Реализация технологии деятельностного подхода на уроках математики разной целевой направленности. Некрасова Тамара Ивановна Филиал МКОУ Таскаевской СОШ – Бакмасихинская СОШ
Последовательность процесса реализации технологии деятельностного подхода на уроках математики:
- Подготовка места для нового элемента системы.
- Построение нового элемента и установление первичных связей с элементами системы.
- Коррекция нового элемента.
- Установление связей между новыми и исходными элементами.
- Коррекция и контроль деятельностной системы .
Урок открытия нового знания .
- Развивающая цель : формирование способности учащихся к новому способу действия.
- Обучающая цель : расширение понятийной базы за счет за счет вкючения в нее новых элементов.
Урок рефлексии .
- Развивающая цель : формирование способности учащихся к коррекции способа действия и реализации коррекционной нормы. То есть, формирование способности к фиксированию собственных затруднений в деятельности, выявлению их причин, построению и реализации проекта выхода из затруднений.
- Обучающая цель : коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
Урок общеметодологической направленности.
- Развивающая цель : коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
- Обучающая цель : выявление теоретических основ построения содержательно-методологических линий.
Урок развивающего контроля .
- Развивающая цель : формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
- Обучающая цель : контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Механизм деятельности по контролю предполагает:
- Предъявление контролируемого варианта.
- Наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии.
- Сопоставление проверяемого варианта с эталоном.
- Оценка результата сопоставления варианта с эталоном в соответствии с заранее обоснованными критериями.
Структура уроков открытия нового знания:
- этап самоопределения к деятельности,
- этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности,
- этап первичного закрепления во внешней речи,
- этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону,
- этап включения в систему знаний и повторения,
- этап рефлексии деятельности.
Цель этапа самоопределения к деятельности – включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне .
- создать условия для возникновения внутренней потребности «хочу», исходя из решенных ранее задач, выделить содержательную область изучаемого, создать основу для «могу».
- создать условия для возникновения внутренней потребности «хочу»,
- исходя из решенных ранее задач, выделить содержательную область изучаемого, создать основу для «могу».
- Результат данного этапа – положительное самоопределение каждого учащегося .
- Время этапа: 1 – 2 минуты.
Цель этапа актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности – подготовка мышления учащихся и создание их потребности к построению нового способа действий .
- воспроизвели ЗУН, достаточные для построения нового способа действий,
- активизация соответствующих мыслительных операций: внимание, память и т.д.
- попытались выявить индивидуальное задание, требующее нового способа действия,
- зафиксировали возникшие затруднения
- Время этапа: 5 – 6 минут.
Цель этапа выявления причин затруднения и постановки цели деятельности – выявление места затруднения, его причины и в постановке цели урока .
- соотнесли свои действия с используемым способом и выявили место затруднения,
- выявили и зафиксировали в речи причину затруднений, то есть ответили на вопрос «Почему оно возникло?»
- на этой основе поставили цель деятельности и предложили свои варианты формулировки темы урока, которую учитель уточняет.
- Продолжительность этапа: 4 – 5 минут.
Цель этапа построения проекта выхода из затруднения – построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению.
- выбрали метод построения нового способа действий – метод дополнения или метод уточнения,
- выбрали метод, на котором будет основано решение учебной задачи – определение понятия, свойство, алгоритм,
- на основе выбранного метода выдвигали и обосновывали гипотезы,
- использовали предметные действия с моделями, схемами и т.д.
- зафиксировали новый способ действия в речи и знаков,
- преодолели возникшие затруднения с помощью нового способа действий.
- Продолжительность этапа: 7 – 8 минут.
Цель этапа первичного закрепления во внешней речи – усвоение учащимися нового способа действий.
- решение типовых заданий с проговариванием вслух определения, алгоритма, свойства и т.д.
- Продолжительность этапа 4 – 5 минут.
- Результат – решенные с комментированием типовые задания на новый способ действия.
Цель этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону – интериоризация нового способа действия.
- организовать самостоятельную работу на новый способ действий,
- организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону,
- создать ситуацию успеха,
- предоставить для допустивших ошибки возможность для выявления ошибок и их исправления.
- Продолжительность этапа 4 – 5 минут .
Цель этапа включения в систему знаний и повторения – включение нового способа действия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного .
- предлагать учащимся задания, в которых новый способ действия связывается с ранее изученным:
- системно включать задания на тренировку и доведение до уровня автоматизированных способностей,
- на коррекцию ошибок, на подготовку к изучению следующих тем.
- Продолжительность этапа: 7 – 8 минут.
Цель этапа рефлексии деятельности – самооценка результатов деятельности,
- организовать рефлексию и самооценку учениками деятельности на уроке,
- учащиеся фиксируют степень соответствия результатов деятельности и поставленной цели,
- планируется дальнейшая деятельность, и определяются задания для самоподготовки (домашние задания с элементами выбора, творчества).
- Продолжительность этапа: 2 – 3 минуты .
Алгоритм конструирования урока «открытия» нового знания.
- Выделить и сформулировать новое знание.
- Смоделировать способ открытия нового знания.
- Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.
- Определить необходимые ЗУН и способы их повторения.
- Подобрать упражнения для этапа актуализации (согласно необходимым ЗУНам).
- Смоделировать затруднение и способ его фиксации
- Сформулировать метод решения учебной задачи.
- Сконструировать диалоги для третьего и четвертого этапов урока.
9. Составить самостоятельную работу и эталон для самопроверки.
10. Определить приемы организации первичного закрепления и подобрать задания для данного этапа.
11. Подобрать задания для этапа включения нового знания в систему знаний и повторения.
12. Продумать форму организации этапа рефлексии.
13. Прописать план-конспект урока.
14. Провести анализ конспекта в соответствии с требованиями к этапам урока в технологии деятельностного метода.
