МБОУ «СОШ №5» « Организация системы контроля качества обучения »
Заместитель директора по УВР
Голубева Ирина Георгиевна
Основная особенность нового стандарта ФГОС заключается в максимальной ориентации образовательного процесса на достижение планируемых результатов, определенных действующей образовательной программой образовательного учреждения (образовательной организации), в соответствии с законом об образовании ( см. ст. 10 Федерального Закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ).Одной из важнейших целей оценки качества обучения является создание условий, необходимых для управления качеством обучения. Основные направления оценки ориентированы на определение уровней достижения планируемых результатов при освоении образовательных программ.
При планировании системы оценки качества обучения выделяются промежуточная и итоговая аттестации учащихся.
Промежуточная аттестация представляет собой внутришкольный мониторинг достижений учащимися планируемых результатов в урочной и внеурочной деятельности. Промежуточная аттестация проводится в формах, определенных учебным планом и в порядке, установленном образовательной организацией.
Система оценочных заданий должна обеспечить измерение динамики формирования способностей учащихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, первичных навыков проектной и исследовательской деятельности. Промежуточная аттестация относится к внутренней оценке, которая проходит внутри образовательного учреждения. При организации мониторинга качества обучения большое значение имеет первичный (входной) контроль уровня уже имеющихся у учащихся знаний Отсутствие результатов входного контроля не позволит учителю проследить динамику изменений качества знаний у конкретных учащихся, с которыми он начал изучение своего предмета.
Внутришкольный мониторинг качества обучения важно проводить систематически при переходе от изучения одной темы программы к другой. Это даст возможность целенаправленно спланировать повторение пройденного материала и обеспечит индивидуальный подход к каждому обучаемому с учетом результатов его достижений. При этом может проводиться оценка качества знаний после окончания изучения крупных разделов на уроках обобщающего повторения и контроля.
Школьные методические объединения используют в своей работе результаты внешней оценки качества образования – результаты ВПР
Результаты используются в целях повышения эффективности и качества учебного процесса
- при разработке критериев и подходов к измерению образовательных достижений обучающихся;
- при формировании необходимого набора диагностических и измерительных материалов для контроля и оценки качества;
- при оценке качества образования на различных ступенях обучения и в различных предметных областях в рамках школьных мониторинговых исследований качества образования;
- при определении динамики образовательных достижений обучающихся и эффективности учебного процесса по предмету;
- При планировании работы по повышению уровня подготовки обучающихся;
- при определении рейтинга результативности деятельности педагогов.
Так, результаты ВПР используются при оценке степени владения учебным материалом по предметам. При получении результатов ВПР на МО учителей обсуждаются результаты контроля, сравниваются со средними показателями по городу и округу в целом.
Таблица результатов ВПР
№
1
Предмет
Дата
2
Русский язык
Класс
Математика
17.04.
3
5а
2018
19.04.
Количество участников
История
4
23
5а
2018
Качес-во
24.04.
Биология
№
24
ВПР
5а
2018
1
Предмет
26.04.
52/56
По журналу
25
Дата
5а
2
Средний бал
Русский язык
54/54
3,5
2018
3,5
Математика
3,7
Отлично
24
Класс
17.04.
3
СР.БАЛ
64/52
Количество участников
19.04.
2018
5б
3,6
0/2
«5»
Хорошо
История
4
3,8
37/50
23
Биология
5б
24.04.
№
2018
«4»
12/11
2/1
Удовлет
3,3
3,45
Качество
«3»
5б
2018
Не удовлет
Предмет
22
11\10
11/12
1
26.04.
3,6
4/1
56/65
ВПР
Русский язык
2
Дата
-
9/11
22
«2»
5б
2018
3.6
4/2
77/64
12/12
По журналу
Средний бал
24
2/0
Математика
17.04.
Класс
50/59
5\10
Отлично
4
3
4
9/10
19.04.
Количество участников
5в
2018
54/54
13/12
4
История
-
«5»
3/4
Хорошо
3.6
3.8
5в
25
2018
2/0
Качество
10/11
24.04.
