СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к исследовательской работе "От локтя и пяди до системы СИ"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к исследовательской работе "От локтя и пяди до системы СИ"»

Исполнитель: 8 А класс МБОУ Ржаксинская сош №1 имени Н.М.Фролова Вейс Диана Сергеевна и Тимохина Ксения Сергеевна   Руководитель:  учитель математики, высшей  квалификационной категории  Дрокова Татьяна Борисовна  

Исполнитель:

8 А класс

МБОУ Ржаксинская сош №1

имени Н.М.Фролова

Вейс Диана Сергеевна и Тимохина Ксения Сергеевна

 

Руководитель:

учитель математики,

высшей квалификационной категории

Дрокова Татьяна Борисовна

 

 В повседневной жизни постоянно сталкиваемся с  математическими величинами. Не задумываясь, производим различные вычисления. С современными единицами измерения длины мы знакомы. Они удобны и понятны.  Интересно, а как измеряли длину на Руси в старые времена? Почему мы не используем старинные единицы измерения длины в наше время? Интересующие нас вопросы и послужили в выборе темы учебно- исследовательской работы: «От локтя и пяди до системы СИ»

В повседневной жизни постоянно сталкиваемся с  математическими величинами. Не задумываясь, производим различные вычисления. С современными единицами измерения длины мы знакомы. Они удобны и понятны.

Интересно, а как измеряли длину на Руси в старые времена? Почему мы не используем старинные единицы измерения длины в наше время?

Интересующие нас вопросы и послужили в выборе темы учебно- исследовательской работы: «От локтя и пяди до системы СИ»

Цель исследования : выяснить, какие меры длины существовали на Руси в старинные времена и почему не пользуются ими в настоящее время.   Гипотеза исследования : Предположили, что старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и были заменены  на единицы измерения принятые во всём мире. Объект исследования: измерение длины. Предмет изучения: динамика развития измерений длины  Задачи исследования: Осуществить исторический экскурс в данную тему. Собрать пословицы и поговорки, содержащие упоминание о различных мерах длины. Подобрать математические задачи, содержащие старые и новые меры длины. Провести эксперимент.

Цель исследования : выяснить, какие меры длины существовали на Руси в старинные времена и почему не пользуются ими в настоящее время.

  Гипотеза исследования : Предположили, что старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и были заменены  на единицы измерения принятые во всём мире.

Объект исследования: измерение длины.

Предмет изучения: динамика развития измерений длины

Задачи исследования:

  • Осуществить исторический экскурс в данную тему.
  • Собрать пословицы и поговорки, содержащие упоминание о различных мерах длины.
  • Подобрать математические задачи, содержащие старые и новые меры длины.
  • Провести эксперимент.
 С давних пор у разных народов для измерения малых предметов и расстояния использовались мелкие единицы длины «естественного» происхождения. Их первыми эталонами служили отдельные части человеческого тела. Как и при счете, в ход пошли всегда бывшие при себе «измерительные инструменты» - рука и ее части. Весьма удобными для замеров такого рода оказались длина и ширина указательного пальца, а также ширина ладони. Для определения величины предметов покрупнее подошло расстояние от локтя до кончика среднего пальца, которое к тому же хорошо согласовывалось с размерами пальца и ладони

С давних пор у разных народов для измерения малых предметов и расстояния использовались мелкие единицы длины «естественного» происхождения. Их первыми эталонами служили отдельные части человеческого тела. Как и при счете, в ход пошли всегда бывшие при себе «измерительные инструменты» - рука и ее части. Весьма удобными для замеров такого рода оказались длина и ширина указательного пальца, а также ширина ладони. Для определения величины предметов покрупнее подошло расстояние от локтя до кончика среднего пальца, которое к тому же хорошо согласовывалось с размерами пальца и ладони

1. Что знаем о единицах измерения длины? Современные единицы измерения длины знакомы мне с начала обучения в школе – это миллиметр, сантиметр, дециметр, метр и километр, пользуюсь ими на уроках и в повседневной жизни. Старинными единицами измерения длины в повседневной жизни я никогда не пользовался, однако в литературных произведениях мне встречались строки с непонятными словами: аршин, верста, пядь, сажень, вершок и другие.

