СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к докладу на тему: «Охранительный педагогический режим как один из важнейших факторов создания благоприятных условий обучения и воспитания д.етей с ОВЗ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к докладу на тему:  «Охранительный педагогический режим   как один из важнейших факторов  создания благоприятных условий  обучения и воспитания д.етей с ОВЗ»

 

Просмотр содержимого документа
«Презентация к докладу на тему: «Охранительный педагогический режим как один из важнейших факторов создания благоприятных условий обучения и воспитания д.етей с ОВЗ»»

Презентация на тему:  «Охранительный педагогический режим  как один из важнейших факторов создания благоприятных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ».     Выполнила: учитель начальных  классов Вечко И.Г .

Презентация на тему:

«Охранительный педагогический режим

как один из важнейших факторов

создания благоприятных условий

обучения и воспитания детей с ОВЗ».

Выполнила: учитель начальных

классов Вечко И.Г .

К основным категориям детей с ограниченными возможностями  здоровья относятся: 1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); 2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); 3. Дети с нарушением речи (логопаты); 4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; 5. Дети с умственной отсталостью; 6. Дети с задержкой психического развития; 7. Дети с нарушением поведения и общения; 8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

К основным категориям детей с ограниченными возможностями

здоровья относятся:

1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

3. Дети с нарушением речи (логопаты);

4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

5. Дети с умственной отсталостью;

6. Дети с задержкой психического развития;

7. Дети с нарушением поведения и общения;

8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Типичные затруднения у детей с ОВЗ 1.Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире. 2. Темп выполнения заданий очень низкий. 3. Нуждается в постоянной помощи взрослого. 4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение). 5. Низкий уровень развития речи, мышления. 6. Трудности в понимании инструкций. 7. Инфантилизм. 8. Нарушение координации движений. 9. Низкая самооценка.

Типичные затруднения

у детей с ОВЗ

1.Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире.

2. Темп выполнения заданий очень низкий.

3. Нуждается в постоянной помощи взрослого.

4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение).

5. Низкий уровень развития речи, мышления.

6. Трудности в понимании инструкций.

7. Инфантилизм.

8. Нарушение координации движений.

9. Низкая самооценка.

10. Повышенная тревожность, многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении. 11. Высокий уровень психомышечного напряжения. 12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики. 13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство. 14. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

10. Повышенная тревожность, многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении.

11. Высокий уровень психомышечного напряжения.

12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики.

13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство.

14. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

Причины этих проблем связаны с особенностями анатомического строения мозга. Мозг разделён на блоки , нарушения в которых выражается в определенной форме, а именно: I блок мозга отвечает за его активность. (Сюда относится ствол головного мозга. ) Если первый блок недостаточно развит, то ребенок быстро утомляется . Признаки : дети на уроке перестают быстро воспринимать информацию, начинают вертеться, мешают другим, частые перепады настроения, психосоматика (частые простудные заболевания).

Причины этих проблем связаны с особенностями анатомического строения мозга.

Мозг разделён на блоки , нарушения в которых выражается в определенной форме, а именно:

I блок мозга отвечает за его активность.

(Сюда относится ствол головного мозга. )

Если первый блок недостаточно развит,

то ребенок быстро утомляется .

Признаки : дети на уроке перестают быстро воспринимать информацию, начинают вертеться, мешают другим, частые перепады настроения, психосоматика (частые простудные заболевания).

II блок – переработка, хранение информации. (Если есть нарушения в работе II блока:  затылок - зрительная информация,  виски – слуховая,  темя – кинестетическая, то это приводит  к проблемам с памятью и трудностям ориентации в пространстве.) Признаки :  Зеркальное написание букв, замена, пропуск букв, слов, слогов, путаница похожих букв, неправильная ориентации в тетради, строчки неровные, выходят за поля, ошибки в правилах, «как слышу, так и пишу».

II блок – переработка, хранение информации.

(Если есть нарушения в работе II блока:

затылок - зрительная информация,

виски – слуховая,

темя – кинестетическая, то это приводит

к проблемам с памятью и трудностям ориентации в пространстве.)

Признаки :

Зеркальное написание букв, замена, пропуск букв, слов, слогов, путаница похожих букв, неправильная ориентации в тетради, строчки неровные, выходят за поля, ошибки в правилах, «как слышу, так и пишу».

III блок – контроль, целеполагание, программирование. (в основном лобные доли) Различные нарушения эмоционально-волевой сферы Признаки:  несоблюдение учебных правил, социальных норм, правил поведения, не может себя контролировать даже если хочет, нет интереса к учебной деятельности, повышенная отвлекаемость, действия по образцу выполняются с большим трудом.

III блок – контроль, целеполагание, программирование.

(в основном лобные доли)

Различные нарушения эмоционально-волевой сферы

Признаки:

несоблюдение учебных правил, социальных норм, правил поведения, не может себя контролировать даже если хочет, нет интереса к учебной деятельности, повышенная отвлекаемость, действия по образцу выполняются с большим трудом.