Биология
Удовлет
«4»
3.6
3.7
7/5
26
43/60
2018
26.04.
2/4
Не удовлет
8/8
«3»
10/9
ВПР
5в
3.7
3.5
25
61/61
2018
«2»
По журналу
9/9
4/4
3/8
5в
Средний бал
2/0
Отлично
3.6
9/9
3
2/0
25
11/9
52/52
«5»
Хорошо
2/1
10/11
3.6
-
3.5
52/56
1/0
8/14
Удовлет
«4»
4/1
3.5
3,1
15/10
Не удовлет
«3»
12/15
-
3.5
-
3/10
«2»
13/13
2/2
1/0
11/12
11/12
1/0
10/10
1/0
№
1
Предмет
Русский язык
2
Дата
Математика
3
Класс
17.04.
4
История
2018
19.04.
5г
Количество участников
Биология
2018
27
24.04.
№
5г
Качес-во
Предмет
26.04.
ВПР
1
5г
2018
67/70
27
2
5г
2018
Русский язык
26
Средний бал
3,7
56/56
Дата
По журналу
3,5
58/73
Математика
25
3
Класс
3,8
17.04.
Отлично
История
3.6
53/80
4
19.04.
Количество участников
«5»
Хорошо
5/2
3.4
2018
5д
3.4
Биология
№
24.04.
2018
Качество
27
5д
«4»
Удовлет
13/17
2/2
4
1/1
26.04.
«3»
Предмет
5д
2018
Не удовлет
1
27
8\8
44/59
13/13
ВПР
4
Русский язык
10\12
66/56
«2»
-
Средний бал
26
2
14/18
3.4
0/6
2018
5д
Дата
По журналу
54/62
13/14
11/7
27
3.7
2/0
3
Математика
17.04.
Класс
Отлично
3,7
-
11/5
3.6
53/63
История
4
3,6
Количество участников
5е
0/2
«5»
19.04.
Хорошо
2018
Биология
1/0
3.5
Качество
«4»
Удовлет
24.04.
5е
2018
24
3/0
12/14
3.7
«3»
13/11
3.8
15/15
23
2/5
Не удовлет
2018
54/54
5е
26.04.
ВПР
24
1/4
«2»
2018
5е
3.5
56/52
Средний бал
7/12
2/0
12/11
По журналу
13/13
3,6
2/0
12/9
54/62
24
Отлично
3.6
-
54/54
3.5
11/10
Хорошо
3,6
«5»
3/2
2/0
3.6
4.2
Удовлет
«4»
10/11
1/1
0/5
3.6
Не удовлет
10/11
12/11
«3»
1/0
2/3
«2»
13/10
9/11
1/0
10/12
11/10
1/0
10/11
1/0
Отм.по журналу) 27 86 Всего*: 57 23 15 150 100 " width="640"
Всероссийские проверочные работы (5 класс) Дата: 17.04.2018 Предмет: Русский язык
Гистограмма соответствия отметок за выполненную работу и отметок по журналу
Статистика по отметкам
Кол-во уч.
Понизили ( Отм.
%
Подтвердили(Отм.=Отм.по журналу)
41
Повысили (Отм. Отм.по журналу)
27
86
Всего*:
57
23
15
150
100
Отм.по журналу) 9 117 Всего*: 79 19 13 149 100 " width="640"
Всероссийские проверочные работы (5 класс) Дата: 19.04.2018 Предмет: Математика
Гистограмма соответствия отметок за выполненную работу и отметок по журналу
Кол-во уч.
Понизили ( Отм.
%
Подтвердили(Отм.=Отм.по журналу)
13
Повысили (Отм. Отм.по журналу)
9
117
Всего*:
79
19
13
149
100
Отм.по журналу) 23 87 Всего*: 60 26 18 146 100 " width="640"
24.04.2018 Всероссийские проверочные работы (5 класс) Предмет: История (146 уч.)
Гистограмма соответствия отметок за выполненную работу и отметок по журналу
Понизили ( Отм.
