Исполнитель:
8 А класс
МБОУ Ржаксинская сош №1
имени Н.М.Фролова
Вейс Диана Сергеевна и Тимохина Ксения Сергеевна
Руководитель:
учитель математики,
высшей квалификационной категории
Дрокова Татьяна Борисовна
В повседневной жизни постоянно сталкиваемся с математическими величинами. Не задумываясь, производим различные вычисления. С современными единицами измерения длины мы знакомы. Они удобны и понятны.
Интересно, а как измеряли длину на Руси в старые времена? Почему мы не используем старинные единицы измерения длины в наше время?
Интересующие нас вопросы и послужили в выборе темы учебно- исследовательской работы: «От локтя и пяди до системы СИ»
Цель исследования : выяснить, какие меры длины существовали на Руси в старинные времена и почему не пользуются ими в настоящее время.
Гипотеза исследования : Предположили, что старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и были заменены на единицы измерения принятые во всём мире.
Объект исследования: измерение длины.
Предмет изучения: динамика развития измерений длины
Задачи исследования:
- Осуществить исторический экскурс в данную тему.
- Собрать пословицы и поговорки, содержащие упоминание о различных мерах длины.
- Подобрать математические задачи, содержащие старые и новые меры длины.
- Провести эксперимент.
С давних пор у разных народов для измерения малых предметов и расстояния использовались мелкие единицы длины «естественного» происхождения. Их первыми эталонами служили отдельные части человеческого тела. Как и при счете, в ход пошли всегда бывшие при себе «измерительные инструменты» - рука и ее части. Весьма удобными для замеров такого рода оказались длина и ширина указательного пальца, а также ширина ладони. Для определения величины предметов покрупнее подошло расстояние от локтя до кончика среднего пальца, которое к тому же хорошо согласовывалось с размерами пальца и ладони
1. Что знаем о единицах измерения длины?
Современные единицы измерения длины знакомы мне с начала обучения в школе – это миллиметр, сантиметр, дециметр, метр и километр, пользуюсь ими на уроках и в повседневной жизни.
Старинными единицами измерения длины в повседневной жизни я никогда не пользовался, однако в литературных произведениях мне встречались строки с непонятными словами: аршин, верста, пядь, сажень, вершок и другие.
2. Что можем узнать в энциклопедиях, справочниках?
Попытались найти нужную информацию в домашней, районной, школьной библиотеках и выяснить «Что такое МЕРА?»
Из разных источников узнали:
МЕРА - способ определенья количества по принятой единице; мера вообще прилагается к протяженью и к пространству… Погонная, линейная мера служит для обозначения расстояний или величины линий. (В. И. Даль).
МЕРА - 1. Единица измерения. Метрическая система мер… Метр мера длины. 2. То, чем измеряют; мерило. Мерою служит метровая линейка.
(С. А. Кузнецов).
МЕРА – 1. Единица измерения. 2. Предел, в котором осуществляется, проявляется что-нибудь. (С.И. Ожегов).
С помощью изученной литературы, можем сказать, что мера – это определённая единица измерения.
3. В каких литературных произведениях встречаются названия старинных мер длины.
Названия старинных единиц измерения длины нам встретились в произведениях поэтов и писателей:
«Зимняя дорога» А. С. Пушкин
Ни огня, ни чёрной хаты,
Глушь и снег… навстречу мне
Только вёрсты полосаты
Попадаются одни…
«Былина об Илье Муромце»
Да отъехал-де ведь старый за три поприща ,
Да по-русски то сказать да за три верстоньки .
4. Что можно выяснить с помощью других людей.
Провели опрос одноклассников, друзей, родителей, соседей и учителей.
Вопросы:
1. Знакомы ли Вам современные меры длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр и километр?
2. Знакомы ли Вам старинные меры длины: аршин, верста, пядь, сажень, вершок и др.?
В опросе приняли участие:
одноклассники – 15 человека;
друзья и знакомые – 9 человек;
родители, бабушки, дедушки – 7 человек;
соседи – 15 человек;
учителя – 4 человек.
Результаты опроса
Результаты опроса показали, что с современными мерами длины знакомы
все опрошенные – 54 человека (100%).
Со старинными мерами длины оказались знакомы только 26 человек (40%).
Участвовали
одноклассники
Количество
15
Современные меры длины
знакомые
15
12
Старинные меры длины
родители
7
6
соседи
12
7
учителя
16
5
4
2
16
всего
5
4
54
В процентах:
100
3
54
12
100
40
5. Наблюдаем за тем, с помощью каких приборов люди измеряют длину, высоту, ширину?
Можно измерять шагами.
Можно измерять локтями.
И линейкой, и веткой,
Сантиметром и рулеткой.
