Проект на тему: “ АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА”
Подготовила: ученица 10 класса
Попова Александра
Руководитель: Попова Е. И.
Человек, единственный биосоциальный вид на планете Земля, интегрирован в окружающую среду обитания.
От уровня адаптации зависит здоровье человека, его жизнь, физическое и социальное благополучие. Напряжение механизмов физиологической адаптации неизбежно ведёт к появлению различных патологий и быстрому изнашиванию организма.
Цель работы: изучить характеристики сердечно-сосудистой системы и биологический возраст как показатели качества здоровья человека.
Задачи:
1. Собрать, изучить, проанализировать источники по теме исследования.
2. Познакомиться со статистикой заболеваемости сердечно-сосудистой системы в России.
3. Исследовать адаптационный потенциал учащихся 10 класса.
4. Выявить уровень физического состояния и коэффициент выносливости одноклассников.
5. Определить биологический возраст людей разных возрастных категорий.
6. Рассчитать и сравнить темпы старения обследуемых.
Гипотеза: физическое и функциональное состояние обучающихся 10-го класса не соответствует норме.
Проблема: небрежное отношение человека к собственному здоровью провоцирует возникновение сердечно-сосудистых заболеваний, а также преждевременное старение организма.
Актуальность проекта заключается в том, что сохранение и целенаправленное формирование здоровья подростков в современных условиях развития России очень важно, поскольку это связано с преодолением демографической проблемы в государстве.
Социальная значимость работы состоит в том, чтобы познакомить учащихся с показателями их адаптационного потенциала, выносливости сердечно-сосудистой системы, уровнем физического состояния и темпами старения. Также, предложить способы улучшения функциональных возможностей и работоспособности организма.
Адаптация (лат. adapto — приспособляю) — процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.
Адаптационный потенциал – выражение уровня функционального состояния организма.
Забота о гарантиях здоровой продолжительной жизни ставит перед наукой задачи по изучению адаптации человека.
В настоящее время пороки сердца занимают одно из центральных мест в кардиологии, т. к. способствуют снижению трудоспособности и инвалидизации больных, особенно молодого возраста
С 1972 года Россия лидирует в мире по количеству летальных исходов от патологий сердца и сосудов .
В 2007 году их число достигло 57% и продолжает держаться примерно на этом уровне .
Вдвое чаще стали диагностировать патологии системы кровообращения у людей от 25 до 35 лет. Функциональные пробы у подростков оказываются неудовлетворительными почти в 85% случаев .
Самые распространенные сердечно-сосудистые заболевания среди подростков:
- пролапс митрального клапана (47%)
- нейроциркуляторная дистония (27%)
- вегетососудистая дистония (18%)
Важным показателем возможностей человека является уровень физического состояния , который определяет допустимую физическую нагрузку на организм, а также его работоспособность.
Другой характеристикой работоспособности человека является коэффициент выносливости . Данный показатель отражает функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, учитывать которое необходимо перед физическими нагрузками.
Биологический возраст - возраст развития. Биологический возраст может опережать хронологический возраст, либо отставать от него. Введение этого понятия объясняется тем, что календарный возраст не является достаточным критерием состояния здоровья и трудоспособности человека.
Причины преждевременного старения организма:
- неправильное питание
- хронический стресс и недостаток сна
- курение и алкоголизм
- гиподинамия
- неблагоприятные экологические условия
Профилактикой преждевременного старения является отказ от вредных привычек, физическая активность, поддержание нормального веса, преодоление стрессов.
Выявление адаптационного потенциала
(по методике Р. М. Баевского)
АП=0,0011*(ЧП)+0,014*(САД)+0,008*(ДАД)+0,009*(МТ)-
-0,009*(Р)+0,014*(В)-0,27
ЧП – частота пульса
САД – систолическое артериальное давление (в мм. рт. ст.);
ДАД – диастолическое артериальное давление (в мм. рт. ст.);
МТ – масса тела (в кг);
Р – рост (в см);
В – возраст.
Роман Маркович Баевский
У всех учащихся показатель составил от 0,83 до 1,76 единиц, что не превышает 2,6 единицы. Следовательно, испытуемые имеют удовлетворительную адаптацию .
Трактовка пробы:
ниже 2.6 - удовлетворительная адаптация;
2.6 - 3.9 - напряжение механизмов адаптации;
3.10 - 3.49 - неудовлетворительная адаптация;
3.5 и выше - срыв адаптации.
