СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к исследовательской работе "Анализ качества питьевой воды разных источников в условиях школьной лаборатории"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к исследовательской работе "Анализ качества питьевой воды разных источников в условиях школьной лаборатории"»

      Тема:«Водная история».      Исследовательская работа:   

    Тема:«Водная история».    Исследовательская работа:   "Анализ качества питьевой воды разных источников в условиях школьной лаборатории"    

Объект исследования: водопроводная питьевая вода, взятая из централизованных источников водоснабжения и вода трёх станций водоподготовки г. Купино Предмет исследования: качественный состав пяти образцов питьевой воды и пригодность её для потребления жителями населённого пункта Цель: исследовать экологическое состояние качества питьевой воды, взятой из водоочистных установок и сравнить её с водопроводной водой и водой, взятой из колонки; установить соответствие всех образцов требованиям ГОСТа. Гипотеза:  в условиях школьной лаборатории можно определить качество питьевой воды.    

Объект исследования: водопроводная питьевая вода, взятая из централизованных источников водоснабжения и вода трёх станций водоподготовки г. Купино

Предмет исследования: качественный состав пяти образцов питьевой воды и пригодность её для потребления жителями населённого пункта

Цель: исследовать экологическое состояние качества питьевой воды, взятой из водоочистных установок и сравнить её с водопроводной водой и водой, взятой из колонки; установить соответствие всех образцов требованиям ГОСТа.

Гипотеза:  в условиях школьной лаборатории можно определить качество питьевой воды.

   

Задачи: 1) изучить и проанализировать информацию по теме исследования в научной литературе и Интернет источниках; 2) изучить методику определения качества питьевой воды; 3) провести эксперимент и определить:  *органолептические характеристики воды;  *качество воды с помощью методов химического анализа;  4) обработать результаты исследования; 5) сделать выводы и дать рекомендации по результатам исследований; 6) сделать отчёт о работе   Методы исследования:  1.Измерение 2.Наблюдение 3.Анализ (химический, органолептический) 4.Сравнение 5.Обобщение

Задачи:

1) изучить и проанализировать информацию по теме исследования в научной литературе и Интернет источниках;

2) изучить методику определения качества питьевой воды;

3) провести эксперимент и определить:

*органолептические характеристики воды;

*качество воды с помощью методов химического анализа;

4) обработать результаты исследования;

5) сделать выводы и дать рекомендации по результатам исследований;

6) сделать отчёт о работе

Методы исследования:

1.Измерение

2.Наблюдение

3.Анализ (химический, органолептический)

4.Сравнение

5.Обобщение

Актуализация  Мы выбрали эту тему, т.к. в настоящее время вода является необходимой человеку потребностью. Без неё наш организм не может существовать. Качество питьевой воды связано с состоянием здоровья населения. Для нормального функционирования организма нужна вода, не содержащая вредных примесей и механических добавок, т.е. хорошего качества. И нам стало интересно, какую же воду мы пьем? В наше время человеку необходимо знать, какая питьевая вода хорошо влияет на организм, а какая ему вредна.

Актуализация

Мы выбрали эту тему, т.к. в настоящее время вода является необходимой человеку потребностью. Без неё наш организм не может существовать.

Качество питьевой воды связано с состоянием здоровья населения. Для нормального функционирования организма нужна вода, не содержащая вредных примесей и механических добавок, т.е. хорошего качества. И нам стало интересно, какую же воду мы пьем? В наше время человеку необходимо знать, какая питьевая вода хорошо влияет на организм, а какая ему вредна.

Позволяет убрать примеси из воды тяжелых металлов, солей и др. вредных веществ Чистая вода увеличивает сроки эксплуатации бытовой техники , Позволяет создать наилучшую среду для протекания биохимических процессов в организме Для чего нужна чистая вода Противодействует вредному влиянию на организм

Позволяет убрать примеси из воды тяжелых металлов, солей и др. вредных веществ

Чистая вода увеличивает сроки эксплуатации бытовой техники ,

Позволяет создать наилучшую среду для протекания биохимических процессов в организме

Для чего нужна чистая вода

Противодействует вредному влиянию на организм

Увлажняет ткани глаз, носа, рта Насыщает клетки питательными веществами и кислородом Защищает органы и ткани тела Влияние H2O на здоровье человека Снижает нагрузку на почки и печень Регулирует температуру тела Смазывает суставы

Увлажняет ткани глаз, носа, рта

Насыщает клетки питательными веществами и кислородом

Защищает органы и ткани тела

Влияние H2O на здоровье человека

Снижает нагрузку на почки и печень

Регулирует температуру тела

Смазывает суставы

Не металлы: Cl, F Радиоактивные металлы: Rn, Ra  Металлы: Mg ,Ca, Na, K  Состав воды Сульфаты Гидрокарбонаты: (SO4) HCO3- Хлориды (Cl-)

Не металлы:

Cl, F

Радиоактивные металлы:

Rn, Ra

Металлы:

Mg ,Ca, Na, K

Состав воды

Сульфаты

Гидрокарбонаты:

(SO4)