15. Внести коррективы в план – конспект.
Структура урока рефлексии .
- Этап самоопределения к деятельности.
- Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности.
- Этап локализации затруднений.
- Этап построения проекта выхода из затруднений.
- Этап обобщения затруднений во внешней речи.
- Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
- Этап включения в систему знаний и повторения.
- Этап рефлексии деятельности.
фиксирование и анализ затруднений в собственной учебной деятельности, а не в решении задач .
Цель этапа самоопределения к деятельности – включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
- Создать условия для «хочу».
- Создать условия для «могу».
- Определить основную цель урока.
- Длительность этапа 1 – 2 минуты.
Цель этапа актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности – подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к исправлению собственных ошибок .
- Организовать повторение способов действий, запланированных для рефлексивных действий учащихся,
- Активизировать соответствующие мыслительные операции: память, внимание и т.д.
- Зафиксировать используемые способы действий в буквах,
- Организовать самостоятельную работу (самостоятельную работу),
- Организовать самопроверку работы по готовому образцу с фиксацией своих результатов, (без исправления своих ошибок).
- Продолжительность этапа 8 – 12 минут .
№ задания
Выполнено «+» или «?»
1
Алгоритм или правило, в котором ошибся
2
Исправлено в процессе работы
3
Исправлено в самостоятельной работе
Цель этапа локализации затруднений – выявление места и причины затруднений, уточнение индивидуальной цели урока
- Анализируют свое решение и определяют место ошибки,
- Выявляют и фиксируют способы действий, в которых допущены ошибки,
- На этой основе уточняют индивидуальную цель дальнейшей деятельности на уроке.
- Продолжительность этапа 7 – 8 минут.
«Проговаривая» свое решение пошагово развивается логическое мышление, развивается речь.
Цель этапа построения проекта выхода из затруднений – построение детьми проекта выхода из затруднений .
- исправил свои ошибки самостоятельно,
- соотнес результаты исправления ошибок с эталоном,
- выбрал задания и решил на те же правила, в которых допустил ошибку.
- Продолжительность этапа 4 – 5 минут.
Цель этапа обобщения затруднений во внешней речи – усвоение способов действий
- организовать обсуждение типовых затруднений,
- проговорить вслух формулировки способов действий, которые вызвали затруднения.
- Продолжительность этапа 2 – 3 минуты.
Цель этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону – создание ситуации успеха .
- ученикам предлагают еще одну самостоятельную работу, аналогичную прежней,
- самопроверку по эталону.
- Продолжительность этапа 5 – 6 минут.
Цель этапа рефлексии деятельности – самооценка результатов .
- повторить алгоритм исправления ошибок,
- фиксировать степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности,
- наметить цели на следующую деятельность,
- оценить деятельность на уроке,
- определить задания для работы дома.
- Продолжительность этапа 2 – 3 минуты.
Алгоритм конструирования урока рефлексии
- Анализ типичных ошибок и затруднений по изучаемой теме.
- Составление списка понятий, правил, которые требуют тренинга и коррекции ошибок.
- Подбор заданий для сам. работы на этапе актуализации знаний на применение зафиксированных способов действий.
- Подготовка эталона для самопроверки.
- Проектирование способа повторения
- Проектирование деятельности учащихся, не допустивших ошибок
- Конструирование диалога по уточнению алгоритма исправления ошибок .
8. Конструирование диалога для выявления мест и причин затруднений.
9. Конструирование диалога по постановке цели деятельности для этапа локализации затруднений.
10. Подбор заданий для самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
11. Подготовка эталона для самопроверки.
12. Проектирование способа коррекции ошибок.
13. Выбор заданий и форм работы для этапа повторения,.
14. Определение способа проведения рефлексии.
Структура урока развивающего контроля.
- этап самоопределения к деятельности,
- этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности,
- этап локализации затруднений
- этап построения проекта выхода из затруднений
- этап обобщения затруднений во внешней речи,
- этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону,
- этап включения в систему знаний и повторения,
- этап рефлексии деятельности.
Алгоритм конструирования урока развивающего контроля:
- Выделение необходимого материала для контроля.
- Определение форм и приемов контроля. Составление контрольной или самостоятельной работы.
- Разработка образца для самопроверки.
- Разработка алгоритма для проведения данной работы.
- Вычленение необходимых знаний, умений, навыков и способов повторения.
- Разработка подробного эталона (образца) для самопроверки.
- Проектирование деятельности учащихся, не допустивших ошибок.
- Конструирование алгоритма исправления ошибок.
- Конструирование диалогов: локализация ошибок, построение выхода из затруднений, обобщение затруднений в речи.
- Подбор заданий для этапа самостоятельной работы с самопроверкой и проектирование способа коррекции ошибок.
- Составление необходимых правил, выбор соответствующих заданий и форм работы.
- Определение способа проведения этапа включения в систему знаний и повторения.
- Определение способа проведения рефлексии.
поверь по образцу
- Алгоритм исправления ошибок
Проверь правильность записи условия
условие записано верно
запиши условие верно
совпал ответ?
реши повторно
определи тип задания, в котором сделана ошибка
реши повторно, используя подробную запись решения (воспользуйся представленными эталонами)
получилось. Распиши подробно
сравни решение с подробным образцом
подчеркни место ошибки
Можешь определить правило, в котором допущена ошибка
сравни свое решение с эталоном для самопроверки
определи правило и найди соответствующий эталон
Найди шаг в решении, где допущена ошибка
Исправь ошибку на основе правила
определи правило и найди соответствующий эталон
Сравни решение с эталоном
Исправь ошибку
есть различия?
молодец!
Были ли ошибки в с/р
на каждый тип ошибки реши 2 аналогичных задания
выполни дополнительное творческое задание