Просмотр содержимого документа
«Презентация к докладу: "Мотивация в обучении математики"»
МКОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа»
Кореневского района Курской области
Доклад на тему: Мотивация в обучении математики
Учитель математики
Боряк Елены Анатольевны
2018 г.
- Мотивация - процессы, определяющие движение по направлению к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность и пассивность поведения.
- Изучение мотивации - это изучение того, как и почему люди приступают к действиям, направленным на достижение цели, и почему они проявляют в них настойчивость.
Вопросы
- Что заставляет приступать к выполнению определенных действий? Какие потребности личности вызывают ее активности?
- Почему человек проявляет настойчивость при попытках достичь цели? Каковы особенности настойчивой личности, умеющей упорно стремиться к цели? (Внутренние факторы мотивации.)
- Какие внешние условия пробуждают мотивы личности и позволяют ей сохранять движение к определенной цели? (Внешние факторы мотивации.)
Основные направления работы по развитию мотивации
- обеспечить у учащихся ощущение продвижения вперед, переживания успеха в деятельности;
- использовать все возможности учебного материала;
- организовать сотрудничество учеников на уроке;
- самому правильно строить отношение с учащимися, быть заинтересованным в их успехах, иметь авторитет;
- видеть индивидуальность каждого ученика;
- постоянно поощрять или наказывать, привлекать родителей для совместного контроля.
Требования к учебной деятельности (В.В. Давыдов):
- а) объектом усвоения должны быть теоретические понятия;
- б) процесс усвоения должен протекать так, чтобы перед детьми раскрывались условия происхождения понятий;
- в) результатом усвоения должно быть формирование специфической учебной деятельности, которая имеет свою особую структуру с такими компонентами, как учебная ситуация, задача, учебные действия, действия контроля и оценки.
ОЦЕНКИ
Исходные
Положительные
Отрицательные
Причины отрицательного отношения к обучению
Субъективные
Объективные
Факторы, способствующие развитию положительной мотивации
- Факторы, связанные с содержанием задачи.
- Факторы, связанные с организацией деятельности по решению задачи .
- Факторы, определяющиеся отношением между участниками, включенными в деятельность по решению задачи.
- Факторы, связанные с разнообразными формами уроков.
- Факторы, связанные с разнообразными формами внеклассной работы.
Результат:
- Осознанное усвоение учащимися математических знаний, умений, навыков.
- Развитие интеллектуальных умений и навыков.
- Развитие коммуникативных умений и навыков.
- Формирование характера, нравственных черт личности.
Факторы, связанные с самой задачей и ее содержанием
I. Новизна содержания.
Пример. При изучении темы "Четыре замечательные точки треугольника" учащимся предлагается проверить верно ли утверждение: "Три замечательные точки треугольника лежат на одной прямой". Учащиеся могут это проверить опытным путем, выдвинув гипотезу, что точка пересечения медиан, точка пересечения высот и точка пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника лежат на одной прямой. Данную гипотезу нужно доказать. В конце решения задачи учитель может сообщить, что эта прямая называется прямой Эйлера.
Факторы, связанные с самой задачей и ее содержанием
II. Отражения связи с практикой.
Примеры.
- Один банк обещает вкладчику прибыль 2% в месяц, а другой - 25% годовых. Куда выгоднее вложить деньги?
- Киловатт – час электроэнергии стоит 3 руб. 10 коп. Счетчик электроэнергии 1 июля показал 8637 киловатт – часов, а 1 августа – 8805 киловатт – часов. Какую сумму (в рублях) нужно заплатить за использование электроэнергии в июле?
- Водитель маршрутного такси совершил за месяц 180 поездок по 40 км каждая, потратив на бензин 18144 руб. Сколько литров на 100 км расходовал в среднем водитель, если он покупал бензин по цене 24 руб. за литр?
Факторы, связанные с самой задачей и ее содержанием
III. Отражение исторического аспекта.
Пример. В конкурсе эстрадной песни «Евровидение» участвуют представители 40 стран, по 1 исполнителю от каждой страны. Все выступления разбиваются жеребьевкой на 2 полуфинала, по 20 выступлений в каждом. Порядок выступления в полуфинале также определяется жеребьевкой. Какова вероятность, что выступление представителя России состоится во втором полуфинале и будет не ранее, чем 12 по счёту?
Факторы, связанные с самой задачей и ее содержанием
IV. Занимательность.
Пример. Монету подбрасывает несколько раз так, что каждый раз с равной вероятностью выпадает «Орёл» или «Решка». Найдите вероятность того, что при 4 подбрасываниях монеты и «Орёл» и «Решка» выпадут по одному разу?
Факторы, связанные с самой задачей и ее содержанием
V. Нестандартность вопроса.
Примеры вопросов: "хватит ли?", "успеет ли?" "поровну ли ?","кто быстрее?", "что можно в задаче найти, доказать?" и т.д.
Проблемы, решаемые с помощью ИКТ:
- Повышение познавательного интереса к математике, побуждение положительной мотивации к учению.
- Отработка и закрепление на практике теоретических знаний, полученных во время лекционных работ.
- Выполнение практической части учебного плана.
- Осуществление личностно-ориентированного подхода к учащимся.
- Создание здоровье-сберегающей среды.
Рекомендации педагогам
- Делайте кабинет и занятие более привлекательным и интересным.
- Связывайте учебную информацию с жизненным опытом обучающихся.
- Как можно чаще ставьте учащихся в ситуацию выбора цели.
- Помогайте учащимся ставить перед собой реалистические цели.
- Помогайте быть ответственными за удачи и промахи.
- Помогайте увидеть связь между их усилиями и результатами труда.
- Сделайте ситуацию успеха достижимой.
Доклад окончен