СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к докладу на тему "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы через критическое мышление."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к докладу на тему "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы через критическое мышление."

Просмотр содержимого документа
«Презентация к докладу на тему "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы через критическое мышление."»

Активизация познавательной деятельности  учащихся на уроках русского языка и литературы через критическое мышление.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы через критическое мышление.

 Цель:  Развитие и активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы через критическое мышление, используя нестандартные задания.

Цель:

Развитие и активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы через

критическое мышление, используя нестандартные задания.

Задачи:  повысить интерес учащихся к предмету, используя задания по развитию критического мышления; совершенствовать навыки устной и письменной речи у учащихся; создавать ситуацию успеха и комфорта на уроке на основе сотрудничества.

Задачи:

  • повысить интерес учащихся к предмету, используя задания по развитию критического мышления;
  • совершенствовать навыки устной и письменной речи у учащихся;
  • создавать ситуацию успеха и комфорта на уроке на основе сотрудничества.
 АКТУАЛЬНОСТЬ  данной темы состоит в повышении мотивации  познавательной деятельности обучающихся  через применение ТРКМ. Жизнь и образование в открытом информационном обществе требует от человека устойчивости к «информационному валу», его критическому осмыслению.  Критическое мышление – составной элемент компетентности специалиста. Критическое мышление влияет на адаптируемость к условиям жизни в демократическом обществе, где необходимо делать осознанный выбор.

АКТУАЛЬНОСТЬ данной темы состоит в повышении мотивации познавательной деятельности обучающихся через применение ТРКМ.

  • Жизнь и образование в открытом информационном обществе требует от человека устойчивости к «информационному валу», его критическому осмыслению.
  • Критическое мышление – составной элемент компетентности специалиста.
  • Критическое мышление влияет на адаптируемость к условиям жизни в демократическом обществе, где необходимо делать осознанный выбор.
Ожидаемый результат  активизации познавательной деятельности учащихся на  уроках русского языка и литературы через критическое  мышление, используя нестандартные задания. Формирование личности, способной критически воспринимать поступающую информацию, делать осознанный выбор, принимать ответственное решение.

Ожидаемый результат

активизации познавательной деятельности учащихся на

уроках русского языка и литературы через критическое

мышление, используя нестандартные задания.

Формирование личности, способной критически воспринимать поступающую информацию, делать осознанный выбор, принимать ответственное решение.

Цель педагогической деятельности: Создание условий для формирования у учащихся критического мышления. Задачи педагогической деятельности:  организация учебной деятельности как процесса,  развивающего любознательность и творчество;  формирование привычки к рефлексии;  выработка навыка рационального подхода к решению  проблем;  корректировка значимости роли учителя и ученика на уроке  в сторону усиления роли учащегося.

Цель педагогической деятельности:

  • Создание условий для формирования у учащихся критического мышления.

Задачи педагогической деятельности:

  • организация учебной деятельности как процесса,

развивающего любознательность и творчество;

  • формирование привычки к рефлексии;
  • выработка навыка рационального подхода к решению

проблем;

  • корректировка значимости роли учителя и ученика на уроке

в сторону усиления роли учащегося.

 «Критическое мышление»   Это американская технология, в России она начала развиваться с 1997 года. Она основана на обобщении мирового опыта и на достижениях российской педагогики и психологии (идеи Л. С. Выгодского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Л. В. Занкова). Технология «Развитие критического мышления» - это целостная система, которая развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, навыки работы с информацией, учит учиться. Это интерактивная технология , то есть учебный процесс организован на основе взаимодействия учащихся друг с другом, с педагогом.

«Критическое мышление»

  • Это американская технология, в России она начала развиваться с 1997 года. Она основана на обобщении мирового опыта и на достижениях российской педагогики и психологии (идеи Л. С. Выгодского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Л. В. Занкова). Технология «Развитие критического мышления» - это целостная система, которая развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, навыки работы с информацией, учит учиться.
  • Это интерактивная технология , то есть учебный процесс организован на основе взаимодействия учащихся друг с другом, с педагогом.
 БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ УРОКА В РАМКАХ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ  1 стадия (мотивационная) – ВЫЗОВ:  - активизация знаний;  - актуализация знаний.  2 стадия (ведущая в построении урока) – ОСМЫСЛЕНИЕ:  - освоение нового материала при активной  интеллектуальной деятельности.  3 стадия (рефлексия) – РАЗМЫШЛЕНИЕ:  - максимально полная осознанность  изученного материала.

БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ УРОКА В РАМКАХ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

1 стадия (мотивационная) – ВЫЗОВ:

- активизация знаний;

- актуализация знаний.

