ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Учитель информатики
МОУ – СОШ с.Найтоповичи
Холощак Л.А.
Функциональная грамотность
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
А.А. Леонтьев
Составляющие функциональной грамотности
- Читательская грамотность
- Естественно-научная грамотность
- Математическая грамотность
- Финансовая грамотность
- Креативное мышление
- Глобальные компетенции
Особенности заданий
- Задачи, поставленные вне предметной области и решаемые с помощью предметных знаний.
- В каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая понятная учащемуся.
- Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни.
- Ситуация требует осознанного выбора модели поведения.
- Вопросы изложены простым, ясным языком.
- Требуется перевод с обыденного языка на язык предметной области (математики, физики и др.)
- Используются разные форматы представления информации: рисунки, таблицы, диаграммы, комиксы и др.
Читательская грамотность
Примеры заданий
Задание:
Маша, Катя, Саша и Паша разговаривали о новых моделях смартфонов. Пашины родители пообещали подарить ему телефон на новый год. Теперь у Паши есть необходимость выбрать себе новый смартфон. Ребята спорили какой из телефонов лучше. Маша и Катя сказали, что главное в телефоне его цвет и хорошая передняя камера, чтобы делать качественные селфи. Саша же утверждал, что главное в телефоне — это объем памяти, чтобы можно было скачать как можно больше игр.
Вопрос 1. Какую информацию о телефоне нужно получить, чтобы принять решение о его покупке?
Вопрос 2. Выберите необходимые для этого характеристики телефона.
Читательская грамотность
Примеры заданий
Самый крупный на земле алмаз с названием «Куллинан» весил 3106 карат (в 1 грамме 5 карат). Он был найден в 1905 году. Следующий по весу алмаз — «Эксцельсиор», найден в 1893 году. Он весил 995 карат. Третий алмаз — «Звезда Сьерра- Леоне» весом 970 карат был найден в 1972 году. Алмаз «Великий Могол» весом 787 карат был найден в Индии в XVII веке. «Алмаз Победы» весом 770 карат был найден в 1945 году в Западной Африке.
Вопрос 1. Преобразуйте текстовую информацию в табличную. Вопрос 2. Дайте названия столбцам и заполните таблицу.
Математическая грамотность
Примеры заданий
Задание «Расписание»
Иван Васильевич пришел в 07:00 на автостанцию поселка Болотное и увидел следующее расписание автобусов.
Таблица «Расписание»
Отправление из
Прибытие в
Болотное
Воробьево
Время отправления
Восточная
Издревая
Время прибытия
06:50
Болотное
Восточная
08:05
07:55
Болотное
Издревая
Болотное
08:05
09:05
09:15
09:00
Болотное
Воробьево
10:10
Восточная
09:15
Издревая
Вороьево
10:30
09:45
Болотное
Издревая
Восточная
10:05
11:00
11:15
10:10
Восточная
Восточная
11:15
11:15
Воробьево
12:25
11:45
12:55
Математическая грамотность
Примеры заданий
ВОПРОСЫ:
- Определите самое раннее время, когда путешественник сможет оказаться в пункте Восточная согласно этому расписанию (ответ числом, временем).
2. Сколько времени он будет в пути (ответ числом)?
Математическая грамотность
Примеры заданий
Задание 1.
В компьютерном салоне «Бест» имеются в продаже устройства, представленные в Таблице 1.
Наименование товара
Цена
Клавиатура
Джойстик
Наименование товара
1 200 руб.
Цена
Сканер
1 600 руб.
Мышь
Системный блок
9 00 руб.
Модем
2 500 руб.
2 600 руб.
Принтер
2 5000 руб.
4 500 руб.
Монитор
8 500 руб.
Вопрос: Сколько денег потратит Иван при приобретении в этом салоне минимального комплекта устройств, обеспечивающих работу компьютера?
Математическая грамотность
Примеры заданий
Задание 2.
Антон Петрович перешел на удаленную работу. Для работы ему нужен хороший ноутбук. В компьютерном салоне «Бест» имеются в продаже ноутбуки со следующими характеристиками:
Антон Петрович собирается приобрести ноутбук со следующими характеристиками: большой экран (15–17 дюймов), много оперативной памяти (больше 16 Гб), мощный процессор (тактовая частота не менее 3,7 ГГц) и дискретная видеокарта.
Вопрос 1. Ноутбуки каких производителей в предоставленной в таблице подходят по перечисленным критериям?
Вопрос 2. Сможет ли Антон Петрович купить ноутбук Lenovo, если у него есть накопления в размере 50 тысяч руб. и дисконтная карта, при предъявлении которой предоставляется скидка 10 %?
Производитель
Размер экрана
Acer
Линейка процессора
Apple
15.6 "
ASUS
14 "
Intel Pentium Silver
Тактовая частота процессора
HP
Объем оператив-ной памяти
Intel Core i5 / Intel Core i7
17.3 "
1,10 ГГц
Lenovo
Тип видеокарты
Intel Core i5 / Intel Core i7
15.6 "
8...16 ГБ
2.60 ГГц до 5.00 ГГц
встроенная
8...32 ГБ
17.3 "
2,60 ГГц до 5.00 ГГц
Цена, руб.
Intel Core i5 / Intel Core i7
Microsoft
Xiaomi
дискретная
8...16 ГБ
Intel Core i7 / Intel Core i9
2,60 ГГц до 5.00 ГГц
15.6 "
48068
дискретная
15.6 "
Intel Celeron
3.70 ГГц до 5.30 ГГц
8...16 ГБ
47900
8...32 ГБ
встроенная
38900
Intel Core i5 / Intel Core i7
1,33 ГГц
дискретная
41950
8...16 ГБ
2,60 ГГц до 5.00 ГГц
57850
встроенная
8...32 ГБ
дискретная
35099
48860
Формируем функциональную грамотность
Учение в общении, или учебное сотрудничество,
задания на работу в парах и малых группах
Создание учебных ситуаций , инициирующих учебную деятельность учащихся, мотивирующих их на учебную деятельность и проясняющих смыслы этой деятельности
Поисковая активность
– задания поискового характера, учебные
исследования, проекты
Приобретение опыта-разрешение проблем, принятие решений, позитивное
поведение
Оценочная самостоятельность школьников, задания на само- и
взаимооценку:
кейсы, ролевые игры, диспуты и др.
ЭФФЕКТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ
Формирование функциональной грамотности - это сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные образовательные педагогические технологии.
Технология проблемного обучения
Технология
Уровневая дифференциация обучения
проектной деятельности
Технология оценивания учебных достижений
обучающихся
Обучение на основе
«учебных ситуаций»
Информационные и коммуникационные технологии
Технология развития
«критического мышления» через чтение и письмо
Технология формирования типа правильной
читательской деятельности
Технология использования игровых методов
«Для жизни, а не для
школы мы учимся»
Ян Амос Коменский