СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к докладу: "Мотивация в обучении математики"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация выполнена к докладу "Мотивация в обучении математики". 

Просмотр содержимого документа
«Презентация к докладу: "Мотивация в обучении математики"»

МКОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области Доклад на тему:  Мотивация в обучении математики Учитель математики Боряк Елены Анатольевны 2018 г.

МКОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа»

Кореневского района Курской области

Доклад на тему: Мотивация в обучении математики

Учитель математики

Боряк Елены Анатольевны

2018 г.

Мотивация - процессы, определяющие движение по направлению к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность и пассивность поведения. Изучение мотивации - это изучение того, как и почему люди приступают к действиям, направленным на достижение цели, и почему они проявляют в них настойчивость.
  • Мотивация - процессы, определяющие движение по направлению к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность и пассивность поведения.
  • Изучение мотивации - это изучение того, как и почему люди приступают к действиям, направленным на достижение цели, и почему они проявляют в них настойчивость.
Вопросы Что заставляет приступать к выполнению определенных действий? Какие потребности личности вызывают ее активности? Почему человек проявляет настойчивость при попытках достичь цели? Каковы особенности настойчивой личности, умеющей упорно стремиться к цели? (Внутренние факторы мотивации.) Какие внешние условия пробуждают мотивы личности и позволяют ей сохранять движение к определенной цели? (Внешние факторы мотивации.)

Вопросы

  • Что заставляет приступать к выполнению определенных действий? Какие потребности личности вызывают ее активности?
  • Почему человек проявляет настойчивость при попытках достичь цели? Каковы особенности настойчивой личности, умеющей упорно стремиться к цели? (Внутренние факторы мотивации.)
  • Какие внешние условия пробуждают мотивы личности и позволяют ей сохранять движение к определенной цели? (Внешние факторы мотивации.)
Основные направления работы по развитию мотивации обеспечить у учащихся ощущение продвижения вперед, переживания успеха в деятельности; использовать все возможности учебного материала; организовать сотрудничество учеников на уроке; самому правильно строить отношение с учащимися, быть заинтересованным в их успехах, иметь авторитет; видеть индивидуальность каждого ученика; постоянно поощрять или наказывать, привлекать родителей для совместного контроля.

Основные направления работы по развитию мотивации

  • обеспечить у учащихся ощущение продвижения вперед, переживания успеха в деятельности;
  • использовать все возможности учебного материала;
  • организовать сотрудничество учеников на уроке;
  • самому правильно строить отношение с учащимися, быть заинтересованным в их успехах, иметь авторитет;
  • видеть индивидуальность каждого ученика;
  • постоянно поощрять или наказывать, привлекать родителей для совместного контроля.
Требования к учебной деятельности (В.В. Давыдов): а) объектом усвоения должны быть теоретические понятия; б) процесс усвоения должен протекать так, чтобы перед детьми раскрывались условия происхождения понятий; в) результатом усвоения должно быть формирование специфической учебной деятельности, которая имеет свою особую структуру с такими компонентами, как учебная ситуация, задача, учебные действия, действия контроля и оценки.

Требования к учебной деятельности (В.В. Давыдов):

  • а) объектом усвоения должны быть теоретические понятия;
  • б) процесс усвоения должен протекать так, чтобы перед детьми раскрывались условия происхождения понятий;
  • в) результатом усвоения должно быть формирование специфической учебной деятельности, которая имеет свою особую структуру с такими компонентами, как учебная ситуация, задача, учебные действия, действия контроля и оценки.
ОЦЕНКИ Исходные Положительные Отрицательные

ОЦЕНКИ

Исходные

Положительные

Отрицательные

Причины отрицательного отношения к обучению Субъективные Объективные

Причины отрицательного отношения к обучению

Субъективные

Объективные

Факторы, способствующие развитию положительной мотивации Факторы, связанные с содержанием задачи. Факторы, связанные с организацией деятельности по решению задачи . Факторы, определяющиеся отношением между участниками, включенными в деятельность по решению задачи. Факторы, связанные с разнообразными формами уроков. Факторы, связанные с разнообразными формами внеклассной работы.

Факторы, способствующие развитию положительной мотивации

  • Факторы, связанные с содержанием задачи.
  • Факторы, связанные с организацией деятельности по решению задачи .
  • Факторы, определяющиеся отношением между участниками, включенными в деятельность по решению задачи.
  • Факторы, связанные с разнообразными формами уроков.
  • Факторы, связанные с разнообразными формами внеклассной работы.
Результат: Осознанное усвоение учащимися математических знаний, умений, навыков. Развитие интеллектуальных умений и навыков. Развитие коммуникативных умений и навыков. Формирование характера, нравственных черт личности.

Результат:

  • Осознанное усвоение учащимися математических знаний, умений, навыков.
  • Развитие интеллектуальных умений и навыков.
  • Развитие коммуникативных умений и навыков.
  • Формирование характера, нравственных черт личности.
Факторы, связанные с самой задачей и ее содержанием I. Новизна содержания. Пример. При изучении темы

Факторы, связанные с самой задачей и ее содержанием

I. Новизна содержания.

Пример. При изучении темы "Четыре замечательные точки треугольника" учащимся предлагается проверить верно ли утверждение: "Три замечательные точки треугольника лежат на одной прямой". Учащиеся могут это проверить опытным путем, выдвинув гипотезу, что точка пересечения медиан, точка пересечения высот и точка пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника лежат на одной прямой. Данную гипотезу нужно доказать. В конце решения задачи учитель может сообщить, что эта прямая называется прямой Эйлера.

