СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к исследовательскому проекту: "Адаптационные возможности организма как показатель качества здоровья человека"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к исследовательскому проекту: "Адаптационные возможности организма как показатель качества здоровья человека"»

Проект  на тему:  “ АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА КАК  ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА”    Подготовила: ученица 10 класса Попова Александра Руководитель: Попова Е. И.

Проект на тему: АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА”

Подготовила: ученица 10 класса

Попова Александра

Руководитель: Попова Е. И.

Человек, единственный биосоциальный вид на планете Земля, интегрирован в окружающую среду обитания. От уровня адаптации зависит здоровье человека, его жизнь, физическое и социальное благополучие. Напряжение механизмов физиологической адаптации неизбежно ведёт к появлению различных патологий и быстрому изнашиванию организма.

Человек, единственный биосоциальный вид на планете Земля, интегрирован в окружающую среду обитания.

От уровня адаптации зависит здоровье человека, его жизнь, физическое и социальное благополучие. Напряжение механизмов физиологической адаптации неизбежно ведёт к появлению различных патологий и быстрому изнашиванию организма.

Цель работы:  изучить характеристики сердечно-сосудистой системы и биологический возраст как показатели качества здоровья человека. Задачи: 1.  Собрать, изучить, проанализировать источники по теме исследования. 2. Познакомиться со статистикой заболеваемости сердечно-сосудистой системы в России. 3. Исследовать адаптационный потенциал учащихся 10 класса. 4. Выявить уровень физического состояния и коэффициент выносливости одноклассников. 5. Определить биологический возраст людей разных возрастных категорий. 6. Рассчитать и сравнить темпы старения обследуемых.

Цель работы: изучить характеристики сердечно-сосудистой системы и биологический возраст как показатели качества здоровья человека.

Задачи:

1. Собрать, изучить, проанализировать источники по теме исследования.

2. Познакомиться со статистикой заболеваемости сердечно-сосудистой системы в России.

3. Исследовать адаптационный потенциал учащихся 10 класса.

4. Выявить уровень физического состояния и коэффициент выносливости одноклассников.

5. Определить биологический возраст людей разных возрастных категорий.

6. Рассчитать и сравнить темпы старения обследуемых.

Гипотеза: физическое и функциональное состояние обучающихся 10-го класса не соответствует норме.

Гипотеза: физическое и функциональное состояние обучающихся 10-го класса не соответствует норме.

Проблема: небрежное отношение человека к собственному здоровью провоцирует возникновение сердечно-сосудистых заболеваний, а также преждевременное старение организма.

Проблема: небрежное отношение человека к собственному здоровью провоцирует возникновение сердечно-сосудистых заболеваний, а также преждевременное старение организма.

Актуальность проекта заключается в том, что сохранение и целенаправленное формирование здоровья подростков в современных условиях развития России очень важно, поскольку это связано с преодолением демографической проблемы в государстве. Социальная значимость работы состоит в том, чтобы познакомить учащихся с показателями их адаптационного потенциала, выносливости сердечно-сосудистой системы, уровнем физического состояния и темпами старения. Также, предложить способы улучшения функциональных возможностей и работоспособности организма.

Актуальность проекта заключается в том, что сохранение и целенаправленное формирование здоровья подростков в современных условиях развития России очень важно, поскольку это связано с преодолением демографической проблемы в государстве.

Социальная значимость работы состоит в том, чтобы познакомить учащихся с показателями их адаптационного потенциала, выносливости сердечно-сосудистой системы, уровнем физического состояния и темпами старения. Также, предложить способы улучшения функциональных возможностей и работоспособности организма.

Адаптация (лат. adapto — приспособляю) — процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.

Адаптация (лат. adapto — приспособляю) — процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.

Адаптационный потенциал – выражение уровня функционального состояния организма.  Забота о гарантиях здоровой продолжительной жизни ставит перед наукой задачи по изучению адаптации человека.

Адаптационный потенциал – выражение уровня функционального состояния организма.

Забота о гарантиях здоровой продолжительной жизни ставит перед наукой задачи по изучению адаптации человека.