1. Что знаем о единицах измерения длины?

Современные единицы измерения длины знакомы мне с начала обучения в школе – это миллиметр, сантиметр, дециметр, метр и километр, пользуюсь ими на уроках и в повседневной жизни.

Старинными единицами измерения длины в повседневной жизни я никогда не пользовался, однако в литературных произведениях мне встречались строки с непонятными словами: аршин, верста, пядь, сажень, вершок и другие.

 2. Что можем узнать в энциклопедиях, справочниках? Попытались найти нужную информацию в домашней, районной, школьной библиотеках и выяснить «Что такое МЕРА?» Из разных источников узнали: МЕРА - способ определенья количества по принятой единице; мера вообще прилагается к протяженью и к пространству… Погонная, линейная мера служит для обозначения  расстояний или величины линий. (В. И. Даль). МЕРА - 1. Единица измерения. Метрическая система мер… Метр мера длины. 2. То, чем измеряют; мерило. Мерою служит метровая  линейка. (С. А. Кузнецов). МЕРА – 1. Единица измерения. 2. Предел, в котором осуществляется, проявляется что-нибудь. (С.И. Ожегов).  С помощью изученной литературы, можем сказать, что мера – это определённая единица измерения.

2. Что можем узнать в энциклопедиях, справочниках?

Попытались найти нужную информацию в домашней, районной, школьной библиотеках и выяснить «Что такое МЕРА?»

Из разных источников узнали:

МЕРА - способ определенья количества по принятой единице; мера вообще прилагается к протяженью и к пространству… Погонная, линейная мера служит для обозначения  расстояний или величины линий. (В. И. Даль).

МЕРА - 1. Единица измерения. Метрическая система мер… Метр мера длины. 2. То, чем измеряют; мерило. Мерою служит метровая  линейка.

(С. А. Кузнецов).

МЕРА – 1. Единица измерения. 2. Предел, в котором осуществляется, проявляется что-нибудь. (С.И. Ожегов).

С помощью изученной литературы, можем сказать, что мера – это определённая единица измерения.

3. В каких литературных произведениях встречаются названия старинных мер длины. Названия старинных единиц измерения длины нам встретились в произведениях поэтов и писателей:  «Зимняя дорога»  А. С. Пушкин Ни огня, ни чёрной хаты, Глушь и снег… навстречу мне Только вёрсты полосаты Попадаются одни… «Былина об Илье Муромце»  Да отъехал-де ведь старый за три поприща , Да по-русски то сказать да за три верстоньки .

3. В каких литературных произведениях встречаются названия старинных мер длины.

Названия старинных единиц измерения длины нам встретились в произведениях поэтов и писателей:

«Зимняя дорога» А. С. Пушкин

Ни огня, ни чёрной хаты,

Глушь и снег… навстречу мне

Только вёрсты полосаты

Попадаются одни…

«Былина об Илье Муромце»

Да отъехал-де ведь старый за три поприща ,

Да по-русски то сказать да за три верстоньки .

4. Что можно выяснить с помощью других людей. Провели опрос одноклассников, друзей, родителей, соседей и учителей.  Вопросы: 1. Знакомы ли Вам современные меры длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр и километр? 2. Знакомы ли Вам старинные меры длины: аршин, верста, пядь, сажень, вершок и др.?  В опросе приняли участие: одноклассники – 15 человека; друзья и знакомые – 9 человек; родители, бабушки, дедушки – 7 человек; соседи – 15 человек; учителя – 4 человек.

4. Что можно выяснить с помощью других людей.

Провели опрос одноклассников, друзей, родителей, соседей и учителей.

Вопросы:

1. Знакомы ли Вам современные меры длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр и километр?