Определение коэффициента выносливости (по методике Кваса)
КВ=
ЧСС – частота сердечных сокращений;
ПД – пульсовое давление (разность между систолическим и диастолическим давлением).
Определение уровня физического состояния (по методике Е. А. Пироговой)
УФС=
ЧСС – частота сердечных сокращений ;
АДСР – среднее артериальное давление (ДАД+13*ПД);
В – возраст;
М – масса тела (в кг);
Р – рост (в см).
Трактовка пробы
Показатель
≤ 0,375
Оценка УФС
0,376 – 0,525
Низкий
0,526 – 0,675
Ниже среднего
0,676 – 0,825
Средний
≥ 0,826
Выше среднего
Высокий
17,65% подростков имеют положительные результаты по всем параметрам
17,65% – отрицательные (адаптационный потенциал близок к неудовлетворительному, УФС и КВ низкие/ниже среднего)
17,65% : высокий или средний адаптационный потенциал и уровень физического состояния, но низкий коэффициент выносливости
52,94% : эффективность работы сердечно-сосудистой системы ослаблена
5,88%: близки к неудовлетворительным адаптационный потенциал и уровень физического состояния
Оставшиеся 5,88%: низкие показатели коэффициента выносливости и уровня физического состояния
Существует связь между уровнем физического состояния и адаптационным потенциалом системы кровообращения:
у 94% обследуемых можно наблюдать прямую зависимость этих показателей друг от друга
Повышение коэффициента выносливости объясняется наличием сердечно-сосудистых заболеваний. В исследуемой группе 53% подростков страдают различными заболеваниями сердца и сосудов, среди которых наиболее распространёнными являются вегетососудистая дистония и малые аномалии сердца.
Было выявлено, что подростки, у которых все показатели высокие или выше среднего, занимаются различными видами спорта: футболом, волейболом, лёгкой атлетикой. Следовательно, физические нагрузки повышают работоспособность и физиологические показатели организма.
Биологический возраст (по методике В. П. Войтенко )
БВ (женщин) = -1,463+0,415*АДП-0,140*СБ+0,248*МТ+0,694*СОЗ
БВ (мужчин) = 26,985+0,215*АДС-0,149*ЗДВ-0,151*СБ+0,723*СОЗ
АДП – артериальное пульсовое давление (в мм. рт. ст.);
СБ – статическая балансировка (испытуемый стоит на левой ноге, с закрытыми глазами, руки опущены вдоль тела; продолжительность измеряется в секундах);
МТ – масса тела (в кг)
СОЗ – субъективная оценка здоровья (анкета; в баллах).
АДС – артериальное давление систолическое (в мм. рт. ст.);
ЗДВ – задержка дыхания на вдохе (в с).
Биологический возраст юношей
Биологический возраст девушек
Определение темпов старения
ТС = БВ-ДБВ
БВ – биологический возраст;
ДБВ – должный биологический возраст.
Должный биологический возраст рассчитывается по специальным формулам:
ДБВ (женщин) = 0,581*КВ+17,24
ДБВ (мужчин) = 0,629*КВ+18,56
КВ – календарный возраст
Темпы старения (усл. лет)
Оценка функционального класса
(по В. А. Решетникову, 2000 г.)
Отклонение БВ от популяционного стандарта
Функциональный класс
I
(ДБВ-БВ)
От -15 до -9 лет
II
(усл. лет)
Оценка
От -8,9 до -3 лет
III
«5»
От -2,9 до +2,9 лет
IV
«4»
От +3 до +8,9 лет
«3»
V
«2»
От +9 до +15 лет
«1»
усл. лет
Функциональный класс
Биологический возраст
Биологический возраст учителей
Календарный возраст
В первой группе средний темп старения равен -5 годам, во второй он составляет -8 лет.
Принадлежность взрослых ко II функциональному классу говорит о замедленном темпе старения.
Можно проследить закономерность: у подростков биологический возраст значительно превышает календарный, а у взрослых – наоборот
Подростки в настоящее время имеют тенденцию к преждевременному старению и ухудшению функционального состояния организма.
Цель проекта достигнута: я изучила характеристики сердечно-сосудистой системы и биологический возраст подростков. Исходя из вышесказанного, я подтверждаю выдвинутую мною гипотезу: функциональное и физическое состояние учащихся действительно не соответствует норме.
От функционирования организма человека напрямую зависит его здоровье, продолжительность жизни. Существует необходимость широко применять и разрабатывать новые методики по улучшению функциональных возможностей организма, предотвращению патологического старения.