Охранительный режим – режим, щадящий нервную систему ребенка с ограниченными возможностями здоровья и оберегающий его от излишнего перевозбуждения и утомления включает в себя:   взвешенный распорядок дня и полноценное питание; правильное чередование труда и отдыха учащихся, умственного и физического труда; предотвращение перегрузок; создание благоприятного климата на уроке и во внеурочное время, создание в школьном коллективе атмосферы принятия ребенка с ОВЗ;  систематический режим двигательной активности; культурный отдых учеников (посещение мероприятий и участие в них); коррекционно-развивающую направленность уроков и мероприятий; ориентацию учеников на здоровый образ жизни; профилактику опасного поведения и снятие конфликтных ситуаций .

Охранительный режим – режим, щадящий нервную систему ребенка с ограниченными возможностями здоровья и оберегающий его от излишнего перевозбуждения и утомления включает в себя:

 

  • взвешенный распорядок дня и полноценное питание;
  • правильное чередование труда и отдыха учащихся, умственного и физического труда;
  • предотвращение перегрузок;
  • создание благоприятного климата на уроке и во внеурочное время,
  • создание в школьном коллективе атмосферы принятия ребенка с ОВЗ;
  • систематический режим двигательной активности;
  • культурный отдых учеников (посещение мероприятий и участие в них);
  • коррекционно-развивающую направленность уроков и мероприятий;
  • ориентацию учеников на здоровый образ жизни; профилактику опасного поведения и снятие конфликтных ситуаций .
Охранительный педагогический режим предполагает:  учет периодов работоспособности детей на уроках и занятиях (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомляемости); учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количество видов деятельности, их продуктивность…); наличие эмоциональных разрядок на занятиях и уроках; использование физических пауз. учет периодов работоспособности детей на уроках и занятиях (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомляемости); учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количество видов деятельности, их продуктивность…); наличие эмоциональных разрядок на занятиях и уроках; использование физических пауз.  

Охранительный педагогический режим предполагает:

  • учет периодов работоспособности детей на уроках и занятиях (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомляемости); учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количество видов деятельности, их продуктивность…); наличие эмоциональных разрядок на занятиях и уроках; использование физических пауз.
  • учет периодов работоспособности детей на уроках и занятиях (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомляемости);
  • учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (количество видов деятельности, их продуктивность…);
  • наличие эмоциональных разрядок на занятиях и уроках;
  • использование физических пауз.

 

Положительных результатов в коррекциии детей с ОВЗ можно добиться применяя методы нейропсихологической коррекции. Нейропсихология связана с мозговой организацией психических процессов. В своей практической деятельности я применяю: программу «Гимнастика мозга» Пола Деннисона комплекс упражнений из программы Сиротюк А.Л. “Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения» уроки психологического развития Н.П. Локалова

Положительных результатов в коррекциии детей с ОВЗ можно добиться применяя методы нейропсихологической коррекции. Нейропсихология связана с мозговой организацией психических процессов.

В своей практической деятельности я применяю:

  • программу «Гимнастика мозга» Пола Деннисона
  • комплекс упражнений из программы Сиротюк А.Л. “Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения»
  • уроки психологического развития Н.П. Локалова
Упражнения для тренировки .   Колечко(развитие мелкой и крупной моторики)  Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

Упражнения для тренировки .

Колечко(развитие мелкой и крупной моторики) Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

«Кулак -ребро -ладонь».  (Это упражнение улучшает мыслительную деятельность, синхронизирует работу полушарий, способствует запоминанию, повышает устойчивость внимания, активизирует процессы письма и чтения.)   Исходное положение: сидя, руки находятся на плоскости стола. Три положения руки последовательно сменяют друг друга. Сжатая в кулак ладонь, положение ладони ребром на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой, потом двумя руками вместе. Количество повторений 8-10 раз.

«Кулак -ребро -ладонь». (Это упражнение улучшает мыслительную деятельность, синхронизирует работу полушарий, способствует запоминанию, повышает устойчивость внимания, активизирует процессы письма и чтения.)

Исходное положение: сидя, руки находятся на плоскости стола. Три положения руки последовательно сменяют друг друга. Сжатая в кулак ладонь, положение ладони ребром на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой, потом двумя руками вместе. Количество повторений 8-10 раз.

«Лезгинка»( способствует концентрации внимания,развивает самоконтроль). Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

«Лезгинка»( способствует концентрации внимания,развивает самоконтроль).

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

«Ухо – нос – хлопок» . (Улучшает мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость, способствует самоконтролю, произвольности деятельности.)    Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборот

«Ухо – нос – хлопок» .

(Улучшает мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость, способствует самоконтролю, произвольности деятельности.)

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборот

Упражнение  «Думательный колпак».  (Упражнение помогает активизировать кратковременную память, стимулировать работу мозга и мышц. Способствует концентрации внимания, придает чувство уверенности в себе. Очень полезно делать это упражнение перед выходом к доске.)  Можно выполнять стоя и сидя. Держите голову прямо, не напрягая шею и подбородок. Возьмитесь руками за уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы – спереди.  Массируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка. Дойдя до мочки, мягко помассируйте ее.

