СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к докладу "Формирование функциональной грамотности на уроках информатики"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация сопровождает доклад "Формирование функциональной грамотности на уроках информатики"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к докладу "Формирование функциональной грамотности на уроках информатики"»

ФОРМИРОВАНИЕ  ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ  НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ Учитель информатики МОУ – СОШ с.Найтоповичи Холощак Л.А.

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Учитель информатики

МОУ – СОШ с.Найтоповичи

Холощак Л.А.

Функциональная грамотность «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». А.А. Леонтьев

Функциональная грамотность

«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

А.А. Леонтьев

 Составляющие функциональной грамотности Читательская грамотность Естественно-научная грамотность Математическая грамотность Финансовая грамотность Креативное мышление Глобальные компетенции

Составляющие функциональной грамотности

  • Читательская грамотность
  • Естественно-научная грамотность
  • Математическая грамотность
  • Финансовая грамотность
  • Креативное мышление
  • Глобальные компетенции

Особенности заданий Задачи,  поставленные  вне  предметной  области  и  решаемые  с  помощью предметных  знаний. В  каждом  из  заданий  описываются жизненная  ситуация,  как  правило, близкая  понятная  учащемуся. Контекст  заданий  близок  к  проблемным  ситуациям,  возникающим  в повседневной  жизни. Ситуация  требует  осознанного  выбора  модели  поведения. Вопросы  изложены  простым,  ясным  языком. Требуется  перевод  с  обыденного  языка  на  язык  предметной  области (математики,  физики  и  др.) Используются  разные  форматы  представления  информации:  рисунки, таблицы,  диаграммы,  комиксы  и  др.

Особенности заданий

  • Задачи, поставленные вне предметной области и решаемые с помощью предметных знаний.
  • В каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая понятная учащемуся.
  • Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни.
  • Ситуация требует осознанного выбора модели поведения.
  • Вопросы изложены простым, ясным языком.
  • Требуется перевод с обыденного языка на язык предметной области (математики, физики и др.)
  • Используются разные форматы представления информации: рисунки, таблицы, диаграммы, комиксы и др.

Читательская грамотность Примеры  заданий Задание:  Маша, Катя, Саша и Паша разговаривали о новых моделях смартфонов. Пашины родители пообещали подарить ему телефон на новый год. Теперь у Паши есть необходимость выбрать себе новый смартфон. Ребята спорили какой из телефонов лучше. Маша и Катя сказали, что главное в телефоне его цвет и хорошая передняя камера, чтобы делать качественные селфи. Саша же утверждал, что главное в телефоне — это объем памяти, чтобы можно было скачать как можно больше игр. Вопрос 1. Какую информацию о телефоне нужно получить, чтобы принять решение о его покупке? Вопрос 2. Выберите необходимые для этого характеристики телефона.

Читательская грамотность

Примеры заданий

Задание:

Маша, Катя, Саша и Паша разговаривали о новых моделях смартфонов. Пашины родители пообещали подарить ему телефон на новый год. Теперь у Паши есть необходимость выбрать себе новый смартфон. Ребята спорили какой из телефонов лучше. Маша и Катя сказали, что главное в телефоне его цвет и хорошая передняя камера, чтобы делать качественные селфи. Саша же утверждал, что главное в телефоне — это объем памяти, чтобы можно было скачать как можно больше игр.

Вопрос 1. Какую информацию о телефоне нужно получить, чтобы принять решение о его покупке?

Вопрос 2. Выберите необходимые для этого характеристики телефона.

Читательская грамотность Примеры  заданий Самый  крупный  на  земле  алмаз  с  названием  «Куллинан» весил  3106  карат  (в  1  грамме  5  карат).  Он  был  найден  в  1905 году.  Следующий  по  весу  алмаз  —  «Эксцельсиор»,  найден  в 1893  году. Он  весил  995  карат.  Третий  алмаз  —  «Звезда Сьерра- Леоне»  весом  970  карат  был  найден  в  1972  году.  Алмаз  «Великий  Могол»  весом  787  карат  был  найден  в Индии  в  XVII  веке.  «Алмаз  Победы»  весом  770  карат  был найден  в  1945  году  в  Западной  Африке. Вопрос 1. Преобразуйте  текстовую  информацию  в  табличную. Вопрос 2. Дайте  названия  столбцам  и  заполните  таблицу.

