СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к исследовательской работе "Исследование бактерий, живущих рядом с нами"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация подготовлена к защите  исследовательской работы "Исследование бактерий, живущих рядом с нами»

Просмотр содержимого документа
«Презентация к исследовательской работе "Исследование бактерий, живущих рядом с нами"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №10 имени Героя Советского Союза А.М.Кузнецова»    Научное общество учащихся        Исследование бактерий, живущих рядом с нами Выполнил: Нуждин Ярослав ученик 5«В» класса Руководитель: Шардыкова И.М.. учитель биологии р.п.Гидроторф 2024

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10 имени Героя Советского Союза А.М.Кузнецова» Научное общество учащихся

   

Исследование бактерий, живущих рядом с нами

Выполнил:

Нуждин Ярослав ученик 5«В» класса

Руководитель: Шардыкова И.М.. учитель биологии

р.п.Гидроторф

2024

Введение Актуальность данной темы определяется тем, что в настоящее время уделяется большое внимание изучению микроорганизмов – бактерий и вирусов, их влияние на организм человека.  Цель работы: исследование бактерий, живущих рядом и выращивание бактерий в домашних условиях. Задачи: 1.Выяснить, что такое бактерии. 2.Выполнить эксперименты по выращиванию бактерий в домашних условиях. 3.Проанализировать информацию о бактериях. Гипотеза: в мире существуют не только вредные, но и полезные бактерии и их можно вырастить дома.

Введение

Актуальность данной темы определяется тем, что в настоящее время уделяется большое внимание изучению микроорганизмов – бактерий и вирусов, их влияние на организм человека.

Цель работы: исследование бактерий, живущих рядом и выращивание бактерий в домашних условиях.

Задачи:

1.Выяснить, что такое бактерии.

2.Выполнить эксперименты по выращиванию бактерий в домашних условиях.

3.Проанализировать информацию о бактериях.

Гипотеза: в мире существуют не только вредные, но и полезные бактерии и их можно вырастить дома.

Бактерии играют очень важную роль в мире живого. Бактерии были одними из первых, появившихся на Земле видов (они появились примерно 4 триллиона лет назад), и более чем вероятно, что они переживут и нас, людей.

Бактерии играют очень важную роль в мире живого. Бактерии были одними из первых, появившихся на Земле видов (они появились примерно 4 триллиона лет назад), и более чем вероятно, что они переживут и нас, людей.

Что такое бактерии?   Бактерии – это микроорганизмы, их можно рассмотреть только под микроскопом. Существует около 2500 видов бактерий, и живут они повсюду: во рту, в носу, в кишечнике всех живых существ, включая человека. Другие живут в опавших листьях, мёртвых деревьях, останках погибших животных. Бактерии живут повсюду. Форма их разнообразна: шарики, запятые, палочки, некоторые имеют жгутики. Существуют бактерии «плохие и хорошие». «Плохие» бактерии, которые, попадая в организм, могут вызвать ту или иную болезнь, их называют болезнетворными, а болезнь — инфекционной.

Что такое бактерии?

Бактерии – это микроорганизмы, их можно рассмотреть только под микроскопом. Существует около 2500 видов бактерий, и живут они повсюду: во рту, в носу, в кишечнике всех живых существ, включая человека. Другие живут в опавших листьях, мёртвых деревьях, останках погибших животных. Бактерии живут повсюду. Форма их разнообразна: шарики, запятые, палочки, некоторые имеют жгутики.

Существуют бактерии «плохие и хорошие». «Плохие» бактерии, которые, попадая в организм, могут вызвать ту или иную болезнь, их называют болезнетворными, а болезнь — инфекционной.

Один больной человек может заразить многих здоровых людей, а те, в свою очередь, заражают других. Может случиться так, что за небольшой промежуток времени инфекционной болезнью заболеет много людей. Такое явление называют эпидемией.  Попадание болезнетворных микробов в организм человека не всегда вызывает инфекционное заболевание. Наш организм сопротивляется вредным микробам и может победить их. Говорят, что он обладает иммунитетом. Защитные силы организма повышаются, если человек занимается физкультурой, закаляется, соблюдает правила гигиены, ежедневно употребляет овощи и фрукты, не имеет вредных привычек, делает профилактические прививки от инфекционных болезней.

