Духовно-нравственное воспитание на уроках технологии и на внеурочной деятельности
«Особенно сильное влияние на формирование личности, оказывает труд, его внутренняя духовная сила, которую нельзя ни наследовать, ни купить, её можно только воспитать. В ребёнке нужно воспитывать потребность и любовь к труду...» К.Д.Ушинский
На сегодняшний день приоритетной целью образования в школе является духовно — нравственное развитие ребёнка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Воспитательная работа на уроках технологии должна осуществляться в следующих направлениях:
- Духовно- образовательное направление (совесть, долг, патриотизм, милосердие и т.п)
- Культурно-познавательное направление ( изучение традиций своего народа, приобщение к культурному наследию, развитие индивидуальных способностей, вежливость, аккуратность)
- Нравственно-трудовое направление (учебный труд, общественно-полезный труд, производственный труд)
Реализация задач духовно нравственного воспитания осуществляется через следующие виды деятельности:
- Чтение и поиск информации
- Изучение культуры
- Трудовая деятельность
Методы духовно нравственного развития на уроках технологии:
- Метод беседы (беседа с закреплением материала в творческих заданиях)
- Практический метод ( организация продуктивной деятельности учащихся, которая развивает память, творческое воображение и художественный вкус)
- Метод объяснительно- иллюстрированный (теоретические занятия с использованием презентаций, видеоуроков)
- Метод проектов (самостоятельный выбор, изучение темы и получение проектного результата)
- Метод создания проблемной ситуации (создание проблемной ситуации и активность учащихся)
Формы работы с детьми:
- Творческая художественная деятельность детей (создание предметов декоративно-прикладного творчества, рукоделие на уроках и во внеурочной деятельности)
- Проведение праздников и мероприятий
- Использование мультимедийных технологий (презентации, видеоуроки)
- Исследовательская деятельность учащихся
- Организация выставок
- Экскурсии
- Тематические и творческие вечера
- Участие в конкурсах, фестивалях и пр.
Результат работы:
- Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру
- Формирование позитивного отношения к окружающему миру и др. людям
- Потребность и сопереживание
- Воспитание чувства патриотизма, толерантности
- Формирование истинных ценностей ( Родина, долг, любовь, честь, вера и т.д)
- Деятельное отношение к труду
- Ответственность за свои дела и поступки
Метод проектов на уроках технологии, позволяет обучающимся повышать уровень духовно-нравственной культуры, овладевать следующими социальными умениями и навыками:
• самостоятельно добывать знания и пользоваться ими для решения новых познавательных и практических задач;
• работать в группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и т.д.);
• устанавливать широкие человеческие контакты, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;
• пользоваться информационно-исследовательскими методами: собирать и обрабатывать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Если выпускник школы приобретает указанные навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах.
Духовно-нравственное воспитание и информационная культура становится важной составляющей общей личностной культуры.
Спасибо за внимание