СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к докладу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Системно-деятельностный подход в рамках ФГОС в начальной школе"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к докладу»

    Я слышу – я забываю,      я вижу – я запоминаю,     я делаю – я усваиваю.   Китайская мудрость  «Системно - деятельностный подход в начальной школе в условиях реализации ФГОС»  Ларионова И.Ю.  учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №4 им. А.С.Пушкина»

Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю. Китайская мудрость «Системно - деятельностный подход в начальной школе в условиях реализации ФГОС»

Ларионова И.Ю.

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №4 им. А.С.Пушкина»

Актуальность Необходимы:  знания знания о том, как и где их применять знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Поэтому и появилась потребность введения системно- деятельностного метода обучения.

Актуальность

Необходимы:

  • знания
  • знания о том, как и где их применять
  • знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую.

И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач.

Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.

Поэтому и появилась потребность введения системно- деятельностного метода обучения.

Цель: применение системно- деятельностного подхода в обучении на уроках в начальной школе. Задачи: изучить системно- деятельностный подход в обучении обосновать возможности развития познавательной самостоятельности школьников посредством целенаправленного использования на уроках технологий системно- деятельностного подхода.

Цель:

применение системно- деятельностного подхода в обучении на уроках в начальной школе.

Задачи:

  • изучить системно- деятельностный подход в обучении
  • обосновать возможности развития познавательной самостоятельности школьников посредством целенаправленного использования на уроках технологий системно- деятельностного подхода.
Система дидактических принципов Принцип творчества Принцип вариативности Принцип деятельности . Принцип  целостного представления о мире. . Принцип минимакса. Принцип Принцип  непрерывности .  психологической . комфортности.

Система дидактических принципов

Принцип

творчества

Принцип

вариативности

Принцип

деятельности .

Принцип

целостного

представления

о мире.

.

Принцип

минимакса.

Принцип

Принцип

непрерывности .

психологической

.

комфортности.

Составляющие системно-деятельностного подхода 1. Учебный материал представляется в виде последовательных задач, которые решаются совместно с учащимися, формируются выводы, осуществляются на различных этапах логически допустимые обобщения и делается переход к следующим задачам. 2. Поэлементное формирование у учащихся умений осуществлять то или иное мыслительное или практическое действие.

Составляющие системно-деятельностного подхода

1. Учебный материал представляется в виде последовательных задач, которые решаются совместно с учащимися, формируются выводы, осуществляются на различных этапах логически допустимые обобщения и делается переход к следующим задачам.

2. Поэлементное формирование у учащихся умений осуществлять то или иное мыслительное или практическое действие.

 Позиция учителя:  к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика:  за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Позиция учителя:

к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Позиция ученика:

за познание мира, (в специально организованных для

этого условиях).

Характерная черта технологии  способность ученика  проектировать  предстоящую деятельность,  быть ее субъектом

Характерная черта технологии

способность ученика

проектировать

предстоящую деятельность,

быть ее субъектом

 Типология уроков  в дидактической системе деятельностного метода   уроки «открытия» нового знания уроки рефлексии уроки общеметодологической направленности уроки развивающего контроля

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода

  • уроки «открытия» нового знания
  • уроки рефлексии
  • уроки общеметодологической направленности
  • уроки развивающего контроля
Особенности урока в рамках деятельностного подхода Элементы Традиционный урок Формулирование темы урока сравнения Урок в режиме деятельностного подхода Учитель сообщает учащимся Постановка целей и задач Формулируют сами учащиеся Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Планирование Практическая деятельность учащихся Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности)

Особенности урока в рамках деятельностного подхода

Элементы

Традиционный урок

Формулирование темы урока

сравнения

Урок в режиме деятельностного подхода

Учитель сообщает учащимся

Постановка целей и задач

Формулируют сами учащиеся

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Планирование

Практическая деятельность учащихся

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности)

 Элементы  сравнения Традиционный урок Урок в режиме деятельностного подхода Осуществление коррекции Осуществление контроля Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Оценивание Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Итог урока Учитель оценивает работу на уроке Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному талону) Учащиеся участвуют в оценке деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Домашнее задание Проводится рефлексия Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Элементы

сравнения Традиционный урок Урок в режиме деятельностного подхода

Осуществление коррекции

Осуществление контроля

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Оценивание

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Итог урока

Учитель оценивает работу на уроке

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному талону)

Учащиеся участвуют в оценке деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Домашнее задание

Проводится рефлексия

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Этапы построения  урока «открытия» нового знания при системно-деятельностном подходе Мотивация к учебной деятельности Актуализация и пробное учебное действие Выявление места и причины затруднения Построение проекта выхода из затруднения Реализация построенного проекта Первичное закрепление учебного действия Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Включение в систему знаний и повторение Рефлексия учебной деятельности

Этапы построения урока «открытия» нового знания при системно-деятельностном подходе

