ГЛАГОЛ
Я рада видеть каждого из вас!
Звонок весёлый нас позвал в уютный класс,
Время зря не будем мы терять,
Наш урок пора нам начинать!
Игра ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ
1.Глагол – это служебная часть речи.
2.Глагол обозначает действие.
3.Все глаголы изменяются по лицам, числам и родам.
4.Глагол отвечает на вопросы что делать? Что сделать?
5.Глагол склоняется как часть речи.
6.Глаголы бывают только переходными.
7.В предложении глаголы чаще всего бывают сказуемыми.
8.Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.
9.У возвратных глаголов суффиксы -ся, -сь.
10.В предложении с безличными глаголами есть подлежащее.
11. В русском языке глагол имеет 3 наклонения.
12. Глаголы прошедшего времени образуются преимущественно
от основы неопределённой формы и при помощи суффикса -л -.
Задание 1.
Выразительно прочитайте стихотворение. Какое время года описано в нём? Какие чувства вызывает у вас этот текст? Озаглавьте его. Прочитайте глаголы. Определите, какова роль слов этой части в данном описании. Сделайте вывод.
Гаснет вечер, даль синеет.
Солнышко садится,
Степь да степь кругом – и всюду
Нива колосится!
Пахнет мёдом, зацветает
Белая гречиха…
Звон к вечерне из деревни
Долетает тихо…
А вдали кукушка в роще
Медленно кукует…
Счастлив тот, кто на работе
В поле заночует!
(И.Бунин)
Морфологический разбор глагола
- I. Часть речи Общее грамматическое значение.
- II. Морфологические признаки:
- 1. Начальная форма (неопределённая форма = инфинитив).
- 2. Постоянные признаки:
- а) вид;
- б) переходность;
- в) возвратность (возвратный или невозвратный);
- г) спряжение.
- 3. Непостоянные признаки:
- А) род
- Б) число
- В) лицо
- Г) наклонение
- III. Синтаксическая роль в предложении
Задание 2. (Самостоятельная работа)
- Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
- Выразительно прочитайте текст, определите тему, главную мысль. Озаглавьте текст.
- Разберите по составу глаголы, определите их морфологические признаки (смотри кластер). В форме какого времени употреблены глаголы? С какой целью, по-вашему, используется форма будущего времени?
-
Я очень люблю эти пр_стые цветы – в_сёлые к_л_кольчики. Выйд_шь из леса на з_росший высок_й травой луг и от рад_сти ахн_шь: столько кр_суется всев_зможных цветов, п_хожих на праздничный х_ровод. По вс_му зелёному лугу б_леют р_машки ж_елтеют одуванч_ки цветёт мыш_ный г_рошек. А выше всех, всех в_селее – л_ловые к_л_кольчики. От лё_кого дыхания тёпл_го летн_го в_терка колыш_тся клан_ются зв_нят к_л_кольчики, радос_но приве_ствуя гостя.
Всё лето цветут зв_нят к_л_кольчики, зн_комые и милые цветы лугов и нашего леса.
Задание 3. Замените каждый фразеологизм глаголом-синонимом. Запишите эти глаголы.
- Водить за нос.
- Рассеиваться как дым.
- Надуть губы.
- Прикусить язык
- Унести ноги.
- Зарубить на носу.
- Чесать язык.
- Клевать носом
- Задавать стрекоча
Проведём эксперимент.
- 1. Прочитайте текст. В чём его необычность? Как вам кажется, о чём этот текст?
- 2. Выпишите из текста слова, которые по языковым признакам соотносимы с глаголами, определите их морфологические признаки.
- 3. Спишите выделенные предложения и разберите их по членам предложения.
- Установите, с какими частями речи соотносимы «искусственные» слова.
Пуськи бятые
Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:
– Калушата, калушатоки! Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит:
– Оее? оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки .
А Калуша волит:
– Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.
А бутявка волит за напушкой:
– Калушата подудонилась! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!
(Л. Петрушевская)
Рефлексия
Наш урок подошёл к концу, и
• Я хочу сказать ...
• Мне больше всего удалось ...
• За что я могу себя похвалить?
• За что я могу похвалить одноклассников?
• Что приобрёл?
• Что меня удивило?
• Для меня было открытием то, что ...
• Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?
Домашнее задание
Упражнение 717, 720
стр. 159-160