2 стадия (ведущая в построении урока) – ОСМЫСЛЕНИЕ:

- освоение нового материала при активной

интеллектуальной деятельности.

3 стадия (рефлексия) – РАЗМЫШЛЕНИЕ:

- максимально полная осознанность

изученного материала.

ЗАДАНИЯ В РАМКАХ ТРКМ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ  Начало урока  «Мозговой штурм»;  Кластер;  Корзина идей;  Загадки лексические, грамматические,  синтаксические:  - «Перевёртыши»;  - «Составь предложение из  заданных кусочков»;  «Парадокс»;  «Найди ошибку»;  «Дополни схему, таблицу»

ЗАДАНИЯ В РАМКАХ ТРКМ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ

УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Начало урока

  • «Мозговой штурм»;
  • Кластер;
  • Корзина идей;
  • Загадки лексические, грамматические,

синтаксические:

- «Перевёртыши»;

- «Составь предложение из

заданных кусочков»;

  • «Парадокс»;
  • «Найди ошибку»;
  • «Дополни схему, таблицу»
Приём стадии вызова  Перепутанные логические цепочки   Суть приёма - вниманию учащихся предлагается перепутанная логическая цепочка. Ребята должны найти нарушения в логике, обосновав свое мнение.   Так, например, ребятам на уроке русского языка по теме «Имя прилагательное как часть речи» дается следующая перепутанная логическая цепочка:    Часть речи – в предложении бывает – обозначает – самостоятельная – определение – изменяется – какой? – чей? – признак предмета – отвечает – род – падеж – число – имеет – краткая форма.

Приём стадии вызова

Перепутанные логические цепочки

Суть приёма - вниманию учащихся предлагается перепутанная логическая цепочка. Ребята должны найти нарушения в логике, обосновав свое мнение.  Так, например, ребятам на уроке русского языка по теме «Имя прилагательное как часть речи» дается следующая перепутанная логическая цепочка:  Часть речи – в предложении бывает – обозначает – самостоятельная – определение – изменяется – какой? – чей? – признак предмета – отвечает – род – падеж – число – имеет – краткая форма.

Приём стадии вызова  Верные –неверные утверждения  Суть приёма - использование приемов  «Верные – неверные утверждения»  и приемов  прогнозирования  поможет развить эту способность у детей и повысить мотивацию к изучению материала.  Используя прием  «Верные – неверные утверждения»,  на стадии вызова учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая.

Приём стадии вызова

Верные –неверные утверждения

Суть приёма - использование приемов  «Верные – неверные утверждения»  и приемов  прогнозирования  поможет развить эту способность у детей и повысить мотивацию к изучению материала.

Используя прием  «Верные – неверные утверждения»,  на стадии вызова учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая.

 «Верные – неверные утверждения» 1) Имя существительное – это самостоятельная часть речи.   2) Имя существительное обозначает предмет. 3) Если имя существительное отвечает на вопросы кто? что?, оно является в предложении второстепенным членом. 4) На конце имён существительных мужского рода после шипящих пишется мягкий знак 5) Изменение имён существительных по вопросам – это изменение по числам. 6) На конце имени существительного силач пишется мягкий знак. 7) Прав ли ученик, утверждая, что имена существительные в словосочетаниях: горят в небе, распустились на черёмухе, плавают в аквариуме стоят в предложном падеже? 8) Имена существительные изменяются по родам. 9) Собственные имена существительные пишутся с большой буквы. 10) Синтаксическая роль имени сущ. чаще всего подлежащее и дополнение.

«Верные – неверные утверждения»

1) Имя существительное – это самостоятельная часть речи.  2) Имя существительное обозначает предмет.

3) Если имя существительное отвечает на вопросы кто? что?, оно является в предложении второстепенным членом.

4) На конце имён существительных мужского рода после шипящих пишется мягкий знак

5) Изменение имён существительных по вопросам – это изменение по числам.

6) На конце имени существительного силач пишется мягкий знак.

7) Прав ли ученик, утверждая, что имена существительные в словосочетаниях: горят в небе, распустились на черёмухе, плавают в аквариуме стоят в предложном падеже?

8) Имена существительные изменяются по родам.

9) Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.

10) Синтаксическая роль имени сущ. чаще всего подлежащее и дополнение.

Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка.  (Л.В.Щерба)

Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка.