В настоящее время пороки сердца занимают одно из центральных мест в кардиологии, т. к. способствуют снижению трудоспособности и инвалидизации больных, особенно молодого возраста

В настоящее время пороки сердца занимают одно из центральных мест в кардиологии, т. к. способствуют снижению трудоспособности и инвалидизации больных, особенно молодого возраста

С 1972 года Россия лидирует в мире по количеству летальных исходов от патологий сердца и сосудов . В 2007 году их число достигло 57% и продолжает держаться примерно на этом уровне . Вдвое чаще стали диагностировать патологии системы кровообращения у людей от 25 до 35 лет. Функциональные пробы у подростков оказываются неудовлетворительными почти в 85% случаев . Самые распространенные сердечно-сосудистые заболевания среди подростков:  пролапс митрального клапана (47%)  нейроциркуляторная дистония (27%)  вегетососудистая дистония (18%)

С 1972 года Россия лидирует в мире по количеству летальных исходов от патологий сердца и сосудов .

В 2007 году их число достигло 57% и продолжает держаться примерно на этом уровне .

Вдвое чаще стали диагностировать патологии системы кровообращения у людей от 25 до 35 лет. Функциональные пробы у подростков оказываются неудовлетворительными почти в 85% случаев .

Самые распространенные сердечно-сосудистые заболевания среди подростков:

  • пролапс митрального клапана (47%)
  • нейроциркуляторная дистония (27%)
  • вегетососудистая дистония (18%)
Важным показателем возможностей человека является уровень физического состояния , который определяет допустимую физическую нагрузку на организм, а также его работоспособность.

Важным показателем возможностей человека является уровень физического состояния , который определяет допустимую физическую нагрузку на организм, а также его работоспособность.

Другой характеристикой работоспособности человека является коэффициент выносливости . Данный показатель отражает функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, учитывать которое необходимо перед физическими нагрузками.

Другой характеристикой работоспособности человека является коэффициент выносливости . Данный показатель отражает функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, учитывать которое необходимо перед физическими нагрузками.

Биологический возраст - возраст развития. Биологический возраст может опережать хронологический возраст, либо отставать от него. Введение этого понятия объясняется тем, что календарный возраст не является достаточным критерием состояния здоровья и трудоспособности человека.

Биологический возраст - возраст развития. Биологический возраст может опережать хронологический возраст, либо отставать от него. Введение этого понятия объясняется тем, что календарный возраст не является достаточным критерием состояния здоровья и трудоспособности человека.

Причины преждевременного старения организма: неправильное питание  хронический стресс и недостаток сна курение и алкоголизм гиподинамия неблагоприятные экологические условия

Причины преждевременного старения организма:

  • неправильное питание
  • хронический стресс и недостаток сна
  • курение и алкоголизм
  • гиподинамия
  • неблагоприятные экологические условия
Профилактикой преждевременного старения является отказ от вредных привычек, физическая активность, поддержание нормального веса, преодоление стрессов.

Профилактикой преждевременного старения является отказ от вредных привычек, физическая активность, поддержание нормального веса, преодоление стрессов.

Выявление адаптационного потенциала  (по методике Р. М. Баевского) АП=0,0011*(ЧП)+0,014*(САД)+0,008*(ДАД)+0,009*(МТ)- -0,009*(Р)+0,014*(В)-0,27 ЧП – частота пульса САД – систолическое артериальное давление (в мм. рт. ст.); ДАД – диастолическое артериальное давление (в мм. рт. ст.); МТ – масса тела (в кг); Р – рост (в см); В – возраст. Роман Маркович Баевский

Выявление адаптационного потенциала

(по методике Р. М. Баевского)

АП=0,0011*(ЧП)+0,014*(САД)+0,008*(ДАД)+0,009*(МТ)-

-0,009*(Р)+0,014*(В)-0,27

ЧП – частота пульса

САД – систолическое артериальное давление (в мм. рт. ст.);

ДАД – диастолическое артериальное давление (в мм. рт. ст.);

МТ – масса тела (в кг);

Р – рост (в см);

В – возраст.

Роман Маркович Баевский

У всех учащихся показатель составил от 0,83 до 1,76 единиц, что не превышает 2,6 единицы. Следовательно, испытуемые имеют удовлетворительную адаптацию . Трактовка пробы: ниже  2.6 - удовлетворительная адаптация; 2.6 - 3.9 - напряжение механизмов адаптации; 3.10 - 3.49 - неудовлетворительная адаптация; 3.5 и выше - срыв адаптации.

У всех учащихся показатель составил от 0,83 до 1,76 единиц, что не превышает 2,6 единицы. Следовательно, испытуемые имеют удовлетворительную адаптацию .

Трактовка пробы:

ниже 2.6 - удовлетворительная адаптация;

2.6 - 3.9 - напряжение механизмов адаптации;

3.10 - 3.49 - неудовлетворительная адаптация;

3.5 и выше - срыв адаптации.