Самым интересным и доступным способом узнать нужную информацию является метод наблюдения. Мы постарались увидеть, вспомнить, чем измеряют длину люди в повседневной жизни:
- чертят линии, отрезки, фигуры на уроках с помощью линейки (в школе);
-длину, высоту, ширину при покупке мебели с помощью рулетки (в магазине);
- расстояние между кустарниками при разбиении сада с помощью рулетки (на садовом участке);
- длину, высоту, ширину стройматериалов во время постройки дома с помощью рулетки;
- длину деревянных реек при постановке ограды около дома с помощью рулетки.
Выясняем, что измеряют длину, высоту, ширину с помощью привычных для нас измерительных материалов: линейка, метр на тканевой основе, деревянный метр, рулетка. А всегда ли так было? Как же производили измерения люди в старину?
6. Обращаюсь за помощью к сети Internet.
Пытаемся почерпнуть сведения по теме исследования через сеть Internet. Выяснили, что основная современная единица измерения длины – метр. Она была принята во Франции в конце XVIII века. Метр определили как одну десятимиллионную долю участка земного меридиана от Северного полюса до экватора.
Так же узнали, что в старые времена люди производили измерения длины с помощью своего собственного тела.
7. Старинные задачи
В своей работе приведем примеры задач, в которых встречаются различные меры длины. Для их решения составлена таблица (приложение).
- Некто купил три четверти аршина сукна и заплатил за них 3 алтына. Сколько надо заплатить за 100 аршин такого же сукна? (1алтын = 3 коп.)
- Выразите в дюймах и сантиметрах 1 вершок, 1 пядь, 1 аршин, 1 сажень.
- Горшок имеет высоту 2 пяди. Найдите рост в сантиметрах того, кто «от горшка три вершка» (имеется ввиду – на три вершка выше).
- Диаметр Луны считается равным 3476 км. Выразите в аршинах, в вёрстах.
8. Пословицы и поговорки, в которых упоминаются различные меры длины
Рассмотрели наиболее распространенные старые меры, упоминания о которых часто встречаются в народной речи.
- Один, как перст - человек, не имеющий ни родных, ни близких, ни друзей.
- Не указывай на людей перстом! Не указали бы на тебя шестом! – если будешь кого-то обвинять (показывать на него пальцем), то тебя могут обвинить в чем-то значительно худшем или сделать это в ещё более грубой манере.
- От горшка два вершка, а уже указчик – молодой человек, не имеющий жизненного опыта, но самонадеянно поучающий всех.
9. Проводим эксперимент .
Измеряем учителя математики
Измеряем своих одноклассников
Измеряем учителя истории
9. Проводим эксперимент .
Установление длины старинных русских мер опытным путем
Мама
Папа
Вершок
Учитель матема
тики
5
Малая пядь
Ученики
Великая пядь
5
17
21
5
Пядь с кувырком
1
17
21
15
Локоть с кулаком
21
2
4
40
4
23
Локоть
22
15
3
4
21
19
46
40
20
Большой локоть
5
53
5
37
25
Аршин
49
17
5
19
60
35
18
4
65
49
20
18
6
21
40
57
5
25
42
7
17
69
51
5
44
63
16
24
19
40
36
19
53
64
44
18
17
64
53
21
35
43
21
36
52
40
22
64
65
51
35
42
53
63
43
53
64
64
Для обоснования и дальнейшего анализа результаты начал работать над их статистической обработкой.
Характеристика
Вершок
Приблизительное значение величины
Среднее арифметическое
4,5
Малая пядь
4,8
Великая пядь
9
Мода
5
17,8
Размах
Пядь с кувырком
23
Локоть с кулаком
20,2
1,6
17
27
19
52,5
4,8
Локоть
38
17,8
Большой локоть
8,3
46
25
54
6,15
40
43,8
Аршин
9,1
54,2
72
41
7
52
65,9
16
62
18
Провели свою статистическую обработку результатов исследования и сравнил результаты с данными теории. Получили расхождения в измерениях. Оказывается, одна и та же единица измерения получилась разной. Как же тогда измерить, например, длину участка огорода, длину коридора в школе, длину ткани в магазине? Ведь получатся разные показатели. Вспомнилось выражение «Всяк на свой аршин меряет».
Заключение
В ходе исследования мы сделали следующие выводы:
• уточнили, какими мерами длины пользуются в настоящее время;
• выяснили какими измерительными приборами пользуются в настоящее время;
• выяснили, какие меры длины существовали в старинные времена и что они все были связаны с частями тела человека;
• выяснили, что в литературных источниках встречается немало названий старинных мер длины;
• выяснили, что означают пословицы, поговорки, шутки, фразеологизмы, в которых встречаются названия старинных мер длины;
• познакомились с задачами, в которых встречаются старинные меры длины и попробовал их решать;
• в ходе эксперимента пришли к выводу, что измерения с помощью старинных мер длины оказываются не точными, они неудобны для измерений;
• выполнив все задачи своего исследования, можно сказать, что наша гипотеза подтвердилась: старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и были заменены на единицы измерения принятые во всём мире;