2. Знакомы ли Вам старинные меры длины: аршин, верста, пядь, сажень, вершок и др.?

В опросе приняли участие:

одноклассники – 15 человека;

друзья и знакомые – 9 человек;

родители, бабушки, дедушки – 7 человек;

соседи – 15 человек;

учителя – 4 человек.

Результаты опроса Результаты опроса показали, что с современными мерами длины знакомы все опрошенные – 54 человека (100%). Со старинными мерами длины оказались знакомы только 26 человек (40%). Участвовали одноклассники Количество 15 Современные меры длины знакомые 15 12 Старинные меры длины родители 7 6 соседи 12 7 учителя 16 5 4 2 16 всего 5 4 54 В процентах: 100 3 54 12 100 40

Результаты опроса

Результаты опроса показали, что с современными мерами длины знакомы

все опрошенные – 54 человека (100%).

Со старинными мерами длины оказались знакомы только 26 человек (40%).

Участвовали

одноклассники

Количество

15

Современные меры длины

знакомые

15

12

Старинные меры длины

родители

7

6

соседи

12

7

учителя

16

5

4

2

16

всего

5

4

54

В процентах:

100

3

54

12

100

40

5. Наблюдаем за тем, с помощью каких приборов люди измеряют длину, высоту, ширину? Можно измерять шагами. Можно измерять локтями. И линейкой, и веткой, Сантиметром и рулеткой.  Самым интересным и доступным способом узнать нужную информацию является метод наблюдения. Мы постарались увидеть, вспомнить, чем измеряют длину люди в повседневной жизни: - чертят линии, отрезки, фигуры на уроках с помощью линейки (в школе); -длину, высоту, ширину при покупке мебели с помощью рулетки (в магазине); - расстояние между кустарниками при разбиении сада с помощью рулетки (на садовом участке); - длину, высоту, ширину стройматериалов во время постройки дома с помощью рулетки; - длину деревянных реек при постановке ограды около дома с помощью рулетки.      Выясняем, что измеряют длину, высоту, ширину с помощью привычных для нас измерительных материалов: линейка, метр на тканевой основе, деревянный метр, рулетка. А всегда ли так было? Как же производили измерения люди в старину?

5. Наблюдаем за тем, с помощью каких приборов люди измеряют длину, высоту, ширину?

Можно измерять шагами.

Можно измерять локтями.

И линейкой, и веткой,

Сантиметром и рулеткой.

Самым интересным и доступным способом узнать нужную информацию является метод наблюдения. Мы постарались увидеть, вспомнить, чем измеряют длину люди в повседневной жизни:

- чертят линии, отрезки, фигуры на уроках с помощью линейки (в школе);

-длину, высоту, ширину при покупке мебели с помощью рулетки (в магазине);

- расстояние между кустарниками при разбиении сада с помощью рулетки (на садовом участке);

- длину, высоту, ширину стройматериалов во время постройки дома с помощью рулетки;

- длину деревянных реек при постановке ограды около дома с помощью рулетки.

     Выясняем, что измеряют длину, высоту, ширину с помощью привычных для нас измерительных материалов: линейка, метр на тканевой основе, деревянный метр, рулетка. А всегда ли так было? Как же производили измерения люди в старину?

          6. Обращаюсь за помощью к сети Internet.  Пытаемся почерпнуть сведения по теме исследования через сеть Internet. Выяснили, что основная современная единица измерения длины – метр. Она была принята во Франции в конце XVIII века. Метр определили как одну десятимиллионную долю участка земного меридиана от Северного полюса до экватора.  Так же узнали, что в старые времена люди производили измерения длины с помощью своего собственного тела.

          6. Обращаюсь за помощью к сети Internet.

Пытаемся почерпнуть сведения по теме исследования через сеть Internet. Выяснили, что основная современная единица измерения длины – метр. Она была принята во Франции в конце XVIII века. Метр определили как одну десятимиллионную долю участка земного меридиана от Северного полюса до экватора.

