СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к итоговому уроку темы "Глагол"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация может быть использована на итоговом уроке русского языка в 6 классе  по теме "Глагол"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к итоговому уроку темы "Глагол"»

ГЛАГОЛ

ГЛАГОЛ

Я рада видеть каждого из вас! Звонок весёлый нас позвал в уютный класс, Время зря не будем мы терять, Наш урок пора нам начинать!

Я рада видеть каждого из вас!

Звонок весёлый нас позвал в уютный класс,

Время зря не будем мы терять,

Наш урок пора нам начинать!

Игра ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ   1.Глагол – это служебная часть речи. 2.Глагол обозначает действие. 3.Все глаголы изменяются по лицам, числам и родам. 4.Глагол отвечает на вопросы что делать? Что сделать? 5.Глагол склоняется как часть речи. 6.Глаголы бывают только переходными. 7.В предложении глаголы чаще всего бывают сказуемыми. 8.Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. 9.У возвратных глаголов суффиксы -ся, -сь. 10.В предложении с безличными глаголами есть подлежащее. 11. В русском языке глагол имеет 3 наклонения. 12. Глаголы прошедшего времени образуются преимущественно от основы неопределённой формы и при помощи суффикса -л -.

Игра ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ

1.Глагол – это служебная часть речи.

2.Глагол обозначает действие.

3.Все глаголы изменяются по лицам, числам и родам.

4.Глагол отвечает на вопросы что делать? Что сделать?

5.Глагол склоняется как часть речи.

6.Глаголы бывают только переходными.

7.В предложении глаголы чаще всего бывают сказуемыми.

8.Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.

9.У возвратных глаголов суффиксы -ся, -сь.

10.В предложении с безличными глаголами есть подлежащее.

11. В русском языке глагол имеет 3 наклонения.

12. Глаголы прошедшего времени образуются преимущественно

от основы неопределённой формы и при помощи суффикса -л -.

Задание 1.  Выразительно прочитайте стихотворение. Какое время года описано в нём? Какие чувства вызывает у вас этот текст? Озаглавьте его. Прочитайте глаголы. Определите, какова роль слов этой части в данном описании. Сделайте вывод.   Гаснет вечер, даль синеет.  Солнышко садится,  Степь да степь кругом – и всюду  Нива колосится!  Пахнет мёдом, зацветает  Белая гречиха…  Звон к вечерне из деревни  Долетает тихо…  А вдали кукушка в роще  Медленно кукует…  Счастлив тот, кто на работе  В поле заночует!  (И.Бунин)

Задание 1.

Выразительно прочитайте стихотворение. Какое время года описано в нём? Какие чувства вызывает у вас этот текст? Озаглавьте его. Прочитайте глаголы. Определите, какова роль слов этой части в данном описании. Сделайте вывод.

 

Гаснет вечер, даль синеет.

Солнышко садится,

Степь да степь кругом – и всюду

Нива колосится!

Пахнет мёдом, зацветает

Белая гречиха…

Звон к вечерне из деревни

Долетает тихо…

А вдали кукушка в роще

Медленно кукует…

Счастлив тот, кто на работе

В поле заночует!

(И.Бунин)

Морфологический разбор глагола   I. Часть речи Общее грамматическое значение. II. Морфологические признаки: 1. Начальная форма (неопределённая форма = инфинитив). 2. Постоянные признаки: а) вид;  б) переходность;  в) возвратность (возвратный или невозвратный);  г) спряжение. 3. Непостоянные признаки: А) род Б) число В) лицо Г) наклонение III. Синтаксическая роль в предложении

Морфологический разбор глагола

 

  • I. Часть речи Общее грамматическое значение.
  • II. Морфологические признаки:
  • 1. Начальная форма (неопределённая форма = инфинитив).
  • 2. Постоянные признаки:
  • а) вид;
  • б) переходность;
  • в) возвратность (возвратный или невозвратный);
  • г) спряжение.
  • 3. Непостоянные признаки:
  • А) род
  • Б) число
  • В) лицо
  • Г) наклонение
  • III. Синтаксическая роль в предложении
 Задание 2. (Самостоятельная работа)    Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.  Выразительно прочитайте текст, определите тему, главную мысль. Озаглавьте текст.  Разберите по составу глаголы, определите их морфологические признаки (смотри кластер). В форме какого времени употреблены глаголы? С какой целью, по-вашему, используется форма будущего времени?  

