Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10 имени Героя Советского Союза А.М.Кузнецова» Научное общество учащихся
Исследование бактерий, живущих рядом с нами
Выполнил:
Нуждин Ярослав ученик 5«В» класса
Руководитель: Шардыкова И.М.. учитель биологии
р.п.Гидроторф
2024
Введение
Актуальность данной темы определяется тем, что в настоящее время уделяется большое внимание изучению микроорганизмов – бактерий и вирусов, их влияние на организм человека.
Цель работы: исследование бактерий, живущих рядом и выращивание бактерий в домашних условиях.
Задачи:
1.Выяснить, что такое бактерии.
2.Выполнить эксперименты по выращиванию бактерий в домашних условиях.
3.Проанализировать информацию о бактериях.
Гипотеза: в мире существуют не только вредные, но и полезные бактерии и их можно вырастить дома.
Бактерии играют очень важную роль в мире живого. Бактерии были одними из первых, появившихся на Земле видов (они появились примерно 4 триллиона лет назад), и более чем вероятно, что они переживут и нас, людей.
Что такое бактерии?
Бактерии – это микроорганизмы, их можно рассмотреть только под микроскопом. Существует около 2500 видов бактерий, и живут они повсюду: во рту, в носу, в кишечнике всех живых существ, включая человека. Другие живут в опавших листьях, мёртвых деревьях, останках погибших животных. Бактерии живут повсюду. Форма их разнообразна: шарики, запятые, палочки, некоторые имеют жгутики.
Существуют бактерии «плохие и хорошие». «Плохие» бактерии, которые, попадая в организм, могут вызвать ту или иную болезнь, их называют болезнетворными, а болезнь — инфекционной.
Один больной человек может заразить многих здоровых людей, а те, в свою очередь, заражают других. Может случиться так, что за небольшой промежуток времени инфекционной болезнью заболеет много людей. Такое явление называют эпидемией. Попадание болезнетворных микробов в организм человека не всегда вызывает инфекционное заболевание. Наш организм сопротивляется вредным микробам и может победить их. Говорят, что он обладает иммунитетом. Защитные силы организма повышаются, если человек занимается физкультурой, закаляется, соблюдает правила гигиены, ежедневно употребляет овощи и фрукты, не имеет вредных привычек, делает профилактические прививки от инфекционных болезней.
Хорошие бактерии живут во рту, на коже, в желудке и других органах. Большая часть из них чрезвычайно полезна (помогают перевариванию пищи, участвуют в синтезе некоторых витаминов и даже оберегает нас от своих болезнетворных собратьев). Интересно, что бактерии чутко реагируют на вкусовые пристрастия людей. Ещё почвенные бактерии повышают плодородие почвы. Некоторые бактерии используют при изготовлении лекарств. С помощью молочнокислых бактерий готовят кефир, творог, ряженку, йогурт.
Разновидности бактерий
Лактобактерии Защитник пуза Микроб - обжор
Головочес Благородный негодяй Стафилококк
Палочка брюш. тифа Б. столбняка Туберкулезная палочка
Открытие бактериальной клетки
Изучением бактерий занимается раздел микробиологии бактериология. Впервые бактерий увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралист Антони ван Левенгук. Основоположниками микробиологии как науки были выдающиеся ученые 19 века французский химик Л. Пастер и русский ботаник Ценковский Л. С.
Антони ван Левенгук
Луи Пастер
Ценковский Л. С.
Строение и жизнедеятельность бактерий
По форме различают несколько групп бактерий: шаровидные (кокки), прямые палочковидные (бациллы), изогнутые (вибрионы), спирально изогнутые (спириллы) и др. Кокки, сцепленные попарно, получили название диплококки, соединенные в виде цепочки — стрептококки, в виде гроздей — стафилококки и др.
Значение бактерий в биосфере и народном хозяйстве
Бактерии играют положительную роль в хозяйственной деятельности человека. Молочнокислые бактерии используются в приготовлении разнообразных молочных продуктов (сметаны, простокваши, масла, сыра и др.). Они же способствуют консервированию продуктов. Бактерии широко используются в современной биотехнологии для промышленного получения молочной, масляной, уксусной и пропионовой кислот, ацетона, бутилового спирта и т. д.
В организме человека живут лактобактерии и бифидобактерии. Они появляются в нашем организме с первых младенческих лет и остаются в нем навсегда, дополняя друг друга и решая серьезные проблемы. Лактобактерии и бифидобактерии вступают в сложные реакции с другими микроорганизмами, с легкостью подавляют гнилостные и патогенные микробы. В результате образуется молочная кислота, перекись водорода – это природные внутренние антибиотики. Таким образом, лактобактерии поднимают, восстанавливают защитные силы организма и укрепляют иммунитет.
Бактерии вызывают порчу продуктов питания. Поэтому для предотвращения порчи пищевых продуктов человек создает условия, при которых бактерии в значительной мере теряют способность к быстрому размножению, а иногда и погибают. Широко распространенными методами борьбы с бактериями являются: высушивание плодов, грибов, мяса, рыбы, зерна; их охлаждение и замораживание в холодильниках и ледниках; маринование продуктов в уксусной кислоте; засолка.
Изучив различные источники, я убедился, что все материалы подтверждают гипотезу о том, что бактерии могут быть как вредными для человека, так и полезными.
