СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к факультативному занятию

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация для подготовки к егэ

Просмотр содержимого документа
«Презентация к факультативному занятию»

Готовимся к ЕГЭ Генеративные органы растений

Готовимся к ЕГЭ

Генеративные органы растений

Цветок – это укороченный видоизмененный генеративный побег, орган полового размножения покрытосеменных растений. В цветках имеются особые желёзки – нектарники ,  которые выделяют сахаристую пахучую жидкость – нектар , служащую для привлечения опылителей. раздельнополые обоеполые  имеющие: Содержат только  андроце й или только гинецей  андроцей - тычиночные (муж) и гинецей – пестичные (жен)

Цветок – это укороченный видоизмененный генеративный побег, орган полового размножения покрытосеменных растений.

В цветках имеются особые желёзки – нектарники ,

которые выделяют сахаристую пахучую жидкость –

нектар , служащую для привлечения опылителей.

раздельнополые

обоеполые

имеющие:

Содержат только андроце й или только гинецей

андроцей - тычиночные (муж)

и гинецей – пестичные (жен)

Растения однодомные двудомные 1.Однополые цветки могут располагаться на одном растении  2. чаще ветроопыляемые Однополые цветки на разных особях одного и того же вида (муж и жен ) Чаще насекомоопыляемые наиболее эффективный способ не допустить самоопыления цветков растения. (ива, тополь, конопля,облепиха, крапива) (дуб, кукуруза, береза, лещина, тыквенные) Соцветия - совокупность цветков, близко расположенных один к другому. Простые - цветки располагаются на главной оси Сложные - находящимися на боковых осях, отходящих от главно й Значение Сложная система ветвлений цветков имеет биологическое значение. Цветки образуют плоды, но для завязи необходимо опыление, которое происходит естественным образом или с помощью опыления насекомыми. Собранные в группы мелкие цветки решают проблему опыления несколькими способами: привлекают насекомых  – мелкие цветочки не так заметны и ароматны, как их скопление; разносят пыльцу  – находящиеся на концах ветвей соцветия доступны ветру; увеличивают площадь опыления  – одна пчела может опылить сразу несколько цветков.

Растения

однодомные

двудомные

1.Однополые цветки могут располагаться на одном растении

2. чаще ветроопыляемые

  • Однополые цветки на разных особях одного и того же вида (муж и жен )
  • Чаще насекомоопыляемые
  • наиболее эффективный способ не допустить самоопыления цветков растения.

(ива, тополь, конопля,облепиха, крапива)

(дуб, кукуруза, береза, лещина, тыквенные)

Соцветия - совокупность цветков, близко расположенных один к другому.

Простые - цветки располагаются на главной оси

Сложные - находящимися на боковых осях, отходящих от главно й

Значение

Сложная система ветвлений цветков имеет биологическое значение. Цветки образуют плоды, но для завязи необходимо опыление, которое происходит естественным образом или с помощью опыления насекомыми. Собранные в группы мелкие цветки решают проблему опыления несколькими способами:

  • привлекают насекомых  – мелкие цветочки не так заметны и ароматны, как их скопление;
  • разносят пыльцу  – находящиеся на концах ветвей соцветия доступны ветру;
  • увеличивают площадь опыления  – одна пчела может опылить сразу несколько цветков.
Соцветия Примеры растений Кисть Черёмуха, ландыш, колокольчик, смородина, крыжовник Щиток Боярышник, калина, груша Колос Подорожник, Початок Кукуруза, белокрыльник, аир Зонтик Головка Вишня, примула, чистотел, лук Клевер, люцерна Корзинка Одуванчик, астра, подсолнечник Двойная кисть Вероника простёртая Сложный колос Пшеница, рожь, ячмень Сложный зонтик Морковь, укроп, петрушка Метёлка Сирень, гортензия метельчатая, бирючина

Соцветия

Примеры растений

Кисть

Черёмуха, ландыш, колокольчик, смородина, крыжовник

Щиток

Боярышник, калина, груша

Колос

Подорожник,

Початок

Кукуруза, белокрыльник, аир

Зонтик

Головка

Вишня, примула, чистотел, лук

Клевер, люцерна

Корзинка

Одуванчик, астра, подсолнечник

Двойная кисть

Вероника простёртая

Сложный колос

Пшеница, рожь, ячмень

Сложный зонтик

Морковь, укроп, петрушка

Метёлка

Сирень, гортензия метельчатая, бирючина

Семя – орган, образующийся в результате полового размножения цветковых растений и служащий для расселения растений. Развивается из семязачатка . Однодольные Двудольные Для прорастания семян необходимы: определенная температура, влажность, воздух.  Покой семян – важное приспособительное свойство, предохраняющее от преждевременного прорастания.

Семя – орган, образующийся в результате полового размножения цветковых растений и служащий для расселения растений. Развивается из семязачатка .