Читательская грамотность

Примеры заданий

Самый крупный на земле алмаз с названием «Куллинан» весил 3106 карат (в 1 грамме 5 карат). Он был найден в 1905 году. Следующий по весу алмаз — «Эксцельсиор», найден в 1893 году. Он весил 995 карат. Третий алмаз — «Звезда Сьерра- Леоне» весом 970 карат был найден в 1972 году. Алмаз «Великий Могол» весом 787 карат был найден в Индии в XVII веке. «Алмаз Победы» весом 770 карат был найден в 1945 году в Западной Африке.

Вопрос 1. Преобразуйте текстовую информацию в табличную. Вопрос 2. Дайте названия столбцам и заполните таблицу.

Математическая грамотность Примеры  заданий Задание «Расписание» Иван Васильевич пришел в 07:00 на автостанцию поселка Болотное и увидел следующее расписание автобусов. Таблица «Расписание» Отправление из Прибытие в Болотное Воробьево Время отправления Восточная Издревая Время прибытия 06:50 Болотное Восточная 08:05 07:55 Болотное Издревая Болотное 08:05 09:05 09:15 09:00 Болотное Воробьево 10:10 Восточная 09:15 Издревая Вороьево 10:30 09:45 Болотное Издревая Восточная 10:05 11:00 11:15 10:10 Восточная Восточная 11:15 11:15 Воробьево 12:25 11:45 12:55

Математическая грамотность

Примеры заданий

Задание «Расписание»

Иван Васильевич пришел в 07:00 на автостанцию поселка Болотное и увидел следующее расписание автобусов.

Таблица «Расписание»

Отправление из

Прибытие в

Болотное

Воробьево

Время отправления

Восточная

Издревая

Время прибытия

06:50

Болотное

Восточная

08:05

07:55

Болотное

Издревая

Болотное

08:05

09:05

09:15

09:00

Болотное

Воробьево

10:10

Восточная

09:15

Издревая

Вороьево

10:30

09:45

Болотное

Издревая

Восточная

10:05

11:00

11:15

10:10

Восточная

Восточная

11:15

11:15

Воробьево

12:25

11:45

12:55

Математическая грамотность Примеры  заданий ВОПРОСЫ: Определите самое раннее время, когда путешественник сможет оказаться в пункте Восточная согласно этому расписанию (ответ числом, временем). 2. Сколько времени он будет в пути (ответ числом)?

Математическая грамотность

Примеры заданий

ВОПРОСЫ:

  • Определите самое раннее время, когда путешественник сможет оказаться в пункте Восточная согласно этому расписанию (ответ числом, временем).

2. Сколько времени он будет в пути (ответ числом)?

Математическая грамотность Примеры  заданий Задание 1. В компьютерном салоне «Бест» имеются в продаже устройства, представленные в Таблице 1. Наименование товара Цена Клавиатура Джойстик Наименование товара 1 200 руб. Цена Сканер 1 600 руб. Мышь Системный блок 9 00 руб. Модем 2 500 руб. 2 600 руб. Принтер 2 5000 руб. 4 500 руб. Монитор 8 500 руб. Вопрос: Сколько денег потратит Иван при приобретении в этом салоне минимального комплекта устройств, обеспечивающих работу компьютера?

Математическая грамотность

Примеры заданий

Задание 1.

В компьютерном салоне «Бест» имеются в продаже устройства, представленные в Таблице 1.

Наименование товара

Цена

Клавиатура

Джойстик

Наименование товара

1 200 руб.

Цена

Сканер

1 600 руб.

Мышь

Системный блок

9 00 руб.

Модем

2 500 руб.

2 600 руб.

Принтер

2 5000 руб.

4 500 руб.

Монитор

8 500 руб.

Вопрос: Сколько денег потратит Иван при приобретении в этом салоне минимального комплекта устройств, обеспечивающих работу компьютера?

Математическая грамотность Примеры  заданий  Задание 2.  Антон Петрович перешел на удаленную работу. Для работы ему нужен хороший ноутбук. В компьютерном салоне «Бест» имеются в продаже ноутбуки со следующими характеристиками: Антон Петрович собирается приобрести ноутбук со следующими характеристиками: большой экран (15–17 дюймов), много оперативной памяти (больше 16 Гб), мощный процессор (тактовая частота не менее 3,7 ГГц) и дискретная видеокарта. Вопрос 1. Ноутбуки каких производителей в предоставленной в таблице подходят по перечисленным критериям? Вопрос 2. Сможет ли Антон Петрович купить ноутбук Lenovo, если у него есть накопления в размере 50 тысяч руб. и дисконтная карта, при предъявлении которой предоставляется скидка 10 %?