Кол-во уч.
%
33
Подтвердили(Отм.=Отм.по журналу)
Повысили (Отм. Отм.по журналу)
23
87
Всего*:
60
26
18
146
100
Отм.по журналу) 101 Всего*: 9 69 6 147 100 " width="640"
Всероссийские проверочные работы (5 класс) Дата: 26.04.2018 Предмет: Биология
Гистограмма соответствия отметок за выполненную работу и отметок по журналу
Статистика по отметкам
Понизили ( Отм.
Кол-во уч.
37
Подтвердили(Отм.=Отм.по журналу)
%
25
Повысили (Отм. Отм.по журналу)
101
Всего*:
9
69
6
147
100
С группой обучающихся, имеющих низкий уровень обученности была спланирована работа по устранению пробелов в знаниях и оказанию целенаправленной помощи в достижении базового уровня. Проведен повторный диагностический срез знаний. Результаты представлены в таблице:
Предмет
Результаты ВПР
Русский язык
Качество
52
Средний балл
Результаты тематического контроля знаний
Математика
История
60
3,5
Качество
60
3,6
Средний балл
55
Биология
3,8
3,5
57
50
3,8
60
3,3
3,9
58
3,6
Коррекция знаний, проведенная своевременно, влияет на результаты контроля знаний и общую успеваемость. Работа, спланированная МО учителей и проведенная в рамках образовательного процесса, позволила повысить качество знаний и общую успеваемость.
По результатам ежегодного участия ОО во всероссийских проверочных работах руководителями МО составляется мониторинг качества, определяется характер динамики образовательных достижений обучающихся и эффективности учебного процесса по предметам.
При проведении анализа качества выполнения работ составляется рейтинг результативности деятельности педагогов. Данные мониторинга используются методическим советом школы при характеристике кадрового потенциала и оказании методической помощи учителям при проведении самоанализа деятельности и планировании работы по повышению уровня подготовки обучающихся .
Школьные методические объединения используют в своей работе результаты внешней оценки качества образования р езультаты участия обучающихся в олимпиадах и научно-исследовательской деятельности
В соответствии с Положением о проведении Всероссийской Олимпиады школьников в муниципальных предметных олимпиадах приняли участие 88 обучающихся (17,7 % от общего числа учащихся 7-11-х классов) по 13 учебным предметам, кроме олимпиад по информатике, искусству (МХК), немецкому языку, экологии, праву, экономике так как не было участников. Наибольшее количество участников было среди 8,10 классов, наименьшее в 11-х классах. В сравнении с прошедшими учебными годами количество участников увеличилось (84/68/84/88) и увеличилось количество победителей и призеров (7/5/3/4).
Результаты олимпиад муниципального этапа (победители и призеры)
Предмет
Литература
Ф.И. обучающегося
Физика
Сурина Надежда
Класс
Физическая культура
9Г
Руководитель
Ефимов Тимофей
Место
Борзенко О.С.
Биология
7Б
Кулькин Артем
11Б
3 место
Джалилова Р.Н.
Шинкоренко Алина
1 место
Долгих И.И.
9Г
3 место
Ханафина А.З.
1 место
Участники, занявшие 4 и 5 места в муниципальном этапе.
Предмет
Русский язык
Ф.И. обучающегося
Руководитель
Обществознание
Засыпкина София
Место
Борзенко О.С.
Косыгина Анастасия
5 место
Мороз Е.А.