Однодольные

Двудольные

Для прорастания семян необходимы: определенная температура, влажность, воздух.

Покой семян – важное приспособительное свойство, предохраняющее от преждевременного прорастания.

Плод – орган защиты и распространения семян. Плод – это конечный этап развития цветка. Развивается из завязи цветка. Стенки завязи образуют околоплодник.

Плод – орган защиты и распространения семян. Плод – это конечный этап развития цветка. Развивается из завязи цветка. Стенки завязи образуют околоплодник.

Название

Ягода

Характеристика

сочный плод с мякотью, покрытой снаружи тонкой кожицей.

Яблоко

Примеры растений

в образовании его, кроме завязи, принимают участие нижние части тычинок, лепестков, чашелистиков и цветоложе. Семена лежат в пленчатых сухих камерах.

Тыквина

смородина, клюква, томат, виноград, финиковая пальма

семена лежат в сочной мякоти плода, наружный слой околоплодника деревянистый.

яблоня, груша, айва.

Померанец

тыква, арбуз, огурец

(гесперидий)

Костянка

Многокостянка

сочный плод с тонкой кожицей, мякотью и одревесневшим внутренним слоем околоплодника — косточкой, внутри которой находится одно семя.

лимон, апельсин

Орех

на белом коническом сухом цветоложе расположены многочисленные сочные костянки

вишня, слива, абрикос, черёмуха.

околоплодник жёсткий, деревянистый. Семя лежит свободно

Жёлудь

Клубника, земляника малины, костяники.

околоплодник менее жёсткий, чем у ореха, у основания плод окружён чашевидной плюской (защитным покровом).

Семянка

лещина, фундук

Зерновка

сухой плод, околоплодник которого прилегает к единственному семени, но не срастается с ним.

Дуб

сухой плод, у которого плёнчатый околоплодник срастается с семенной кожурой единственного семени.

Боб

подсолнечника.

сухой плод, который вскрывается двумя створками.

Стручок

пшеницы и кукурузы.

имеет две створки, но семена в стручке располагаются не на створках, как у боба, а на перегородке плода.

Коробочки

фасоли, гороха, бобов, акации.

Многочисленные семена высыпаются через специальные отверстия или трещины в стенке коробочки.

сурепки, капусты, редиса, репы, брюквы, редьки, левкоя.

Мак, лотос, белена, тюльпан

Задание 9

Какие признаки характеризуют

семейство Крестоцветные?

Какие при­зна­ки характеризуют

се­мей­ство Паслёновые?

1.Плодом является:

1) клубень картофеля

2) ягода арбуза

3) боб гороха

4) кочан капусты

5) корнеплод свёклы

6) коробочка мака

1) плод боб

2) плод коробочка

3) плод стручок или стручочек

4 ) шесть тычинок, из которых две короткие

5) четыре лепестка в венчике

6) лепестки сросшиеся

1) в ос­нов­ном кустарники и деревья

2) плод стру­чок или стручочек

3) плод ко­ро­боч­ка или ягода

4) цветок пя­ти­член­но­го типа

с двой­ным околоцветником

5) к се­мей­ству относятся картофель, табак

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растений семейства Злаковые (Мятликовые)?

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для этого растения?

1) плод семянка

2) стебель соломина

3) вставочный рост

4) сложные листья

5) сетчатое жилкование листьев

6) соцветие сложный колос

1) относится к классу Двудольные

2) цветок трёхчленного типа

3) корневая система стержневая

4) в семени одна семядоля

5) относится к семейству Лилейные

6) плод — орех

Задание 22

Объясните, почему при посеве

мелких семян на большую глубину проростки не развиваются?

Почему яблоки многих сортов

при долгом хранении становятся

рыхлыми?

Почему н е следует срывать цветки у дикорастущих растений?

1) Цветок — генеративный орган, который служит для образования плодов и семян.

2) Срывая цветки, мы препятствуем семенному размножению, а для некоторых растений это единственный способ размножения.

1) Мелкие семена содержат мало питательных веществ.

1) При долгом хранении разрушается межклеточное вещество.

2) Нарушается связь между клетками и яблоки становятся рыхлыми.

2) Веществ недостаточно для того, чтобы проросток достиг поверхности почвы.

Каково значение различных цветков

Ветроопыляемые деревья и кустарники чаще зацветают до распускания листьев, и в их тычинках, как правило, образуется гораздо больше пыльцы, чем у насекомоопыляемых. Объясните, с чем это связано.

в соцветиях растений сем. Сложноцветные?

1) Трубчатые и язычковые цветки служат для образования плодов и семян (располагаются в центре).

2) Воронковидные и ложноязычковые — для привлечения насекомых   — опылителей(располагаются по краям).

1) Опыление до распускания листьев происходит для того, чтобы переносимая ветром пыльца не оседала на листьях.