  • Мотивация к учебной деятельности
  • Актуализация и пробное учебное действие
  • Выявление места и причины затруднения
  • Построение проекта выхода из затруднения
  • Реализация построенного проекта
  • Первичное закрепление учебного действия
  • Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
  • Включение в систему знаний и повторение
  • Рефлексия учебной деятельности
Этап 1  МОТИВАЦИИ Приёмы

Этап 1 МОТИВАЦИИ

Приёмы

"Побуждение"

"Психологический тренинг"

"Фантастическая добавка"

"Удивляй"

"Привлекательная цель"

"Отсроченная отгадка"

"Проблемная ситуация"

"Театрализация"

"Рифмованное начало уроков"

"Эпиграф к уроку"

"Оратор"

"Фантазёр"

"Индуктор"

"Ассоциативный ряд"

Этап  2 АКТУАЛИЗАЦИИ И

ПРОБНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ

Приёмы

"Столкновение противоречий"

"Вопросы, требующие установления сходства и различия."

"Вопрос к тексту"

"Лови ошибку"

"Мозговой штурм"

"Почини цепочку"

" Да-нетка "

"Практичность теории"

"Пресс - конференция"

"Просмотр видеофрагментов по изучаемым темам"

"Сравнение"

"Проведи исследование"

"Раздели на группы"

"Дай информацию"

"Слепой текст"

"Придумай название"

"Собери модель"

"Игры в случайность"

 

    Фрагмент урока  «Окружающий мир»        Эмоциональный настрой. Актуализация знаний. -Отгадайте загадку. О чем идет речь. В сережках у мамы огнём он горит. В пыли на дороге ненужным лежит. Меняет он форму, меняет он цвет, А в стройке годится на тысячу лет. Он может быть мелкий- В ладошке лежать. Тяжелый, большой- Одному не поднять. Кто, дети, загадку мою отгадал? - Кто этот предмет по приметам узнал?  - Что  объединяет эти вещи? -Кто догадался, над какой темой будем работать сегодня на уроке? -Действительно , тема урока - «Заглянем в кладовые нашей Земли. Камни в нашем доме»  -Какая будет цель нашего урока?

Фрагмент урока «Окружающий мир»

Эмоциональный настрой. Актуализация знаний.

-Отгадайте загадку. О чем идет речь.

В сережках у мамы огнём он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий-

В ладошке лежать.

Тяжелый, большой-

Одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

- Кто этот предмет по приметам узнал?

- Что объединяет эти вещи?

-Кто догадался, над какой темой будем работать сегодня на уроке?

-Действительно , тема урока - «Заглянем в кладовые нашей Земли. Камни в нашем доме» -Какая будет цель нашего урока?

" Да-нетка"

Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".  Пример.  На уроке по теме “Планета

Земля” загадывается определенная

планета, и ребята начинают задавать

учителю вопросы:

  • Это планета земной группы? - нет;
  • Это планета – гигант? – да;
  • Эта планета имеет гигантские кольца? – нет;
  • Это самая большая планета? – да.
  • Ребята делают вывод, что это планета Юпитер.
 Этап  3 Этап 4  ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ ВЫХОДА ИЗ- ЗАТРУДНЕНИЯ   Приёмы Приёмы

Этап  3 Этап 4 ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТА И

ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ ВЫХОДА ИЗ- ЗАТРУДНЕНИЯ

Приёмы Приёмы

  • "Составление алгоритма " "Разрешение парадоксов"
  • "Слепая таблица " "Помощники"
  • "Птичий базар " "Тема в виде проблемного вопроса"
  • "Цепочка " "Отгадай ребус, загадку, шараду…"
  • "Расшифруй! " "Проблемная ситуация"
  • "Кластер " "Подводящий диалог "
  • "Починить цепочку " "Работа над понятием"

Фрагмент урока  «Математика»

Фрагмент урока «Математика»

"Проблемная ситуация"

Проблемная ситуация «с затруднением».

Тема:  Сложение и вычитание с переходом через десяток.

3+5= 7+3=

2+7= 4+4=

5+2= 7+6=

– Почему вы не можете решить последний пример?

(Мы не можем сложить, получается больше 10.)

Чему будем учиться на уроке?

Побуждающий диалог от проблемной ситуации

Тема: Правила переноса

Помогите составить предложение.

солнца яркие цветы любят первые лучи весенние

Запись на доске: Первые весенние цветы любят яркие лучи солнца. (слово яркие не вмещается) Что же делать?

  • Варианты детей: Я-ркие ярки-е яр-кие ярк-ие
 Этап 5   РЕАЛИЗАЦИИ  ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА  Приёмы

Этап 5 РЕАЛИЗАЦИИ

ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА

Приёмы

"Мини – рассказ "

"Упрости! "

"Создай коллекцию "

"Проблемный поиск "

"Пары сменного состава "

"Послушать – сговориться – обсудить "

"Облака мыслей "

"Ромб ассоциаций "

 

Этап 6 ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ  С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ

Приёмы

Аукцион"

"Феномен"

"Чего больше?"

"Реклама"

"Учимся сообща"

"Я беру тебя с собо й "

"Упрости!"

