Хоринский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Санномыская средняя общеобразовательная школа»
Актуальность темы: Думаю, что каждый из нас пускал и пускает мыльные пузыри с помощью специальных приспособлений. Но в середине XX века мало кто задумывался о покупке этих приспособлений. В 1950 – ом году появились машины для выдувания пузырей - сначала механические, потом на батарейках. Десять лет назад одна из таких машин первого поколения – в виде морячка Попоя – ушла с молотка почти за 2000 долларов. Бутылочки для мыльного раствора придумала компания Chertoy из Чикаго в 1940-ом году. До сих пор они дико популярны. Каждый год во всем мире примерно продают 200 миллионов таких пузырьков. В наше время очень популярно шоу мыльных пузырей, которое можно заказать для детского праздника, для дня рождения и даже на свадьбу. Поэтому я считаю, что мыльные пузыри остаются популярны и в наши дни, а тема «Шоу мыльных пузырей» актуальна как никогда, ведь его мы сможем сделать самостоятельно!
Гипотеза, цель, объект исследования, предмет исследования
Гипотеза: если я научусь выдувать красивые, разные по размеру мыльные пузыри, то я смогу устроить зрелищное, запоминающиеся представление для учащихся начальной школы .
Цель: организовать «Шоу мыльных пузырей» для начальной школы
Объект исследования: мыльный пузырь
Предмет исследования: раствор для получения мыльных пузырей
Задачи и методы исследования
ЗАДАЧИ:
1. Изучить литературу и интернет ресурсы по вопросу выдувания красивых, разных по размеру мыльных пузырей.
2. Провести анкетирование одноклассников на предмет знаний о мыльном пузыре
3. Исследовать растворы для выдувания мыльных пузырей и выявить самые эффективные.
4. провести опыты по выдуванию пузырей для организации шоу
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1 . Частично-поисковый (изучение литературы из разных источников и в сети Интернет)
2. Исследоватеский (организация и проведение анкетирования, экспериментов)
3. Статистический (обработка данных, полученных в ходе анкетирования)
Новизна работы: новизна заключается в том, что я, как учащийся 6 класса впервые получил представление о физических законах и явлениях таких как: диффузия, закон Паскаля, поверхностное натяжение, интерференция, которые позволили мне выполнить данную работу и применить её для выполнения моей цели: « Организовать шоу мыльных пузырей для начальной школы.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что собранный мною материал мог быть использован в учебных целях на уроках физики, окружающего мира, на внеклассных занятиях по данным предметам, а также для развития детей юного возраста.
Вопрос
ответы
Знаете ли вы, что такое мыльный пузырь?
да
Нравиться ли вам выдувать мыльные пузыри?
7 чел (100%)
нет
7 чел. (100%)
Раствор для мыльных пузырей вы готовите самостоятельно, или покупаете в магазине?
0 чел.
готовлю сам
покупаю в магаз
0 чел.
Знаете ли вы, что нужно добавить в раствор, чтобы пузыри получались крупные и более плотные?
Какая форма у мыльного пузыря?
квадрат
2 чел.
( 29%)
шар
4 чел. (57%)
Можете ли вы объяснить почему пузырь принимает форму шара?
5 чел. (71%)
3чел.
(43%)
0 чел.
Можете ли вы пояснить, почему пузырь переливается радужными цветами, при выдувании летит вверх, почему лопается, есть ли у него какое - то практическое применение или нет.
0 чел.
7 чел. (100%)
7 чел. (100%)
0 чел.
7(100%)
Вывод: мыльные пузыри умеют выдувать все и знают что форма пузыря это шар - 100%, затруднения вызвали вопросы под номером 4, 6, 7, что составило около 90%.
После получения результатов анкетирования я решил узнать как можно больше о мыльных пузырях , тем самым проверить поставленную перед собой цель, а затем поделиться своими знаниями с одноклассниками
:
1
- Бойз Ч. Мыльные пузыри. Пер. с анг. №113. Изд. стереотип. URSS . 2021. 128 с.
2. Пёрышкин А.В. Учебник по предмету «Физика» 7 класс (глава 1 стр. 21-38, глава 3 стр. 106-110)
3. Перельман.Я.И. Заниматльная физика. Книга первая. Изателство: Центрополиграф, 2017. – 256 с.