2) Большое количество пыльцы у ветроопыляемых растений связано с тем, что много пыльцы теряется, потому что ветер может унести пыльцу в любое место. Для того, чтобы гарантировать опыление, ветроопыляемые растения должны делать больше пыльцы, чем насекомоопыляемые.

Задание 23

К ка­ко­му классу по­кры­то­се­мен­ных относят растение, изображённое на рисунке? Ответ обоснуйте. На­зо­ви­те органы, обо­зна­чен­ные буквами А и Б, и ука­жи­те их зна­че­ние в жизни растения.

Что изображено на рисунке и обозначено цифрами 2, 3, 4?

Какова роль структуры, обозначенной цифрой 1 ?

1. На рисунке изображена зерновка пшеницы.

2. Цифрами 2, 3, 4 обозначены соответственно 2 — семядоля,

3 — зародышевая почка и

4 — зародышевый корешок.

3. Цифрой 1 обозначен эндосперм, в котором запасаются питательные вещества для развития зародыша .

1) класс двудольные, цветок четырёхчленного типа, сетчатое жилкование листьев;

2) А – кочан – это видоизменённый побег (почка), накапливает питательные вещества, обеспечивает зимовку, развитие двулетнего растения на второй год;

3) Б – плод – стручок, обеспечивает распространение и защиту семян.

Рассмотрите и опре­де­ли­те био­ло­ги­че­ские объекты, обо­зна­чен­ные циф­ра­ми 1 и 2. На­зо­ви­те два общих при­зна­ка в их стро­е­нии и два признака, по ко­то­рым они различаются .

1) 1 — плод семянка; 2 — плод зерновка.

2) Это сухие од­но­се­мян­ные плоды. Они со­дер­жат се­ме­на с за­ро­ды­шем и за­па­сом пи­та­тель­ных веществ.

3) У се­мян­ки се­мен­ная ко­жу­ра легко от­де­ля­ет­ся от околоплодника, а у зер­нов­ки она плот­но с ним срастается. Запас пи­та­тель­ных у се­мян­ки — в семядолях, а в зер­нов­ке они - в эндосперме.

К какому отделу и классу относится изображенное растение? Дайте характеристику этого класса и этого отдела.

1 ) Отдел Покрытосеменные. Класс Однодольные.

2) Признаки отдела Покрытосеменные: наличие цветка (цветок изображен справа от соцветия, видны тычинки; цветки собраны в соцветие сложный колос) и плода ( сухой зерновка )

3) Признаки класса Однодольные: мочковатая корневая система, 1 семядоля в семени ( видно у семени в разрезе ), параллельное жилкование листьев (может быть ещё дуговое жилкование), цветок трехчленного типа

К каким классам принадлежат семена изображённых на рисунке растений?

В чём их сходство и отличия?

1 ) Показаны семена однодольного (1) и двудольного (2) растений.

2) У однодольных растений одна семядоля, эндосперм и плотно сросшаяся с околоплодником семенная кожура, зародыш.

3) У двудольных две семядоли с запасом питательных веществ.

4) Общее – семенная кожура, запас питательных веществ и зародыш

Укажите названия плодов, изображённых на рисунке. Что общего и что различного между плодами А, Б, В?

1) На рисунке показаны плоды: А – зерновка, Б – коробочка и В – костянка.

2) Плоды А и В – односемянные, плод Б – многосемянный.

3) Плоды А и Б – сухие, а плод В сочный

Задание 25

В цветках ветроопыляемых растений, как правило, образуется гораздо больше пыльцы, чем у насекомоопыляемых.

С чем это связано ?

Цветки многих покрытосеменных растений опыляются насекомыми. Объясните, в чем проявляется взаимная польза перекрестного опыления для насекомых и растений?

1) Польза для растений: увеличивается вероятность опыления и увеличения численности,

1) Пыльца насекомоопыляемых растений переносится с цветка на цветок насекомыми целенаправленно, она крупная, ее немного.

2) приобретения потомством новых признаков, что ускоряет действие факторов эволюции.

2) Ветроопыляемые растения образуют пыльцы больше, чтобы увеличить шанс попадания ее на мелкие цветки.

3) Польза для насекомых: растения являются источником пищи (пыльца, нектар) и убежищем .

3) Пыльца иногда уносится ветром, прибивается дождем и только ее большое количество способствует оплодотворению.

В тропиках преобладают насекомоопыляемые растения, ветроопыляемые же виды встречаются относительно редко. Почему в тропических лесах мало ветроопыляемых растений?

1) В тропиках многие растения являются вечнозелеными. Листва препятствует опылению растений ветром (затрудняет перенос пыльцы ветром).

Потому что тропические леса очень густые, там практически нет ветра.

2) Обилие растений, приходящихся на единицу площади в тропиках ( или,  Потому что тропические леса очень густые), также препятствует переносу пыльцы

3) В тропиках много насекомых, которые опыляют Насекомоопыляемые растения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!