HCO3-

Хлориды

(Cl-)

 Органолептический анализ: Исследование цветности воды: Результаты эксперимента : сравнив воду трёх источников и водопроводную с дистиллированной водой, мы не выявили никаких отличительных признаков цветности воды, она абсолютно бесцветная во всех пяти образцах. Результаты эксперимента : вода в колонке холодная и не пригодна для сиюминутного употребления; вода домашнего водопровода достаточно тёплая, для использования её лучше охладить. Воду со станций водоочистки можно употреблять сразу, так как она находится в интервале комнатной температуры. Определение температуры воды:

Органолептический анализ:

Исследование цветности воды:

Результаты эксперимента :

сравнив воду трёх источников и водопроводную с дистиллированной водой, мы не выявили никаких отличительных признаков цветности воды, она абсолютно бесцветная во всех пяти образцах.

Результаты эксперимента :

вода в колонке холодная и не пригодна для сиюминутного употребления; вода домашнего водопровода достаточно тёплая, для использования её лучше охладить. Воду со станций водоочистки можно употреблять сразу, так как она находится в интервале комнатной температуры.

Определение температуры воды:

Определение прозрачности воды : Определение запаха воды: Результаты эксперимента : запах отсутствует . Результаты эксперимента : значение прозрачности у всех образцов воды равно 30. Исследование осадка воды: Результаты эксперимента : осадок во всех исследуемых образцах воды отсутствует.

Определение прозрачности воды :

Определение запаха воды:

Результаты эксперимента :

запах отсутствует .

Результаты эксперимента : значение прозрачности у всех образцов воды равно 30.

Исследование осадка воды:

Результаты эксперимента : осадок во всех исследуемых образцах воды отсутствует.

Определение вкуса воды: Результаты эксперимента :  ул. Элеваторская, вода из источника- вкус не выражен, ул. Элеваторская, вода из колонки- слегка мылкий привкус ; ул. Планировочная, водопроводная вода- металлический привкус; ул. Аксёнова, вода из источника- вкус не выражен; ул. Новый городок, вода из источника, вкус не выражен Исследование мутности воды: Результаты эксперимента : мутность воды отсутствует .

Определение вкуса воды:

Результаты эксперимента :

ул. Элеваторская, вода из источника- вкус не выражен, ул. Элеваторская, вода из колонки- слегка мылкий привкус ; ул. Планировочная, водопроводная вода- металлический привкус; ул. Аксёнова, вода из источника- вкус не выражен; ул. Новый городок, вода из источника, вкус не выражен

Исследование мутности воды:

Результаты эксперимента : мутность воды отсутствует .

             Приложение №5 Результаты экспериментальной части исследования Органолептический метод анализа Таблица №9 Объект исследования t° C воды № 1 водопроводная, ул. Планировочная Цветность 28 № 2 водопроводная, ул. Элеваторская  Мутность 10 бесцветная № 3 станция водоподготовки, ул. Элеваторская Прозрачность (см) бесцветная отсутствует 25 № 4 станция водоподготовки.ул. 1-ая Аксёнова колонка  Осадок отсутствует № 5 станция водоподготовки, ул. Новый городок прозрачная по норме 30 см бесцветная 23  Запах прозрачная по норме 30 см 22 бесцветная 0 отсутствует Вкус бесцветная 0 отсутствует прозрачная по норме 30 см не обнаружен Примеси металлический привкус 0 отсутствует не обнаружен прозрачная по норме 30 см привкус мыла 0 не обнаружены не обнаружен прозрачная по норме 30 см  не обнаружены не выражен 0 не обнаружен  не обнаружены не обнаружен не выражен  не выражен  не обнаружены  не обнаружены

Приложение №5

Результаты экспериментальной части исследования

Органолептический метод анализа Таблица №9

Объект исследования

t° C воды

1 водопроводная, ул. Планировочная

Цветность

28

2 водопроводная, ул. Элеваторская

Мутность

10

бесцветная

3 станция водоподготовки, ул. Элеваторская

Прозрачность (см)

бесцветная

отсутствует

25

4 станция водоподготовки.ул. 1-ая Аксёнова

колонка

Осадок

отсутствует

№ 5 станция водоподготовки, ул. Новый городок

прозрачная по норме 30 см

бесцветная

23

Запах

прозрачная по норме 30 см

22

бесцветная

0

отсутствует

Вкус

бесцветная

0

отсутствует

прозрачная по норме 30 см

не обнаружен

Примеси

металлический привкус

0

отсутствует

не обнаружен

прозрачная по норме 30 см

привкус мыла

0

не обнаружены

не обнаружен

прозрачная по норме 30 см

не обнаружены

не выражен

0

не обнаружен

не обнаружены

не обнаружен

не выражен

не выражен

не обнаружены

не обнаружены

Определение жёсткости воды: Метод химического анализа  Результаты эксперимента :  после добавления моющего средства пена в колбах образовалась очень быстро и была обильно, следовательно, вода в образцах мягкая. Определение водородного показателя воды(pH): Метод химического анализа Результаты эксперимента : окраска полоски универсального индикатора изменилась по шкале цветности от жёлтого до синего, что соответствует рН = 8,5.