Один больной человек может заразить многих здоровых людей, а те, в свою очередь, заражают других. Может случиться так, что за небольшой промежуток времени инфекционной болезнью заболеет много людей. Такое явление называют эпидемией. Попадание болезнетворных микробов в организм человека не всегда вызывает инфекционное заболевание. Наш организм сопротивляется вредным микробам и может победить их. Говорят, что он обладает иммунитетом. Защитные силы организма повышаются, если человек занимается физкультурой, закаляется, соблюдает правила гигиены, ежедневно употребляет овощи и фрукты, не имеет вредных привычек, делает профилактические прививки от инфекционных болезней.

Хорошие бактерии живут во рту, на коже, в желудке и других органах. Большая часть из них чрезвычайно полезна (помогают перевариванию пищи, участвуют в синтезе некоторых витаминов и даже оберегает нас от своих болезнетворных собратьев). Интересно, что бактерии чутко реагируют на вкусовые пристрастия людей. Ещё почвенные бактерии повышают плодородие почвы. Некоторые бактерии используют при изготовлении лекарств. С помощью молочнокислых бактерий готовят кефир, творог, ряженку, йогурт.

Хорошие бактерии живут во рту, на коже, в желудке и других органах. Большая часть из них чрезвычайно полезна (помогают перевариванию пищи, участвуют в синтезе некоторых витаминов и даже оберегает нас от своих болезнетворных собратьев). Интересно, что бактерии чутко реагируют на вкусовые пристрастия людей. Ещё почвенные бактерии повышают плодородие почвы. Некоторые бактерии используют при изготовлении лекарств. С помощью молочнокислых бактерий готовят кефир, творог, ряженку, йогурт.

Разновидности бактерий    Лактобактерии Защитник пуза Микроб - обжор      Головочес Благородный негодяй Стафилококк Палочка брюш. тифа Б. столбняка Туберкулезная палочка

Разновидности бактерий

Лактобактерии Защитник пуза Микроб - обжор

Головочес Благородный негодяй Стафилококк

Палочка брюш. тифа Б. столбняка Туберкулезная палочка

Открытие бактериальной клетки   Изучением бактерий занимается раздел микробиологии бактериология. Впервые бактерий увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралист Антони ван Левенгук. Основоположниками микробиологии как науки были выдающиеся ученые 19 века французский химик Л. Пастер и русский ботаник Ценковский Л. С. Антони ван Левенгук Луи Пастер Ценковский Л. С.

Открытие бактериальной клетки

Изучением бактерий занимается раздел микробиологии бактериология. Впервые бактерий увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралист Антони ван Левенгук. Основоположниками микробиологии как науки были выдающиеся ученые 19 века французский химик Л. Пастер и русский ботаник Ценковский Л. С.

Антони ван Левенгук

Луи Пастер

Ценковский Л. С.

Строение и жизнедеятельность бактерий По форме различают несколько групп бактерий: шаровидные (кокки), прямые палочковидные (бациллы), изогнутые (вибрионы), спирально изогнутые (спириллы) и др. Кокки, сцепленные попарно, получили название диплококки, соединенные в виде цепочки — стрептококки, в виде гроздей — стафилококки и др.

Строение и жизнедеятельность бактерий

По форме различают несколько групп бактерий: шаровидные (кокки), прямые палочковидные (бациллы), изогнутые (вибрионы), спирально изогнутые (спириллы) и др. Кокки, сцепленные попарно, получили название диплококки, соединенные в виде цепочки — стрептококки, в виде гроздей — стафилококки и др.

Значение бактерий в биосфере и народном хозяйстве Бактерии играют положительную роль в хозяйственной деятельности человека. Молочнокислые бактерии используются в приготовлении разнообразных молочных продуктов (сметаны, простокваши, масла, сыра и др.). Они же способствуют консервированию продуктов. Бактерии широко используются в современной биотехнологии для промышленного получения молочной, масляной, уксусной и пропионовой кислот, ацетона, бутилового спирта и т. д.

Значение бактерий в биосфере и народном хозяйстве

Бактерии играют положительную роль в хозяйственной деятельности человека. Молочнокислые бактерии используются в приготовлении разнообразных молочных продуктов (сметаны, простокваши, масла, сыра и др.). Они же способствуют консервированию продуктов. Бактерии широко используются в современной биотехнологии для промышленного получения молочной, масляной, уксусной и пропионовой кислот, ацетона, бутилового спирта и т. д.