Упражнение «Думательный колпак». (Упражнение помогает активизировать кратковременную память, стимулировать работу мозга и мышц. Способствует концентрации внимания, придает чувство уверенности в себе. Очень полезно делать это упражнение перед выходом к доске.)

Можно выполнять стоя и сидя. Держите голову прямо, не напрягая шею и подбородок. Возьмитесь руками за уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы – спереди.

Массируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка. Дойдя до мочки, мягко помассируйте ее.

Упражнения на снятие эмоционального напряжения. «Возьмите себя в руки» Говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека».   «Врасти в землю» «Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко сцепи зубы. Ты могучее, крепкое дерево, У тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного человека».

Упражнения на снятие эмоционального напряжения.

«Возьмите себя в руки»

Говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека».

«Врасти в землю»

«Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко сцепи зубы. Ты могучее, крепкое дерево, У тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного человека».

Если глаза направлены вверх и влево – сейчас человек видит внутренние образы. Не всегда он отдаёт себе в этом отчёт, но именно сейчас он находится в области зрительной памяти. Вспоминая образы прошлого, мы обычно взглядываем именно вверх и влево. Взгляд вверх и вправо: конструирование зрительного образа, внутренней картинки. Как правило, там рождаются образы, которые человек раньше не видел.  Взгляд горизонтально налево или направо: слуховой канал. Если взгляд направлен горизонтально влево – это слуховая память. Здесь хранятся запомненные звуки (чья­ -то речь, мелодия, ритмичные стихи). Взгляд, направленный горизонтально направо означает слуховое конструирование.  Взгляд вниз налево означает состояние   внутреннего диалога. В такие моменты человек  комментирует и оценивает свой опыт.  Взгляд вниз вправо: чувства. В этот  момент возникает доступ к чувствам.     Упражнения для глаз.
  • Если глаза направлены вверх и влево – сейчас человек видит внутренние образы. Не всегда он отдаёт себе в этом отчёт, но именно сейчас он находится в области зрительной памяти. Вспоминая образы прошлого, мы обычно взглядываем именно вверх и влево.
  • Взгляд вверх и вправо: конструирование зрительного образа, внутренней картинки. Как правило, там рождаются образы, которые человек раньше не видел.

  • Взгляд горизонтально налево или направо: слуховой канал. Если взгляд направлен горизонтально влево – это слуховая память. Здесь хранятся запомненные звуки (чья­ -то речь, мелодия, ритмичные стихи). Взгляд, направленный горизонтально направо означает слуховое конструирование.

  • Взгляд вниз налево означает состояние 

внутреннего диалога. В такие моменты человек

комментирует и оценивает свой опыт.

  • Взгляд вниз вправо: чувства. В этот

момент возникает доступ к чувствам. 

Упражнения для глаз.

Требования и условия проведения кинезиологических комплексов: Проведение на каждом уроке – динамические паузы 3-5 минут; Занятия проводятся ежедневно, без пропусков; Занятия проводятся в доброжелательной обстановке; От детей требуется точное выполнение движений и приемов; Упражнения проводятся стоя или сидя за партой; Выполнение стандартных учебных действий может прерываться, творческую деятельность прерывать нецелесообразно; Применение перед началом интенсивной умственной нагрузки, контрольной работы, срезов знаний, олимпиад; Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя.

Требования и условия проведения кинезиологических комплексов:

  • Проведение на каждом уроке – динамические паузы 3-5 минут;
  • Занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
  • Занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
  • От детей требуется точное выполнение движений и приемов;
  • Упражнения проводятся стоя или сидя за партой;
  • Выполнение стандартных учебных действий может прерываться, творческую деятельность прерывать нецелесообразно;
  • Применение перед началом интенсивной умственной нагрузки, контрольной работы, срезов знаний, олимпиад;
  • Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя.
Результативность. Снижается тревожность, пропадает страх отвечать у доски, дети становятся спокойнее и увереннее. Улучшаются навыки самостоятельной работы с учебником, со справочной литературой. Повышается мотивация к обучению. Развивается устная речь, письменная речь Формируется логическое мышление. Улучшаются коммуникативные навыки.

Результативность.

  • Снижается тревожность, пропадает страх отвечать у доски, дети становятся спокойнее и увереннее.
  • Улучшаются навыки самостоятельной работы с учебником, со справочной литературой.
  • Повышается мотивация к обучению.
  • Развивается устная речь, письменная речь
  • Формируется логическое мышление.
  • Улучшаются коммуникативные навыки.
« Понимание, великодушие, милосердие, терпимость и вера в ребёнка - вот наши главные лекарства. И ещё – яркая, наполненная трудом, общением и заботой о других, жизнь» Дубровский А.А

« Понимание, великодушие,

милосердие, терпимость

и вера в ребёнка - вот

наши главные лекарства.

И ещё – яркая, наполненная трудом,

общением и заботой о других, жизнь»

Дубровский А.А