4. Скляровский Е. Мыльный пузырь как загадка науки. Тит Том. Научные забавы: интересные опыты, самоделки, развлечения/ Тит и Том – М.: Издательск
http://igrushka.kz/vip58/puzir.php (Мыльные пленки и пузыри)
http://www.nevcos.ru/fl.html (Секреты производства мыльных пузырей)
Мною были рассмотрены и изучены такие явления как диффузия, интерференция света, поверхностное натяжение жидкости. Узнал в чём состоит закон Паскаля, в результате мне удалось ответить на такие вопросы как:
- Почему мыльный пузырь имеет форму шара?
- Что представляет собой оболочка мыльного пузыря?
- Почему мыльные пузыри приобретают радужную окраску на солнце?
- Почему мыльные пузыри меняют окраску?
- Почему лопаются мыльные пузыри?
- Почему некоторые пузыри поднимаются вверх, а затем опускаются?
Я узнал, что мыльные пузыри не только поднимают нам настроение, но и имеют большое практическое значение:
- выдувание мыльных пузырей в возрасте с 2-3 лет развивает артикуляционную мускулатуру, то есть мышцы рта, что влияет на речь;
- тренирует дыхательную систему, дети учатся управлять своим дыханием;
- стимулирует зрительно моторную координацию, дети учатся делать несколько дел сразу: следят за пузырём глазами и пытаются его поймать;
- учат ориентироваться в пространстве: при движении пузыря ребёнок следит за его полётом
- развивает социальные навыки: во время игры с мыльными пузырями дети учатся общаться друг с другом.
Наряду с положительными характеристиками есть и отрицательные: раствор может вызвать аллергические реакции, а при попадании в желудок - раздражение слизистой оболочки желудка и кишечника, отравление, затруднение дыхания.
Состав растворов
Состав 1
1 чайная ложка – натёртого на тёрке хозяйственного мыла;
200 мл - тёплой кипячёной воды;
3 столовые ложки – сахарного песка
Хозяйственное мыло растворить в кипячёной, тёплой воде, добавить сахар. Всё тщательно перемешать, до полного растворения сахара.
Вывод : полученный раствор оказался слабым. Пузыри получались мелкие, очень быстро лопались .
Состав 2
100мл – воды;
50 мл - Ферри;
2 ст. ложки - глицерина.
Всё смешать до однородной массы.
Вывод : пузыри выдуваются как маленькие, так и большие, причём более прочные чем в первом растворе .
Состав 3
200 мл – воды; 50 мл – Ферри; 1 ч.л.- сахарного песка.
Сахарный песок растворить в тёплой воде, добавить ферри и всё тщательно перемешать.
Вывод : состав оказался слабее, чем во 2-ом вариант, но если не будет глицерина, то можно использовать и этот раствор.
987 - = 519
= 987 – 519
.
Вывод: исследовав состав растворов для выдувания мыльных пузырей, и найдя самый подходящий, я провёл ряд экспериментов по выдуванию мыльных пузырей. И теперь с уверенностью могу сказать, что готов провести шоу мыльных пузырей и порадовать их удивительной красотой наших замечательных учащихся начальной школы.
Заключение
В результате проделанной работы я узнал о истории происхождения мыльного пузыря, о том, что его удивительная красота заинтересовала не только художников и исследователей, но и физиков и математиков. Изучая разные источники информации я познакомился с такими явлениями как диффузия, интерференция света, поверхностное натяжение жидкости. Узнал в чём состоит закон Паскаля, в результате мне удалось ответить на такие вопросы как:
- Почему мыльный пузырь имеет форму шара?
- Что представляет собой оболочка мыльного пузыря?
- Почему мыльные пузыри приобретают радужную окраску на солнце?
- Почему мыльные пузыри меняют окраску?
- Почему лопаются мыльные пузыри?
- Почему некоторые пузыри поднимаются вверх, а затем опускаются?
Я узнал, что мыльных пузырей есть как плюсы: они не только поднимают нам настроение, но и имеют большое практическое значение для развития детей в раннем возрасте, а также и минусы: раствор может вызвать аллергические реакции, а при попадании в желудок - раздражение слизистой оболочки желудка и кишечника, отравление, затруднение дыхания.
Я смог исследовать состав разных растворов и выбрать лучший, с помощью которого провёл ряд экспериментов по выдуванию мыльных пузырей. Теперь с уверенностью могу сказать, что выдвинутая мною гипотеза: « если я научусь выдувать красивые, разные по размеру мыльные пузыри, то я смогу устроить зрелищное, запоминающиеся представление для учащихся начальной школы - Шоу мыльных пузырей » подтверждается и я готов провести это удивительное шоу для учащихся начальной школы.
Спасибо за внимание.