В организме человека живут лактобактерии и бифидобактерии. Они появляются в нашем организме с первых младенческих лет и остаются в нем навсегда, дополняя друг друга и решая серьезные проблемы. Лактобактерии и бифидобактерии вступают в сложные реакции с другими микроорганизмами, с легкостью подавляют гнилостные и патогенные микробы. В результате образуется молочная кислота, перекись водорода – это природные внутренние антибиотики. Таким образом, лактобактерии поднимают, восстанавливают защитные силы организма и укрепляют иммунитет.

В организме человека живут лактобактерии и бифидобактерии. Они появляются в нашем организме с первых младенческих лет и остаются в нем навсегда, дополняя друг друга и решая серьезные проблемы. Лактобактерии и бифидобактерии вступают в сложные реакции с другими микроорганизмами, с легкостью подавляют гнилостные и патогенные микробы. В результате образуется молочная кислота, перекись водорода – это природные внутренние антибиотики. Таким образом, лактобактерии поднимают, восстанавливают защитные силы организма и укрепляют иммунитет.

Бактерии вызывают порчу продуктов питания. Поэтому для предотвращения порчи пищевых продуктов человек создает условия, при которых бактерии в значительной мере теряют способность к быстрому размножению, а иногда и погибают. Широко распространенными методами борьбы с бактериями являются: высушивание плодов, грибов, мяса, рыбы, зерна; их охлаждение и замораживание в холодильниках и ледниках; маринование продуктов в уксусной кислоте; засолка. Изучив различные источники, я убедился, что все материалы подтверждают гипотезу о том, что бактерии могут быть как вредными для человека, так и полезными.

Бактерии вызывают порчу продуктов питания. Поэтому для предотвращения порчи пищевых продуктов человек создает условия, при которых бактерии в значительной мере теряют способность к быстрому размножению, а иногда и погибают. Широко распространенными методами борьбы с бактериями являются: высушивание плодов, грибов, мяса, рыбы, зерна; их охлаждение и замораживание в холодильниках и ледниках; маринование продуктов в уксусной кислоте; засолка.

Изучив различные источники, я убедился, что все материалы подтверждают гипотезу о том, что бактерии могут быть как вредными для человека, так и полезными.

Эксперимент 1   Внешний вид бактерий Вывод: В полости рта человека очень много бактерий, которые образуются из-за остатков пищи. А значит надо чаще чистить зубы и полоскать рот.

Эксперимент 1 Внешний вид бактерий

Вывод: В полости рта человека очень много бактерий, которые образуются из-за остатков пищи. А значит надо чаще чистить зубы и полоскать рот.

Методика выращивания бактерий на питательных средах   В домашних условиях решили использовать самую простую методику – вырастить бактерии в чашках Петри на питательном курином бульоне с добавлением агар-агара. Чашки Петри представляют собой плоскодонную посуду с крышкой. Агар-агар- это порошок белого цвета, выделяемый из морских водорослей. Он используется в пищевой промышленности в качестве загустителя при приготовлении желе, мармелада, конфет.

Методика выращивания бактерий на питательных средах

В домашних условиях решили использовать самую простую методику – вырастить бактерии в чашках Петри на питательном курином бульоне с добавлением агар-агара.

Чашки Петри представляют собой плоскодонную посуду с крышкой. Агар-агар- это порошок белого цвета, выделяемый из морских водорослей. Он используется в пищевой промышленности в качестве загустителя при приготовлении желе, мармелада, конфет.

Эксперимент 2   Нам понадобятся : Чашки Петри с питательной средой, стерильные ватные палочки, гель антисептик, ватный диск, смартфон План эксперимента : Выявить наличие бактерий на смартфоне Выявить наличие бактерий на смартфоне, протертом антисептическим гелем Выяснить, влияет ли антисептик на рост бактерий