Упростить предложения без потери смысла (текст учебника или научно-популярного журнала).

«Аукцион»

По аналогии с настоящим аукционом, «Лот» - объект. Идет его продажа - кто больше знает об объекте, тот его и «покупает». Лоты могут быть в виде загадок, ребусов. Готовят их ученики или учитель. Все по очереди продают свой объект.

«Феномен»

На уроке чтения в определённый момент перед ребёнком появляется очередной рассказ, но с умышленным «дефектом» – все случаи, когда встречаются нужные буквосочетания – «ЖИ-ШИ», «ЧУ-ЩУ», «ЧА-ЩА» – выделены» подчёркиванием, цветным маркером или ещё как-то. Ребёнок вольно или невольно, но без особого усилия, зафиксирует в сознании факт: данные буквосочетания – это показываемый учителем подводный камень, он заслуЖИвает специального внимания.

 Этап 7  Этап 8   САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ  Приёмы Приёмы

Этап 7  Этап 8  САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ

С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ

Приёмы Приёмы

" Фактологический диктант " "Повторяем с контролем"

"Цифровой диктант " "Повторяем с расширением"

"Буквенный диктант " "Свои примеры"

"Тренировочная к/ р " "Приведи примеры"

" Блиц-контрольная " "Починить цепочку"

"Творческий тест " "Раздели на группы"

"Соответствие фактов и понятий " "Дай информацию"

"Рядом с художником " "Восстанови текст"

"Назвать, одним слово"

"Кроссворд "

" Творческий тест"

Проверка на уровне восприятия: Выявление умений творчески строить ответ на поставленный вопрос :         

  -впиши пропущенное слово; - закончи предложение; - дай ответ на вопрос; - творческие задания.

"Восстанови текст"

1.Заполнить «слепой» текст словами или числами 2. Восстановить текст из перепутанных неполных фрагментов, данных в виде текстов на едином листе 3. Восстановите текст из перепутанных  неполных фрагментов, в виде текстов на разных карточках.

   Этап 9.  РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   Приёмы

  Этап 9. РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Приёмы

  • "Опрос – итог "
  • "Пантомима "
  • "Азбука "
  • "Анкета "
  • "Цветные поля"
  • "Увеличение – уменьшение "
  • " Синквейн "
  • "Толстый и тонкий вопрос "
  • "Телеграмма"
  • "Шкатулка"

"Азбука"

Дается буква алфавита, например «П», необходимо написать как можно больше слов, начинающихся на эту букву, и тесно связанных с изучаемой темой. Обосновать свой список – показать связь слов с темой. Побеждает группа с самым длинным списком.

"Телеграмма"

Описание: приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.  'Пример. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание герою произведения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.

"Шкатулка"

Описание: Для актуализации субъектного опыта на уроках литературы. Учитель предлагает заполнить шкатулку, положив в неё что-то абстрактное, качества характера, пожелания и т.д.  'Пример. Собери в шкатулку все, что необходимо герою с твоей точки зрения, все, что поможет ему в дальнейшем. А что бы ты положил в данной ситуации для себя?

Уровень  математических представлений Начало 1 класса Низкий уровень 52% Средний уровень  Окончание 1 класса 34% 26% Уровень выше среднего 36% 14% Высокий уровень 5% 23% 15%

Уровень математических представлений

Начало 1 класса

Низкий уровень

52%

Средний уровень

Окончание 1 класса

34%

26%

Уровень выше среднего

36%

14%

Высокий уровень

5%

23%

15%

Уровень  языковых представлений Начало 1 класса Низкий уровень Средний уровень Окончание 1 класса 60% 25% 22% Уровень выше среднего 18% 8% Высокий уровень 7% 34% 26%

Уровень языковых представлений

Начало 1 класса

Низкий уровень

Средний уровень

Окончание 1 класса

60%

25%

22%

Уровень выше среднего

18%

8%

Высокий уровень

7%

34%

26%

Литературное чтение Базовый уровень 66% Выше нормы 24% Понимание прочитанного Выше среднего показателя Универсальные учебные действия Личностные Коммуникативные 67%-высокий уровень Регулятивные 96%-высокий уровень 72% - высокий уровень

Литературное чтение

Базовый уровень

66%

Выше нормы

24%

Понимание прочитанного

Выше среднего показателя

Универсальные учебные действия

Личностные

Коммуникативные

67%-высокий уровень

Регулятивные

96%-высокий уровень

72% - высокий уровень

Позиция учителя Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса. Веди ученика от собственного опыта к общественному. Будь не «НАД», а «РЯДОМ». Радуйся вопросу, но отвечать не спеши. Учи анализировать каждый этап работы. Критикуя, стимулируй ученика.

Позиция учителя

Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса.

Веди ученика от собственного опыта к общественному.

Будь не «НАД», а «РЯДОМ».

Радуйся вопросу, но отвечать не спеши.

Учи анализировать каждый этап работы.

Критикуя, стимулируй ученика.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!