Факторы, связанные с самой задачей и ее содержанием II. Отражения связи с практикой. Примеры. Один банк обещает вкладчику прибыль 2% в месяц, а другой - 25% годовых. Куда выгоднее вложить деньги? Киловатт – час электроэнергии стоит 3 руб. 10 коп. Счетчик электроэнергии 1 июля показал 8637 киловатт – часов, а 1 августа – 8805 киловатт – часов. Какую сумму (в рублях) нужно заплатить за использование электроэнергии в июле? Водитель маршрутного такси совершил за месяц 180 поездок по 40 км каждая, потратив на бензин 18144 руб. Сколько литров на 100 км расходовал в среднем водитель, если он покупал бензин по цене 24 руб. за литр?

Факторы, связанные с самой задачей и ее содержанием

II. Отражения связи с практикой.

Примеры.

  • Один банк обещает вкладчику прибыль 2% в месяц, а другой - 25% годовых. Куда выгоднее вложить деньги?
  • Киловатт – час электроэнергии стоит 3 руб. 10 коп. Счетчик электроэнергии 1 июля показал 8637 киловатт – часов, а 1 августа – 8805 киловатт – часов. Какую сумму (в рублях) нужно заплатить за использование электроэнергии в июле?
  • Водитель маршрутного такси совершил за месяц 180 поездок по 40 км каждая, потратив на бензин 18144 руб. Сколько литров на 100 км расходовал в среднем водитель, если он покупал бензин по цене 24 руб. за литр?
Факторы, связанные с самой задачей и ее содержанием III. Отражение исторического аспекта. Пример. В конкурсе эстрадной песни «Евровидение» участвуют представители 40 стран, по 1 исполнителю от каждой страны. Все выступления разбиваются жеребьевкой на 2 полуфинала, по 20 выступлений в каждом. Порядок выступления в полуфинале также определяется жеребьевкой. Какова вероятность, что выступление представителя России состоится во втором полуфинале и будет не ранее, чем 12 по счёту?

Факторы, связанные с самой задачей и ее содержанием

III. Отражение исторического аспекта.

Пример. В конкурсе эстрадной песни «Евровидение» участвуют представители 40 стран, по 1 исполнителю от каждой страны. Все выступления разбиваются жеребьевкой на 2 полуфинала, по 20 выступлений в каждом. Порядок выступления в полуфинале также определяется жеребьевкой. Какова вероятность, что выступление представителя России состоится во втором полуфинале и будет не ранее, чем 12 по счёту?

Факторы, связанные с самой задачей и ее содержанием IV. Занимательность. Пример. Монету подбрасывает несколько раз так, что каждый раз с равной вероятностью выпадает «Орёл» или «Решка». Найдите вероятность того, что при 4 подбрасываниях монеты и «Орёл» и «Решка» выпадут по одному разу?

Факторы, связанные с самой задачей и ее содержанием

IV. Занимательность.

Пример. Монету подбрасывает несколько раз так, что каждый раз с равной вероятностью выпадает «Орёл» или «Решка». Найдите вероятность того, что при 4 подбрасываниях монеты и «Орёл» и «Решка» выпадут по одному разу?

Факторы, связанные с самой задачей и ее содержанием V. Нестандартность вопроса. Примеры вопросов:

Факторы, связанные с самой задачей и ее содержанием

V. Нестандартность вопроса.

Примеры вопросов: "хватит ли?", "успеет ли?" "поровну ли ?","кто быстрее?", "что можно в задаче найти, доказать?" и т.д.

Проблемы, решаемые с помощью ИКТ: Повышение познавательного интереса к математике, побуждение положительной мотивации к учению. Отработка и закрепление на практике теоретических знаний, полученных во время лекционных работ. Выполнение практической части учебного плана. Осуществление личностно-ориентированного подхода к учащимся. Создание здоровье-сберегающей среды.

Проблемы, решаемые с помощью ИКТ:

  • Повышение познавательного интереса к математике, побуждение положительной мотивации к учению.
  • Отработка и закрепление на практике теоретических знаний, полученных во время лекционных работ.
  • Выполнение практической части учебного плана.
  • Осуществление личностно-ориентированного подхода к учащимся.
  • Создание здоровье-сберегающей среды.
Рекомендации педагогам Делайте кабинет и занятие более привлекательным и интересным. Связывайте учебную информацию с жизненным опытом обучающихся. Как можно чаще ставьте учащихся в ситуацию выбора цели. Помогайте учащимся ставить перед собой реалистические цели. Помогайте быть ответственными за удачи и промахи. Помогайте увидеть связь между их усилиями и результатами труда. Сделайте ситуацию успеха достижимой.

Рекомендации педагогам

  • Делайте кабинет и занятие более привлекательным и интересным.
  • Связывайте учебную информацию с жизненным опытом обучающихся.
  • Как можно чаще ставьте учащихся в ситуацию выбора цели.
  • Помогайте учащимся ставить перед собой реалистические цели.
  • Помогайте быть ответственными за удачи и промахи.
  • Помогайте увидеть связь между их усилиями и результатами труда.
  • Сделайте ситуацию успеха достижимой.
Доклад окончен

Доклад окончен


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!