Подготовка к ОГЭ
Тестовая часть
(16)Как это случилось, трудно понять, но Женя угодил на всей скорости в клумбу. (17)Врезался в посаженное посредине дерево и упал. (18)С разбитых коленок тонкими струйками стекала кровь, ныло и щипало плечо, опухал нос. (19)Но всё это было бы не так страшно, если бы не то, что там, возле дерева, лежал Сашин новый велосипед с восьмёркой на переднем колесе и уродливо изогнутым рулём…
(20)А к клумбе уже спешил встревоженный Саша. (21)Жене изо всех сил хотелось убедить друга, что он не виноват. (22)Печально подобрал Саша с земли разбитый велосипед и молча пошёл к дому. (23)Такого между друзьями ещё не бывало.
(24)Всю ночь Женя плохо спал, а утром заглянул в комнату отца, ведь только с ним можно поделиться своим горем.
(25)Отец внимательно выслушал своего старшего сына и, конечно же, нашёл выход.
– (26)Пойдём в магазин и купим Саше новый велосипед, а поломанный забери себе.
(27)После уроков Женя летел домой как на крыльях. (28)Новый, блестящий, уже собранный папой велосипед стоял в прихожей и был ещё лучше прежнего. (29)Женя поставил на пол портфель, схватил велосипед и покатил его в квартиру Саши. (30)Надо ведь успеть, пока друг не вернулся из школы.
(31)Дверь открыла тётя Клара, Сашина мама. (32)Женя быстро поздоровался, как можно короче всё объяснил, хотя ему показалось, что у тёти Клары было удивлённое лицо и она ничего не поняла.
– (33)А кто разбил велосипед? (34)Ты? (35)Разве не Саша? (36)Странно.
(37)Это всё, что она успела сказать, пока Женя вкатывал в узкий коридор новую Сашину технику и взамен уже забирал разбитый им велосипед. (38)Как всё удачно! (39)Ну, подумать только, какой же у него хороший друг Саша. (40)Не выдал его родителям. (41)Наверно, они поверили, что Саша сам разбил велосипед. (42)Досталось же бедняге, наверное.
(43)Не успел Женя обо всё хорошенько подумать, как в дверь позвонили. (44)У двери стоял Саша. (45)Молчит. (46)И Женя молчит. (47)Сейчас они только смотрят друг на друга. (48)Да и зачем им слова? (49)И так всё ясно.
(50)Великая вещь – дружба. (По Е. Чепилке)*
- Замените словосочетание «Сашина мама» , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции .
- Саша и Женя дружат с раннего детства, (1) или, (2) как говорят, (3) с пелёнок. Ведь дружат не только они, (4) но и их папы и мамы. Мальчики вместе ходят в школу в один класс, (5) вместе учат уроки и вместе играют. Они настоящие друзья, (6) и всё у них ладится.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему после уроков Женя летел домой как на крыльях?»
- 1) Отец купил ему новый велосипед.
- 2) Новый велосипед был ещё лучше прежнего, и Жене хотелось похвастаться перед другом.
- 3) Женя радовался, что сумел избежать наказания за разбитый велосипед и Саша не выдал его родителям.
- 4) Женя с помощью отца нашёл способ искупить свою вину.
- Среди предложений 13–19 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
- (13)Женя радостно вскочил на Сашин велосипед, весело нажал на звонок и поехал. (14)Вокруг дома он объехал сразу несколько раз. (15)И вдруг – бабах!
- (16)Как это случилось, трудно понять, но Женя угодил на всей скорости в клумбу. (17)Врезался в посаженное посредине дерево и упал. (18)С разбитых коленок тонкими струйками стекала кровь, ныло и щипало плечо, опухал нос. (19)Но всё это было бы не так страшно, если бы не то, что там, возле дерева, лежал Сашин новый велосипед с восьмёркой на переднем колесе и уродливо изогнутым рулём…
- Среди предложений 13–19 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Замените разговорное слово «ладится» в предложении 4 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним.
Они настоящие друзья, и всё у них ладится.
Среди предложений 26–32 найдите предложение с обособленным приложением . Напишите номер этого предложения.
Задание 9. Обособленные члены предложения
- Обособление приложений . Приложение – особый вид определения, выраженный существительным. Приложения обособляются:
- - если относится к личному местоимению: Ему ли, карлику, тягаться с исполином?
- - в любой позиции распространённое приложение, если относится к имени нарицательному: Веков минувших великаны, преданья славы сторожа , стоят казацкие курганы.