Математическая грамотность

Примеры заданий

Задание 2.

Антон Петрович перешел на удаленную работу. Для работы ему нужен хороший ноутбук. В компьютерном салоне «Бест» имеются в продаже ноутбуки со следующими характеристиками:

Антон Петрович собирается приобрести ноутбук со следующими характеристиками: большой экран (15–17 дюймов), много оперативной памяти (больше 16 Гб), мощный процессор (тактовая частота не менее 3,7 ГГц) и дискретная видеокарта.

Вопрос 1. Ноутбуки каких производителей в предоставленной в таблице подходят по перечисленным критериям?

Вопрос 2. Сможет ли Антон Петрович купить ноутбук Lenovo, если у него есть накопления в размере 50 тысяч руб. и дисконтная карта, при предъявлении которой предоставляется скидка 10 %?

Производитель Размер экрана Acer Линейка процессора Apple 15.6

Производитель

Размер экрана

Acer

Линейка процессора

Apple

15.6 "

ASUS

14 "

Intel Pentium Silver

Тактовая частота процессора

HP

Объем оператив-ной памяти

Intel Core i5 / Intel Core i7

17.3 "

1,10 ГГц

Lenovo

Тип видеокарты

Intel Core i5 / Intel Core i7

15.6 "

8...16 ГБ

2.60 ГГц до 5.00 ГГц

встроенная

8...32 ГБ

17.3 "

2,60 ГГц до 5.00 ГГц

Цена, руб.

Intel Core i5 / Intel Core i7

Microsoft

Xiaomi

дискретная

8...16 ГБ

Intel Core i7 / Intel Core i9

2,60 ГГц до 5.00 ГГц

15.6 "

48068

дискретная

15.6 "

Intel Celeron

3.70 ГГц до 5.30 ГГц

8...16 ГБ

47900

8...32 ГБ

встроенная

38900

Intel Core i5 / Intel Core i7

1,33 ГГц

дискретная

41950

8...16 ГБ

2,60 ГГц до 5.00 ГГц

57850

встроенная

8...32 ГБ

дискретная

35099

48860

 

Формируем функциональную грамотность Учение  в  общении, или  учебное сотрудничество, задания  на работу  в парах и  малых  группах Создание  учебных ситуаций ,  инициирующих учебную деятельность учащихся,  мотивирующих  их на  учебную  деятельность  и проясняющих  смыслы этой деятельности Поисковая  активность –  задания  поискового характера,  учебные исследования,  проекты Приобретение опыта-разрешение проблем,  принятие решений, позитивное поведение Оценочная самостоятельность школьников,  задания на  само- и взаимооценку: кейсы,  ролевые игры,  диспуты  и  др. ЭФФЕКТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ

Формируем функциональную грамотность

Учение в общении, или учебное сотрудничество,

задания на работу в парах и малых группах

Создание учебных ситуаций , инициирующих учебную деятельность учащихся, мотивирующих их на учебную деятельность и проясняющих смыслы этой деятельности

Поисковая активность

задания поискового характера, учебные

исследования, проекты

Приобретение опыта-разрешение проблем, принятие решений, позитивное

поведение

Оценочная самостоятельность школьников, задания на само- и

взаимооценку:

кейсы, ролевые игры, диспуты и др.

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ

Формирование  функциональной  грамотности  -  это  сложный, многосторонний,  длительный  процесс.  Достичь  нужных результатов  можно  лишь  умело,  грамотно  сочетая  различные современные  образовательные  педагогические  технологии. Технология проблемного обучения Технология Уровневая дифференциация обучения проектной деятельности Технология оценивания учебных достижений обучающихся Обучение  на основе «учебных ситуаций» Информационные  и коммуникационные технологии Технология развития «критического мышления» через  чтение  и письмо Технология формирования  типа правильной читательской деятельности Технология использования игровых  методов

Формирование функциональной грамотности - это сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные образовательные педагогические технологии.

Технология проблемного обучения

Технология

Уровневая дифференциация обучения

проектной деятельности

Технология оценивания учебных достижений

обучающихся

Обучение на основе

«учебных ситуаций»

Информационные и коммуникационные технологии

Технология развития

«критического мышления» через чтение и письмо

Технология формирования типа правильной

читательской деятельности

Технология использования игровых методов

«Для жизни, а не для школы мы учимся» Ян Амос Коменский

«Для жизни, а не для

школы мы учимся»

Ян Амос Коменский


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс