Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю. Китайская мудрость «Системно - деятельностный подход в начальной школе в условиях реализации ФГОС»
Ларионова И.Ю.
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №4 им. А.С.Пушкина»
Актуальность
Необходимы:
- знания
- знания о том, как и где их применять
- знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую.
И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач.
Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.
Поэтому и появилась потребность введения системно- деятельностного метода обучения.
Цель:
применение системно- деятельностного подхода в обучении на уроках в начальной школе.
Задачи:
- изучить системно- деятельностный подход в обучении
- обосновать возможности развития познавательной самостоятельности школьников посредством целенаправленного использования на уроках технологий системно- деятельностного подхода.
Система дидактических принципов
Принцип
творчества
Принцип
вариативности
Принцип
деятельности .
Принцип
целостного
представления
о мире.
.
Принцип
минимакса.
Принцип
Принцип
непрерывности .
психологической
.
комфортности.
Составляющие системно-деятельностного подхода
1. Учебный материал представляется в виде последовательных задач, которые решаются совместно с учащимися, формируются выводы, осуществляются на различных этапах логически допустимые обобщения и делается переход к следующим задачам.
2. Поэлементное формирование у учащихся умений осуществлять то или иное мыслительное или практическое действие.
Позиция учителя:
к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика:
за познание мира, (в специально организованных для
этого условиях).
Характерная черта технологии
способность ученика
проектировать
предстоящую деятельность,
быть ее субъектом
Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода
- уроки «открытия» нового знания
- уроки рефлексии
- уроки общеметодологической направленности
- уроки развивающего контроля
Особенности урока в рамках деятельностного подхода
Элементы
Традиционный урок
Формулирование темы урока
сравнения
Урок в режиме деятельностного подхода
Учитель сообщает учащимся
Постановка целей и задач
Формулируют сами учащиеся
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться
Планирование
Практическая деятельность учащихся
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности)
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности)
Элементы
сравнения Традиционный урок Урок в режиме деятельностного подхода
Осуществление коррекции
Осуществление контроля
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию
Оценивание
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы
Итог урока
Учитель оценивает работу на уроке
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному талону)
Учащиеся участвуют в оценке деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили
Домашнее задание
Проводится рефлексия
Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Этапы построения урока «открытия» нового знания при системно-деятельностном подходе
- Мотивация к учебной деятельности
- Актуализация и пробное учебное действие
- Выявление места и причины затруднения
- Построение проекта выхода из затруднения
- Реализация построенного проекта
- Первичное закрепление учебного действия
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Включение в систему знаний и повторение
- Рефлексия учебной деятельности
Этап 1 МОТИВАЦИИ
Приёмы
"Побуждение"
"Психологический тренинг"
"Фантастическая добавка"
"Удивляй"
"Привлекательная цель"
"Отсроченная отгадка"
"Проблемная ситуация"
"Театрализация"
"Рифмованное начало уроков"
"Эпиграф к уроку"
"Оратор"
"Фантазёр"
"Индуктор"
"Ассоциативный ряд"
Этап 2 АКТУАЛИЗАЦИИ И
ПРОБНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ
Приёмы
"Столкновение противоречий"
"Вопросы, требующие установления сходства и различия."
"Вопрос к тексту"
"Лови ошибку"
"Мозговой штурм"
"Почини цепочку"
" Да-нетка "
"Практичность теории"
"Пресс - конференция"
"Просмотр видеофрагментов по изучаемым темам"
"Сравнение"
"Проведи исследование"
"Раздели на группы"
"Дай информацию"
"Слепой текст"
"Придумай название"
"Собери модель"
"Игры в случайность"
Фрагмент урока «Окружающий мир»
Эмоциональный настрой. Актуализация знаний.
-Отгадайте загадку. О чем идет речь.
В сережках у мамы огнём он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий-
В ладошке лежать.
Тяжелый, большой-
Одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
- Кто этот предмет по приметам узнал?
- Что объединяет эти вещи?
-Кто догадался, над какой темой будем работать сегодня на уроке?
-Действительно , тема урока - «Заглянем в кладовые нашей Земли. Камни в нашем доме» -Какая будет цель нашего урока?
" Да-нетка"
Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет". Пример. На уроке по теме “Планета
Земля” загадывается определенная
планета, и ребята начинают задавать
учителю вопросы:
- Это планета земной группы? - нет;
- Это планета – гигант? – да;
- Эта планета имеет гигантские кольца? – нет;
- Это самая большая планета? – да.
- Ребята делают вывод, что это планета Юпитер.
Этап 3 Этап 4 ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТА И
ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ ВЫХОДА ИЗ- ЗАТРУДНЕНИЯ
Приёмы Приёмы
- "Составление алгоритма " "Разрешение парадоксов"
- "Слепая таблица " "Помощники"
- "Птичий базар " "Тема в виде проблемного вопроса"
- "Цепочка " "Отгадай ребус, загадку, шараду…"
- "Расшифруй! " "Проблемная ситуация"
- "Кластер " "Подводящий диалог "
- "Починить цепочку " "Работа над понятием"
Фрагмент урока «Математика»
"Проблемная ситуация"
Проблемная ситуация «с затруднением».