5 место
№ п/п
Предмет
Количество участников
7 класс
Английский язык
8 класс
Биология
3
2
1
География
9
2
класс
3
0
История
10
3
3
0
класс
11 класс
0
Литература
1
2
0
Математика
3
Итого
2
Обществознание
0
0
3
1
Кол-во победителей
0
8
0
1
Кол-во призеров
3
11
0
Основы безопасности
1
1
Жизнедеятельности
0
3
Русский язык
0
1
8
0
0
0
0
0
3
Технология
1
0
1
0
0
0
Физика
4
3
0
4
1
0
1
Физическая культура
0
3
3
1
0
0
0
1
Химия
2
0
4
Итого
1
0
0
3
8
0
5
1
0
2
0
0
10
1
2
0
2
25
0
3
6
0
0
0
11
10
0
2
0
24
0
0
3
6
1
14
0
0
9
0
1
0
19
1
0
88
0
2
2
Итоговая аттестация
( см. ст. 59 № 273-ФЗ ) объективно и независимо оценивает уровни достижения учащимися планируемых результатов на уровне окончания основного и среднего образования. Итоговая аттестация по результатам выполнения основных образовательных программ основного и среднего общего образования является государственной аттестацией и проводится в форме ОГЭ и ЕГЭ. Государственная итоговая аттестация (ГИА) проводится при окончании основной школы, а единый государственный экзамен (ЕГЭ) учащиеся сдают по окончанию средней школы. Итоговая аттестация в своей основе является внешней, независимой оценкой и оказывает существенное влияние на оценку работы учителя и образовательной организации в целом.
Рассмотрим некоторые подходы к оценке качества обучения в зависимости от трех уровней требований к результатам освоения основной образовательной программы, а именно: предметных, метапредметных и личностных. Подходы к оценки уровней достижений предметных планируемых результатов достаточно ясны и закреплены в многолетней практике учебно-воспитательного процесса.
Оценка метапредметных результатов предполагает определение способностей и готовности к освоению новых знаний и универсальных умений. Оценивается способность к сотрудничеству и коммуникации, решению практических задач и использованию ИКТ компетенций для своего обучения и развития. Формой оценки этих видов компетенций может быть результаты проведения учащимися проектной и исследовательской деятельности.
Оценка личностных результатов не влияет на итоговую оценку, но учитывается при промежуточной аттестации. Оценивается учебно-познавательная мотивация учащихся, социальные компетенции и ценностно-смысловые установки. Наиболее важным критерием оценки может являться способность учащихся к осознанному выбору своей индивидуальной образовательной траектории обучения и развития.
Статистика основных показателей государственной итоговой аттестации
2017-2018 учебного года по программам среднего общего образования
Всего уч-ся в уч.году
Допущенных к ГИА
57
Доля допущенных
Зарегистрированных участников по формам ГИА
57
100
ЕГЭ
Доля
57
100
ГВЭ
Доля
0
ЕГЭ и ГВЭ
0
0
Доля
0
минимальный бал
русский язык
математика проф
максимальный бал
32
математика база
средний бал
9
91
порог
2
68
65
24
5
39
4
27
3
минимальн бал
географ
максимал бал
физика
54
средний бал
46
58
информ
36
0
биология
порог
56
25
53
37
40
история
60
22
химия
15
36
45
62
40
34
обществ
54
англ яз
17
36
32
72
41
44
32
литерат
73
44
36
43
42
90
57
22
63
32
Ср. оценка по ОО
Русский язык
Общая успеваемость
Математика
4
Физика
Качественная успеваемость
64,8
3
Химия
3
88
64,8
31
100
4
Информатика и ИКТ
11,7
Биология
100
3
54,5
История
81
3
География
100
18,7
3
3
Обществознание
81
33
18,7
80
Литература
3
28,5
Английский язык
84,8
3
26
100
4
0
100
71
Результаты ГИА, диагностические контрольные работы используются при оценке общих результатов работы школы, подготовке аналитических отчетов и публичных докладов о качестве образования в ОО.
Результаты участия обучающихся в олимпиадах и научно-исследовательской деятельности используются МО для определения стратегии работы в данном направлении.
Независимая оценка качества образования, проведенная в форме анкетирования в 2017г. показала, что удовлетворенность родителей (законных представителей) качеством образовательной услуги, предоставляемой образовательной организацией составила 100%.
В сравнении с результатами предыдущей оценки качества образовательным процессом достигла максимального уровня.
Внутришкольная система оценки качества образования направлена на повышение эффективности образовательного процесса в достижении требований, предъявляемых федеральными государственными образовательными стандартам
Спасибо за внимание!