Картины войны.
Картина – это исповедь, это настоящие чувства. (Б.Неменский)
Более тридцати лет назад появилась в общеобразовательной школе программа Бориса Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». Мы обучаемся изобразительному искусству по учебнику Бориса Неменского, который является участником Великой Отечественной войны и народным художником России и педагогом.
С началом Великой Отечественной войны Борис Неменский нес военную службу в Студии военных художников им. Грекова.
Его долгом было всегда быть на передовой и делать художественные зарисовки всего происходящего. Почти все военные действия проходили под внимательным взором художника. Борис Неменский рисовал картины, проникаясь жизнью солдат. Ведь это были обычные люди, судьбу которых решала война, и которые сами влияли на ее исход.
О далеких и близких .
Материалом для картины послужили впечатления и переживания самой первой командировки студийца-грековца в конце 1942 года в действующую часть, занявшую плацдарм, глубоко врезавшийся во вражеские позиции.
На этот участок фронта редко и нерегулярно доставлялась полевая почта. В таких условиях письма, которые солдаты перечитывали вслух и помногу раз, приобретали особую ценность.
Земля опаленная.
Изрытая взрывами, изрезанная гусеницами, испепеленная земля — полноправный герой этой картины. Кричащий цвет подчеркивает весь драматизм событий, это не столько цвет земли, сколько окраска трагического переживания. «Это полотно, скорее всего, о земле, созданной для пашни, радости и труда, о войне, превращающей ее в адское подобие чужой, мертвой, непригодной для жизни планеты, в зону пустыни».
«Мать» .
Эта картина никого не оставляет равнодушным, выплеснув тоску по дому, тихую нежность к матери и сыновьям, разлученным войной.
Обычный для того времени мотив: спящие на полу в крестьянской избе бойцы. Но он прозвучал по-новому под кистью молодого художника. Желание написать картину о простых русских женщинах, по-матерински встречавших солдат в каждом селе, в каждом городе, вылилось в выражение благодарности к женщине-матери.
«Солдаты-отцы»
Одна из тем в творчестве Б.М. Неменского, — тема отцовства: «Незащищенность, доверчивость, открытость детства — и сила, право и труднейшая обязанность отца решать и отвечать». Память чувств возвращается к первым дням войны, когда в практически стертом отступающими фашистами с лица земли промерзшем городе бойцы нашли чудом уцелевшую девочку. Она была вся в морщинках, как старушка, и не могла даже плакать.
«Одиночество»
Тема женских судеб, искалеченных войной, зазвучала особенно трагично спустя несколько десятилетий после окончания войны. «Особенно меня волновала порожденная войной тема женского одиночества — тема невест и жен погибших солдат. Они благословили мужей на подвиг, помогали в трудную годину и совершают подвиг до сих пор, будут свершать его до самой смерти».
«Утраты»
Картина посвящена трагическим женским судьбам. Это символ скорби и одиночества, оплакивание навеки ушедшего счастья то ли на небольшом могильном холмике, то ли на «безымянной высоте».
«Память смоленской земли».
Бывшие ученики Бориса Неменского как-то привезли художнику из-под Смоленска пробитую солдатскую каску и горсть стреляных гильз. Эти предметы, отзвуки минувших событий, пролежавшие в земле десятилетия, родили цепь ассоциаций. Художник вспомнил треснувший печной чугунок, который видел в уцелевшей печи выжженной дотла русской деревни, и на картине появились два похожих по форме округлых металлических предмета: один как отголосок мирной жизни, другой из пламени войны. Они застыли, как на пьедестале, на доске столешницы — натюрморт-памятник минувшей трагедии.
Тема, которую избрал Борис Неменский, волнует очень многих: Великая Отечественная война навсегда вошла в нашу память как время суровое, трагическое и вместе с тем — полное героизма и отваги миллионов людей. Темы, связанные с войной, в творчестве Б.М. Неменского становятся обращением не только к прошлому, но и к настоящему и будущему, сплетаясь с тревожными проблемами мира.