Определение жёсткости воды:

Метод химического анализа

Результаты эксперимента : после добавления моющего средства пена в колбах образовалась очень быстро и была обильно, следовательно, вода в образцах мягкая.

Определение водородного показателя воды(pH):

Метод химического анализа

Результаты эксперимента :

окраска полоски универсального индикатора изменилась по шкале цветности от жёлтого до синего, что соответствует рН = 8,5.

 Определение содержания ионов железа( III): Определение содержания железа(II): Результаты эксперимента : окраска четырёх образцов воды показала отсутствие в них ионов железа(III) - слабо-красновато-желтоватый цвет. Водопроводная вода с улицы Планировочная показала следы ионов железа(III).Очевидно поэтому этот образец воды имел слегка металлический привкус. Результаты эксперимента : окраска всех пяти образцов воды стала светло - сине - зелёная, что указывает на присутствию ионов железа (II) в очень малой концентрации: от 1 до 6 мг/л. Данная концентрация ионов железа(II) не оказывает отрицательного влияния на качество воды .

Определение содержания ионов железа( III):

Определение содержания железа(II):

Результаты эксперимента :

окраска четырёх образцов воды показала отсутствие в них ионов железа(III) - слабо-красновато-желтоватый цвет. Водопроводная вода с улицы Планировочная показала следы ионов железа(III).Очевидно поэтому этот образец воды имел слегка металлический привкус.

Результаты эксперимента : окраска всех пяти образцов воды стала светло - сине - зелёная, что указывает на присутствию ионов железа (II) в очень малой концентрации: от 1 до 6 мг/л. Данная концентрация ионов железа(II) не оказывает отрицательного влияния на качество воды .

Определите содержание хлорид-ионов: Результаты эксперимента: наблюдали слабое помутнение раствора, что соответствует присутствию хлорид - ионов в воде в очень незначительном количестве.

Определите содержание хлорид-ионов:

Результаты эксперимента:

наблюдали слабое помутнение раствора, что соответствует присутствию хлорид - ионов в воде в очень незначительном количестве.

Приложение №5

Результаты экспериментальной части исследования

Химический анализ определения качества воды Таблица №10

Объект исследования

1- водопроводная, ул. Планировочная

Жёсткость воды

мягкая

Водородный показатель (рН)

2- водопроводная, ул. Элеваторская

рН=8 - реакция среды щелочная

очень мягкая

3- станция водоподготовки, ул. Элеваторская

Содержание ионов железа (III)

мягкая

следы

рН=8 - реакция среды щелочная

4 - станция водоподготовки.ул. 1-ая Аксёнова

Содержание ионов железа (II)

Содержание хлорид - ионов

незначительная концентрация в пределах нормы

отсутствуют

мягкая

5- станция водоподготовки, ул. Новый городок

рН= 6,5 – 7,5реакция среды ближе к нейтральной

мягкая

присутствуют в незначительной концентрации

отсутствуют

незначительная концентрация в пределах нормы

рН= 6,5 – 7,5 реакция среды ближе к нейтральной

рН=6,5–7 реакция среды ближе к нейтральной

незначительная концентрация в пределах нормы

присутствуют в незначительной концентрации

отсутствуют

отсутствуют

присутствуют в очень малой концентрации

незначительная концентрация в пределах нормы

незначительная концентрация в пределах нормы

присутствуют в очень малой концентрации

присутствуют в очень малой концентрации

 Перспектива проекта: определить наличие в питьевой воде наличие сульфат- и - нитрат - ионов, катионов тяжёлых металлов; продолжим мониторинговые исследования качества питьевой бутилированной воды, чтобы провести сравнительный анализ полученных результатов с водой со станций водоподготовки. Практическая значимость: использование теоретического и практического материала данного исследования на уроках химии, биологии, физики, географии, внеурочных курсах, а в 1 - 4 классах - при проведении уроков по предмету «Окружающий мир».

Перспектива проекта:

определить наличие в питьевой воде наличие сульфат- и - нитрат - ионов, катионов тяжёлых металлов; продолжим мониторинговые исследования качества питьевой бутилированной воды, чтобы провести сравнительный анализ полученных результатов с водой со станций водоподготовки.

Практическая значимость:

использование теоретического и практического материала данного исследования на уроках химии, биологии, физики, географии, внеурочных курсах, а в 1 - 4 классах - при проведении уроков по предмету «Окружающий мир».

Работу выполнила: Больнова Арина и Чурикова Анна, учащиеся 9 класса МБОУ Лицей №2  Руководитель: Гарбузова Вера Евгеньевна, учитель химии высшей квалификационной категории  МБОУ Лицей №2 2019 – 2020 уч. год  2020 год

Работу выполнила:

Больнова Арина и Чурикова Анна,

учащиеся 9 класса МБОУ Лицей №2

Руководитель:

Гарбузова Вера Евгеньевна,

учитель химии высшей

квалификационной категории

МБОУ Лицей №2

2019 – 2020 уч. год

2020 год