Учитель изобразительного искусства
МКОУ «Огнево-Заимковская СОШ». Клювиткина Людмила Владимировна
Мастер-класс по прикладной технике:
Изонить
Связь геометрии с искусством
В системе школьного образования особое место отводится геометрии, которая является не только основной математической дисциплиной, но и одним из важнейших компонентов общечеловеческой культуры.
Связь геометрии с искусством
Геометрия и искусство связаны друг с другом.
С помощью геометрических форм художники создают удивительные абстракции, иллюстрации животных, портреты людей и другие исключительные творения
Оказывается, можно создавать шедевры не только карандашами, кисточками, мелом, а еще и разноцветными нитями.
Изонить - так называется этот вид деятельности.
Изонить или нитяная графика - это графический рисунок, выполненный нитями, натянутыми в определенном порядке на твердой основе. Используя эту технику, можно создать великолепные картины, открытки, обложки для рукописных книг, закладки, сувениры, декоративные панно.
Нитяная графика как вид искусства впервые появилась в Англии.
Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток.
Они вбивали в дощечки гвозди и в определённой последовательности натягивали на них нити.
В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища.
Казалось бы, как связаны геометрия и изонить?
Однако, еще в XIX веке математик и педагог Мэри Эверест Буль стала использовать приемы изонити для обучения детей геометрии.
Изонить сочетает в себе графику, геометрию, изобразительное искусство (композиция, цветоведение),
математику (расчеты схем, возрастающий и убывающий ряд чисел),
технологию (знакомство и работа с различным материалом: картон, бумага, нитки, бисер и т.д.).
В технике «изонить» графическое изображение создается способом пересечения нитей и сочетанием простых геометрических форм: треугольников, углов, окружностей, овалов, дуг, завитков и прямых линий.
Эта техника позволяет детям ознакомиться
- с геометрическими фигурами
- с различными видами углов, их величинами, длинами сторон
- с понятие окружности, центре, радиусе, диаметре, хорде разной длины и ее направлении
- с количественным и порядковым счетом.
- с понятием о точке отсчета,
- с ориентировкой на плоскости: вверх, вниз, слева, справа,
- с параллельными и пересекающимися прямые,
- с понятием симметрии.
Занятия изонитью способствуют развитию:
- мелкой моторики пальцев рук;
- сенсорного восприятия;
- глазомера;
- логического мышления;
- пространственного воображения;
- волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить начатую работу до конца)
«Изонить» положительно влияет на своевременное формирование геометрической зоркости и интуиции, пространственного воображения, творческих способностей учащихся, развитие интереса к геометрическим образам и в целом к геометрии как к науке и обладает уникальными возможностями для решения главной цели общего математического образования – целостного развития и становления личности средствами математики.
Для работы понадобятся:
- плотный картон;
- ножницы;
- игла;
- нитки разных цветов;
- скотч;
- линейка, циркуль, ластик, простой карандаш;
- копировальная бумага, калька;
Приемы работы в технике «изонить»: заполнение угла , окружности, дуги.
Заполнение угла
- Чертится угол.
- Каждая сторона разбивается на равные отрезки. Количество отрезков на каждой из сторон угла должно быть одинаковым.
- Игла с ниткой вводится в т. 1 с изнаночной стороны и опускается в т. 26, находящуюся на другой стороне угла.
- лицевая сторона
- Далее:
- из т. 26 в т. 25;
- из т. 25 в т. 2;
- из т. 2 в т. 3;
- из т.3 в т. 24 и так далее...
- На пересечении сторон угла отверстие
не делается! (в т. 27)
Заполнение окружности
- Окружность делится на равные части (их должно быть четное количество).
- Выбирается любая хорда в окружности. Например, 9-24.
- Иголка с ниткой вставляется в т. 9 (с изнаночной стороны), опускается в т.24, затем из т. 24 в т.1.
- Далее из т. 1 в т. 10, из т. 10 в т. 11 и так далее по окружности. Эта хорда должна "совершить" целых два круга.
Заполнение дуги
Начертите дугу, разделите ее на равные части, сделайте проколы в точках деления. Вденьте нитку в иголку и заполните фигуру по схеме.
Результат работы в технике "изонить" завораживает детей красотой. А где красота - там и радость, и праздник.
И всегда хорошее настроение.
Попробуй вышить сам
Ресурсы:
http://igrushka.kz/vip51/izonit.php
http://uglichkukla.narod.ru/Teh_Izonit.htm
http://igrushka.forever.kz/vip54/izonit.php
http://foto.rambler.ru/users/technolog/izonit/
http://www.greeting-cards.ru/izonit/index.php
http://tehnologiya.narod.ru/rukodelie/rukodelie5.htm
http://nkj.ru/archive/articles/918/
http://nauka.relis.ru/50/0412/50412116.html