Тема: Сложение и вычитание с переходом через десяток.
3+5= 7+3=
2+7= 4+4=
5+2= 7+6=
– Почему вы не можете решить последний пример?
(Мы не можем сложить, получается больше 10.)
Чему будем учиться на уроке?
Побуждающий диалог от проблемной ситуации
Тема: Правила переноса
Помогите составить предложение.
солнца яркие цветы любят первые лучи весенние
Запись на доске: Первые весенние цветы любят яркие лучи солнца. (слово яркие не вмещается) Что же делать?
- Варианты детей: Я-ркие ярки-е яр-кие ярк-ие
Этап 5 РЕАЛИЗАЦИИ
ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА
Приёмы
"Мини – рассказ "
"Упрости! "
"Создай коллекцию "
"Проблемный поиск "
"Пары сменного состава "
"Послушать – сговориться – обсудить "
"Облака мыслей "
"Ромб ассоциаций "
Этап 6 ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ
Приёмы
Аукцион"
"Феномен"
"Чего больше?"
"Реклама"
"Учимся сообща"
"Я беру тебя с собо й "
"Упрости!"
Упростить предложения без потери смысла (текст учебника или научно-популярного журнала).
«Аукцион»
По аналогии с настоящим аукционом, «Лот» - объект. Идет его продажа - кто больше знает об объекте, тот его и «покупает». Лоты могут быть в виде загадок, ребусов. Готовят их ученики или учитель. Все по очереди продают свой объект.
«Феномен»
На уроке чтения в определённый момент перед ребёнком появляется очередной рассказ, но с умышленным «дефектом» – все случаи, когда встречаются нужные буквосочетания – «ЖИ-ШИ», «ЧУ-ЩУ», «ЧА-ЩА» – выделены» подчёркиванием, цветным маркером или ещё как-то. Ребёнок вольно или невольно, но без особого усилия, зафиксирует в сознании факт: данные буквосочетания – это показываемый учителем подводный камень, он заслуЖИвает специального внимания.
Этап 7 Этап 8 САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ
С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ
Приёмы Приёмы
" Фактологический диктант " "Повторяем с контролем"
"Цифровой диктант " "Повторяем с расширением"
"Буквенный диктант " "Свои примеры"
"Тренировочная к/ р " "Приведи примеры"
" Блиц-контрольная " "Починить цепочку"
"Творческий тест " "Раздели на группы"
"Соответствие фактов и понятий " "Дай информацию"
"Рядом с художником " "Восстанови текст"
"Назвать, одним слово"
"Кроссворд "
" Творческий тест"
Проверка на уровне восприятия: Выявление умений творчески строить ответ на поставленный вопрос :
-впиши пропущенное слово; - закончи предложение; - дай ответ на вопрос; - творческие задания.
"Восстанови текст"
1.Заполнить «слепой» текст словами или числами 2. Восстановить текст из перепутанных неполных фрагментов, данных в виде текстов на едином листе 3. Восстановите текст из перепутанных неполных фрагментов, в виде текстов на разных карточках.
Этап 9. РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Приёмы
- "Опрос – итог "
- "Пантомима "
- "Азбука "
- "Анкета "
- "Цветные поля"
- "Увеличение – уменьшение "
- " Синквейн "
- "Толстый и тонкий вопрос "
- "Телеграмма"
- "Шкатулка"
"Азбука"
Дается буква алфавита, например «П», необходимо написать как можно больше слов, начинающихся на эту букву, и тесно связанных с изучаемой темой. Обосновать свой список – показать связь слов с темой. Побеждает группа с самым длинным списком.
"Телеграмма"
Описание: приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись. 'Пример. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание герою произведения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.
"Шкатулка"
Описание: Для актуализации субъектного опыта на уроках литературы. Учитель предлагает заполнить шкатулку, положив в неё что-то абстрактное, качества характера, пожелания и т.д. 'Пример. Собери в шкатулку все, что необходимо герою с твоей точки зрения, все, что поможет ему в дальнейшем. А что бы ты положил в данной ситуации для себя?
Уровень математических представлений
Начало 1 класса
Низкий уровень
52%
Средний уровень
Окончание 1 класса
34%
26%
Уровень выше среднего
36%
14%
Высокий уровень
5%
23%
15%
Уровень языковых представлений
Начало 1 класса
Низкий уровень
Средний уровень
Окончание 1 класса
60%
25%
22%
Уровень выше среднего
18%
8%
Высокий уровень
7%
34%
26%
Литературное чтение
Базовый уровень
66%
Выше нормы
24%
Понимание прочитанного
Выше среднего показателя
Универсальные учебные действия
Личностные
Коммуникативные
67%-высокий уровень
Регулятивные
96%-высокий уровень
72% - высокий уровень
Позиция учителя
Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса.
Веди ученика от собственного опыта к общественному.
Будь не «НАД», а «РЯДОМ».
Радуйся вопросу, но отвечать не спеши.
Учи анализировать каждый этап работы.
Критикуя, стимулируй ученика.
Спасибо за внимание!