СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к докладу на педсовет по теме "Функциональная грамотность: формы, методы и приемы по формированию функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит краткую информацию о функциональной грамотности по ФГОС нового поколения, формы, методы и приемы по формированию функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы из опыта работы.   

Просмотр содержимого документа
«Презентация к докладу на педсовет по теме "Функциональная грамотность: формы, методы и приемы по формированию функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы"»

Формирование функциональной грамотности по ФГОС и ФОП

Формирование функциональной грамотности по ФГОС и ФОП

Функциональная грамотность  Функциональная грамотность - уровень грамотности человека, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении. (Термин введен в обиход в 1957 г. ЮНЕСКО). В документах понятие «функциональная грамотность» впервые появилось в ФГОС среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. № 413). ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности . Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни.

Функциональная грамотность

  • Функциональная грамотность - уровень грамотности человека, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении. (Термин введен в обиход в 1957 г. ЮНЕСКО).
  • В документах понятие «функциональная грамотность» впервые появилось в ФГОС среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. № 413).
  • ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности . Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни.
Введение ФГОС направлено на : реализацию педагогических практик развивающего обучения; внедрение новой системы учебных заданий и учебных ситуаций, ориентированных на формирование функциональной грамотности; повышение квалификации учителей. Учебно-методическими средствами обучения являются: технологии развивающего обучения; эффективные педагогические практики; учебные задания и учебные ситуации. Ключевым учебно-методическим документом является ФООП , который определяет единые стандарты и содержание образования. Введение ФООП направлено на обеспечение единых школьных программ и создание равных возможностей для всех учащихся. ФГОС (с 1 сентября 2022 г.)   ФООП  (с 1 сентября 2023 г.)

Введение ФГОС направлено на :

  • реализацию педагогических практик развивающего обучения;
  • внедрение новой системы учебных заданий и учебных ситуаций, ориентированных на формирование функциональной грамотности;
  • повышение квалификации учителей.

Учебно-методическими средствами обучения являются:

  • технологии развивающего обучения;
  • эффективные педагогические практики;
  • учебные задания и учебные ситуации.

Ключевым учебно-методическим документом является ФООП , который определяет единые стандарты и содержание образования. Введение ФООП направлено на обеспечение единых школьных программ и создание равных возможностей для всех учащихся.

ФГОС (с 1 сентября 2022 г.) ФООП (с 1 сентября 2023 г.)

Основные направления функциональной грамотности: Математическая грамотность Читательская грамотность Естественнонаучная грамотность Финансовая грамотность Глобальные компетенции Креативное мышление
  • Основные направления функциональной грамотности:
  • Математическая грамотность
  • Читательская грамотность
  • Естественнонаучная грамотность
  • Финансовая грамотность
  • Глобальные компетенции
  • Креативное мышление
Математическая грамотность – это способность учащегося формулировать, применять и интерпретировать математику в различных контекстах. Составляющие: Умение находить и отбирать информацию; Производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач; Интерпретировать, анализировать, оценивать данные.
  • Математическая грамотность – это способность учащегося формулировать, применять и интерпретировать математику в различных контекстах.

Составляющие:

  • Умение находить и отбирать информацию;
  • Производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач;
  • Интерпретировать, анализировать, оценивать данные.
Естественнонаучная грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для постановки вопросов Для развития компетенций в области естественных наук, необходимо уметь правильно интерпретировать научные данные, проводить практические исследования, объяснять природные явления и находить соответствующие доказательства.
  • Естественнонаучная грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для постановки вопросов

Для развития компетенций в области естественных наук, необходимо уметь правильно интерпретировать научные данные, проводить практические исследования, объяснять природные явления и находить соответствующие доказательства.

Глобальные компетенции подразумевают способность ученика использовать свои знания самостоятельно или в команде для решения масштабных проблем.
  • Глобальные компетенции подразумевают способность ученика использовать свои знания самостоятельно или в команде для решения масштабных проблем.