Определение коэффициента выносливости (по методике Кваса)   КВ= ЧСС – частота сердечных сокращений; ПД – пульсовое давление (разность между систолическим и диастолическим давлением).

Определение коэффициента выносливости (по методике Кваса)

  •  

КВ=

ЧСС – частота сердечных сокращений;

ПД – пульсовое давление (разность между систолическим и диастолическим давлением).

Определение уровня физического состояния  (по методике Е. А. Пироговой)     УФС= ЧСС – частота сердечных сокращений ; АДСР – среднее артериальное давление (ДАД+13*ПД); В – возраст; М – масса тела (в кг); Р – рост (в см). Трактовка пробы   Показатель ≤ 0,375 Оценка УФС 0,376 – 0,525 Низкий 0,526 – 0,675 Ниже среднего 0,676 – 0,825 Средний ≥ 0,826 Выше среднего Высокий

Определение уровня физического состояния (по методике Е. А. Пироговой)

 

УФС=

ЧСС – частота сердечных сокращений ;

АДСР – среднее артериальное давление (ДАД+13*ПД);

В – возраст;

М – масса тела (в кг);

Р – рост (в см).

Трактовка пробы

Показатель

≤ 0,375

Оценка УФС

0,376 – 0,525

Низкий

0,526 – 0,675

Ниже среднего

0,676 – 0,825

Средний

≥ 0,826

Выше среднего

Высокий

17,65% подростков имеют положительные результаты по всем параметрам 17,65% – отрицательные (адаптационный потенциал близок к неудовлетворительному, УФС и КВ низкие/ниже среднего) 17,65% : высокий или средний адаптационный потенциал и уровень физического состояния, но низкий коэффициент выносливости 52,94% : эффективность работы сердечно-сосудистой системы ослаблена 5,88%: близки к неудовлетворительным адаптационный потенциал и уровень физического состояния Оставшиеся 5,88%: низкие показатели коэффициента выносливости и уровня физического состояния

17,65% подростков имеют положительные результаты по всем параметрам

17,65% – отрицательные (адаптационный потенциал близок к неудовлетворительному, УФС и КВ низкие/ниже среднего)

17,65% : высокий или средний адаптационный потенциал и уровень физического состояния, но низкий коэффициент выносливости

52,94% : эффективность работы сердечно-сосудистой системы ослаблена

5,88%: близки к неудовлетворительным адаптационный потенциал и уровень физического состояния

Оставшиеся 5,88%: низкие показатели коэффициента выносливости и уровня физического состояния

Существует связь между уровнем физического состояния и адаптационным потенциалом системы кровообращения: у 94% обследуемых можно наблюдать прямую зависимость этих показателей друг от друга

Существует связь между уровнем физического состояния и адаптационным потенциалом системы кровообращения:

у 94% обследуемых можно наблюдать прямую зависимость этих показателей друг от друга

Повышение коэффициента выносливости объясняется наличием сердечно-сосудистых заболеваний. В исследуемой группе 53% подростков страдают различными заболеваниями сердца и сосудов, среди которых наиболее распространёнными являются вегетососудистая дистония и малые аномалии сердца.

Повышение коэффициента выносливости объясняется наличием сердечно-сосудистых заболеваний. В исследуемой группе 53% подростков страдают различными заболеваниями сердца и сосудов, среди которых наиболее распространёнными являются вегетососудистая дистония и малые аномалии сердца.

Было выявлено, что подростки, у которых все показатели высокие или выше среднего, занимаются различными видами спорта: футболом, волейболом, лёгкой атлетикой. Следовательно, физические нагрузки повышают работоспособность и физиологические показатели организма.

Было выявлено, что подростки, у которых все показатели высокие или выше среднего, занимаются различными видами спорта: футболом, волейболом, лёгкой атлетикой. Следовательно, физические нагрузки повышают работоспособность и физиологические показатели организма.

Биологический возраст  (по методике В. П. Войтенко )   БВ (женщин) = -1,463+0,415*АДП-0,140*СБ+0,248*МТ+0,694*СОЗ БВ (мужчин) = 26,985+0,215*АДС-0,149*ЗДВ-0,151*СБ+0,723*СОЗ АДП – артериальное пульсовое давление (в мм. рт. ст.); СБ – статическая балансировка (испытуемый стоит на левой ноге, с закрытыми глазами, руки опущены вдоль тела; продолжительность измеряется в секундах); МТ – масса тела (в кг) СОЗ – субъективная оценка здоровья (анкета; в баллах). АДС – артериальное давление систолическое (в мм. рт. ст.); ЗДВ – задержка дыхания на вдохе (в с).