Эксперимент 1 Внешний вид бактерий
Вывод: В полости рта человека очень много бактерий, которые образуются из-за остатков пищи. А значит надо чаще чистить зубы и полоскать рот.
Методика выращивания бактерий на питательных средах
В домашних условиях решили использовать самую простую методику – вырастить бактерии в чашках Петри на питательном курином бульоне с добавлением агар-агара.
Чашки Петри представляют собой плоскодонную посуду с крышкой. Агар-агар- это порошок белого цвета, выделяемый из морских водорослей. Он используется в пищевой промышленности в качестве загустителя при приготовлении желе, мармелада, конфет.
Эксперимент 2
- Нам понадобятся : Чашки Петри с питательной средой, стерильные ватные палочки, гель антисептик, ватный диск, смартфон
- План эксперимента :
- Выявить наличие бактерий на смартфоне
- Выявить наличие бактерий на смартфоне, протертом антисептическим гелем
- Выяснить, влияет ли антисептик на рост бактерий
- Одну крышку чашки Петри мы обозначаем буквой «Г» (грязная), другую буквой «Ч» (чистая). Стерильной ватной палочкой я взял мазок с экрана смартфона и перенес его на питательную среду, обозначенную буквой «Г»
- Далее, ватным диском, смоченным антисептиком, я протер экран смартфона и стерильной ватной палочкой взял мазок, затем перенес его на питательную среду, обозначенную буквой «Ч»
- Обе чашки я закрыл крышками и поставил в теплое место (у батареи).
- Наблюдение за ростом бактерий велось в течение недели.
Чашка Петри, обозначенная буквой «Г»
Чашка петри, обозначенная буквой «Ч»
Бактерии росли постепенно. На питательной среде появились колонии бактерий белого и желтого цвета, круглой формы.
Результаты эксперимента
№
Наблюдение
1.
Вывод
Многочисленные колонии бактерий в чашке Петри, обозначенной буквой «Г»
2.
На грязном смартфоне имеются бактерии, возможно разных видов, так как бактерии разных цветов
Колонии бактерий имеются в чашке Петри, обозначенной буквой «Ч», но их количество меньше
Часть бактерий уничтожена Остались лишь бактерии белого цвета и их количество незначительно, но уменьшилось.
Бактерии желтого цвета уничтожены полностью
Антисептик помог уничтожить лишь один вид бактерий.
Завершение эксперимента
После завершения эксперимента бактерии необходимо уничтожить. Для этого в чашки Петри добавляем жидкость «Белизна» и выдерживаем их в течение 0.5 часа. От этого питательная среда с бактериями начинает разлагаться, все содержимое из чашек помещаем в мусорный пакет и выбрасываем. Чашки Петри промываем и стерилизуем кипячением.
Эксперимент 3 Выращивание бактерий
Нам понадобятся : стеклянная банка, домашнее коровье молоко
План эксперимента:
Вырастить молочную бактерию в домашнем коровьем молоке
Вывод: В стеклянной банке с молоком при комнатной температуре можно вырастить кисломолочную бактерию.
Анкетирование учащихся 5 «в» класса.
В результате обработки полученных данных пришли к выводам, что кисломолочные продукты пользуются популярностью, их любят мои одноклассники. Большинство их используют, потому что вкусно и полезно, в основном предпочитают йогурты. Но на вопрос читаете описание продукта или нет, почти все ответили нет. Больше всего порадовало то, что ребята знают о существовании кисломолочных бактерий и о полезных привычках, которые помогают нам избежать размножения болезнетворных бактерий в нашем организме.
Заключение
В процессе нашего исследования мы выяснили, что мир бактерий очень разнообразен. Проанализировав эту информацию пришли к заключению, что бактерии бывают полезные и вредные. Эта информация известна детям и они с удовольствием употребляют в пищу продукты, содержащие полезные бактерии.
В результате исследования у нас получилось вырастить бактерии несколькими способами в домашних условиях . Выдвинутая в начале работы гипотеза подтвердилась.
Список литературы
- Бакулина Н.А., Краева Э.Л. Микробиология. – М.,2014.
- Вайткене Л.Д. Биология, М.: Издательство АСТ, 2017.
- Гальперштейн Л.Я. Моя первая энциклопедия, 2014.
- Гусев В.М., Минеева Л.А. Микробиология, Издательство Московского университета, 1985.
- Ликум А. Всё обо всём, 2013.
- Речиц Л.В. Санитарная биология, Учебное издание, Гомель, Высшая школа, 2009.
- Самсонов С.К. В союзе с микробами, М, 1990.
- Сергеев Б.Ф., Я познаю мир: Биология, М.: Издательство АСТ, 2004 .
Интернет-ресурсы
- https://farmamir.ru/2011/11/vidy-bakterij-xoroshie-i-ploxie-2/
- https://gemotest.ru/info/spravochnik/zabolevaniya/zolotistyy-stafilokokk/?ysclid=lsbpsr2rtc685304321
- https://microflora.ru/zarubezhnye-stati/perevedennye/bakterii-i-ikh-znachenie-dlia-zdorovia-kishechnika-cheloveka?ysclid=lsbqgi6kl9709784338
- https://www.gastroscan.ru/
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Helicobacter_pylori
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Bifidobacterium_animalis_subsp._lactis_BB-12
Благодарю за внимание!