Креативное мышление. Этот аспект охватывает все аспекты творчества в самом широком смысле: способность создавать новые идеи, усовершенствовать существующие концепции, предлагать эффективные решения и использовать воображение.
  • Креативное мышление. Этот аспект охватывает все аспекты творчества в самом широком смысле: способность создавать новые идеи, усовершенствовать существующие концепции, предлагать эффективные решения и использовать воображение.
Финансовая грамотность включает в себя ознакомление школьников с основными понятиями в области финансовых инструментов и развитие способности принимать решения, которые способствуют улучшению их собственного финансового благополучия
  • Финансовая грамотность включает в себя ознакомление школьников с основными понятиями в области финансовых инструментов и развитие способности принимать решения, которые способствуют улучшению их собственного финансового благополучия
Компьютерная грамотность означает умение работать с информацией в интернете, осуществлять поиск и анализ данных, а также оценивать их надежность; использовать электронные сервисы, такие как электронная почта, облачные хранилища и базовые программы; знать правила безопасности и методы защиты личной информации, уметь управлять личными аккаунтами в социальных сетях.
  • Компьютерная грамотность означает умение работать с информацией в интернете, осуществлять поиск и анализ данных, а также оценивать их надежность; использовать электронные сервисы, такие как электронная почта, облачные хранилища и базовые программы; знать правила безопасности и методы защиты личной информации, уметь управлять личными аккаунтами в социальных сетях.
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ  Базовый навык функциональной грамотности способность человека понимать и использовать письменные тексты; размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и возможности; участвовать в социальной жизни.

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Базовый навык функциональной грамотности

  • способность человека понимать и использовать письменные тексты;
  • размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей;
  • расширять свои знания и возможности;
  • участвовать в социальной жизни.
Групповая форма работ ы; Игровая форма работы; Творческие задания; Тестовые задания; Практическая работа; Ролевые и деловые игры; Исследовательская деятельность. Формы и методы, способствующие развитию функциональной грамотности
  • Групповая форма работ
  • ы;
  • Игровая форма работы;
  • Творческие задания;
  • Тестовые задания;
  • Практическая работа;
  • Ролевые и деловые игры;
  • Исследовательская деятельность.

Формы и методы, способствующие развитию функциональной грамотности

Формы работы, которые применяю я

Формы работы, которые применяю я

 ПРИЕМЫ  ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ 1. «Чтение с остановками»  2. «Синквейн»  3. «Работа с вопросником»  «Знаю, узнал, хочу узнать»  5. «Мозговой штурм»  6. Кластер  7. «Написание творческих работ»  8. «Создание викторины»  9. «Логическая цепочка»  10. «Тонкие и толстые вопросы»

ПРИЕМЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ

ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

1. «Чтение с остановками» 2. «Синквейн» 3. «Работа с вопросником» «Знаю, узнал, хочу узнать» 5. «Мозговой штурм» 6. Кластер 7. «Написание творческих работ» 8. «Создание викторины» 9. «Логическая цепочка» 10. «Тонкие и толстые вопросы»

Составление кластера

Составление кластера

 Примеры ключевых слов  толстых и тонких вопросов Толстые вопросы Дайте несколько объяснений, почему...? Почему Вы считаете (думаете) …? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Тонкие вопросы Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли …? Верно ли …? Было ли …? Как звали …? Согласны ли Вы…?

Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов

Толстые вопросы

Дайте несколько объяснений, почему...?

Почему Вы считаете (думаете) …?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Тонкие вопросы

Кто…? Что…?

Когда…? Может…?

Будет…? Мог ли …?

Верно ли …? Было ли …?

Как звали …?

Согласны ли Вы…?

Участие в конкурсах, проектная деятельность

Участие в конкурсах, проектная деятельность

Игры на уроках русского языка

Игры на уроках русского языка

Сформированность ФГ (индикаторы УУД) Качество ОБЕСПЕЧИВАЕТ

Сформированность ФГ

(индикаторы УУД)

Качество

ОБЕСПЕЧИВАЕТ

На развитие функциональной грамотности влияют следующие факторы:    1) содержание образования (национальные стандарты, учебные программы);  2) формы и методы обучения;  3) система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;  4) программы внешкольного, дополнительного образования;  6) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;  7) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.  

На развитие функциональной грамотности влияют следующие факторы:

  • 1) содержание образования (национальные стандарты, учебные программы); 2) формы и методы обучения; 3) система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся; 4) программы внешкольного, дополнительного образования; 6) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами; 7) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.
  •  
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!