Так же узнали, что в старые времена люди производили измерения длины с помощью своего собственного тела.

7. Старинные задачи  В своей работе приведем примеры задач, в которых встречаются различные меры длины. Для их решения составлена таблица (приложение).  Некто купил три четверти аршина сукна и заплатил за них 3 алтына. Сколько надо заплатить за 100 аршин такого же сукна? (1алтын = 3 коп.) Выразите в дюймах и сантиметрах 1 вершок, 1 пядь, 1 аршин, 1 сажень. Горшок имеет высоту 2 пяди. Найдите рост в сантиметрах того, кто «от горшка три вершка» (имеется ввиду – на три вершка выше). Диаметр Луны считается равным 3476 км. Выразите в аршинах, в вёрстах.

7. Старинные задачи

В своей работе приведем примеры задач, в которых встречаются различные меры длины. Для их решения составлена таблица (приложение).

  • Некто купил три четверти аршина сукна и заплатил за них 3 алтына. Сколько надо заплатить за 100 аршин такого же сукна? (1алтын = 3 коп.)
  • Выразите в дюймах и сантиметрах 1 вершок, 1 пядь, 1 аршин, 1 сажень.
  • Горшок имеет высоту 2 пяди. Найдите рост в сантиметрах того, кто «от горшка три вершка» (имеется ввиду – на три вершка выше).
  • Диаметр Луны считается равным 3476 км. Выразите в аршинах, в вёрстах.
8. Пословицы и поговорки, в которых упоминаются различные меры длины  Рассмотрели наиболее распространенные старые меры, упоминания о которых часто встречаются в народной речи. Один, как перст - человек, не имеющий ни родных, ни близких, ни друзей. Не указывай на людей перстом! Не указали бы на тебя шестом! – если будешь кого-то обвинять (показывать на него пальцем), то тебя могут обвинить в чем-то значительно худшем или сделать это в ещё более грубой манере. От горшка два вершка, а уже указчик – молодой человек, не имеющий жизненного опыта, но самонадеянно поучающий всех.

8. Пословицы и поговорки, в которых упоминаются различные меры длины

Рассмотрели наиболее распространенные старые меры, упоминания о которых часто встречаются в народной речи.

  • Один, как перст - человек, не имеющий ни родных, ни близких, ни друзей.
  • Не указывай на людей перстом! Не указали бы на тебя шестом! – если будешь кого-то обвинять (показывать на него пальцем), то тебя могут обвинить в чем-то значительно худшем или сделать это в ещё более грубой манере.
  • От горшка два вершка, а уже указчик – молодой человек, не имеющий жизненного опыта, но самонадеянно поучающий всех.
9. Проводим эксперимент . Измеряем учителя математики Измеряем своих одноклассников Измеряем учителя истории

9. Проводим эксперимент .

Измеряем учителя математики

Измеряем своих одноклассников

Измеряем учителя истории

9. Проводим эксперимент .  Установление длины старинных русских мер опытным путем Мама Папа Вершок Учитель матема тики 5 Малая пядь Ученики Великая пядь 5 17 21 5 Пядь с кувырком 1 17 21 15 Локоть с кулаком 21 2 4 40 4 23 Локоть 22 15 3 4 21 19 46 40 20 Большой локоть 5 53 5 37 25 Аршин 49 17 5 19 60 35 18 4 65 49 20 18 6 21 40 57 5 25 42 7 17 69 51 5 44 63 16 24 19 40 36 19 53 64 44 18 17 64 53 21 35 43 21 36 52 40 22 64 65 51 35 42 53 63 43 53 64 64

9. Проводим эксперимент .