- - если относится к имени собственному и стоит после него: Чемодан внесли кучер Селиван, низенький человек в тулупчике , и лакей Петрушка…
- - стоит перед именем собственным и имеет добавочное причинное значение: Упрямец во всём , Илья Матвеевич оставался упрямцем и в учении (= будучи упрямцем во всём).
- - присоединяется словами по имени, по фамилии, родом, по прозвищу, даже, например, в особенности; то есть, а именно : Девочки, в особенности Катенька , с радостными лицами смотрят в окно.
- – (26)Пойдём в магазин и купим Саше новый велосипед, а поломанный забери себе.
- (27)После уроков Женя летел домой как на крыльях. (28)Новый, блестящий, уже собранный папой велосипед стоял в прихожей и был ещё лучше прежнего. (29)Женя поставил на пол портфель, схватил велосипед и покатил его в квартиру Саши. (30)Надо ведь успеть, пока друг не вернулся из школы.
- (31)Дверь открыла тётя Клара, Сашина мама. (32)Женя быстро поздоровался, как можно короче всё объяснил, хотя ему показалось, что у тёти Клары было удивлённое лицо и она ничего не поняла.
Среди предложений 26–32 найдите предложение с обособленным приложением . Напишите номер этого предложения. 31
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
- Мальчики вместе ходят в школу в один класс, (1) вместе учат уроки и вместе играют. Они настоящие друзья, (2) и всё у них ладится. Стоит только одному заболеть, (3) другой тут как тут: книжку почитает, (4) историю расскажет, (5) уроки разъяснит, (6) а если одного из них родители накажут, (7) кто как не друг поймёт и утешит?
- Из предложений 13–19 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
(16)Как это случилось, трудно понять, но Женя угодил на всей скорости в клумбу. (17)Врезался в посаженное посредине дерево и упал. (18)С разбитых коленок тонкими струйками стекала кровь, ныло и щипало плечо, опухал нос. (19)Но всё это было бы не так страшно, если бы не то, что там, возле дерева, лежал Сашин новый велосипед с восьмёркой на переднем колесе и уродливо изогнутым рулём…
посаженное
- Укажите количество грамматических основ в предложении 16. Ответ запишите цифрой.
- (16)Как это случилось, трудно понять, но Женя угодил на всей скорости в клумбу.
В каком варианте ответа нет фразеологизма ?
- 1) Жене изо всех сил хотелось убедить друга, что он не виноват.
- 2) Стоит только одному заболеть, другой тут как тут: книжку почитает, историю расскажет, уроки разъяснит, а если одного из них родители накажут, кто как не друг поймёт и утешит?
- 3) Ну, подумать только, какой же у него хороший друг Саша.
- 4) Надо ведь успеть, пока друг не вернулся из школы.
- Среди предложений 27–42 найдите сложное предложение с последовательным и однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
- (27)После уроков Женя летел домой как на крыльях. (28)Новый, блестящий, уже собранный папой велосипед стоял в прихожей и был ещё лучше прежнего. (29)Женя поставил на пол портфель, схватил велосипед и покатил его в квартиру Саши. (30)Надо ведь успеть, пока друг не вернулся из школы.
- (31)Дверь открыла тётя Клара, Сашина мама. (32)Женя быстро поздоровался, как можно короче всё объяснил, хотя ему показалось, что у тёти Клары было удивлённое лицо и она ничего не поняла.
- – (33)А кто разбил велосипед? (34)Ты? (35)Разве не Саша? (36)Странно.
- (37)Это всё, что она успела сказать, пока Женя вкатывал в узкий коридор новую Сашину технику и взамен уже забирал разбитый им велосипед. (38)Как всё удачно! (39)Ну, подумать только, какой же у него хороший друг Саша. (40)Не выдал его родителям. (41)Наверно, они поверили, что Саша сам разбил велосипед. (42)Досталось же бедняге, наверное.
- (37)Это всё, что она успела сказать , пока Женя вкатывал в узкий коридор новую Сашину технику и (пока)взамен уже забирал разбитый им велосипед.
- Выпишите грамматическую основу предложения 23.
- (23)Такого между друзьями ещё не бывало.
Из предложений 16–19 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.
(16)Как это случилось, трудно понять, но Женя угодил на всей скорости в клумбу. (17)Врезался в посаженное посредине дерево и упал. (18)С разбитых коленок тонкими струйками стекала кровь, ныло и щипало плечо, опухал нос. (19)Но всё это было бы не так страшно, если бы не то, что там, возле дерева, лежал Сашин новый велосипед с восьмёркой на переднем колесе и уродливо изогнутым рулём…
разбитых