Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы через критическое мышление.
Цель:
Развитие и активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы через
критическое мышление, используя нестандартные задания.
Задачи:
- повысить интерес учащихся к предмету, используя задания по развитию критического мышления;
- совершенствовать навыки устной и письменной речи у учащихся;
- создавать ситуацию успеха и комфорта на уроке на основе сотрудничества.
АКТУАЛЬНОСТЬ данной темы состоит в повышении мотивации познавательной деятельности обучающихся через применение ТРКМ.
- Жизнь и образование в открытом информационном обществе требует от человека устойчивости к «информационному валу», его критическому осмыслению.
- Критическое мышление – составной элемент компетентности специалиста.
- Критическое мышление влияет на адаптируемость к условиям жизни в демократическом обществе, где необходимо делать осознанный выбор.
Ожидаемый результат
активизации познавательной деятельности учащихся на
уроках русского языка и литературы через критическое
мышление, используя нестандартные задания.
Формирование личности, способной критически воспринимать поступающую информацию, делать осознанный выбор, принимать ответственное решение.
Цель педагогической деятельности:
- Создание условий для формирования у учащихся критического мышления.
Задачи педагогической деятельности:
- организация учебной деятельности как процесса,
развивающего любознательность и творчество;
- формирование привычки к рефлексии;
- выработка навыка рационального подхода к решению
проблем;
- корректировка значимости роли учителя и ученика на уроке
в сторону усиления роли учащегося.
«Критическое мышление»
- Это американская технология, в России она начала развиваться с 1997 года. Она основана на обобщении мирового опыта и на достижениях российской педагогики и психологии (идеи Л. С. Выгодского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Л. В. Занкова). Технология «Развитие критического мышления» - это целостная система, которая развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, навыки работы с информацией, учит учиться.
- Это интерактивная технология , то есть учебный процесс организован на основе взаимодействия учащихся друг с другом, с педагогом.
БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ УРОКА В РАМКАХ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
1 стадия (мотивационная) – ВЫЗОВ:
- активизация знаний;
- актуализация знаний.
2 стадия (ведущая в построении урока) – ОСМЫСЛЕНИЕ:
- освоение нового материала при активной
интеллектуальной деятельности.
3 стадия (рефлексия) – РАЗМЫШЛЕНИЕ:
- максимально полная осознанность
изученного материала.
ЗАДАНИЯ В РАМКАХ ТРКМ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ
УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Начало урока
- «Мозговой штурм»;
- Кластер;
- Корзина идей;
- Загадки лексические, грамматические,
синтаксические:
- «Перевёртыши»;
- «Составь предложение из
заданных кусочков»;
- «Парадокс»;
- «Найди ошибку»;
- «Дополни схему, таблицу»
Приём стадии вызова
Перепутанные логические цепочки
Суть приёма - вниманию учащихся предлагается перепутанная логическая цепочка. Ребята должны найти нарушения в логике, обосновав свое мнение. Так, например, ребятам на уроке русского языка по теме «Имя прилагательное как часть речи» дается следующая перепутанная логическая цепочка: Часть речи – в предложении бывает – обозначает – самостоятельная – определение – изменяется – какой? – чей? – признак предмета – отвечает – род – падеж – число – имеет – краткая форма.
Приём стадии вызова
Верные –неверные утверждения
Суть приёма - использование приемов «Верные – неверные утверждения» и приемов прогнозирования поможет развить эту способность у детей и повысить мотивацию к изучению материала.
Используя прием «Верные – неверные утверждения», на стадии вызова учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая.
«Верные – неверные утверждения»
1) Имя существительное – это самостоятельная часть речи. 2) Имя существительное обозначает предмет.
3) Если имя существительное отвечает на вопросы кто? что?, оно является в предложении второстепенным членом.
4) На конце имён существительных мужского рода после шипящих пишется мягкий знак
5) Изменение имён существительных по вопросам – это изменение по числам.
6) На конце имени существительного силач пишется мягкий знак.
7) Прав ли ученик, утверждая, что имена существительные в словосочетаниях: горят в небе, распустились на черёмухе, плавают в аквариуме стоят в предложном падеже?
8) Имена существительные изменяются по родам.
9) Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.
10) Синтаксическая роль имени сущ. чаще всего подлежащее и дополнение.
Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка.
(Л.В.Щерба)
Запись на доске:
Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка.
ВЫЗОВ
- На каком языке написана фраза? Почему вы так считаете?
ОСМЫСЛЕНИЕ
- Где слово, обозначающее предмет речи? Где сказуемое? Почему вы так решили?