Установление длины старинных русских мер опытным путем

Мама

Папа

Вершок

Учитель матема

тики

5

Малая пядь

Ученики

Великая пядь

5

17

21

5

Пядь с кувырком

1

17

21

15

Локоть с кулаком

21

2

4

40

4

23

Локоть

22

15

3

4

21

19

46

40

20

Большой локоть

5

53

5

37

25

Аршин

49

17

5

19

60

35

18

4

65

49

20

18

6

21

40

57

5

25

42

7

17

69

51

5

44

63

16

24

19

40

36

19

53

64

44

18

17

64

53

21

35

43

21

36

52

40

22

64

65

51

35

42

53

63

43

53

64

64

Для обоснования и дальнейшего анализа результаты  начал работать над их статистической обработкой. Характеристика Вершок Приблизительное значение величины Среднее арифметическое 4,5 Малая пядь 4,8 Великая пядь 9 Мода 5 17,8 Размах Пядь с кувырком 23 Локоть с кулаком 20,2 1,6 17 27 19 52,5 4,8 Локоть 38 17,8 Большой локоть 8,3 46 25 54 6,15 40 43,8 Аршин 9,1 54,2 72 41 7 52 65,9 16 62 18

Для обоснования и дальнейшего анализа результаты  начал работать над их статистической обработкой.

Характеристика

Вершок

Приблизительное значение величины

Среднее арифметическое

4,5

Малая пядь

4,8

Великая пядь

9

Мода

5

17,8

Размах

Пядь с кувырком

23

Локоть с кулаком

20,2

1,6

17

27

19

52,5

4,8

Локоть

38

17,8

Большой локоть

8,3

46

25

54

6,15

40

43,8

Аршин

9,1

54,2

72

41

7

52

65,9

16

62

18

Провели свою статистическую обработку результатов исследования и сравнил результаты с данными теории. Получили расхождения в измерениях. Оказывается, одна и та же единица измерения получилась разной. Как же тогда измерить, например, длину участка огорода, длину коридора в школе, длину ткани в магазине? Ведь получатся разные показатели. Вспомнилось выражение «Всяк на свой аршин меряет».

Провели свою статистическую обработку результатов исследования и сравнил результаты с данными теории. Получили расхождения в измерениях. Оказывается, одна и та же единица измерения получилась разной. Как же тогда измерить, например, длину участка огорода, длину коридора в школе, длину ткани в магазине? Ведь получатся разные показатели. Вспомнилось выражение «Всяк на свой аршин меряет».

Заключение  В ходе исследования мы сделали следующие выводы: • уточнили, какими мерами длины пользуются в настоящее время; • выяснили какими измерительными приборами пользуются в настоящее время; • выяснили, какие меры длины существовали в старинные времена и что они все  были связаны с частями тела человека; • выяснили, что в литературных источниках встречается немало названий старинных мер длины; • выяснили, что означают пословицы, поговорки, шутки, фразеологизмы, в которых встречаются названия старинных мер длины; • познакомились с задачами, в которых встречаются старинные меры длины и попробовал их решать; • в ходе эксперимента пришли к выводу, что измерения с помощью старинных мер длины оказываются не точными, они неудобны  для измерений; • выполнив все задачи своего исследования, можно сказать, что наша гипотеза подтвердилась: старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и были заменены на единицы измерения принятые во всём мире;

Заключение

В ходе исследования мы сделали следующие выводы:

• уточнили, какими мерами длины пользуются в настоящее время;

• выяснили какими измерительными приборами пользуются в настоящее время;

• выяснили, какие меры длины существовали в старинные времена и что они все  были связаны с частями тела человека;

• выяснили, что в литературных источниках встречается немало названий старинных мер длины;

• выяснили, что означают пословицы, поговорки, шутки, фразеологизмы, в которых встречаются названия старинных мер длины;

• познакомились с задачами, в которых встречаются старинные меры длины и попробовал их решать;

• в ходе эксперимента пришли к выводу, что измерения с помощью старинных мер длины оказываются не точными, они неудобны  для измерений;

• выполнив все задачи своего исследования, можно сказать, что наша гипотеза подтвердилась: старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и были заменены на единицы измерения принятые во всём мире;


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!