Эксперимент 2

  • Нам понадобятся : Чашки Петри с питательной средой, стерильные ватные палочки, гель антисептик, ватный диск, смартфон
  • План эксперимента :
  • Выявить наличие бактерий на смартфоне
  • Выявить наличие бактерий на смартфоне, протертом антисептическим гелем
  • Выяснить, влияет ли антисептик на рост бактерий
Одну крышку чашки Петри мы обозначаем буквой «Г» (грязная), другую буквой «Ч» (чистая). Стерильной ватной палочкой я взял мазок с экрана смартфона и перенес его на питательную среду, обозначенную буквой «Г»
  • Одну крышку чашки Петри мы обозначаем буквой «Г» (грязная), другую буквой «Ч» (чистая). Стерильной ватной палочкой я взял мазок с экрана смартфона и перенес его на питательную среду, обозначенную буквой «Г»
Далее, ватным диском, смоченным антисептиком, я протер экран смартфона и стерильной ватной палочкой взял мазок, затем перенес его на питательную среду, обозначенную буквой «Ч»
  • Далее, ватным диском, смоченным антисептиком, я протер экран смартфона и стерильной ватной палочкой взял мазок, затем перенес его на питательную среду, обозначенную буквой «Ч»
Обе чашки я закрыл крышками и поставил в теплое место (у батареи). Наблюдение за ростом бактерий велось в течение недели.
  • Обе чашки я закрыл крышками и поставил в теплое место (у батареи).
  • Наблюдение за ростом бактерий велось в течение недели.
Чашка Петри, обозначенная буквой «Г» Чашка петри, обозначенная буквой «Ч» Бактерии росли постепенно. На питательной среде появились колонии бактерий белого и желтого цвета, круглой формы.

Чашка Петри, обозначенная буквой «Г»

Чашка петри, обозначенная буквой «Ч»

Бактерии росли постепенно. На питательной среде появились колонии бактерий белого и желтого цвета, круглой формы.

Результаты эксперимента    № Наблюдение 1. Вывод Многочисленные колонии бактерий в чашке Петри, обозначенной буквой «Г» 2.  На грязном смартфоне имеются бактерии, возможно разных видов, так как бактерии разных цветов Колонии бактерий имеются в чашке Петри, обозначенной буквой «Ч», но их количество меньше Часть бактерий уничтожена Остались лишь бактерии белого цвета и их количество незначительно, но уменьшилось.  Бактерии желтого цвета уничтожены полностью Антисептик помог уничтожить лишь один вид бактерий.

Результаты эксперимента

Наблюдение

1.

Вывод

Многочисленные колонии бактерий в чашке Петри, обозначенной буквой «Г»

2.

На грязном смартфоне имеются бактерии, возможно разных видов, так как бактерии разных цветов

Колонии бактерий имеются в чашке Петри, обозначенной буквой «Ч», но их количество меньше

Часть бактерий уничтожена Остались лишь бактерии белого цвета и их количество незначительно, но уменьшилось.

Бактерии желтого цвета уничтожены полностью

Антисептик помог уничтожить лишь один вид бактерий.

Завершение эксперимента После завершения эксперимента бактерии необходимо уничтожить. Для этого в чашки Петри добавляем жидкость «Белизна» и выдерживаем их в течение 0.5 часа. От этого питательная среда с бактериями начинает разлагаться, все содержимое из чашек помещаем в мусорный пакет и выбрасываем. Чашки Петри промываем и стерилизуем кипячением.

Завершение эксперимента

После завершения эксперимента бактерии необходимо уничтожить. Для этого в чашки Петри добавляем жидкость «Белизна» и выдерживаем их в течение 0.5 часа. От этого питательная среда с бактериями начинает разлагаться, все содержимое из чашек помещаем в мусорный пакет и выбрасываем. Чашки Петри промываем и стерилизуем кипячением.

Эксперимент 3  Выращивание бактерий Нам понадобятся : стеклянная банка, домашнее коровье молоко План эксперимента: Вырастить молочную бактерию в домашнем коровьем молоке   Вывод: В стеклянной банке с молоком при комнатной температуре можно вырастить кисломолочную бактерию.

Эксперимент 3 Выращивание бактерий

Нам понадобятся : стеклянная банка, домашнее коровье молоко

План эксперимента:

Вырастить молочную бактерию в домашнем коровьем молоке

 

Вывод: В стеклянной банке с молоком при комнатной температуре можно вырастить кисломолочную бактерию.

Анкетирование учащихся 5 «в» класса.

Анкетирование учащихся 5 «в» класса.

