сила тяжести.

При попытке провести такой эксперимент дома, Валерия столкнулась с невозможностью рассмотреть изменения, которые произошли с корнями. Какое условие проведения опыта необходимо было предусмотреть заранее, чтобы наблюдать за изменениями в ходе опыта.

Условием проведения эксперимента должна быть прозрачная емкость.

Развитие компетенции: «Понимание особенностей естественно-научного исследования» Тема: Простейшие (7 класс)  Какие методы исследования позволили обнаружить названные явления? А) измерение и эксперимент Б) наблюдение и эксперимент В) измерение и наблюдение Ответ: Б).

Развитие компетенции: «Понимание особенностей естественно-научного исследования»

Тема: Простейшие (7 класс)

Какие методы исследования позволили обнаружить

названные явления?

А) измерение и эксперимент

Б) наблюдение и эксперимент

В) измерение и наблюдение

Ответ: Б).

Развитие компетенции: «Понимание особенностей естественно-научного исследования» «У человека … можно предположить существование кожного дыхания. Опыты показали, что оно в действительности существует. Для таких опытов помещают человека в герметически закрытую камеру, в которую проводят только одну трубку. Через нее человек вдыхает воздух, находящийся вне камеры, и туда же его выдыхает. В воздухе, находящемся в камере, предварительно определяют количество кислорода и углекислого газа. После того как человек посидит в камере несколько часов, снова определяют количество в ней кислорода и углекислоты. Оказывается, что кислорода в камере убавляется, а углекислого газа прибавляется; значит, кожа поглотила некоторое количество кислорода и выделила углекислоту, т. е. через кожу человек дышит» ( А.М. Никольский «Занимательная физиология»). Какая схема соответствует эксперименту, доказывающему кожное дыхание человека? Ответ: 3

Развитие компетенции: «Понимание особенностей естественно-научного исследования»

«У человека … можно предположить существование кожного дыхания. Опыты показали, что оно в действительности существует. Для таких опытов помещают человека в герметически закрытую камеру, в которую проводят только одну трубку. Через нее человек вдыхает воздух, находящийся вне камеры, и туда же его выдыхает. В воздухе, находящемся в камере, предварительно определяют количество кислорода и углекислого газа. После того как человек посидит в камере несколько часов, снова определяют количество в ней кислорода и углекислоты. Оказывается, что кислорода в камере убавляется, а углекислого газа прибавляется; значит, кожа поглотила некоторое количество кислорода и выделила углекислоту, т. е. через кожу человек дышит» ( А.М. Никольский «Занимательная физиология»).

Какая схема соответствует эксперименту, доказывающему кожное дыхание человека?

Ответ: 3

Компетенция: «Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов» Напрямую связана с читательской грамотностью

Компетенция: «Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов»

Напрямую связана с читательской грамотностью

Развитие компетенции: «Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов» Тема: Бактерии  (5 класс)  Для выполнения задания необходимо проанализировать каждое  утверждение.   Проанализируйте график скорости размножения молочнокислых бактерий. Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость?  1) Чем выше температура, тем интенсивнее рост клеток бактерий.  2) Для того, чтобы прекратить рост бактериальных клеток, надо нагреть их до 45 градусов.  3) Оптимальная температура для размножения клеток в диапазоне от 36 до 38°С.  4) Минимальный рост численности бактерий произошел в диапазоне от 30 до 32°С.  5) До 32°С количество бактериальных клеток плавно повышается.  Ответ: 4, 5.

Развитие компетенции: «Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов»

Тема: Бактерии (5 класс)

Для выполнения задания необходимо проанализировать каждое утверждение.

Проанализируйте график скорости размножения молочнокислых бактерий. Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость? 1) Чем выше температура, тем интенсивнее рост клеток бактерий. 2) Для того, чтобы прекратить рост бактериальных клеток, надо нагреть их до 45 градусов. 3) Оптимальная температура для размножения клеток в диапазоне от 36 до 38°С. 4) Минимальный рост численности бактерий произошел в диапазоне от 30 до 32°С. 5) До 32°С количество бактериальных клеток плавно повышается.

Ответ: 4, 5.

Н.О.Я. Развитие компетенции: «Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов» Тема: Тип плоские черви (7 класс)  Прочитайте текст «Цикл жизни печеночного сосальщика» и составьте схему в виде рисунка. Обозначьте на рисунке основные стадии жизненного цикла червя.   Возможный ответ: 1 – основной хозяин; 2 – взрослый сосальщик; 3 – яйца; 4 – свободноплавающая личинка с ресничками; 5 – новое поколение личинок в теле прудовика; 6 – личинка; 7 – циста. Ответ: Нет. Человек заражается, если проглотит цисты сосальщика. Профилактика состоит в фильтрации или кипячении воды, соблюдении правил гигиены, недопустимости мытья фруктов и овощей в воде из прудов, рек. В качестве основного хозяина может выступать человек. Может ли человек заразиться печеночным сосальщиком, съев печень коровы? Какие меры профилактики стоит соблюдать? Ответ обоснуйте .

Н.О.Я.

Развитие компетенции: «Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов»

Тема: Тип плоские черви (7 класс)

Прочитайте текст «Цикл жизни печеночного сосальщика» и составьте схему в виде рисунка. Обозначьте на рисунке основные стадии жизненного цикла червя.

Возможный ответ: 1 – основной хозяин; 2 – взрослый сосальщик; 3 – яйца; 4 – свободноплавающая личинка с ресничками; 5 – новое поколение личинок в теле прудовика; 6 – личинка; 7 – циста.

Ответ: Нет. Человек заражается, если проглотит цисты сосальщика.

Профилактика состоит в фильтрации или кипячении воды, соблюдении правил гигиены, недопустимости мытья фруктов и овощей в воде из прудов, рек.

В качестве основного хозяина может выступать человек. Может ли человек заразиться печеночным сосальщиком, съев печень коровы? Какие меры профилактики стоит соблюдать? Ответ обоснуйте .

Пластиковое загрязнение природы

Пластиковое загрязнение природы

Интересные ссылки: Материалы по естественнонаучной грамотности:  http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_sl.html Открытый банк заданий ФИПИ по естественнонаучной грамотности:  http://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoygramotnosti РЭШ. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности:  https://resh.edu.ru/  Сдам ГИА. Решу ВПР:  https://vpr.sdamgia.ru/

Интересные ссылки:

  • Материалы по естественнонаучной грамотности:

http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_sl.html

  • Открытый банк заданий ФИПИ по естественнонаучной грамотности:

http://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoygramotnosti

  • РЭШ. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности:

https://resh.edu.ru/

  • Сдам ГИА. Решу ВПР:

https://vpr.sdamgia.ru/

Рефлексия Было интересно, со всем справился Было интересно, но возникали затруднения Было неинтересно, с заданиями не справился

Рефлексия

Было интересно, со всем справился

Было интересно, но возникали затруднения

Было неинтересно, с заданиями не справился


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!