(Л.В.Щерба)

Запись на доске: Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка.  ВЫЗОВ  - На каком языке написана фраза? Почему вы так считаете?   ОСМЫСЛЕНИЕ - Где слово, обозначающее предмет речи? Где сказуемое? Почему вы так решили? - Что мы узнали о «куздре»? Какая она? Что она уже совершила и что делает в настоящий момент? Как вы это установили? - Можно ли утверждать, что «бокр» и «бокренок» - это «родственники»? Почему? - К каким частям речи можно отнести слова данной фразы? Почему?   РЕФЛЕКСИЯ - К какой мысли о русском языке подвела нас эта искусственно созданная фраза?

Запись на доске:

Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка.

ВЫЗОВ

- На каком языке написана фраза? Почему вы так считаете?

ОСМЫСЛЕНИЕ

- Где слово, обозначающее предмет речи? Где сказуемое? Почему вы так решили?

- Что мы узнали о «куздре»? Какая она? Что она уже совершила и что делает в настоящий момент? Как вы это установили?

- Можно ли утверждать, что «бокр» и «бокренок» - это «родственники»? Почему?

- К каким частям речи можно отнести слова данной фразы? Почему?

РЕФЛЕКСИЯ

- К какой мысли о русском языке подвела нас эта искусственно созданная фраза?

Запись на доске: Воркалось. Хливкие шорьки Пырялись по наве, И хрюкотали зелюки, Как мюмзики в мове.  (Л.Кэрролл «Алиса в Стране Чудес»)  ВЫЗОВ  Докажите, что это текст. Вспомните его признаки.   ОСМЫСЛЕНИЕ  Проведите все известные вам разборы – фонетический («хливкие»), морфемный («шорьки»), морфологический («пырялись»), синтаксический («Воркалось.»), пунктуационный (второе предложение).   РЕФЛЕКСИЯ - Как вы думаете, трудно ли изучать иностранцам русский язык? Почему?

Запись на доске:

Воркалось. Хливкие шорьки

Пырялись по наве,

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове.

(Л.Кэрролл «Алиса в Стране Чудес»)

ВЫЗОВ

  • Докажите, что это текст. Вспомните его признаки.

ОСМЫСЛЕНИЕ

  • Проведите все известные вам разборы – фонетический («хливкие»), морфемный («шорьки»), морфологический («пырялись»), синтаксический («Воркалось.»), пунктуационный (второе предложение).

РЕФЛЕКСИЯ

- Как вы думаете, трудно ли изучать иностранцам русский язык? Почему?

Запись на доске: Я пол…гаю, нам (не)…добровать, потому что мы забр…лись в какой-то волшебный лес: …десь на поч(?)ти полностью …г…ревших дубах р…стут не ж...луди, а ш…кола...ки.  ВЫЗОВ  Где такая ситуация может встретиться?   ОСМЫСЛЕНИЕ - Вставьте буквы, раскройте скобки и объясните орфограммы.  Придумайте предложение, состоящее из одного слова (как  концовку данного текста), в котором бы вы выразили свои  ощущения в этом лесу.   РЕФЛЕКСИЯ  - Получился ли у вас текст?

Запись на доске:

Я пол…гаю, нам (не)…добровать, потому что мы забр…лись в какой-то волшебный лес: …десь на поч(?)ти полностью …г…ревших дубах р…стут не ж...луди, а ш…кола...ки.

ВЫЗОВ

  • Где такая ситуация может встретиться?

ОСМЫСЛЕНИЕ

- Вставьте буквы, раскройте скобки и объясните орфограммы.

  • Придумайте предложение, состоящее из одного слова (как

концовку данного текста), в котором бы вы выразили свои

ощущения в этом лесу.

РЕФЛЕКСИЯ

- Получился ли у вас текст?

   Закрепление ЗУН  Синквейн;  Предложения с продолжением, с  пропуском второго предложения и т.п.;  Предложения с фактической ошибкой;  Тексты, не соответствующие  увиденному на картине;  Тексты с логической ошибкой.

Закрепление ЗУН

  • Синквейн;
  • Предложения с продолжением, с

пропуском второго предложения и т.п.;

  • Предложения с фактической ошибкой;
  • Тексты, не соответствующие

увиденному на картине;

