Презентация на тему:
«Охранительный педагогический режим
как один из важнейших факторов
создания благоприятных условий
обучения и воспитания детей с ОВЗ».
Выполнила: учитель начальных
классов Вечко И.Г .
К основным категориям детей с ограниченными возможностями
здоровья относятся:
1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3. Дети с нарушением речи (логопаты);
4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
5. Дети с умственной отсталостью;
6. Дети с задержкой психического развития;
7. Дети с нарушением поведения и общения;
8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Типичные затруднения
у детей с ОВЗ
1.Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире.
2. Темп выполнения заданий очень низкий.
3. Нуждается в постоянной помощи взрослого.
4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение).
5. Низкий уровень развития речи, мышления.
6. Трудности в понимании инструкций.
7. Инфантилизм.
8. Нарушение координации движений.
9. Низкая самооценка.
10. Повышенная тревожность, многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении.
11. Высокий уровень психомышечного напряжения.
12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики.
13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство.
14. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.
Причины этих проблем связаны с особенностями анатомического строения мозга.
Мозг разделён на блоки , нарушения в которых выражается в определенной форме, а именно:
I блок мозга отвечает за его активность.
(Сюда относится ствол головного мозга. )
Если первый блок недостаточно развит,
то ребенок быстро утомляется .
Признаки : дети на уроке перестают быстро воспринимать информацию, начинают вертеться, мешают другим, частые перепады настроения, психосоматика (частые простудные заболевания).
II блок – переработка, хранение информации.
(Если есть нарушения в работе II блока:
затылок - зрительная информация,
виски – слуховая,
темя – кинестетическая, то это приводит
к проблемам с памятью и трудностям ориентации в пространстве.)
Признаки :
Зеркальное написание букв, замена, пропуск букв, слов, слогов, путаница похожих букв, неправильная ориентации в тетради, строчки неровные, выходят за поля, ошибки в правилах, «как слышу, так и пишу».
III блок – контроль, целеполагание, программирование.
(в основном лобные доли)
Различные нарушения эмоционально-волевой сферы
Признаки:
несоблюдение учебных правил, социальных норм, правил поведения, не может себя контролировать даже если хочет, нет интереса к учебной деятельности, повышенная отвлекаемость, действия по образцу выполняются с большим трудом.
Охранительный режим – режим, щадящий нервную систему ребенка с ограниченными возможностями здоровья и оберегающий его от излишнего перевозбуждения и утомления включает в себя:
- взвешенный распорядок дня и полноценное питание;
- правильное чередование труда и отдыха учащихся, умственного и физического труда;
- предотвращение перегрузок;
- создание благоприятного климата на уроке и во внеурочное время,
- создание в школьном коллективе атмосферы принятия ребенка с ОВЗ;
- систематический режим двигательной активности;
- культурный отдых учеников (посещение мероприятий и участие в них);
- коррекционно-развивающую направленность уроков и мероприятий;
- ориентацию учеников на здоровый образ жизни; профилактику опасного поведения и снятие конфликтных ситуаций .
Охранительный педагогический режим предполагает:
- учет периодов работоспособности детей на уроках и занятиях (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомляемости); учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количество видов деятельности, их продуктивность…); наличие эмоциональных разрядок на занятиях и уроках; использование физических пауз.
- учет периодов работоспособности детей на уроках и занятиях (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомляемости);
- учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количество видов деятельности, их продуктивность…);
- наличие эмоциональных разрядок на занятиях и уроках;
- использование физических пауз.
Положительных результатов в коррекциии детей с ОВЗ можно добиться применяя методы нейропсихологической коррекции. Нейропсихология связана с мозговой организацией психических процессов.
В своей практической деятельности я применяю:
- программу «Гимнастика мозга» Пола Деннисона
- комплекс упражнений из программы Сиротюк А.Л. “Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения»
- уроки психологического развития Н.П. Локалова
Упражнения для тренировки .
Колечко(развитие мелкой и крупной моторики) Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
«Кулак -ребро -ладонь». (Это упражнение улучшает мыслительную деятельность, синхронизирует работу полушарий, способствует запоминанию, повышает устойчивость внимания, активизирует процессы письма и чтения.)
Исходное положение: сидя, руки находятся на плоскости стола. Три положения руки последовательно сменяют друг друга. Сжатая в кулак ладонь, положение ладони ребром на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой, потом двумя руками вместе. Количество повторений 8-10 раз.
«Лезгинка»( способствует концентрации внимания,развивает самоконтроль).
Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
«Ухо – нос – хлопок» .
(Улучшает мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость, способствует самоконтролю, произвольности деятельности.)
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборот
Упражнение «Думательный колпак». (Упражнение помогает активизировать кратковременную память, стимулировать работу мозга и мышц. Способствует концентрации внимания, придает чувство уверенности в себе. Очень полезно делать это упражнение перед выходом к доске.)
Можно выполнять стоя и сидя. Держите голову прямо, не напрягая шею и подбородок. Возьмитесь руками за уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы – спереди.
Массируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка. Дойдя до мочки, мягко помассируйте ее.
Упражнения на снятие эмоционального напряжения.
«Возьмите себя в руки»
Говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека».
«Врасти в землю»
«Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко сцепи зубы. Ты могучее, крепкое дерево, У тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного человека».
- Если глаза направлены вверх и влево – сейчас человек видит внутренние образы. Не всегда он отдаёт себе в этом отчёт, но именно сейчас он находится в области зрительной памяти. Вспоминая образы прошлого, мы обычно взглядываем именно вверх и влево.
- Взгляд вверх и вправо: конструирование зрительного образа, внутренней картинки. Как правило, там рождаются образы, которые человек раньше не видел.
- Взгляд горизонтально налево или направо: слуховой канал. Если взгляд направлен горизонтально влево – это слуховая память. Здесь хранятся запомненные звуки (чья -то речь, мелодия, ритмичные стихи). Взгляд, направленный горизонтально направо означает слуховое конструирование.
- Взгляд вниз налево означает состояние
внутреннего диалога. В такие моменты человек
комментирует и оценивает свой опыт.
- Взгляд вниз вправо: чувства. В этот
момент возникает доступ к чувствам.
Упражнения для глаз.
Требования и условия проведения кинезиологических комплексов:
- Проведение на каждом уроке – динамические паузы 3-5 минут;
- Занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
- Занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
- От детей требуется точное выполнение движений и приемов;
- Упражнения проводятся стоя или сидя за партой;
- Выполнение стандартных учебных действий может прерываться, творческую деятельность прерывать нецелесообразно;
- Применение перед началом интенсивной умственной нагрузки, контрольной работы, срезов знаний, олимпиад;
- Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя.
Результативность.
- Снижается тревожность, пропадает страх отвечать у доски, дети становятся спокойнее и увереннее.
- Улучшаются навыки самостоятельной работы с учебником, со справочной литературой.
- Повышается мотивация к обучению.
- Развивается устная речь, письменная речь
- Формируется логическое мышление.
- Улучшаются коммуникативные навыки.
« Понимание, великодушие,
милосердие, терпимость
и вера в ребёнка - вот
наши главные лекарства.
И ещё – яркая, наполненная трудом,
общением и заботой о других, жизнь»
Дубровский А.А