Современный подход к формированию навыка смыслового чтения
Автор: Булатова Наталья Викторовна
Учитель начальных классов МБОУ «Онгудайская СОШ им. С.Т.Пекпеева».
В нашей стране разработана «Национальная программа поддержки и
развития чтения в России ». Программа ставит перед собой цель разви
тия грамотности и культуры чтения в России, повышения интеллекту
ального уровня граждан страны, а, следовательно, и ее конкурентоспособности на мировой арене.
Сроки реализации Программы – 2007 -2020 годы.
Первостепенная задача учителя начальных классов: каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения. Навык
чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.
Смысловая:
- понимание содержания и смысла читаемого.
Техническая:
- способ чтения,
- темп чтения,
- правильность чтения,
- выразительность.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно
понять содержание текста, уловить все детали и практи
чески осмыслить извлеченную информацию.
Смысловое чтение – это комплексное УУД, такое качество
чтения, при котором достигается понимание информационной,
смысловой и идейной сторон произведения.
Методы и приемы обучения смысловому чтению.
Развитие умения анализировать задание
Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию
Ответы на поставленные вопросы (как письменные, так и устные).
Формулирование простых выводов после прочтения текста.
Определение последовательности событий в прочитанном тексте.
Преобразование прочитанного текста в таблицу.
Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.
Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста.
Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения опровергать какие-либо утверждения.
Знакомство со стихотворением И.З.Сурикова « Детство»
Ветхая- значит очень старая
В уголке согнувшись,
Лапти дед плетёт;
Матушка за прялкой
Молча лен прядёт
Ветхую шубейку
Скинешь с плеч долой;
Заберёшься на печь
К бабушке седой.
ЛАПТИ — Традиционная крестьянс
кая обувь, плетенная из лыка или
бересты , охватывающая
ступню ноги.
Слова образы
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки , елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой. (Иван Бунин)
Работа с многозначными словами.
Найди хорошо знакомые слова в другом, непривычном, употреблении.
-Жили старик со старухой у самого синего моря .
-В осеннем лесу сейчас море света.
-Колышется целое море пшеницы ?
.
Работа с фразеологизмами.
Ромка пришёл с рыбалки без улова.
( ни с чем)
Вовка сидел в углу тихо, ожидая наказания.
(ни жив, ни мертв)
У лягушки закружилась голова от страшной
высоты, на которую её подняли….
( захватило дух)
Маленькие, красивые рыбки плавают в аквариуме с водой.
Любопытный кот Васька увидел их. Крадется хитрый кот, опустил лапу и хочет поймать рыбок. Но его вовремя заметила
бабушка и прогнала прочь.
Неудачно порыбачил наш мурлыка- Васёк.
Рассказ по предложению
Неудачно порыбачил наш мурлыка- Васёк.
Применение метода
«диалог с автором текста».
Этапы метода :
- ищем то, что не очень понятно в тексте и
формулируем вопросы;
- прогнозируем ответы на возникшие вопросы и прогнозируем дальнейшее содержание
текста;
- самопроверка (проверяем свои предположе
- ния, сверяя их с текстом).
Развитие читательского воображения
Проблема.
Ребёнок правильно читает все слова в предложении , но не
понимает смысла их. Перед чтением прочитать слова в
столбике.
Поле
Поляна
полевой
полёвка
Полёвка-это разновиднось мышей, живущих на лугах, полях, парках..
Спасибо за внимание