- Что мы узнали о «куздре»? Какая она? Что она уже совершила и что делает в настоящий момент? Как вы это установили?
- Можно ли утверждать, что «бокр» и «бокренок» - это «родственники»? Почему?
- К каким частям речи можно отнести слова данной фразы? Почему?
РЕФЛЕКСИЯ
- К какой мысли о русском языке подвела нас эта искусственно созданная фраза?
Запись на доске:
Воркалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
(Л.Кэрролл «Алиса в Стране Чудес»)
ВЫЗОВ
- Докажите, что это текст. Вспомните его признаки.
ОСМЫСЛЕНИЕ
- Проведите все известные вам разборы – фонетический («хливкие»), морфемный («шорьки»), морфологический («пырялись»), синтаксический («Воркалось.»), пунктуационный (второе предложение).
РЕФЛЕКСИЯ
- Как вы думаете, трудно ли изучать иностранцам русский язык? Почему?
Запись на доске:
Я пол…гаю, нам (не)…добровать, потому что мы забр…лись в какой-то волшебный лес: …десь на поч(?)ти полностью …г…ревших дубах р…стут не ж...луди, а ш…кола...ки.
ВЫЗОВ
- Где такая ситуация может встретиться?
ОСМЫСЛЕНИЕ
- Вставьте буквы, раскройте скобки и объясните орфограммы.
- Придумайте предложение, состоящее из одного слова (как
концовку данного текста), в котором бы вы выразили свои
ощущения в этом лесу.
РЕФЛЕКСИЯ
- Получился ли у вас текст?
Закрепление ЗУН
- Синквейн;
- Предложения с продолжением, с
пропуском второго предложения и т.п.;
- Предложения с фактической ошибкой;
- Тексты, не соответствующие
увиденному на картине;
- Тексты с логической ошибкой.
- УЧИТЕЛЬ
- ОПЫТНЫЙ, ВНИМАТЕЛЬНЫЙ
- НАБЛЮДАЕТ, ЗАМЕЧАЕТ, ОТКРЫВАЕТ
- ВСЕ САМОЕ ПРЕКРАСНОЕ И ЛУЧШЕЕ В ГЛУБИНАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ
- ИССЛЕДОВАТЕЛЬ
- УЧИТЕЛЬ
- ЗНАЮЩИЙ И ЛЮБЯЩИЙ
- ЗАБОТИТСЯ, ОБЕРЕГАЕТ, ВОСХИЩАЕТСЯ
- ДУШЕВНОЙ КРАСОТОЙ РЕБЕНКА, НЕ ОБИЖАЯСЬ НА КОЛЮЧИЕ ШИПЫ
- ЦВЕТОВОД
- УЧИТЕЛЬ
- НАСТОЙЧИВЫЙ И ТЕРПЕЛИВЫЙ
- ВЫБИРАЕТ, СОСТАВЛЯЕТ, ФОРМИРУЕТ
- ИЗ ЗНАНИЙ, НАВЫКОВ НЕПРОЧНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КРАСОЧНЫЙ КОВЕР
- ТКАЧ
(Пишут под диктовку, внося в предложения нужные коррективы.)
- «Костюм в полосочку» носят разные животные: тигры, жирафы, зебры и даже барсуки. (Жирафы – лишнее.)
- Все мелодии можно записать с помощью шести нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си . (Не шести, а семи.)
Этап контроля знаний
- Словарные диктанты с дополнительными
поэтапными заданиями;
- Составление предложений по заданной
схеме с опорой на иллюстрацию к
изучаемому произведению.
Домашнее задание
- Задание «Трансформация текста».
2. Задания поискового характера.
Язык как сложная система
Придумать и записать продолжение фразы Л.В.Щербы «Глокая куздра…». Нарисовать иллюстрацию .
Предложение
Составить свою схему-конспект изучаемого правила. Озвучить ее.
Простое предложение
Найти газетные заголовки, написанные в виде предложений. Провести их классификацию.
Список использованной литературы
- Заир-Бек С.И. «Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы» «Директор школы»,
2005.
- Ивонина А.И. «Технология критического мышления в структуре современного урока (на примере уроков права)» - «Право в школе», 2006.
- Ласкоржевская Е.В.«Технология развития критического мышления
младших школьников» - «Начальная школа», 2007, № 6, стр.68.
- Гузеев В.В. «О скрытом контексте в технологии развития критического мышления» - «Педагогические
технологии», 2006.
Спасибо за внимание!!!