В результате обработки полученных данных пришли к выводам, что кисломолочные продукты пользуются популярностью, их любят мои одноклассники. Большинство их используют, потому что вкусно и полезно, в основном предпочитают йогурты. Но на вопрос читаете описание продукта или нет, почти все ответили нет. Больше всего порадовало то, что ребята знают о существовании кисломолочных бактерий и о полезных привычках, которые помогают нам избежать размножения болезнетворных бактерий в нашем организме.

В результате обработки полученных данных пришли к выводам, что кисломолочные продукты пользуются популярностью, их любят мои одноклассники. Большинство их используют, потому что вкусно и полезно, в основном предпочитают йогурты. Но на вопрос читаете описание продукта или нет, почти все ответили нет. Больше всего порадовало то, что ребята знают о существовании кисломолочных бактерий и о полезных привычках, которые помогают нам избежать размножения болезнетворных бактерий в нашем организме.

Заключение В процессе нашего исследования мы выяснили, что мир бактерий очень разнообразен. Проанализировав эту информацию пришли к заключению, что бактерии бывают полезные и вредные. Эта информация известна детям и они с удовольствием употребляют в пищу продукты, содержащие полезные бактерии.  В результате исследования у нас получилось вырастить бактерии несколькими способами в домашних условиях . Выдвинутая в начале работы гипотеза подтвердилась.

Заключение

В процессе нашего исследования мы выяснили, что мир бактерий очень разнообразен. Проанализировав эту информацию пришли к заключению, что бактерии бывают полезные и вредные. Эта информация известна детям и они с удовольствием употребляют в пищу продукты, содержащие полезные бактерии.

В результате исследования у нас получилось вырастить бактерии несколькими способами в домашних условиях . Выдвинутая в начале работы гипотеза подтвердилась.

Список литературы Бакулина Н.А., Краева Э.Л. Микробиология. – М.,2014. Вайткене Л.Д. Биология, М.: Издательство АСТ, 2017. Гальперштейн Л.Я. Моя первая энциклопедия, 2014. Гусев В.М., Минеева Л.А. Микробиология, Издательство Московского университета, 1985. Ликум А. Всё обо всём, 2013. Речиц Л.В. Санитарная биология, Учебное издание, Гомель, Высшая школа, 2009. Самсонов С.К. В союзе с микробами, М, 1990. Сергеев Б.Ф., Я познаю мир: Биология, М.: Издательство АСТ, 2004 .

Список литературы

  • Бакулина Н.А., Краева Э.Л. Микробиология. – М.,2014.
  • Вайткене Л.Д. Биология, М.: Издательство АСТ, 2017.
  • Гальперштейн Л.Я. Моя первая энциклопедия, 2014.
  • Гусев В.М., Минеева Л.А. Микробиология, Издательство Московского университета, 1985.
  • Ликум А. Всё обо всём, 2013.
  • Речиц Л.В. Санитарная биология, Учебное издание, Гомель, Высшая школа, 2009.
  • Самсонов С.К. В союзе с микробами, М, 1990.
  • Сергеев Б.Ф., Я познаю мир: Биология, М.: Издательство АСТ, 2004 .
Интернет-ресурсы https://farmamir.ru/2011/11/vidy-bakterij-xoroshie-i-ploxie-2/ https://gemotest.ru/info/spravochnik/zabolevaniya/zolotistyy-stafilokokk/?ysclid=lsbpsr2rtc685304321 https://microflora.ru/zarubezhnye-stati/perevedennye/bakterii-i-ikh-znachenie-dlia-zdorovia-kishechnika-cheloveka?ysclid=lsbqgi6kl9709784338 https://www.gastroscan.ru/ https://ru.wikipedia.org/wiki/Helicobacter_pylori https://ru.wikipedia.org/wiki/Bifidobacterium_animalis_subsp._lactis_BB-12  

Интернет-ресурсы

  • https://farmamir.ru/2011/11/vidy-bakterij-xoroshie-i-ploxie-2/
  • https://gemotest.ru/info/spravochnik/zabolevaniya/zolotistyy-stafilokokk/?ysclid=lsbpsr2rtc685304321
  • https://microflora.ru/zarubezhnye-stati/perevedennye/bakterii-i-ikh-znachenie-dlia-zdorovia-kishechnika-cheloveka?ysclid=lsbqgi6kl9709784338
  • https://www.gastroscan.ru/
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Helicobacter_pylori
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Bifidobacterium_animalis_subsp._lactis_BB-12

 

 Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!