  • Тексты с логической ошибкой.
УЧИТЕЛЬ ОПЫТНЫЙ, ВНИМАТЕЛЬНЫЙ НАБЛЮДАЕТ, ЗАМЕЧАЕТ, ОТКРЫВАЕТ ВСЕ САМОЕ ПРЕКРАСНОЕ И ЛУЧШЕЕ В ГЛУБИНАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ
  • УЧИТЕЛЬ
  • ОПЫТНЫЙ, ВНИМАТЕЛЬНЫЙ
  • НАБЛЮДАЕТ, ЗАМЕЧАЕТ, ОТКРЫВАЕТ
  • ВСЕ САМОЕ ПРЕКРАСНОЕ И ЛУЧШЕЕ В ГЛУБИНАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ
  • ИССЛЕДОВАТЕЛЬ
УЧИТЕЛЬ ЗНАЮЩИЙ И ЛЮБЯЩИЙ ЗАБОТИТСЯ, ОБЕРЕГАЕТ, ВОСХИЩАЕТСЯ ДУШЕВНОЙ КРАСОТОЙ РЕБЕНКА, НЕ ОБИЖАЯСЬ НА КОЛЮЧИЕ ШИПЫ ЦВЕТОВОД
  • УЧИТЕЛЬ
  • ЗНАЮЩИЙ И ЛЮБЯЩИЙ
  • ЗАБОТИТСЯ, ОБЕРЕГАЕТ, ВОСХИЩАЕТСЯ
  • ДУШЕВНОЙ КРАСОТОЙ РЕБЕНКА, НЕ ОБИЖАЯСЬ НА КОЛЮЧИЕ ШИПЫ
  • ЦВЕТОВОД
УЧИТЕЛЬ НАСТОЙЧИВЫЙ И ТЕРПЕЛИВЫЙ ВЫБИРАЕТ, СОСТАВЛЯЕТ, ФОРМИРУЕТ ИЗ ЗНАНИЙ, НАВЫКОВ НЕПРОЧНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КРАСОЧНЫЙ КОВЕР ТКАЧ
  • УЧИТЕЛЬ
  • НАСТОЙЧИВЫЙ И ТЕРПЕЛИВЫЙ
  • ВЫБИРАЕТ, СОСТАВЛЯЕТ, ФОРМИРУЕТ
  • ИЗ ЗНАНИЙ, НАВЫКОВ НЕПРОЧНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КРАСОЧНЫЙ КОВЕР
  • ТКАЧ
(Пишут под диктовку, внося в предложения нужные коррективы.)  «Костюм в полосочку» носят разные животные: тигры, жирафы, зебры и даже барсуки. (Жирафы – лишнее.)   Все мелодии можно записать с помощью шести нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си . (Не шести, а семи.)

(Пишут под диктовку, внося в предложения нужные коррективы.)

  • «Костюм в полосочку» носят разные животные: тигры, жирафы, зебры и даже барсуки. (Жирафы – лишнее.)

  • Все мелодии можно записать с помощью шести нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си . (Не шести, а семи.)
Этап контроля знаний  Словарные диктанты с дополнительными  поэтапными заданиями;  Составление предложений по заданной  схеме с опорой на иллюстрацию к  изучаемому произведению.

Этап контроля знаний

  • Словарные диктанты с дополнительными

поэтапными заданиями;

  • Составление предложений по заданной

схеме с опорой на иллюстрацию к

изучаемому произведению.

Домашнее задание Задание «Трансформация текста».  2. Задания поискового характера.

Домашнее задание

  • Задание «Трансформация текста».

2. Задания поискового характера.

 Язык как сложная система Придумать и записать продолжение фразы Л.В.Щербы «Глокая куздра…». Нарисовать иллюстрацию .  Предложение Составить свою схему-конспект изучаемого правила. Озвучить ее.   Простое предложение Найти газетные заголовки, написанные в виде предложений. Провести их классификацию.

Язык как сложная система

Придумать и записать продолжение фразы Л.В.Щербы «Глокая куздра…». Нарисовать иллюстрацию .

Предложение

Составить свою схему-конспект изучаемого правила. Озвучить ее.

Простое предложение

Найти газетные заголовки, написанные в виде предложений. Провести их классификацию.

Список использованной литературы Заир-Бек С.И. «Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы» «Директор школы»,  2005. Ивонина А.И. «Технология критического мышления в структуре современного урока (на примере уроков права)» - «Право в школе», 2006. Ласкоржевская Е.В.«Технология развития критического мышления  младших школьников» - «Начальная школа», 2007, № 6, стр.68. Гузеев В.В. «О скрытом контексте в технологии развития критического мышления» - «Педагогические  технологии», 2006.

Список использованной литературы

  • Заир-Бек С.И. «Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы» «Директор школы»,

2005.

  • Ивонина А.И. «Технология критического мышления в структуре современного урока (на примере уроков права)» - «Право в школе», 2006.
  • Ласкоржевская Е.В.«Технология развития критического мышления

младших школьников» - «Начальная школа», 2007, № 6, стр.68.

  • Гузеев В.В. «О скрытом контексте в технологии развития критического мышления» - «Педагогические

технологии», 2006.

Спасибо за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!