Задание 2. (Самостоятельная работа)  

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
  • Выразительно прочитайте текст, определите тему, главную мысль. Озаглавьте текст.
  • Разберите по составу глаголы, определите их морфологические признаки (смотри кластер). В форме какого времени употреблены глаголы? С какой целью, по-вашему, используется форма будущего времени?
  •  
 Я очень люблю эти пр_стые цветы – в_сёлые к_л_кольчики. Выйд_шь из леса на з_росший высок_й травой луг и от рад_сти ахн_шь: столько кр_суется всев_зможных цветов, п_хожих на праздничный х_ровод. По вс_му зелёному лугу б_леют р_машки ж_елтеют одуванч_ки цветёт мыш_ный г_рошек. А выше всех, всех в_селее – л_ловые к_л_кольчики. От лё_кого дыхания тёпл_го летн_го в_терка колыш_тся клан_ются зв_нят к_л_кольчики, радос_но приве_ствуя гостя.  Всё лето цветут зв_нят к_л_кольчики, зн_комые и милые цветы лугов и нашего леса.

Я очень люблю эти пр_стые цветы – в_сёлые к_л_кольчики. Выйд_шь из леса на з_росший высок_й травой луг и от рад_сти ахн_шь: столько кр_суется всев_зможных цветов, п_хожих на праздничный х_ровод. По вс_му зелёному лугу б_леют р_машки ж_елтеют одуванч_ки цветёт мыш_ный г_рошек. А выше всех, всех в_селее – л_ловые к_л_кольчики. От лё_кого дыхания тёпл_го летн_го в_терка колыш_тся клан_ются зв_нят к_л_кольчики, радос_но приве_ствуя гостя.

Всё лето цветут зв_нят к_л_кольчики, зн_комые и милые цветы лугов и нашего леса.

Задание 3. Замените каждый фразеологизм глаголом-синонимом. Запишите эти глаголы. Водить за нос. Рассеиваться как дым. Надуть губы. Прикусить язык Унести ноги. Зарубить на носу. Чесать язык. Клевать носом  Задавать стрекоча

Задание 3. Замените каждый фразеологизм глаголом-синонимом. Запишите эти глаголы.

  • Водить за нос.
  • Рассеиваться как дым.
  • Надуть губы.
  • Прикусить язык
  • Унести ноги.
  • Зарубить на носу.
  • Чесать язык.
  • Клевать носом
  • Задавать стрекоча
Проведём эксперимент. 1. Прочитайте текст. В чём его необычность? Как вам кажется, о чём этот текст?  2. Выпишите из текста слова, которые по языковым признакам соотносимы с глаголами, определите их морфологические признаки.  3. Спишите выделенные предложения и разберите их по членам предложения.  Установите, с какими частями речи соотносимы «искусственные» слова.

Проведём эксперимент.

  • 1. Прочитайте текст. В чём его необычность? Как вам кажется, о чём этот текст?
  • 2. Выпишите из текста слова, которые по языковым признакам соотносимы с глаголами, определите их морфологические признаки.
  • 3. Спишите выделенные предложения и разберите их по членам предложения.
  • Установите, с какими частями речи соотносимы «искусственные» слова.
Пуськи бятые  Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит: – Калушата, калушатоки! Бутявка!  Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит: – Оее? оее! Бутявка-то некузявая!  Калушата бутявку вычучили.  Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки .  А Калуша волит: – Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.  А бутявка волит за напушкой: – Калушата подудонилась! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!    (Л. Петрушевская)

Пуськи бятые

Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:

– Калушата, калушатоки! Бутявка!

Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит:

– Оее? оее! Бутявка-то некузявая!

Калушата бутявку вычучили.

Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки .

А Калуша волит:

– Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.

А бутявка волит за напушкой:

– Калушата подудонилась! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!

 

(Л. Петрушевская)

Рефлексия  Наш урок подошёл к концу, и • Я хочу сказать ... • Мне больше всего удалось ... • За что я могу себя похвалить? • За что я могу похвалить одноклассников? • Что приобрёл? • Что меня удивило? • Для меня было открытием то, что ... • Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

Рефлексия

Наш урок подошёл к концу, и

Я хочу сказать ...

Мне больше всего удалось ...

За что я могу себя похвалить?

За что я могу похвалить одноклассников?

Что приобрёл?

Что меня удивило?

Для меня было открытием то, что ...

Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

Домашнее задание  Упражнение 717, 720 стр. 159-160

Домашнее задание

Упражнение 717, 720

стр. 159-160