СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к докладу "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к докладу "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка"»

Формирование орфографической зоркости младших школьников Профилактика и коррекция письменной речи Выполнила: Акулинина С.В.  учитель начальных классов

Формирование орфографической зоркости младших школьников

Профилактика и коррекция письменной речи

Выполнила: Акулинина С.В. учитель начальных классов

Планируемые результаты обучения орфографии младших школьников Личностные: понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека. Метапредметные: умение выбирать адекватные средства для успешного решения коммуникативных задач. Предметные: умение применять орфографические правила; умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать языковые единицы; способность проверять сказанное и написанное.

Планируемые результаты обучения орфографии младших школьников

  • Личностные: понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека.
  • Метапредметные: умение выбирать адекватные средства для успешного решения коммуникативных задач.
  • Предметные: умение применять орфографические правила; умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать языковые единицы; способность проверять сказанное и написанное.
Орфографическое правило представляет собой фонетическое или грамматическое обобщение. Сознательное письмо - письмо на основе орфографических правил, в которых обобщены языковые особенности слов. В основе русской орфографии лежит морфологический принцип написания.
  • Орфографическое правило представляет собой фонетическое или грамматическое обобщение.
  • Сознательное письмо - письмо на основе орфографических правил, в которых обобщены языковые особенности слов.
  • В основе русской орфографии лежит морфологический принцип написания.
Признаки орфограммы: - написание, требующее проверки (буква, сочетание букв, морфема, позиция между словами, стык морфем, место разделения слова при переносе); - написание, требующее выбора из возможных вариантов, лишь один из которых правильный; - традиционные написания, требующие запоминания.

Признаки орфограммы:

  • - написание, требующее проверки (буква, сочетание букв, морфема, позиция между словами, стык морфем, место разделения слова при переносе);
  • - написание, требующее выбора из возможных вариантов, лишь один из которых правильный;
  • - традиционные написания, требующие запоминания.
Орфографическая зоркость - умение быстро обнаруживать орфограммы - важнейшее базовое орфографическое умение. Главнейшая задача учителя - научить видеть орфограмму, научить думать при письме.
  • Орфографическая зоркость - умение быстро обнаруживать орфограммы - важнейшее базовое орфографическое умение. Главнейшая задача учителя - научить видеть орфограмму, научить думать при письме.

Ступени орфографического действия 1) постановка орфографической задачи (выделение орфограммы); 2) решение орфографической задачи (выбор письменного знака в соответствии с правилом).

Ступени орфографического действия

  • 1) постановка орфографической задачи (выделение орфограммы);
  • 2) решение орфографической задачи (выбор письменного знака в соответствии с правилом).
Факторы, позволяющие развить орфографическую зоркость Зрительный фактор . Золотое правило ученика: никогда не пиши, если точно не знаешь: сначала предупреди ошибку. Слуховой фактор. Развитие фонематического слуха оказывается решающим условием при постановке орфографической задачи – нахождении орфограммы и определении её типа. Рукодвигательный фактор. Ритмическое движение руки создает графический образ того или иного слова. Проговаривание. Нахождение орфограммы- это выявление несоответствий произношения и написания, обусловленных грамматикой русской речи.

Факторы, позволяющие развить орфографическую зоркость

  • Зрительный фактор . Золотое правило ученика: никогда не пиши, если точно не знаешь: сначала предупреди ошибку.
  • Слуховой фактор. Развитие фонематического слуха оказывается решающим условием при постановке орфографической задачи – нахождении орфограммы и определении её типа.
  • Рукодвигательный фактор. Ритмическое движение руки создает графический образ того или иного слова.
  • Проговаривание. Нахождение орфограммы- это выявление несоответствий произношения и написания, обусловленных грамматикой русской речи.
Методические приёмы профилактики нарушений письменной речи Письмо с «окошками»; Поиск решения орфографической задачи в словаре; Объяснение значения (происхождения, образования) слова; Списывание (выписывание из текста) слов разных тематических групп; Применение алгоритма для решения орфографической задачи; Письмо по памяти.

Методические приёмы профилактики нарушений письменной речи

  • Письмо с «окошками»;
  • Поиск решения орфографической задачи в словаре;
  • Объяснение значения (происхождения, образования) слова;
  • Списывание (выписывание из текста) слов разных тематических групп;
  • Применение алгоритма для решения орфографической задачи;
  • Письмо по памяти.
Этапы решения  орфографической задачи (по М.Р. Львову) 1) увидеть орфограмму в слове; 2) определить её вид: проверяемая или нет. Если да, то к какой грамматико – орфографической теме относится, вспомнить правило; 3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы; 4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения задачи; 5) решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму; 6) написать слова в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.

Этапы решения орфографической задачи (по М.Р. Львову)

  • 1) увидеть орфограмму в слове;
  • 2) определить её вид: проверяемая или нет. Если да, то к какой грамматико – орфографической теме относится, вспомнить правило;
  • 3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;
  • 4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения задачи;
  • 5) решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму;
  • 6) написать слова в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.
Проектирование урока  «Введение новой орфограммы» 1. Сформулируйте учебную задачу и планируемые результаты урока . 2. Какие знания необходимо актуализировать для введения новой орфограммы. Что для этого предлагает методический аппарат учебника? 3. Определите противоречие, которое необходимо разрешить для освоения новой орфограммы. Что ещё не знают дети, но способны открыть? 4. Какой алгоритм решения орфографической задачи предлагает учебник? 5. Как практически реализуется задача освоения введённого правила в системе упражнений? 6. Как закрепляется правило во внешней речи? 7. Что предлагается для самостоятельной работы и как её можно организовать?

Проектирование урока «Введение новой орфограммы»

  • 1. Сформулируйте учебную задачу и планируемые результаты урока .
  • 2. Какие знания необходимо актуализировать для введения новой орфограммы. Что для этого предлагает методический аппарат учебника?
  • 3. Определите противоречие, которое необходимо разрешить для освоения новой орфограммы. Что ещё не знают дети, но способны открыть?
  • 4. Какой алгоритм решения орфографической задачи предлагает учебник?
  • 5. Как практически реализуется задача освоения введённого правила в системе упражнений?
  • 6. Как закрепляется правило во внешней речи?
  • 7. Что предлагается для самостоятельной работы и как её можно организовать?