Биологический возраст (по методике В. П. Войтенко )

БВ (женщин) = -1,463+0,415*АДП-0,140*СБ+0,248*МТ+0,694*СОЗ

БВ (мужчин) = 26,985+0,215*АДС-0,149*ЗДВ-0,151*СБ+0,723*СОЗ

АДП – артериальное пульсовое давление (в мм. рт. ст.);

СБ – статическая балансировка (испытуемый стоит на левой ноге, с закрытыми глазами, руки опущены вдоль тела; продолжительность измеряется в секундах);

МТ – масса тела (в кг)

СОЗ – субъективная оценка здоровья (анкета; в баллах).

АДС – артериальное давление систолическое (в мм. рт. ст.);

ЗДВ – задержка дыхания на вдохе (в с).

Биологический возраст юношей

Биологический возраст юношей

Биологический возраст девушек

Биологический возраст девушек

Определение темпов старения ТС = БВ-ДБВ БВ – биологический возраст; ДБВ – должный биологический возраст. Должный биологический возраст рассчитывается по специальным формулам: ДБВ (женщин) = 0,581*КВ+17,24 ДБВ (мужчин) = 0,629*КВ+18,56 КВ – календарный возраст

Определение темпов старения

ТС = БВ-ДБВ

БВ – биологический возраст;

ДБВ – должный биологический возраст.

Должный биологический возраст рассчитывается по специальным формулам:

ДБВ (женщин) = 0,581*КВ+17,24

ДБВ (мужчин) = 0,629*КВ+18,56

КВ – календарный возраст

Темпы старения (усл. лет)

Темпы старения (усл. лет)

Оценка функционального класса (по В. А. Решетникову, 2000 г.)   Отклонение БВ от популяционного стандарта Функциональный класс I (ДБВ-БВ)   От -15 до -9 лет II (усл. лет) Оценка От -8,9 до -3 лет III «5» От -2,9 до +2,9 лет IV «4» От +3 до +8,9 лет «3» V «2» От +9 до +15 лет «1»

Оценка функционального класса

(по В. А. Решетникову, 2000 г.)

 

Отклонение БВ от популяционного стандарта

Функциональный класс

I

(ДБВ-БВ)

 

От -15 до -9 лет

II

(усл. лет)

Оценка

От -8,9 до -3 лет

III

«5»

От -2,9 до +2,9 лет

IV

«4»

От +3 до +8,9 лет

«3»

V

«2»

От +9 до +15 лет

«1»

усл. лет Функциональный класс

усл. лет

Функциональный класс

Биологический возраст Биологический возраст учителей Календарный возраст

Биологический возраст

Биологический возраст учителей

Календарный возраст

В первой группе средний темп старения равен -5 годам, во второй он составляет -8 лет. Принадлежность взрослых ко II функциональному классу говорит о замедленном темпе старения.

В первой группе средний темп старения равен -5 годам, во второй он составляет -8 лет.

Принадлежность взрослых ко II функциональному классу говорит о замедленном темпе старения.

Можно проследить закономерность: у подростков биологический возраст значительно превышает календарный, а у взрослых – наоборот Подростки в настоящее время имеют тенденцию к преждевременному старению и ухудшению функционального состояния организма.

Можно проследить закономерность: у подростков биологический возраст значительно превышает календарный, а у взрослых – наоборот

Подростки в настоящее время имеют тенденцию к преждевременному старению и ухудшению функционального состояния организма.

Цель проекта достигнута: я изучила характеристики сердечно-сосудистой системы и биологический возраст подростков.  Исходя из вышесказанного, я подтверждаю выдвинутую мною гипотезу: функциональное и физическое состояние учащихся действительно не соответствует норме.

Цель проекта достигнута: я изучила характеристики сердечно-сосудистой системы и биологический возраст подростков. Исходя из вышесказанного, я подтверждаю выдвинутую мною гипотезу: функциональное и физическое состояние учащихся действительно не соответствует норме.

    От функционирования организма человека напрямую зависит его здоровье, продолжительность жизни.  Существует необходимость широко применять и разрабатывать новые методики по улучшению функциональных возможностей организма, предотвращению патологического старения.      

От функционирования организма человека напрямую зависит его здоровье, продолжительность жизни. Существует необходимость широко применять и разрабатывать новые методики по улучшению функциональных возможностей организма, предотвращению патологического старения.