СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к докладу "Современный подход к формированию навыка смыслового чтения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация является приложением к докладу. Поможет ярче рассмотреть этот вопрос.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к докладу "Современный подход к формированию навыка смыслового чтения"»

Современный подход к формированию навыка смыслового чтения Автор: Булатова Наталья Викторовна Учитель начальных классов МБОУ «Онгудайская СОШ им. С.Т.Пекпеева».

Современный подход к формированию навыка смыслового чтения

Автор: Булатова Наталья Викторовна

Учитель начальных классов МБОУ «Онгудайская СОШ им. С.Т.Пекпеева».

В нашей стране разработана «Национальная программа поддержки и развития чтения в России ».  Программа ставит перед собой цель разви тия грамотности и культуры чтения в России, повышения интеллекту ального уровня граждан страны, а, следовательно, и ее конкурентоспособности на мировой арене. Сроки реализации Программы – 2007 -2020 годы.

В нашей стране разработана «Национальная программа поддержки и

развития чтения в России ».  Программа ставит перед собой цель разви

тия грамотности и культуры чтения в России, повышения интеллекту

ального уровня граждан страны, а, следовательно, и ее конкурентоспособности на мировой арене.

Сроки реализации Программы – 2007 -2020 годы.

Первостепенная задача учителя начальных классов: каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения. Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической. Смысловая: понимание содержания и смысла читаемого. Техническая: способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность.

Первостепенная задача учителя начальных классов: каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения. Навык

чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.

Смысловая:

  • понимание содержания и смысла читаемого.

Техническая:

  • способ чтения,
  • темп чтения,
  • правильность чтения,
  • выразительность.
Цель  смыслового чтения - максимально точно и полно  понять содержание текста, уловить все детали и практи чески осмыслить извлеченную информацию. Смысловое чтение  – это комплексное УУД, такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.

Цель  смыслового чтения - максимально точно и полно

понять содержание текста, уловить все детали и практи

чески осмыслить извлеченную информацию.

Смысловое чтение  – это комплексное УУД, такое качество

чтения, при котором достигается понимание информационной,

смысловой и идейной сторон произведения.

Методы и приемы обучения смысловому чтению. Развитие умения анализировать задание Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию Ответы на поставленные вопросы (как письменные, так и устные). Формулирование простых выводов после прочтения текста. Определение последовательности событий в прочитанном тексте. Преобразование прочитанного текста в таблицу. Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией. Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста. Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения опровергать какие-либо утверждения.

Методы и приемы обучения смысловому чтению.

Развитие умения анализировать задание

Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию

Ответы на поставленные вопросы (как письменные, так и устные).

Формулирование простых выводов после прочтения текста.

Определение последовательности событий в прочитанном тексте.

Преобразование прочитанного текста в таблицу.

Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.

Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста.

Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения опровергать какие-либо утверждения.

Знакомство со стихотворением И.З.Сурикова « Детство» Ветхая- значит очень старая В уголке согнувшись,  Лапти дед плетёт; Матушка за прялкой Молча лен прядёт Ветхую шубейку Скинешь с плеч долой; Заберёшься на печь К бабушке седой. ЛАПТИ  —  Традиционная крестьянс кая обувь, плетенная из лыка  или  бересты , охватывающая   ступню ноги. 

Знакомство со стихотворением И.З.Сурикова « Детство»

Ветхая- значит очень старая

В уголке согнувшись,

Лапти дед плетёт;

Матушка за прялкой

Молча лен прядёт

Ветхую шубейку

Скинешь с плеч долой;

Заберёшься на печь

К бабушке седой.

ЛАПТИ  —  Традиционная крестьянс

кая обувь, плетенная из лыка  или 

бересты , охватывающая

  ступню ноги. 

Слова образы Лес, точно терем расписной,  Лиловый, золотой, багряный,  Веселой, пестрою стеной  Стоит над светлою поляной.  Березы желтою резьбой  Блестят в лазури голубой,  Как вышки , елочки темнеют,  А между кленами синеют  То там, то здесь в листве сквозной  Просветы в небо, что оконца.  Лес пахнет дубом и сосной,  За лето высох он от солнца,  И Осень тихою вдовой  Вступает в пестрый терем свой.  (Иван Бунин)

Слова образы

Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки , елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой. (Иван Бунин)

Работа с многозначными словами. Найди хорошо знакомые слова в другом, непривычном, употреблении. -Жили старик со старухой у самого синего моря . -В осеннем лесу сейчас море света. -Колышется целое море пшеницы ?

Работа с многозначными словами.

Найди хорошо знакомые слова в другом, непривычном, употреблении.

-Жили старик со старухой у самого синего моря .

-В осеннем лесу сейчас море света.

-Колышется целое море пшеницы ?

. Работа с фразеологизмами. Ромка пришёл с рыбалки без улова. ( ни с чем) Вовка сидел в углу тихо, ожидая наказания. (ни жив, ни мертв) У лягушки закружилась голова от страшной высоты, на которую её подняли….  ( захватило дух)

.

Работа с фразеологизмами.

Ромка пришёл с рыбалки без улова.

( ни с чем)

Вовка сидел в углу тихо, ожидая наказания.

(ни жив, ни мертв)

У лягушки закружилась голова от страшной

высоты, на которую её подняли….

( захватило дух)

Маленькие, красивые рыбки плавают в аквариуме с водой.  Любопытный кот Васька увидел их. Крадется хитрый кот, опустил лапу и хочет поймать  рыбок. Но его вовремя заметила  бабушка и прогнала прочь. Неудачно порыбачил наш мурлыка- Васёк. Рассказ по предложению Неудачно порыбачил наш мурлыка- Васёк.

Маленькие, красивые рыбки плавают в аквариуме с водой.

Любопытный кот Васька увидел их. Крадется хитрый кот, опустил лапу и хочет поймать  рыбок. Но его вовремя заметила

бабушка и прогнала прочь.

Неудачно порыбачил наш мурлыка- Васёк.

Рассказ по предложению

Неудачно порыбачил наш мурлыка- Васёк.

  Применение метода «диалог с автором текста». Этапы метода : ищем то, что не очень понятно в тексте и  формулируем вопросы; прогнозируем ответы на возникшие вопросы и прогнозируем дальнейшее содержание текста; самопроверка (проверяем свои предположе ния, сверяя их с текстом).

Применение метода

«диалог с автором текста».

Этапы метода :

  • ищем то, что не очень понятно в тексте и

формулируем вопросы;

  • прогнозируем ответы на возникшие вопросы и прогнозируем дальнейшее содержание

текста;

  • самопроверка (проверяем свои предположе
  • ния, сверяя их с текстом).
Развитие читательского воображения

Развитие читательского воображения

Проблема. Ребёнок правильно читает все слова в предложении , но не  понимает смысла их. Перед чтением прочитать слова в столбике. Поле Поляна полевой полёвка Полёвка-это разновиднось мышей, живущих на лугах, полях, парках..

Проблема.

Ребёнок правильно читает все слова в предложении , но не

понимает смысла их. Перед чтением прочитать слова в

столбике.

Поле

Поляна

полевой

полёвка

Полёвка-это разновиднось мышей, живущих на лугах, полях, парках..

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание